№ | Наименование раздела программы |
|
| Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные понятия и вопросы | Требования к уровню подготовки обучающихся Компетентности |
|
|
| Вид контроля. Измерители |
| Дом.зад ание |
|
| Дата план |
| датаДом. Зад. |
|
|
| Д/З |
1 |
|
|
| Введение. Живое средневековье. | 1 | Урок изучения нового | Источники знаний о прошлом. Ист. летосчисление ист. Карта. | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. |
|
|
| Вопросы. |
| Отв.на вопросы учебника |
|
|
|
|
|
|
|
| Введение |
Становление средневековой Европы (VI–XI века) |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
| Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя. |
1 | Комбинированный | Великое переселение народов | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. | Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. |
|
|
| Задания с кратким ответом |
| П.1, знать значение понятий и терминов. Ответить на впросы |
|
|
|
| |
|
|
| § 1, р/т. |
3 |
|
|
| Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | Комбинированный | Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства | Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. | Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой. |
|
|
| Вопросы |
| П.2, работа с контурной картой Ответить на впросы |
|
|
|
|
|
|
|
| § 2, р/т. |
4 |
|
|
| Империя Карла Великого. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодализм. Политическая раздробленность. . Западная Европа в IX – XI веках.
| 1 | Комбинированный | Империя Карла Великого | Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. | Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. |
|
|
| Вопросы. |
| П.3 Письм.в.2, работа с контурной картой
|
|
|
|
| |
|
|
| § 3, р/т. |
5
|
|
|
| Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья Культура Западной Европы в раннее Средневековье. |
1 | Комбинированный | Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья | Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. | Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. |
|
|
| Задания с кратким ответом |
| П.4 Ответить на впросы П.5, Ответить на впросы |
|
|
|
|
|
|
|
| § 4, 5, р/т (к §4; стр. 19-20 №1,2) |
Византийская империя и славяне в VI – XI веках. |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
| Византийская империя. Юстиниан . Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | Комбинированный | Византийская империя | Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. | Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого). |
|
|
| Вопросы. |
| П.6-7. Ответить на впросы |
|
|
|
| . |
|
|
| § 6,7, р/т (к §6) |
7 |
|
|
| Образование славянских государств. | 1 | Комбинированный |
| Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. | Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия). |
|
|
| Задания с кратким ответом |
| П.8 Ответить на впросы , подгот. Сообщение « Кирилл и Мефодий-создатели славянской азбуки» |
|
|
|
|
|
|
|
| § 8, р/т. |
Арабы в VI – XI веках. |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
| Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | Комбинированный | Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания | Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. | Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом.
|
| П.9-10, Ответить на впросы работа с контурной картой |
|
|
|
| |
|
|
| § 9, 10, р/т (к §10 с.32) |
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
| В рыцарском замке. Вассалитет. |
| 1 | Комбинированный | Вассалитет. | Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. | Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря. |
|
|
| Задания с кратким ответом |
| П. 11, ответить на впросы, вып. кроссворд |
|
|
|
|
|
|
|
| § 11, р/т. |
10 |
|
| Крестьянская община. Средневековая деревня и её обитатели. |
| 1 | Комбинированный | Крестьянская община | Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. | Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян). |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.12, творч. задание |
|
|
|
|
|
|
|
| § 12, р/т. |
11-12 |
|
| Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Горожане и их образ жизни. |
| 2 | Комбинированный | Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. | Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов). |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П.13-14. решить кроссворд работа с контурной картой |
|
|
|
|
|
|
|
| § 13, р/т. |
13 |
|
| Урок обобщения по теме « Становление средневековой Европы» |
| 1 | контроля |
|
| обобщать и систематизировать пройденный материал,
|
|
|
| Вопросы. Тест. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14, (к § 14, с. 48) |
Католическая церковь в XI – XIII веках. |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
| Могущество папской власти. Власть духовная и светская. Католическая церковь . Ереси. |
| 1 | Комбинированный | . Власть духовная и светская. Католическая церковь . Ереси. | Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. | Выявлять различия католической и православной церквей. |
|
|
| Таблица, |
| П.15 ответить на вопросы |
|
|
|
| .
|
|
|
| § 15, р/т. |
15 |
|
| Крестовые походы. |
| 1 | Комбинированный | Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов | Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. | Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.16. работа с контурной картой |
|
|
|
|
|
|
|
| § 16, р/т (к §16, с.56). |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). |
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
| Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии. Объединение Франции. | 1 | Комбинированный | Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии. | Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. | Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.17 |
|
|
|
|
|
|
|
| § 17, р/т. |
17 |
|
|
| Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии. Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Комбинированный | Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии | Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. | Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы. |
|
|
| Тест. |
| П.18. подготовить сооб. «Жанна д’Арк», «Уот Тайлер» |
|
|
|
|
|
|
|
| § 18, р/т. |
18 |
|
|
| Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.Столетняя война. | 1 | Комбинированный | Кризис европейского средневекового общества в 14-15 вв.Столетняя война. | Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. | Наносить на контурную карту ход боевых действий. |
|
|
| Вопросы. |
| П.19 работа с контурной картой, вопр.1-4 письм. |
|
|
|
|
|
|
|
| § 19, р/т. |
19 |
|
|
| Крестьянские восстания (во Франции и в Англии) . | 1 | Комбинированный | Крестьянские восстания | Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. | Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П.20 работа с контурной картой |
|
|
|
|
|
|
|
| § 20, р/т. |
20 |
|
|
| Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Комбинированный | Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии | Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. | Давать самостоятельную оценку историческим явлениям. Работать с контурной картой (на примере Реконкисты). |
|
|
| Таблица, тест. Задания с кратким ответом. |
| П.21 работа с контурной картой П.22,отв. На вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
| § 21, р/т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| § 22, р/т (и с.75) |
Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
| Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1
| Комбинированный | Образование централизованных государств. Сословно- представительные монархии | Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом.
|
| П.23-24, ответить на вопросы |
|
|
|
|
|
|
|
| § 23, 24, р/т (к § 25 и с. 79) |
|
|
|
| Гуситское движение ( в Чехии.) | 1 | Комбинированный | Гуситское движение | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. | Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус). |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П. 25, ответить на вопросы. Контурная карта |
|
|
|
|
|
|
|
| § 25, р/т. |
22 |
|
|
| Османская империя Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Комбинированный | Османская империя | Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. | Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов). |
|
|
| |
| П.26. ответить на вопросы. Контурная карта |
|
|
|
|
|
|
|
| § 26, р/т (к § 26, с. 85) |
Культура Западной Европы в XI – XV веках. |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
| Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья . Образование и философия. Средневековая литература и искусство.Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | Комбинированный | Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья | Представления средневекового человека о мире. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. | Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях. |
|
|
| Задания с кратким ответом. . |
| П.27-28. подгот. Сообщения, проект -презентацию |
|
|
|
|
|
|
|
| § 27, 28, р/т (к § 28). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| § 29, р/т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тест. |
| П.29-30, сообщения, кроссворд. |
|
|
|
|
|
|
|
| § 30, р/т (к § 30 и с. 94). |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века. |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
| Средневековый Китай. Индия: государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1
| Комбинированный Работа в группах
| Средневековое Средневековое общество в Индии, Китае, Японии
История России – часть всемирной истории. Исторические источники Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до сер. I тыс. до н.э.. | Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. | Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии. Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран. |
|
|
| Таблица Задания с развёрнутым ответом. Задания с кратким ответом. |
| П.31. П.32 П.33-34 |
|
|
|
|
|
|
|
| § 31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| .
|
|
|
| § 32, р/т (к § 32) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| § 33, 34, р/т |
44 |
|
|
| Наследие Средних веков в истории человечества
| 1 | Урок обобщения |
| Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие. |
|
|
|
| Задания с развёрнутым ответом., тест, игра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заключение |
|
История России с древнейших времен до конца XVI века. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
| Введение. Что изучает история Отечества. История Отечества – часть всемирной истории. Исторические источники | 1 | Урок изучения нового |
| Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники. | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. |
|
|
| Вопросы. |
| Стр. 3-7 |
|
|
|
|
|
|
|
| Введение |
Русь Древняя. |
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
| Восточные славяне. расселение, соседи, занятия, общественный строй | 1 | Комбинированный | Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.Язычество. | Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. | Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами |
|
|
| Задания с кратким ответом |
| П.1, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 1 |
3 |
|
|
| Соседи восточных славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Болгария | 1 | Комбинированный | Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Болгария | Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. | Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.2, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| . |
|
|
| § 2 |
4 |
|
|
| Образование Древнерусского государства. | 1 | Комбинированный | Образование Древнерусского государства. | Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П. 3, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| .
|
|
|
| § 3 |
5 |
|
|
| Рюриковичи. Первые киевские князья. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.. Соседская община. Город | 1 | Комбинированный | Рюриковичи Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. | Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава. | Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей. |
|
|
| Вопросы. |
| П. 4-5, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| Русь и Византия. |
|
|
| § 4 |
6-7 |
|
|
| Владимир I. Крещение Руси | 2 | Комбинированный | Владимир I. Крещение Руси | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом.
|
| П. 5, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 5 |
-8-9 |
|
|
| Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы | 2 | Комбинированный | Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы | Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси. | Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
|
|
|
| Таблица, тест. |
| П.6, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 6 |
10 |
|
|
| Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. | 1 | Комбинированный | Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII- начале XIII в. | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. | Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
|
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.7, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 7 |
11-12 |
|
|
|
| 1 | Комбинированный |
| Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев. | Сравнивать образ жизни разных групп населения. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П. 8. |
|
|
|
|
|
|
|
| § 8 |
13 |
|
|
| Русь Древняя. | 2 | Урок обобщения | Международные связи Древней Руси | Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей. | Сравнивать исторические явления. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
|
|
|
|
|
| . |
|
|
| Повтор. |
Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века). |
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
| Владимир Мономах Политическая раздробленность Руси. Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | Урок изучения нового | Владимир Мономах. | Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах. |
|
| Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). |
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П. 9. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 9 |
15-16 |
|
|
| Главные политические центры Руси. | 2 | Комбинированный |
| Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. |
|
| Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
|
| Задания с кратким ответом. |
| П. 10-11, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 10, 11 |
17 |
|
|
| Борьба против внешней экспансии. Монгольское завоевание. | 1 | Комбинированный | Борьба против внешней экспансии. Монгольское завоевание. Золотая Орда | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. |
|
| Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. |
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П. 12. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 12 |
18 |
|
|
| Экспансия с Запада. Александр Невский | 1 | Комбинированный | Экспансия с Запада. Александр Невский | Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. |
|
| Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский). |
| Тест. |
| П.13, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 13 |
19 |
|
|
| Русь и Золотая Орда. | 1 | Комбинированный |
| Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. |
|
| Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. |
| Задания с кратким ответом.
|
| П. 14. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| . |
|
|
| § 14 |
20 |
|
|
| Русь и Литва. | 1 | Комбинированный | Великое княжество Литовское | Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. |
|
| Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). |
| Задания с кратким ответом |
| П.15, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 15 |
21-22 |
|
|
| Монгольское завоевание и русская культура Культура русских земель в XII – XIII веках. | 2 | Комбинированный | Монгольское завоевание и русская культура | Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
|
|
| Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры. |
| Задания с кратким ответом. |
| П. 16,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| |
|
|
| § 16 |
23 |
|
|
| Политическая раздробленность на Руси. | 1 | Урок обобщения |
| Причины и последствия раздробленности Руси.Главные политические центры Руси и их особенности. |
|
| Обобщать исторические события и явления; делать выводы. |
| Вопросы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повтор. |
Русь Московская (XIV – XVI века). |
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
| Начало объединения русских земель Предпосылки объединения Усиление Московского княжества. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. | 1 | Урок изучения нового | Начало объединения русских земель Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. | Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). |
|
|
| Таблица, тест. |
| П.17. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| . |
|
|
| § 17 |
25 |
|
|
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | 1 | Комбинированный | Куликовская битва. Дмитрий Донской Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский | Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение..
| Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской). |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.18. -19,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| §18 |
26 |
|
|
| Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. | 1 | Комбинированный | Формы землевладения и хозяйства. | Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
| Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом.
|
| П.20, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 19 |
27 |
|
|
| Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. . | 1 | Комбинированный | Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы | Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель. | Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П. 21, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| |
|
|
| § 20 |
28 |
|
|
| Московское государство в конце XIV – начале XVI века. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. | 1 | Комбинированный | Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.. Местничество. | Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. | Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. |
|
|
| Тест. |
| П. 22. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| |
|
|
| § 21 |
29 |
|
|
| Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века. | 1 | Комбинированный |
| Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». | Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П.22-23.,ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 22 |
30-31 |
|
|
| Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVIвека. Земские Соборы | 1 | Комбинированный | Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVIвека. Земские Соборы | Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. | Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.23, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| |
|
|
| § 23 |
32-33 |
|
|
| Расширение территории государства (присоединение Западной Сибири, Казанского и Астраханского ханств) Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Комбинированный | Расширение территории государства (присоединение Западной Сибири, Казанского и Астраханского ханств) Казачество. Ливонская война. | Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. | Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель). |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П.24. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| |
|
|
| § 24 |
34-35 |
|
|
| Опричнина. | 1 | Комбинированный | Опричнина. | Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. | Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства. |
|
|
| Тест, вопросы. |
| П. 25, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 25 |
36 |
|
|
| Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. | 1 | Комбинированный | Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. | Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература | Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории. |
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| П.26. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| «Задонщина». «Сказание о князьях Владимирских». |
|
|
| § 26 |
37 |
|
|
| Архитектура и живопись в XIV – XVI веках. | 1 | Комбинированный |
| Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI веке Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
| Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства. |
|
|
| Таблица |
| П.27-28, ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
| § 27 |
38 |
|
|
| Быт XV – XVI веков. | 1 | Комбинированный |
| Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. | Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. |
|
|
| Задания с развёрнутым ответом. |
| П. 29-30. ответить на вопросы, задания в рабочей тетради |
|
|
|
| Дионисий. «Домострой». |
|
|
| § 28 |
39-40 |
|
|
| Родной край в XIV – XVI веках.( резерв) | 1 | Комбинированный |
| Поселения русских, их занятия. Основание Вятки. Значение города. |
|
|
|
| Задания с кратким ответом. |
| Подготовить сообщения, кроссворды |
|
|
|
|
|
|
|
| В тетр. |
41 |
|
|
| Урок обобщения по теме «Русь Московская.» | 1 | Урок обобщения |
| Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение. | Обобщать исторические события и явления; делать выводы. |
|
|
| тест |
| Творческие задания |
|
|
|
|
|
|
|
| повт. |
42-43 |
|
|
| Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. | 2 | Урок обобщения |
| Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы. | Обобщать и систематизировать изученный материал. |
|
|
| Вопросы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| повт. |
45-46 |
|
|
| Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|