"Историческая Мозаика"
материал (история) на тему
Предварительный просмотр:
историческая мозаика
(игра, посвященная древнерусскому быту)
Эта игра может быть использована как в пол ном своем объеме, так и в виде отдельных фраг ментов на уроках и во внеклассных мероприятиях. В ней затрагивается русский быт с древнейших времен до XVII века, когда развитие страны шло традиционным путем и внешнее влияние было сла бым, иностранные новшества приникали на Русь чаще всего в переработанном виде.
1. Вводная часть. Ведущий говорит о жизни людей в
прошлом, о важности знаний быта, питания, одеж ды своих предков. Можно включить стихи или отрывки из художественных произведений. Оп ределяются хронологические рамки игры: с древ нейших времен, со времени восточного славян ства до петровских преобразований, т. е. с VI по конец XVII века.
2. Что ели в Древней Руси?
На столе лежат продукты питания (список воз можных продуктов прилагается в конце текста). Участники должны выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.
После выполнения этого задания ведущий, пока готовится следующий конкурс, предлагает всем отгадать древнерусские загадки, в которых речь идет о продуктах питания.
3. Что носили люди Древней Руси?
Два участника получают конкретное задание: выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «палева», и показать, как и кто это носил.
4. Чем пользовались наши предки?
а) Предметы быта. Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям организаторов игры.
Черпак — это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просу ществовали черпаки до начала XX века.
Лопатник — это футляр, сплетенный из лыка. В нем хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили брус ки для тех же целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нем есть специальное отверстие.
б) Вещи из сказок. Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы,
из которых нужно выбрать те, что упоминают ся в русских сказках, и объяснить, в чем их
волшебная сила.
Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковер исполь зовался как воздушное транспортное средство и т. п.
в) Обереги. Точно так же, как в предыдущем за дании, нужно выбрать те предметы, которые
защищали человека, и объяснить их назначе ние.
Например, гребень защищал от болезней, ложка — символ сытости, ключ — символ богатства и т. п.
5. Как говорили в Древней Руси?
Участникам раздаются тексты на древнерус ском языке, предлагается их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты дол жны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т. е. шрифт должен быть крупным и разборчивым. Это задание требу ет времени на подготовку.
Остальным участникам в этот перерыв предла гается вспомнить единицы длины, используемые
в прошлом, и измерить что-то конкретное, напри мер дверь или стол, в саженях, локтях, арши нах, вершках, пядях.
После выполнения пятого задания можно на звать победителей и вручить им призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Список продуктов (знак «—» стоит возле тех про дуктов, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).
Хлеб белый Хлеб черный Чай —
Кофе— Сахар— Соль Пиво
Горох
Греча
Просо
Рис —
Перец
Макароны —
Вяленая рыба
Морковь Огурцы Помидоры — Капуста Картофель — Дыня Подсолнух —
Справка о питании. В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важ нейшую роль играла продукция зернового хозяй ства: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, про со. Многие из них перемалывали и из муки де лали черные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением меда или хмеля — сбит ни).
Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлен дыней, незна комой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребля ли.
Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древ ности использовали льняное и конопляное.
Широк был ассортимент и молочных продук тов. Сыром называли сыр в современном значе нии этого слова и творог.
Мясо употребляли по праздникам, причем в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говя дина, телятина, баранина, на юге еще и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в ис ключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в воен ных делах, откуда и особое отношение к этому животному.
А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том чис ле и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века ее уже экспортировали.
Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли и виноградные вина. Особое место занимали пряно сти, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых при прав и при засолке овощей.
3. Справка об одежде. Одежда древнерусских людей делится на верхнюю и нижнюю. Долгое время нижняя одежда не отличалась у мужчин и жен щин — это была рубаха. В теплое время года она иногда была даже единственной одеждой. Но чаще всего надевалась еще и верхняя, более красивая и плотная рубаха. Постепенно одежда мужчин и женщин начала меняться. Замужние женщины поверх рубахи надевали паневу (поневу) — это один или два куска, чаще всего клетчатой, тка ни, которые крепили на бедрах или талии по ясом. Куски ткани не сшивались, и между ними был виден вышитый подол нижней рубахи. С XV века вошел в гардероб русских женщин сарафан, известный с XIV века как мужская одежда.
Мужская одежда в древности называлась гачи, ноговицы, позднее за ней закрепилось название порты, которое употреблялось и по отношению ко всей одежде. В XVI—XVII веках порты также были нижние и верхние, более плотные, чаще всего из сукна. Один из сортов сукна назывался брюкиш, видимо, от него и получили свое назва ние брюки. Самым любимым цветом в одежде был красный, даже штаны предпочитали этого цвета, кроме него это еще и синий, желтый, зе леный. Парадная и праздничная одежда чаще всего имела самое любимое сочетание красного и белого цветов.
5. Тексты для переводов.
1 ) Слово о полку Игореве. «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: «Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядем, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону». Спала князю умъ, похоти, и жалость ему знамение за ступи искусити Дону великаго. «Хощу бо, рече, копие преломити конец поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложите, а любо испити шеломъ Дону».
Перевод Д. С. Лихачева. «Тогда Игорь взгля нул на светлое солнце и увидел: от него (Игоря) тьмою все воины покрыты. И сказал Игорь дру жине своей: «Братья и дружина! Лучше заруб ленным быть, чем пленным, так сядем же, бра тья, на своих борзых коней да поглядим на си ний Дон». Ум (мысль) князя уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона засло нила ему (недоброе) предзнаменование. «Хочу ведь, — сказал он, — сам копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, сыны рус ские, хочу сложить свою голову, или испить шлемом Дона».
2) Задонщина. «Звонят кол околи веянии в Великом
в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, бра те, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогды аки орли слетошася со всея полуношныя страны. То ти не орли слето шася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь...»
Перевод Н. К. Фомина. «Звонят колокола ве чевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, бра тья, на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съе хались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь...»
3) Домострой. «Казни сына своего от юности его, и
покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавлявши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных: да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоим в посмех, и посрамят тя пред мно жеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».
Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказы вая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрет, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти. Дочь ли имеешь: подчини ее самому строгому порядку и ты сохра нишь ее от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похва лишься, и в конце не будешь горевать над нею».
4) Епифаний Славинецкий. Гражданство обычаев детских. (XVII век)
О нравах на сретени. «Что творити имать де тище, аще кто е а пути чести достойный срящет? — С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго бу дут имать, тому поклонитися.
Како беседовати детище с болшими?
— Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими честно и кротко: титлу
достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дрндеже
отпущение возмет или от них будет отпущен».
Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребенку, если он встретит на пути уважаемого человека?
— Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то
поклониться. Как беседовать ребенку со взрослым?
— Как со сверстниками любезно и дружески раз говаривает, так и со взрослыми честно и крот
ко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или
будет отпущен».
Единицы измерения длины
Вершок = 4,45 см (сначала равнялся длине фаланги указательного пальца, позднее была введена единая цифра).
Пядь = 4 вершка = 17,78 см (первоначально пядь равнялась расстоянию между кон цами максимально разведенных большого и указательного пальцев).
Локоть = 38—46 см (локоть не имел точной цифро вой величины и в каждом конк ретном случае был индивидуаль ным).
Аршин = 71,12 см (слово тюркского происхождения, видимо, пришло на Русь с Восто ка в XVI веке, т. к. раньше этого столетия его употребление не за фиксировано).
Сажень = 2,134 м; маховая сажень = 1,76 м; косая сажень = 2,48 м.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
"Историческая Мозаика"
игра, посвященная древнерусскому быту...
Историческая мозаика
Интегрированный урок физическая культура и история. Урок авторский....
"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....
Исторические портреты в мозаике
М.В. Ломоносов - это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, поэт и историк, астроном и географ.Но мало, кто знает, что этот удиви...
Игра "Историческая мозаика"
Игра для 6 класса. Обобщающий урок "Древняя Русь"...
Историческая мозаика.
Это необычный урок, а урок-мозаика. Из различных заданий-фрагментов обучающиеся попытаются создать целостную картину Древнего Востока....