Организация дистанционного обучения в старших классах с помощью педагогического сайта
статья по истории на тему

Вагу Мария Викторовна

Мировая цивилизация в условиях постиндустриального общества поставила перед современным человеком новые требования, при которых в течении всей сознательной жизни индивида, насущной потребностью является непрерывное самостоятельное приобретение и применение на практике знаний в условиях информационного общества, для того, чтобы быть конкурентноспособным необходимо повышать свою квалификацию – одним из способов и выходов из создавшейся ситуации, диктующей жесткие условия человеку 21 века является дистанционное обучение, позволяющее приобретать  знания когда и где удобно обучаемому.       Дистанционные курсы в школе позволяют раскрыть подростку одно из главных преимуществ данной формы обучения – овладение не определенной суммой знаний, а самостоятельное их приобретение и умение работать с информацией, при которой процесс обучения становится активной познавательной деятельность.

Дистанционный обучение  в условиях профильной школы дает возможность учащимся и учителям, не стесненным подготовкой к сдаче обязательных экзаменов и экзаменов по выбору учащихся в формате ЕГЭ (например, обществознания, которое сдаёт по выбору половина выпускников)  большую возможность к самореализации и знакомству с современными образовательными системами обучения, получившими признание во многих странах. Элективный курс позволяет учащемуся выбрать образовательную траекторию в соответствии со своими желаниями и потребностями. Дистанционное обучение является механизмом индивидуализации образования в старшей школе, в соответствии с которой  ученику надо дать возможность выбора формы обучения.

Дистанционное образование в России базируется на следующих нормативных документах:

1.                    Концепция создания единой системы дистанционного образования России, 1995;

2.                    Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

3.                    Закон Российской Федерации «Об образовании».

         Соотношение объёма проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использование ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися определяется образовательным учреждением» [Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»].

Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не только источником информации. Старшеклассники имеют представление о разных возможностях предлагаемого курса – для одних имеют значение образовательные результаты, для других – возможность самореализации, раскрытие творческих способностей.

В современной России идет модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием информационных технологий. Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности учащихся. Очень важна для организации дистанционного обучения по истории, обществознанию, географии, литературе предоставленная уникальная возможность для учителей и учащихся всей звеньев системы непрерывного образования обратиться к базам данных исторических источников, опирающихся на базы данных с текстовой, графической, статистической информацией, объем которых значительно превышающий объём печатной информации и не зависит от пристрастий авторов к размещаемой информации.

Образовательное учреждение с использованием дистанционного обучения – это  прекрасная среда для получения качественного образования и возможностью открыть для учащегося новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объёма знаний. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы изучать и выполнять задания дистанционно в удобное для них время. Дистанционный элективный курс не ставит своей целью полностью ликвидировать очные занятия, которые также нужны и необходимы учащимся для общения (дискуссии, работа над проектами, выполнение совместных лабораторных и практических работ, консультации с учителем). Новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающим формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.

Дистанционная образовательная система как и любая другая образовательная система имеет свои цели, содержание, педагогические технологии, организационные формы и средства обучения, но в данной форме на основе компьютерных телекоммуникаций, которые позволяют эффективнее и шире использовать Интернет-ресурсы. Применение дистанционной системы дает возможность учителю организовать полноценное взаимодействие с учениками и сохранить результаты учебной деятельности каждого ребенка. Для старшеклассников существует возможность получить более глубокое изучение предметов, предоставляется возможность лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности, способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, учреждениях культуры.

     Личносто - ориентриентированный подход к учащимся при дистанционном обучении выражается в учете эргономических требований к учебному материалу, учащийся сам подбирает индивидуально характеристики изучаемого материала – шрифт, размер, цвет, яркость, контраст и т.д., поэтому обучаемым важно обладать необходимыми пользовательскими навыками работы на персональном компьютере. Обучающий не просто транслирует информацию, но поддерживает устойчивую позитивную мотивацию учащихся. Обучаемый воспринимает информацию, но способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за свои результаты.

Особое внимание следует уделить одному из достоинств телекоммуникационной основе дистанционного обучения – электронной почте, которая позволяет обеспечивать обмен файлами между преподавателем и учащимся. Отправка сообщений может осуществляться не только в текстовой, но и нетекстовой форме (графика, звук, программы), незначительное по сравнению с обычными письмами время доставки до адресата, который получает электронное письмо в удобное для себя время, при отправке письма можно указать на необходимость автоматической же присылки подтверждения о реальном получении письма адресатом.Так же можно использовать такие средства связи между учителем и учеником как Mail-Агент, ICQ, Quip, которые также позволяют осуществлять не только передачу текстовых сообщений, но и файлов и обладают возможностью оперативного общения в режиме реального времени. При помощи этих средств коммуникаций адресат получает письмо не только в удобное время, но, учитывая широкое применение мобильной связи, которая давно вошла в повседневную жизнь подавляющего большинства населения нашей страны, а также то, что большинство подростков являются продвинутыми пользователями мобильных телефонов, то для оперативной связи с преподавателем необязательно находится рядом с компьютером,  а достаточно установить программу Mail- Агент,  jimm. Однако средства мобильной связи могут как правильно использоваться в экстренных случаях, для полноценного дистанционного обучения необходим персональный компьютер. Можно сказать ,что это наиболее доступные виды коммуникаций, которые  не требуют больших материальных затрат.

Одной из главных задач является поддержка устойчивой мотивации учащихся, для это необходимо:

1.                    Адекватная и удобная подача материала, обеспечивающая возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности;

2.                    Постоянная обратная связь как реакция на деятельность учащихся, оценка результатов, коррекция проблем, обеспечение максимально возможной интерактивности между учителем и учеником;

3.                    Возможности общения и взаимодействия учащихся в процессе совместной творческой деятельности.

4.                    Организация не только самостоятельной индивидуальной работы, но и групповой деятельности учащихся, которая предполагает также как и очная система использование инновационных педагогических технологий (исследовательская деятельность, метод проектов, проблемное обучение);

5.                    Наиболее эффективной структурой дистанционного обучения модули, которые не должны быть объемными , т.к. это снижает эффективность и мотивацию обучения ,когда ученик не видит своего продвижения по пути приобретения знаний.

Дистанционное обучение имеет большие возможности, так как эта организация системы обучения особенно важна для старшеклассников, активно готовящихся к поступлению в ВУЗ, занимающихся в системе дополнительного образования, заинтересованных в углубленном изучении отдельных программ, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющими.

Внедрение дистанционного обучения повышает уровень доступности образования, адаптирует детей с ограниченными возможностями в социуме, где происходит смещение акцентов с пассивного обучения на самообразование, обогащает преподавательский ресурс, персонализирует образовательный процесс через накопление разнообразных учебных ресурсов, сохраняет и тиражирует педагогический опыт, повышает профессиональную компетентность педагогов за счет освоения информационных технологий. «Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта» [Постановление Государственного Комитета по высшему образованию №6 от 31.05.1995 «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России»]. Дистанционный курс является с одной стороны, как часть уже существующей образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельная инновационная система, направленная на развитие активной творческой деятельности учащихся и их профессиональное самоопределение с применением новых информационных технологий. Учащийся получается возможность принимать активное участие в построении собственной образовательной траектории и максимально реализовать свои потребности и интересы.

Педагогический сайт может являться инструментом формирования открытой образовательной среды.

Возможные направления развития педагогических сайтов.

возможные направления развития педагогических сайтов.

1. Взаимодействие с коллегами, учениками и родителями,

2. Организация сетевой проектной деятельности,

3. Организация и проведение дистанционного обучения,

4. Проведение дистанционных внеклассных мероприятий - конкурсов, конференций, семинаров и олимпиад для учащихся.

5. Онлан-тестировани поможет подготовить учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

6. Презентация и популяризация своего педагогического опыта. 

7. Форумы дают прекрасную возможность проведение конференций и семинаров с целью формирования устойчивого интереса к предмету и культуры сетевого общения

Проблема общения это одна из самых главных причин, почему процесс обучения неуспешен. Дистанционные методы общения - телефон, почта, чат популярны среди подростков и способны удовлетворить их потребность в общении в большей мере, чем у людей старшего поколения, если создается коллектив учащихся виртуальный класс или виртуальная группа элективного курса  процесс обучения инициируется и направляется опытным учителем. Дистанционное обучение помогает решить проблему -когда ученик испытывает стресс и дискомфорт, подавленность, боязнь несоответствовать ожиданиям педагога.

.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для организации дистанционного обучения с учащимися и реализации смешанного обучения.

Пособие разработано в рамках государственных работ по наполнению информационного публичного пространства в Интернет педагогами школы № 657. Ресурс предназначен для организации дистанционного обуч...

Организация дистанционного обучения при помощи образовательной платформы Core

Core — это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом. Данный конструктор был создан в рамках проекта...

Организация дистанционного обучения с помощью платформы videouroki.net

quot;Видеоуроки в интернет" — крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ, которая помогает учителям усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового, закрепление изученног...

Организация дистанционного обучения с помощью современных компьютерных технологий

Дистанционное обучение школьников в нашей стране уходит своими корнями в восьмидесятые годы прошлого века, когда будущие студенты, в рамках подготовительных курсов предвузовской подготовки, выполняли ...

Памятка для родителей "Помощь в организации дистанционного обучения ребёнка"

В буклете представлен материал о режиме дня школьника при дистанционном обучении....

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...