Урок – исследование "Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
УМК
А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepan_razin.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОК БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 334 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Вагу Мария Викторовна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории
Урок – исследование
«Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»
для учащихся 7 класса
Санкт-Петербург
2012
УМК
А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс.
Цель урока:
Развитие креативного мышления при решении проблемного задания, активизация исследовательской деятельности.
Задачи урока:
- обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».
- воспитывающая: формирование интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны.
- развивающая: содействовать формированию навыков работы с видеоматериалами источников, развивать способность к аналитическому мышлению.
Форма урока: урок-исследование.
Основные понятия: крепостничество, бунт, «прелестные письма».
Важнейшие даты: 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).
Оборудование урока: компьютер, проектор, анимированная карта «Восстание Степана Разина» (PowerPoint), видеоматериал «Бунты в России №2. Степан Разин» http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1534» (телеканал 365 дней ТВ).
Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.
Подведение итогов. Домашнее задание
Вводная часть урока. Постановка проблемы
Ход урока
1.Вводная часть урока. Постановка проблемы.
- Как назвали историки XVII век?
- Почему этот период так называется?
- Почему не было такого количества восстаний при Михаиле Федоровиче?
Три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки анализируют бунт Стеньки Разина, а кинорежиссеры, писатели, поэты, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека. Три песни о Стеньке Разине написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».
Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века - Степану Тимофеевичу Разину, атаману донских казаков. Мы попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он - Степан Разин, вождь самого крупного народного выступления «бунташного века»?
Нам поможет совершить путешествие в прошлое нашей страны видеоматериал телеканала 365 дней ТВ «Бунты в России № 2. Степан Разин" и ответить на вопрос «Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?».
2.Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.
Видеоматериал можно использовать на уроке по данной теме по следующим причинам:
а) продолжительность программы составляет не более 25 минут;
б) тема урока «Восстание Степана Разина» несложная и материал легко усваивается обучающимися, поэтому 18-20 минут достаточно для разрешения проблемы, поставленной в начале урока;
в) во время просмотра видеоматериала целесообразно, чтобы обучающиеся заполняли «Дневник просмотра видеоматериала» (имеется у учеников, если учитель периодически использует видеоматериалы или фрагменты на уроках).
Примерный образец «Дневника просмотра видеоматериалов»:
Название видеоматериала | Производитель (правообладатель) | Дата просмотра | Жанр (очерк, спектакль, фильм, телепередача, учебный фильм и т.д.) | Краткое изложение видеоматериала | Оценка. Критика, вывод |
Разрешение проблемы.
Обучающиеся выступают по различным аспектам проблемы:
Аспекты проблемы | Примерные ответы обучающихся |
Причины восстания Степана Разина | В дореволюционной историографии (желание беднейшей части казачества погулять за чужой счет и «добыть себе зипунов»). В советской историографии (обострение классовых противоречий и резкое усиление крепостного права). В видеоматериале (гибель старшего брата Ивана Разина, свободомыслие, борьба с несправедливостью и чиновничьим произволом). |
Социальный состав участников восстания Степана Разина. Причины, подтолкнувшие к выступлению каждую социальную группу. | Усиление крепостного права привело к тому, что на Дону скопилось много беглых крепостных крестьян (голытьбы), которые были недовольны политикой правительства, планировавшего подчинить казаков закону. Движение вначале было чисто казачьим и носило грабительский характер. Затем присоединились крестьяне Поволжья, которые убивали своих помещиков. Городские низы только отчасти участвовали в восстании Степана Разина. |
Основные этапы восстания Степана Разина | Использование анимированной карты «Восстание Степана Разина». 1667-1669 – «поход за зипунами»; 1670-1671 – восстание в Поволжье |
Степан Разин – самый популярный вождь народного восстания. | Обучающиеся на основании информации просмотренного материала отвечают: а) имидж (внешний вид, сверхъестественная сила); б)сравнение с Емельяном Пугачевым (последние дни жизни, поведение во время казни, судьба любимых женщин). |
Каким было бы будущее России в случае победы Степана Разина. | В программе восставших («прелестные письма») не было новых форм государственного устройства, образцом являлось самоуправление (казацкий круг, т.к. движущей силой восстания были казаки), без царских воевод и предполагался дележ имущества бояр. |
3.Подведение итогов. Домашнее задание.
Обучающиеся делают вывод, отвечающий на поставленный в начале урока вопрос:
Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?
(Бунт имел смысл, потому что не дал народу забыть свободу, но волю участники восстания понимали как вседозволенность и безответственность. Монархическое сознание восставших было направлено против царских воевод, увеличившегося количества чиновников, приказной волокиты, а не против царя).
Что нового Вы узнали на уроке?
Какие моменты урока Вам запомнились?
Достаточно ли полными и правильными были выступления участников обсуждения проблемы?
Домашнее задание.
Составьте кроссворд «Восстание Степана Разина».
Требования к оформлению кроссворда: 3-5 слайдов, рисунки выполняются в графических редакторах Paint, Adobe Photoshop. Презентации в форме кроссворда выполняются в редакторе офисного пакета Microsoft Office (Power Point). Работа должна обязательно включать:
- чистую сетку с кроссвордом;
- задания по вертикали и по горизонтали;
- сетку кроссворда с заполненными ответами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?
Презентация к уроку для учащихся 7 класса с пояснительной запиской, анимированной картой и флэш-презентацией.ссылка http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,91443/...
журнал "Восстание Степана Разина"
Журнал в FlippingBook Publisherссылка для просмотра http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,93210/Itemid,6/...
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
В данной разработке учащимся даётся представление о положении крепостных крестьян о крестьянской войне....
Крестянская война под предводительством Степана Разина
Даный материал предназначен для изучения в 7 классе, на уроках истории....
конспект урока по истории на тему:Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Конспект урока по истории России в 7 классе на тему :Крестьянская война под предводительством Степана Разина...
Причины народных бунтов и восстаний. Восстание под предводительством Степана Разина.
О востании Степана Разина....
Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"
Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...