Ново вавилонское царство
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

    Урок поистории Древнего мира на тему "Ново вавилонское царство" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novovavilon.zip2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Зарипов Шавкат Закиевич, учитель истории.

МОБУ СОШ с. Имай-Кармалы

МР Давлекановский район РБ.

Тема: Нововавилонское царство. (Урок с использованием ИКТ)

Цель урока:  

1/. Что общего и в чем различия в двух великих державах–Ассирии и Нововавилонского царства?

2/. Прививать обучающихся в мир прекрасного.

3/. Развивать интерес к прошлому.

 Метод: урок лекция с использованием презентации.

План урока: (Слайд №2)

1. Возникновение Нововавилонского царства.

2. Город Вавилон.

3. Висячие сады – один из чудес света.

4. Падение Вавилона.

Проверка домашнего задания: короткий опрос по прошедшей теме: «Ассирийская империя» и сделать вывод, почему первые военные империи были недолговечны, а причины их падения–схожи.

Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы: 

мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация, карта.

Ход урока.                                  

I. Организационное начало и сообщение темы урока.

 1. Возникновение Нововавилонского царства.

 Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из интересных и уникальных по своей красоте города Вавилона и историей Нововавилонского царства.

  В 626 году до н. э. в Вавилонии началось восстание против ассирийцев. В нем участвовало местное население - халдеи. Возглавил восстание халдей Набопаласар. Вавилоняне совместно со своими союзниками победили ассирийцев и некогда великая и грозная Ассирия пала. После смерти отца Нововавилонским царем становится сын Набопаласара- Навуходоносор 2. Прежде чем стать царем, завершил процесс завоевания Ассирии халдеями (выступавшими в союзе с мидянами и скифами), изгнал египтян из Малой Азии. Вавилонские правители завоевали не только Ассирию, но и Сирию, Палестину. (Слайд №3). Наследник престола Навуходоносор взял Иерусалим, столицу Иудеи. Тысячи евреев были насильно переселены в Месопотамию. Началось вавилонское пленение иудеев, описанное в Библии. (Дать обучающимся почитать из книги, как вавилонские войска угоняли пленных иудеев). (Слайд №4). Евреи собирались  группами  чтобы молиться, эти сборища назывались синагогами.  Впоследствии так стали называть молебенные здания  евреев.

2. Город Вавилон.

  В период своего царствования, продолжавшегося 43 года, Навуходоносор отстроил Вавилон (Слайд №5) и сделал его одним из чудес света; проложил каналы, вырыл озера и огромное водохранилище, основал ряд городов, соорудил Мидийскую стену для защиты границ царства и завершил создание протяженного укрепленного вала, начатое еще его отцом. Для строительства мощной крепости использовались обожженные кирпичи.

  Со времен Царя Хаммурапи Вавилон был крупнейшим центром Ближнего Востока. Его жители безмерно гордились своим городом, не зря его название означало "Врата бога". Молва о Вавилоне, этом "царе городов", распространилась до самых отдаленных уголков Древнего мира. Вавилон стал символом могущества, власти и смешения народов. С Вавилоном связано библейское сказание о строительстве Вавилонской башни столпотворении, когда разделились и смешались языки и люди перестали понимать друг друга.

  При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития.

  Самым великолепным храмом Вавилона был "Дом основания неба и земли". (Слайд №6). Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

  Ворота Иштар облицованы глазурованным кирпичом с изображенным на них львов и драконов. (Слайд №7). Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку. (Слайд 8). На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы. Толщина стен Вавилона была такой, что по ним могли проехать одновременно шесть колесниц, выстроенных в ряд. На стенах возвышались башни с воротами, обитыми медью. В Вавилоне было несколько сотен площадей, окруженных домами и садами.

3. Висячие сады. (Слайд №9).

  Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. Навуходоносор, который очень любил свою молодую жену мидийскую принцессу Амитис, зная, что она скучает по родине, приказал построить для нее удивительные цветущие сады. Висячие сады украшали северо-западную часть пятиярусного дворца Навуходоносора. На сводчатых арках из кирпича были расположены террасы, напоминающие уступы гор. Рабы целыми днями крутили водоподъемные колеса и зачерпывали кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов.

  Греки приписали строительство этих садов Семирамиде - царице, правившей задолго до Навуходоносора. (Слайд №10). После смерти Навуходоносора, его возлюбленной царицы и завоевателя Александра Македонского Вавилон оказался заброшен, а чудо света было разрушено наводнением.

4. Падение Вавилона.

  Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись. (Слайд 11). В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

  Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

  Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

 

III.  Закрепление урока и итог:

Рассмотрим  библейское сказание о сооружении Вавилонской башни.

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон…

Вопрос учителя: - Что заставило людей прекратить строительство Вавилонской башни? Почему бог так поступил?

Учитель выслушав ответы излагает свои суждения: - "Сделать себе имя"-- значит прослыть в памяти современников и потомков воинами-победителями;  Господь смешал языки, чтобы люди не могли понимать мысли друг друга и не могли далее грешить Господу. Один язык и одно наречие указывает на общность и родственные отношения всех людей на земле.

Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Это указывает на стремление деспотической власти человека над природой, путем развития технократической цивилизации, с сознательным противлением воле Бога.

Ребята давайте разгадаем кроссворд: (Слайды 12-13).

По горизонтали: 1. Одно из семи чудес света описанных греками. 2. Местное население Вавилона поднявших восстание против ассирийцев. 3. Последний Нововавилонский царь. 4. Ассирийская царица, упомянутая и приписанная ей греками чудо света. 5. Материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. 6. Предводитель восстания – первый династический царь Нововавилонского царства. 7. Царь, при котором был расцвет Нововавилонского царства.

Правильные ответы: 1. Висячие сады; 2. Халдеи; 3. Валтасар; 4. Семирамида; 5. Идол; 6. Набопаласар; 7. Навуходоносор.

Далее обучающиеся пишут новые слова обведенные жирным шрифтом и дают пояснения к ним.

Итак мы запомнили, что:

•  Вавилон  был  самым  богатым  и  великолепным  городом Ближнего Востока;

•  вошел в историю и культуру как символ города-власте лина, в котором царили безнравственность и порок;

•  прославился   сооружением .висячих   садов,   вошедших   в число семи чудес света;

•  с Вавилоном связано библейское сказание о строительст ве Вавилонской башни;

•  гибель Вавилона была предсказана таинственным проро чеством.

Домашнее задание: учебник В.И. Уколова, Л.П. Маринович. §20.стр. 93-98. Вопросы на стр. 98. 

Вопросы: 1. Какой след в истории оставили Нововавилонские цари? 2. Что сделало Вавилон центром международной торговли? 3. Составьте развернутый план параграфа. 4*. Что свидетельствует о том, что Мардук был главным богом?

Ссылки на картинки в слайдах.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%80_II   
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Навуходоносор_II 
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD 
  5. http://history.rsuh.ru/historycd/history/html/t4/t4-02-06-03.htm 
  6. http://www.belpokupki.ru/content/biblioteka/spravka/enciclopediya/brokgauz_efron/v/list.php?SHOWALL_1=1 
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый год в Морском царстве

Каждый год со своими воспитанниками мы проводим Новогодние праздники. Приглашаем родителей. Рассказываем о проделанной работе за год. Подводим наши итоги. Поем, танцуем, веселимся....

Сценарий "Новый год в морском царстве"

Сценарий новогоднего выступления как часть общего сценария "Четыре стихии или поиски философского камня" Сбытия происходят в царстве Морскогоцаря....

"Вавилонское царство"

Конспект урока по истории для пятого класса...

Конспект урока по ФГОС "Законы Вавилонского царства"

Конспект урока для 5 класса составлен по требованиям ФГОС. Указаны цели, технологии, технологическая карта урока, задания. Тема "Законы Вавилонского царства"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме «Законы Вавилонского царства»

В технологической катре описаны деятельность учителя, деятельность учеников, этапы урока, формирование УУД, планируемые результаты....

Эссе «Языки и культуры в эпоху глобализации: новый взгляд на Вавилонскую башню»

Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Вавилонское царство. "

Данный урок комбинированного типа представляет собой практическую работу с источниками с элементами технологии критического мышления и занимает промежуточное место в изучении темы Древний Восток....