Рим превращается в мировую державу
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим превращается в мировую державу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rim_prevr._v_mirov._dergavu.zip1016.37 КБ
Файл rim_prevr._v_mirov._dergavu._urok.rar11.03 КБ

Подписи к слайдам:


Рим превращается в мировую державу

История Древнего мира

Учитель истории Зарипов Ш.З.

План урока

Римская армия

Вооружение римской армии

Завоевание Македонии и Греции Римом

Римские провинции.




Цели и задачи урока :

Образовательные:

назвать причины превращения Рима в мировую державу

Развивающие:

объяснить учащимся что способствовало превращению Рима в мировую державу

Воспитательные:

развивать навыки самостоятельной работы с учебником, составления схем и конспектов










Проверка домашнего задания

Опишите первую Пуническую войну

Кто такие пуны?

Опишите вторую Пуническую войну

Почему битва при Каннах вошла в историю?

Назовите цели сторон в войнах между Римом и Карфагеном?

Опишите Третью Пуническую войну




Римская армия

В постоянных войнах закалялась и совершенствовалась римская армия. В царский период все римское войско называлось «Легион». В него входили 3 тысячи воинов. После реформации до 25 легионов по 4200 пехотинцев и 300 всадников в каждом.

Легионы состояли из 10 отрядов называемых «Манипулами».

В манипулу входили 2 «центурии» - сотни. Впоследствии центурия включала не 100, а только 80 человек.

Позже центурии стали объединяться в когорты, которые заменили манипулы. В когорту входило около 500 воинов, а первая когорта насчитывала 800 воинов.




Римская армия

Римская армия имела хорошо обученных командиров. Центурию возглавлял центурион, когортой командовал военный трибун. Начальником легиона был легат. Каждая центурия, когорта и легион имели свои эмблемы. Их несли впереди воинского подразделения. Знаком легиона был серебряный орел. Если враги захватывали его, легион расформировывался.




Вооружение римской армии

На вооружении у римских воинов были короткие мечи (гладиусы), длинные копья (гасты), короткие копья (дротики), мощные луки. Голову римского воина защищал шлем из кожи или металла. На тело надевалась кожаная рубаха, укрепленная металлическими пластинами. У римских воинов позже появились металлические доспехи и иногда использовались кольчуги, плетенные из металлических колец. На ногах воины носили высокие с ремнями башмаки на прочной подошве. Они назывались калиги.

Вооружение римской армии

В ближнем бою легионеры применяли особый вид строя – «черепаху».

Расширение Римской империи

Окончательным итоговым завоеванием римлян и созданием великой римской державы стало подчинение Римом Египта.

Однако приобретением могущества римлянами они утрачивают веками накопленное достояние - республику.

Ссылки на источники:

http://taunt.ru/Pyatii_Makedonskii_legion/Opirayas_na_skutum/ - рисунки

Учебник «История Древнего мира» В.И. Уколова, Л.П. Маринович



Предварительный просмотр:

Рим превращается в мировую державу

Тип урока : систематизации новых знаний.

Вид урока: с использованием ИКТ с постановкой проблемных вопросов и ученических сообщений.

Наглядно-демонстрационные материалы: компьютер, карта , глобус, презентация.

Цели и задачи урока :

Образовательные:

· назвать причины превращения Рима в мировую державу

· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;

Развивающие: 

· объяснить учащимся что способствовало превращению Рима в мировую державу

· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

· развивать навыки самостоятельной работы с учебником, составления схем и конспектов

· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

Основные понятия: легион, манипулы, центурион, «черепаха», италийский союз, легат, центурион,  трибун,  гладиусы, гасты, дротики, кольчуга, калиги.

Ход урока

I Организационный  момент

II Проверка домашнего задания

- опишите первую Пуническую войну

- кто такие пуны?

- опишите вторую Пуническую войну

- почему битва при Каннах вошла в историю?

- назовите цели сторон в войнах между Римом и Карфагеном?

- опишите Третью Пуническую войну

III Изучение нового материала

  1. Римская армия. 

Вопрос: Дайте описание составу и структуре римской армии в царском периоде. Ученическое сообщение:

В постоянных войнах закалялась и совершенствовалась римская армия. В царский период все римское войско называлось легион. В него входили 3 тысячи воинов. Во время завоевания Римом Италии римская армия была увеличена и реформирована. Она уже включала несколько легионов (по 4200 воинов в каждом), в начале 1 века н. э. в ней было уже 25 легионов. Легионы состояли из 10 отрядов, которые назывались манипулы. В манипулу входили 2 центурии - сотни. Впоследствии центурия включала не 100, а только 80 человек. В состав легиона входило 4200 пехотинцев и 300 конных воинов. Позже центурии стали объединяться в когорты, которые заменили манипулы. В когорту входило около 500 воинов, а первая когорта насчитывала 800 воинов. (Смотрим слайд 5).

Вопрос: Как вы думаете, почему армия римлян изменилась в своем составе, и с какой целью проведены реформы?

Примерный ответ:

Для дальнейших завоеваний и подчинения уже завоеванных народов, нужно было увеличить количественный состав армии и изменить его качественно, в целях лучшего маневрирования и командования.

Вопрос: Как управлялась римская армия? Ученическое сообщение:

Римская армия имела хорошо обученных командиров. Центурию возглавлял центурион, когортой командовал военный трибун. Начальником легиона был легат. (Смотрим слайд 6).

Каждая центурия, когорта и легион имели свои эмблемы. Их несли впереди воинского подразделения. Знаком легиона был серебряный орел. Если враги захватывали его, легион расформировывался.

Вопрос: почему?

Примерный ответ:

Это было позором для римлян и чтобы укрепить дисциплину в армии.

  1. Вооружение римской армии.

Ученическое сообщение:

На вооружении у римских воинов были короткие мечи (гладиусы), длинные копья (гасты), короткие копья (дротики), мощные луки. Голову римского воина защищал шлем из кожи или металла. На тело надевалась кожаная рубаха, укрепленная металлическими пластинами. У римских воинов позже появились металлические доспехи и иногда использовались кольчуги, плетенные из металлических колец. На ногах воины носили высокие с ремнями башмаки на прочной подошве. Они назывались калиги. 

(Смотрим карту или слайд 7). В ближнем бою легионеры применяли особый строй – «черепаху». (Смотрим слайд 8).

С 4 века до н. э. римским воинам стали платить жалованье. Постепенно армия превращалась в профессиональную. Срок службы в армии вырос до 25 лет. Закончив службу, ветераны получали земельные наделы и хорошую пенсию.

Римские воины умели не только прекрасно воевать. Они строили дороги и укрепленные военные лагеря. Впоследствии на месте многих этих лагерей создавались поселения и города, в том числе будущие европейские столицы - Лондон, Вена и др.

  1. Завоевание Македонии и Греции Римом. 

Рассказ учителя:

Вдохновленные победой во второй Пунической войне, римляне устремили свои взоры на Восток. Они одержали победу над сирийским царем Антиохом III. Сирийское царство перестало быть угрозой Риму. (Смотрим карту или слайд 9).

Самым сильным противником Рима на Востоке была Македония.  (Смотрим карту или слайд 9).  Рим трижды вел войны против нее. В третьей Македонской войне (171-168 годы до н. э.) Македония потерпела сокрушающее поражение. Решающую роль в этом сыграла битва при городе Пидне в 168 году до н. э. Под командованием консула Луция Эмилия Павла римские войска разгромили царя Македонии Персея. Македония была превращена в римскую провинцию.

Воспользовавшись тем, что римляне в это время воевали с Карфагеном, греческие города восстали против их власти. Союз городов возглавил Коринф. (Смотрим карту или слайд 9).  Римляне захватили Коринф, разрушили его до основания и предали проклятию само место, где он был расположен. Это случилось в 146 году до н. э. - тогда же, когда был разгромлен Карфаген. Греция окончательно попала под власть римлян.

Через несколько лет бездетный царь небольшого государства Пергам в Малой Азии завещал свои владения Риму. (Смотрим карту или слайд 9). Вслед за Пергамом и другие города Малой Азии перешли в руки римлян. На их территории римляне создали провинцию Азия.

Постепенно все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Окончательно это произошло в конце 1 века до н. э., когда и Египет был подчинен Риму. (Смотрим карту или слайд 9). Средиземное море превратилось во внутреннее море римского круга земель. Рим постепенно превращается в огромную державу.  Римляне называли его "наше" море.

IV. Заключение и выводы.

  1. Римские провинции.

Каковы были итоги римских завоеваний? Как управлялась эта великая держава? Какое место занимали римские граждане в этой державе? Во что превратился Рим и каковы негативные качества завоеваний для римского общества? Ученическое сообщение:

После Пунических войн, захвата Македонии и Греции Рим превратился в огромную державу. Властелином и центром ее стал Рим. Италия в этой державе занимала особое положение. Многие ее жители были римскими гражданами или союзниками Рима. Жители Италии не платили податей. Бремя податей было переложено на другие завоеванные земли, которые называли провинциями.

Рим богател за счет провинций. Это, однако, способствовало падению нравов внутри самого Рима. Процветали взяточничество, подкуп, присвоение казенных денег. Честность и верность ушли в прошлое. Главным мерилом успеха становилось количество денег и рабов.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал

Домашнее задание:

1.  Прочитать § 52, конспект лекции учителя.

2.  Выполнить задания на стр. 257.

3.  Подготовить §  53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "В клетке одни вещества превращаются в другие"

Контрольная разработана для 5 класса по программе Вахрушева. В ней предложены разные виды заданий, на разные УУД....

контрольная работа по теме "Одни вещества в организме превращаются в другие"

Контрольная разработана на основе требований ФГОС. В ней задания которые проверяют усвоение материала и те которые диагностируют уровень сформированности УУД....

Классный час «И превращался в пепел снег…»

В первые февральские дни россияне отмечают 70 – летие  Сталинградской битвы.  Цели классного часа : пополнить знания об истории нашей Родины; расширять  представления  учащихс...

"Мировая держава персов"

методическая разработка урока истории в 5 классе ОС Школа 2100 по теме "Мировая держава персов" в соответствии с ФГОС, презентация к уроку...

РАЗРАБОТКА УРОКА по Теме: США в XIX веке: через Гражданскую войну к мировой державе.

Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело в тому, чт...

Мировая держава персов

Чему может научить история Персидской державы современных людей?...

"Рим превращается в мировую державу"

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме: "Рим превращается в мировую державу". Возможно использование для организации дистанционного урока....