Проверка знаний на уроках истории.
статья по истории по теме
ТЕМА: Проверка знаний на уроках истории.
Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории.
Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы. (Приложение 1)
Промежуточный контрольпо предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты. (Приложение 2)
Для проведения контроля используются различные формы.
Исторический диктант- форма письменного контроля знаний и умений учащихся, представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью исторических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: знание дат, имен, терминологии и т.д. Таким образом, быстрота проведения исторического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля (Приложение 3)
Устный зачет по теме- одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме: - на зачет отводится не более 2 уроков;
- подготовка к зачету ведется заблаговременно, до изучения темы ученик получает информацию о дате проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые в него войдут;
- принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших классах. (Приложение 4)
В современных условиях преподавания отдельных предметов оптимальным способом осуществления текущего или промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с охватом наибольшего количества учащихся является тестирование. А в условиях создания и внедрения государственной системы тестирования применение тестового контроля знаний становиться необходимостью.
В настоящее время тестов издается много. В педагогической деятельности для контроля знаний на уроках истории я использую как готовые, так и собственные разработанные тесты. Изучение изданных исторических тестов позволило выявить в них ряд содержательных и структурных недостатков:
- большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения фактов, событий, действий и поступков личности и т.п.
- велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
- тесты по истории (как и по другим предметам гуманитарного цикла) не решают вопрос выявления сформированности у учащихся умения говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего учащиеся выучившие учебный материал.Опыт применения тестирования знаний учащихся по истории показывает, что целесообразнее всего использовать его:
- с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися;
- по результатам изучения очередной темы или раздела курса;
- с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным темам, охватывающим века, периоды и т.д.;
- перед групповыми занятиями: уроки с элементами семинара-исследования, семинара с элементами дискуссии, семинара «за круглым столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям, терминам по теме позволяет убедиться в правильности выбранного метода проведения занятия;
- с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
Тестирование эффективно в больших классах, где опросить каждого по одному разу даже в течение месяца не всегда представляется возможным. Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);
- периодичность (на каждом занятии, после изучения каждой темы, каждого раздела);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).
Создание заданий в тестовой форме по всему предмету истории или по проверяемой теме, разделу, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста. Задания, входящие в тест подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как: названия, имена; смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, противоречия; причинно-следственные отношения.
Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися.Особенности современного исторического знания определяются следующим образом:
- с одной стороны - это знания учащихся о конкретных событиях, их времени, месте, непосредственных участниках и т.д., что составляет объективную часть исторического знания,
- с другой стороны, - это знания, получаемые учащимися из различных источников (учебники и учебные пособия, журналы и периодическая печать), формирующие представления в описаниях и объяснении исторических событий современниками, зачастую содержащие субъективизм и пристрастность, что приводит к разнообразию суждений и оценок о причинах и представлениях событий.
Всё это предопределяет многообразие знаний и умений, приобретаемых учащимися при изучении истории, и создает много сложностей и препятствий. Наряду со знаниями хронологии, понятий и фактов, необходимо владеть умениями и навыками описания исторических событий и объектов, критического восприятия и анализа данных исторических источников, раскрытия сущности и значения явлении, сопоставление исторических версии и оценочных суждении.
Тестовые задания в силу своей универсальности и удобства применения могут применяться практически при всех видах контроля: текущем, рубежном и итоговом. Достаточно большая вариативность форм и типов тестов позволяют разрабатывать их для проверки всех уровней усвоения материала и могут быть адресованы учащимся разного уровня подготовленности.
При проведении текущего тестового контроля знаний по истории целесообразно применять закрытые формы тестовых заданий (на опознание, различение, соотнесение) и открытые формы (задания с дополнением и конструктивные). Это объясняется тем, что первый раздел предмета содержит много понятий, определений, терминов, изучаемых учащимися впервые. Вместе с тем, хорошее владение исторической терминологией является основой правильности толкования исторических явлений и событий.
Выбор данных форм обусловлен также тем, что они выполняют именно те задачи, которые ставит перед собой контроль знаний первого и второго уровня усвоения материала. Данные формы позволяют осуществить так называемый первичный контроль знаний непосредственно после изучения того или иного блока очередной учебной информации с тем, чтобы выявить степень его усвоения и, по необходимости, принять меры по корректировке обучения. Задания в данных формах выполняются быстро и позволяют охватить всю группу обучаемых/
В целях дифференциации контроля могут быть разработаны различные по сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволит применить индивидуальный подход в обучении учащихся.
При проведении рубежного тестирования следует ставить задачи проверки более глубоких знаний, полученных учащимися при изучении достаточно больших разделов предмета. Эти блоки информации обычно являются одними из тех основных элементов знаний, овладение которыми является необходимым в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Поэтому задания для рубежного тестирования должны быть более объемными и охватывать все темы раздела. Для исключения однообразия в тестах лучше применять полиформные задания, включающие различные формы тестов первого, второго и третьего уровней Что касается заданий на проверку третьего уровня усвоения (задания на выявление правильной последовательности), то их применение в рубежном контроле позволит выявить не только знания, полученные в процессе обучения, но и необходимые умения и навыки.
Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о ряде преимуществ, которые возможно рассматривать как признаки тестовой технологии. К ним относят:
1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.
2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.
3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.
4. Объективность тестового контроля
5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов)
6. Единство требований ко всем испытуемым.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тема «Коллективизация», 9 класс.
1 вариант.
1.ТОЗ - это
2.Даты коллективизации
3. Расположите в хронологической последовательности: а) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве»; б) «Год великого перелома»; в) «Головокружение от успехов»; г) «О мерах по ликвидации кулачества как класса».
4. Назовите дату и объясните что такое «год великого перелома»
5. Итоги коллективизации
2 вариант
1.Артель - это
2. П Ангелина
3. Год окончания коллективизации
4. 25-тысячники.
5 Расположите в хронологической последовательности: а) «Закон о 5 колосках»; б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»; в) «Головокружение от успехов»; г) «О ликвидации кулачества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка знаний на уроках изобразительного искусства по теме «Цветоведение» для 5, 6 классов.
Проверка знаний на уроках изобразительного искусствапо теме «Цветоведение»для 5, 6 классов....
Методика и опыт. Элементы личностно-ориентированного обучения при тематической проверке знаний на уроках географии.
Представленный материал демонстрирует возможности использования разноуровневого подхода при тематической проверке знаий учащихся в 6 классе....
Виды и функции проверки знаний на уроках истории и обществознания
Рассказывается о видах и функциях проверки знаний на уроках обществознания...
Виды и функции проверки знаний на уроках истории и обществознания
О видах и функциях проверки знаний на уроках обществознания...
Организация учебной деятельности на этапе проверки знаний на уроках биологии
Грамотная и эффективная организация проверки знаний и умений учащихся позволяет выявить уровень подготовки школьников, вовремя обнаружить и ликвидировать имеющиеся пробелы.Если контроль знаний обучающ...
Способы закрепления материала и проверки знаний на уроках музыки
Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, при которой учитель мог бы наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе ...
Формы и приемы проверки знаний на уроках истории
Статья направлена на обобщение знаний по заявленной проблеме, определение форм и приемов проверки, являющихся наиболее эффективными при формировании знаний на уроке истории....