мастер-класс на тему "инновационные формы уроков"
материал по истории по теме
в данном материале, представленном мною на районном конкурсе "Учитель года-2010" рассказывается о новых, интерактивных формах проведения уроков истории. дается их описание, востребованность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_formy_urokov..doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы уроков
Любой педагог стремится создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.
Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
- Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
- Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
- Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.
Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.
Методы
- Словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
- Наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
- Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
- Метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
- Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
- Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.
Формы уроков.
- Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.
- Рекомендуется использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления.
- При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников.
- В 5 – 7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности:
- Игровые
- Исследовательские
- Оценочные
Интервью с историческим героем
- Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним.
- Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию.
- «Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.
Аукцион
- В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране.
- На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу.
- Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история.
- Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.
Живая картина
- В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.
- К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли
Рекламный плакат
- Эту игру лучше проводить при обобщении материала.
- Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п.
- Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама.
- В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.
Урок «Путешествие в прошлое»
- Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей.
- В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин.
- Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу.
- Заключительная часть такого урока – представление отчетов
- В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы).
- Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.
Урок - суд
- На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства.
- В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.
- 1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения.
- 2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством.
- 3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.
- 4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности.
- Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам.
- Учитель выполняет координирующую роль, являясь ответственным секретарем судебного процесса.
- В 8 – 11 классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне.
- Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса.
- Сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания.
- Используются те же формы урока (игровые, исследовательские, оценочные)
Деловая игра
- Здесь моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
- В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.
Виды деловых игр
- Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
- Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
- Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
- Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.
Семинарское занятие
- Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников.
- Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
Типы семинаров
- Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
- Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
- Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.
Проектная деятельность
- Составление проектов – относительно новая форма исследовательской деятельности.
- Главная цель проектной деятельности – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества.
Этапы проектной
деятельности
- Подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;
- Проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;
- Практически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;
- Заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.
Виды проектов
- Краткосрочные (1 тема), среднесрочные (раздел), долгосрочные или перспективные (курс).
- Обзорные, исследовательские, продукционные – в зависимости от целей и объекта исследования
Проблемные уроки
- Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи.
- Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы.
- Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации.
- Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.
Урок «Мозговая атака»
- Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление.
- Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы.
- Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты.
- Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.
- Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
- Во время мозговой атаки учитель выступает как заказчик и дирижер.
- Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки (нельзя критиковать мнения и предложения, учитывается не качество, а количество предложений).
- Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д.
- Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)
Научное общество учеников (НОУ).
- Создается из ребят, увлекающихся историей. Разрабатывается программа НОУ, выбирается научный Совет.
- Изучаются наиболее интересные и менее изученные вопросы истории, готовятся научные конференции, проводится поисково-исследовательская работа.
- Круг вопросов колеблется от мировой и отечественной истории до краеведения.
Урок-суд
- В старших классах можно проводить интегрированные уроки истории и обществознания, когда изучается тема «Политические режимы».
- Теоретический материал по политологии «оживает», подкрепленный историческим материалом «Распространение фашизма в Европе», «Установление тоталитаризма в СССР», «США в первой половине 20 века» и т.д.
- На таких уроках скупая теория становится более понятной и ученикам проще проследить последствия существования того или иного режима, дать им оценку и, самое главное, сделать выводы и извлечь уроки.
Эссе
- Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений.
- Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.
СУДЬБА РОССИИ – МОЯ СУДЬБА.
- Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего Отечества, либо мерзавец своей жизни.
А. Островский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс как одна из форм самопрезентации педагога
Презентационное сопровождение выступления по теме...
Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»
На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или темы, т.к. такие уроки...
мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"
Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обста...
МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнит...
Мастер-класс родительского собрания в форме заседания круглого стола
Мастер-класс включает анализ эпизода произведения В.Астафьева "Юшка". Цель: помочь классному руководителю снять негативное отношение одноклассников друг к другу....
Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении
Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...
Мастер-класс по проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ
Мастер-класспо проведению игровых форм работы на уроках русского языка с использованием ИКТ...