Общество Древнего Египта.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

шевцова светлана алексеевна

Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx94.58 КБ

Предварительный просмотр:

Общество древнего Египта.

Конспект урока для 5 класса.

Подготовила

Учитель истории

 ГОУ СОШ №262

Шевцова С.А.

Санкт –Петербург  2011

Тема: «Общество древнего Египта».  (2 часа).

Урок 1.

Цель: познакомить учащихся со структурой египетского общества; рассмотреть права и обязанности каждой категории; сформировать представление о труде; подвести учащихся к пониманию того, что египетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих; развивать умения работы с текстом, умения анализа и систематизации материала, умения работать с документами.

Основные понятия: фараон, вельможа, крестьяне, ремесленники, иерархия.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование урока: учебно-методический комплекс  Е.В.Саплиной, А.И. Саплина; карта «Древний Египет»; иллюстративный материал;  документ «Слава писцу».

План:

  1. Структура египетского общества.
  2. Фараон, чиновники.
  3. Писцы.
  4. Воины.
  5. Жрецы.
  6. Земледельцы и ремесленники.

Ход урока:

Опрос домашнего задания – задания № 1 – работа с картой:

1.Рассказать о географическом положении и климатических условиях Древнего Египта?

2.Какую роль в жизни египтян играл Нил?

Задание №2 – заполните таблицу ( 1 человек на доске).

Природные условия Древнего Египта

Благоприятные

Не благоприятные

Как египтяне преодолевали и использовали неблагоприятные условия

Задание №3 – работа со схемой – объединение страны под властью одного государства.

40 государств – северный и южный Египет – белая корона и красная – 3000 г. до н.э.  – фараон – Мемфис.

Учитель отмечает, что слова « страна» и «государство», следует различать.

«Страна Египет» - это долина и дельта Нила, сама река, горы.

«Государство Египет» - это власть, располагающая войсками, стражниками, чиновниками и др.

Изучение нового материала.

1.Структура египетского общества.

Особенность – строгая иерархичность.

Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от высших к низшим, в порядке их подчинения.

(работа в тетрадях и на доске)

Фараон ( правитель, обладающий верховной военной ,

судебной и жреческой властью).

Высший слой знати (жрецы, родовая и военная аристократия).

Аппарат чиновников ( охватывал всю страну).

Особые категории населения

(купцы, воины, земледельцы, ремесленники).

В данную структуру общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества и не имели никаких прав.

2. Фараон, чиновники.

Рассказ учителя.

Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в царское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями.

Многие фараоны наверняка относились к своим обязанностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктовали ответы, а при надобности созывали своих советников. ( Мотье П.- Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.)

Раздел « чиновники» изучается учащимися самостоятельно.

Вопрос  для обсуждения:

Какие обязанности выполняли чиновники в древнем Египте?

Рассмотрение иллюстраций учебника.

Закрепление:

  1. Какова особенность египетского общества?
  2. Назовите основные слои египетского общества?
  3. Какие права были у фараона?
  4. Какие права и обязанности были у чиновников?

Домашнее задание: опережающее чтение параграфа .

Урок 2.

На этом уроке будет продолжено знакомство с египетским обществом. Оно поможет нам ответить на вопрос: какую роль в египетском обществе играли писцы, воины, жрецы, земледельцы и ремесленники.

Краткий рассказ учителя.

Фараон был всесильным владыкой. Ему подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники и военноначальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы. Большое хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. Но большинство египетского народа составляли земледельцы  и ремесленники.

Запись в тетрадь:

Земледельцы – люди, занимавшиеся возделыванием земли.

Ремесленники – люди, владевшие ремеслом.

Поскольку материал параграфа был заранее прочитан  дома, организуется викторина «На службе у фараона».

Вопросы викторины:

  1. Какая профессия считалась наиболее почетной и выгодной в Древнем Египте и почему?
  2. Какой материал использовали для письма?
  3. Что такое регулярные войска?
  4. Расскажите, какое оружие было у египетских воинов?
  5. Как вы думаете, почему судьба простого воина была очень тяжелой?
  6. К каким результатам приводили постоянные войны Египта?
  7. Какую роль в Египте играли жрецы?
  8. Какие обязанности были у жрецов?
  9. Какими знаниями надо было обладать жрецу?

Подведение итогов.

Учащимся предлагается заполнить таблицу.

(работа в тетради)

Труд

Земледельцев

Труд

ремесленников

Строили каналы и дамбы

Ювелиры

Рыхли землю мотыгами и плугом

Горшечники

Сеяли ячмень и пшеницу

Кожевенники

Вязали снопы

Строители

Обмолачивали зерно

ткачи

Столяры

Плотники

Особенность земледельческого хозяйства – ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов ,дамб, водохранилищ, и др.

В качестве закрепления и домашнего задания используется таблица.

Категории

населения

Права

Обязанности

Как выглядели

Литература:

  1. Андриевская Т.В. – Древний Восток. М.,1998
  2. Мотье П. – Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000
  3. Саплина Е.В., А.И. Саплин-История древнего мира. М.,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древнего Египта.

Конспект урока по истории Древнего мира для 5 класса....

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...