урок "Власть и церковь"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Какорина Валентина Ефимовна

Урок спланирован с использованием технологии французских мастерских, также используется презентация. В пояснительной записке автор дает рекомендации по проведению урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentaciya1.zip1.82 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Константиновская СОШ

Мастер-класс:  «Технология модерации»

Подготовила: учитель истории и

обществознания

 Какорина Валентина Ефимовна

Константиновка 2011

Мастер-класс  «Технология модерации»

Цель: познакомить учителей  семинара с основными этапами технологии модерации на примере фрагмента урока истории «Церковный раскол» (10 минут)

Оборудование:

1) на доске высказывания:

  1. «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Г.Спенсер)
  2. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». (А.Дистервег )
  3. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
  4. “Единственный путь, ведущий к знанию, -  деятельность” (Бернард Шоу)

2) презентация

Ход мастер-класса

  1. Притча «Лавка возможностей»


«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

  1. (Слайд 1) Сегодня мы с вами познакомимся с технологией, которая получила название «Технология модерации» и в течение нашего небольшого урока пройдем все ступени этой технологии и подведем итоги работы в рамках этой технологии. (Слайд 2)
  1. Инициация. Знакомство. (Слайд 3 ) Учитель предлагает разделиться на варианты.  Все 1-е –руки на пояс. Все 2-е – руки за голову. Чтобы создать хорошее настроение, давайте поздороваемся локтями друг с другом.

(Слайд 4)Можно предложить «японскую машинку». Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д.

  1. Разделение на группы с использованием «японской машинки». Выходят из игры дети, которые не успевают попадать в такт машинке, которая все убыстряет ход. И так, пока не будут сформированы группы.
  2. Вхождение в тему. АМО «Мозаика». (Слайд 5)

На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока (Церковный раскол).

  1. Выявить ожидания участников и определить опасения (Слайд 6), для того, чтобы процесс обучения был эффективным. АМО «Любит не любит».
  1. Материалы: самоклеющаяся цветная бумага, в виде лепестков ромашки  - белая для «любит», серая – «любит», ножницы, скотч (если нет самоклеющейся бумаги).
  2. Каждый участник должен сообщить всем, что он ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответствующих белых или серых листочках.
  3. После ответа приклеить к желтой серединке «ожидания», а к черной серединке «опасения».
  1. Презентация учебного материала. (Слайды 7,8,9). Презентация картин: «Боярыня Морозова» Сурикова и «Протопоп Аввакум».

Боярыня Феодосия Морозова была богатейшей женщиной, вдовой боярина Г. Морозова. Она была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». 

Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова (она на картине прикована к поручням), высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года.

 А имя этого человека  - Аввакум Петрович. Протопоп Аввакум. Выходец из бедной семьи священника, рано оставшийся без отца, он тоже стал священником. Талантливый писатель, оратор. Он был заключен в монастырь, а затем сослан с семьей в Тобольск, а оттуда в Даурию (Забайкалье), где от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В 1663 царь вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника. Ему сулили должность царского духовника и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради "сладости века сего и телесныя радости".

Убедившись в неуступчивости Аввакума, в 1666 на церковном соборе мятежного протопопа лишили сана и прокляли. В 1667 он был отправлен в заточение в Пустозерск, в "место тундрявое, студеное и безлесное". 15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений. Лишенный возможности учить и обличать, Аввакум обратился к литературе  как единственно доступному способу борьбы.

Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя другими узниками.

А ведь им надо было сказать только одно слово: «Да» в ответ на три раза произнесенный вопрос.

И будет все: жизнь, здоровье, богатство, власть.

  1. Организация самостоятельной работы в группах. (Слайд10) АМО «Мозговой штурм», «Экспертный совет» (по подчеркнутым вопросам) (Слайд11)

 Задания группам: 

  1. Как вы думаете, за что им выпала такая участь?
  2. На какой вопрос им надо было ответить?
  3. Как в истории называется это событие?
  4. Как стали называть людей, выступивших против церковной реформы?
  5. АМО «Кластер». Сделайте кластер по теме урока.
  6. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым словом. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

  1. Презентация полученных знаний. «Выставка плаката», «Рынок мнений» (Слайд12).
  2. Рефлексия. АМО «Верю-не верю». (Слайд13)
  3. Релаксация. АМО «Красная шапочка и серый волк». (Слайд14)

Участники встают в круг. Красной шапочкой будет маленький теннисный шар, который участники должны передавать по кругу от первого игрока к следующему. Красная шапочка бежит от Серого волка, который появится позже. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой волк следует в том же направлении, что и красная Шапочка. Если он настигнет Красную Шапочку, то она должна повернуться  кругом и бежать в другом направлении. И еще: каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит волк. Для этого он просто произносит «Поворачивай». Тогда волк изменит направление бега, и Красная Шапочка тоже изменяет свое направление.

10) Подведение итогов. Оценка.  АМО «Светофор» (Слайд15)

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

Варианты/ примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.

11) «Эффекты применения технологии модерации» (Слайды 16, 17)

(Слайд 18)

Словарь

Модератор – это методический помощник, который предлагает участвующим свои знания и свой опыт. Он является специалистом в области улучшения коммуникации между людьми, но не обязательно в области обсуждаемых вопросов.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории - МХК - ОПК "Русская православная церковь. Православная архитектура"

Учебно-методический комплект  к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», "Святыни моего города"), методических реком...

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках

Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...

урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"

Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время  крестовых походов. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории....

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс

История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны»

"Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной  войны»...

7. Церковь в 17 веке.

Презентация к уроку. На моей странице в разделе "Видео" размещены видеофайлы к уроку....