внеклассное мероприятие - Гений земли Хвалынской
материал по истории по теме
Внеклассное мероприятие, посвящённое художнику К.С. Петрову - Водкину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_merolpriyatie-_Geniy_zemli_Hvalynskoy.rar | 55.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческая композиция
«ГЕНИЙ ЗЕМЛИ ХВАЛЫНСКОЙ».
1-й ведущий:
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин блестящим художником, искусно владевшим кистью. Он был мастером живописи, портрета и пейзажа, церковной росписи. Он по-новому увидел окружающий человека мир – увидел землю как планету:
Художник: «Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, - я очутился как бы в чаще, накрытой трех четвертьшарием небесного свода».
- Ведущий:Позже эти ощущения художника оформятся в планетарную, «сферическую перспективу, заставляющую зрителя, по мысли художника, всколыхивать космос…внутри себя».
Художник:«Отсюда я всматривался в мир…Здесь прошли годовые смены пейзажа, дожди и бури, весны и зимы…Здесь обдумывал я людей, животных и птиц. Устанавливал на свои места ценности, симпатии и ненависть. Здесь научился я любить землю – от влажной гряды с набухшими ростками… до ее массива, ворочающего бока луне и солнцу». «Вот, очевидно, в это короткое время получил я запасы образов, запасы семян моей родины, от напевов, шепотов, сказов, с утра до постели баюкавших меня, научивших биться детское сердце в унисон с людьми, для которых трудна пчелиная жизнь, но которые умеют ее заискрить неугасающей любовью к земле и человеку…» - так говорил К.С. Петров-Водкин о своей родине. В Хвалынске, на «малой родине», получил К.С. Петров-Водкин тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строить свою жизнь и творчество.
2-й ведущий:
Хвалынск (или как ранее говорили Хлыновск) расположен на скате плоскогорья, спускающегося к Волге, и окружен амфитеатром меловых и песчаных гор, густо заросших строевой и мачтовой сосной, со сверкающими среди леса просветами меловых оголений».
В южной части города перед большим оврагом находился родительский дом Кузьмы Сергеевича. Дом был небольшим, старым, «рядом был садик с двумя яблонями и грушей, с малинником, крыжовником и смородиной. Ниже, по скату обрыва сажались тыквы, картофель…»
И в этом доме 5 ноября 1878г., в семье сапожника Сергея Федоровича Петрова-Водкина и его жены Анны Пантелеевны родился сын. Новорожденного назвали Кузьмой, по-домашнему Кузя, Кузярушка.
3-й ведущий:
Мальчик довольно рано начал обращать внимание на творение рук человеческих, будь то узоры на одеждах и чашках, деревянные украшения на фасадах, цветные рисунки соседа Андрея Кондратыча или работы местных иконописцев.
Краски завораживали, но подхода он к ним не знал, хотя еще в раннем детстве пытался работать кистями, даже изобразил как-то «богоматерь с гневающимся младенцем».
Учась в Хвалынском четырехклассном училище (1890 – 1893гг.), он по собственному признанию, числился на «никаком счету по рисованию». Но однажды на каком-то уроке мальчик, слушая учителя, «новым кипарисовым, тонко очиненным карандашом стал чертить на чистом листе общей тетради», впервые ощутить магию иллюзорного изображения: с помощью штрихов создавалось полное впечатление разорванности листа, обманувшее как учителя, так и учеников. Рисунок Кузьмы обошел школу и преподавателей и был оставлен в архиве школы.
1-й ведущий:
Домашние – родители, бабушки, купцы Михайловы, где прислугой работала мать, замечали склонности мальчика, но не придавали его увлечениям серьезного значения. Кроме того, в Хвалынске не было специализированного учебного заведения, да и занятие живописью среди горожан считалось пустым делом.
Но жажда творить у мальчика была. И он писал стихи. Стихи были непритязательными, безыскусными, напоминали русские народные песни.
Художник:
Зла судьбинушка
Горемычная,
Загубила ты
Мои искорки,
Загубила ты
Меня, молода,
Меня, молода,
Своей тяжестью…
До земли сырой,
До могилушки.
2-й ведущий:
Летом 1893 г. Петров-Водкин приезжает в Самару поступать в железнодорожное училище, но, увидев вывеску классов живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова, он поступает в эти классы.
Из Самары пришлось уехать в связи с внезапной кончины учителя в апреле 1895г.
Учеба в классах не прошла даром –
Художник:«…этот период послужил для меня большой закваской: я впервые познакомился в это время с существующими художниками по снимкам, по гравюрам, я копировал, я делал альбомные зарисовки, я начал чувствовать себя уходящим в эту область».
3-й ведущий:
Летом 1895г. в Хвалынск по приглашению богатой хвалынской купчихи Ю.И.Казариной, постоянно проживающей в Петербурге, приезжает знаменитый архитектор Р.Ф. Мельцер разрабатывать проект дачи Ю.И.Казариной. Ему представляют талантливого юношу. Мельцер заинтересовался и сказал, что надо ехать учиться в Петербург. Ю.И.Казарина оплатила проезд в столицу, выделила стипендию в 25 рублей на жизнь во время экзаменов и учебы.
В Петербурге К.С. Петров-Водкин поступает в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, в котором он учится 2 года, затем поступает в Московское училище живописи, ваяния, зодчества, которое заканчивает в 1904г.
1-й ведущий:
Годы учебы – это время интенсивного, напряженного самоутверждения, самопознания, искания смысла человеческого бытия, «пробы пера» в разных сферах творчества. Он берет уроки игры на скрипке, увлекается литературой, занимается гончарным делом, монументальной и станковой живописью, делает огромное количество этюдов. Первые успехи в живописи сам художник отмечает к осени 1898г.
Все это время его не покидает желание жить своим трудом, не пользоваться деньгами своих покровителей.
Художник: (из письма К.С. Петрова-Водкина)
«Я так себя изуродовал благодаря этим подачкам, столько подличать приходиться, что мне это стало не выносимо…Денег заработать сумею, хотя и придется работать то, что не понравиться, зато я буду знать, что сам себе слуга и хозяин и не завишу от людей, которых я не уважаю и которые не заслуживают этого».
2-й ведущий:
С 1900г. К.С. Петров-Водкин совмещает занятия в училище с заработками. Надо было помогать матери, которая после смерти родного брата взяла на воспитание 4-х племянников – Ваню, Дуню, Мотю и Шуру.
Кузьма Сергеевич почувствовал себя ответственным за судьбу сирот, он волнуется не только о материальной стороне, но его волнует и развитие детей _ их учеба, грамотность, начитанность, всем этим он постоянно интересуется в письмах, дает советы, проявляет искреннее внимание к жизни ребят.
Работа К.С. в это время была различной. Для гончарного завода Сорохтина под Москвой он рисовал печи, камины, давал частные уроки. Летом 1902г. расписывал с художниками Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным саратовскую церковь Казанской Божьей матери (эти росписи по суду церковников были уничтожены в 1904г. как неканонические). В декабре 1902г. вместе с Павлом Кузнецовым и М. Сарьяном он создал грандиозные декорации для армянского вечера в Московском благородном собрании.
3-й ведущий:
Но главное, летом 1903г. Петров-Водкин получил заказ в Петербурге (заказ получен через Р.Ф. Мельцера): выполнить майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» для фасада ортопедического клинического института Р.Р. Вердена.
Летом 1904г. он был в Лондоне, на керамической фабрике Дультона. Здесь под наблюдением художника переводилась с картона в майолику его «Богоматерь». А осенью 1904г. панно было установлено на фасаде клиники.
1-й искусствовед:
В этой работе Петрова-Водкина ощущается влияние великого Врубеля, отчасти Нестерова, но в ней свойственная Петрову-Водкину целеустремленность, глубокая человечность в трактовке женского образа, почерпнутая из древнерусского искусства. Панно свидетельствовало о том, что автор его способен создать монументально-декоративную композицию, органически связанную с архитектурой, окружающей средой.
1-й ведущий:
Благодаря крупным заказам, исполненным в Петербурге, Петров-Водкин смог осуществить свою давнюю мечту – приобрести в Хвалынске собственный дом.
Купленный дом находился на южной окраине города, называемой исстари Бодровкой, за домом находилось поле, где ежегодно устраивались ярмарки, дальше располагались городские кузнецы, а потом начинались сады.
Дочь художника, Елена Кузьминична вспоминала:
«Дом стоял на высоком фундаменте под железной шатровой крышей. Большие окна с резными наличниками и ставнями украшали фасады, выходящие на улицу Дворянскую и на улицу Громовую. В доме был зал 5 окон, перегороженный аркой, которую отец украсил живописной головой Демона. Много экзотических цветов: родендроны, олеандры. Большая изразцовая печь отапливала и соседние комнаты. В кухне – русская печь и масса кладовок».
2-й ведущий:
Сам дом стал микрокосмомом для К.С. Петрова- Водкина, где он мог думать и испытывать блаженство жить и творить. Сюда он привез свою жену из Парижа, здесь бывали художники П.В. Митурич, В.В. Хлебникова, В.Ф. Орехов,Л.А.Радищев, В.Э. Борисов-Мусатов, И.Л.Елатонцев,архитектор В.В. Суслов, а композитор Д.Шостакович мечтал купить этот дом.
3-й ведущий:
1905г. – один из самых тяжелых в жизни. К.С. Петров-Водкин, хотя из самых насыщенных событиями. В начале года умерла любимая девушка К.С. (Елена Можарова), в стране началась революция, Россия проиграла войну с Японией. В обществе царила растерянность, не было ответа на вопрос:»Что будет дальше?»
Кроме того, К.С. решал для себя вопрос о профессии-
Художник:« литература или живопись…имело, мне кажется, кроме всего прочего, причиной незаконченность моей установки на форму труда. Очевидно, я еще срывался в решениях о моей профессии.»
3-й вед:И действительно, в этот период у К.С. мало живописных работ и самое большое количество литературных работ. Он продолжает работать над пьесой «Звенящий остров», весной пишет пьесу «Жертвенные», в августе – «Узколобые» и в конце года – «Сказку жизни».
1-й ведущий:
Также художника удручала его неопределенность пути в изобразительном искусстве:
Художник:«Я чувствовал серую неприглядность моей живописи и неустойчивость ее принципов: не то, что я не умел работать, - я не знал, к чему приложить мое умение…у меня стиля работы не было: не зная, какой должна стать моя работа, я знал, что она должна стать иной…я самодельничал.»
1-й вед:И по примеру многих русских художников, К.С. Петров-Водкин в октябре 1905г. Отправляется в Италию - в святое святых живописи. По признанию художника он ехал в Италию для окончательной «установки в живописи». Из письма К.С. Л.А. Радищеву (18.09.1905):
Художник: «мой план таков: прежде, чем засесть в Париже, поеду в Италию, где займусь осмотром, вернее, изучением памятников искусства; маршрут такой: Венеция, Милан, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя и т.д. Это главные пункты более долгих остановок, а будут также и в маленьких , но замечательных местечках. Буду также и работать ( Этюды). Мне кажется, это послужит большим фундаментом для уже собственных переживаний в Париже, а так как я получил на это денежную возможность, то и решил серьёзно этим воспользоваться».
2-й вед:
Впечатления от встреч с архитектурой, живописью, природой страны переполняли художника.
ВЕЗДЕ ОН ОЩУЩАЛ ВЕЛИЧИЕ ДУХА ТВОРЦОВ ПРЕКРАСНОГО – Джованни Беллини, Леонардо да Винчи.Их произведения внушали ему одновременно и веру в свои творческие возможности, и робость от сознание несовершенства собственного мастерства. Он многое почерпнул для себя как художника , изучая творчество великих мастеров – это и игра света, решение проблемы «пространство – свет», использование трёхцветия….
3-й вед:
После поездки в Италию, К.С.Петров _ Водкин отправился в Париж. Живя в Париже, Петров – Водкин много и успешно рисовал натурщиков в частных студиях, совершенствуя профессиональное мастерство.
Здесь же, живя, в местечке Фонтеней – о – Роз в пансионате мадам Иованович, он знакомится с одной из её дочерей Марией – Жозефиной . В ноябре 1906 г в дружеском кругу Петров-Водкин и Мария Фёдоровна( так по- русски стали звать супругу художника) отпраздновали гражданскую свадьбу.
Художник: « Ты первая заполнила одиночество моей жизни…Я был для других как про как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдание.Но сам я замерзал…. Я нашёл женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом.Наши сердца отрыты друг для друга.Теперь мы перенесём всё, что пощлёт нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на земле ни за себя, ни за нашу любовь.»
3-й ведущий: - написал Петров _-Водкин летом 1907г жене из Алжира, куда уехал ненадолго из Парижа.
Эта поездка длилась с апреля по июль 1907г. Художник считал, что эта поездка по Алжиру поможет ему реализовать мастерство приобретённое в парижских «академиях». К этому времени он сделал окончательный выбор в пользу живописи.
1 вед:
Отсюда его благодарность Африке, воспринятой им как «Сказочный сон». Во время поездки он сделал множество этюдов, наполненных солнечным светом, задумал ряд картин, которые планировал писать уже в Париже.
В 1908г Петров- Водкин уезжает в Россию, место жительством выбирает Санкт _ Петербург. И сразу начинает активно работать. Его картины выставляются на выставках в Петербурге и Москве.
23 января 1909г он сообщил маме Анне Пантелеевне об удачном первом своём выступлении. Мечтал, чтобы этот успех принёс что – нибудь и «для кармана» - ему удалось продать в столице 4 картины.
2 вед:
Изрядно устав от выставок, художник рвётся в Хвалынск, на Волгу, где не был более 2- х лет. Летом 1009г в Хвалынске он написал «Портрет матери», картины «Старухи»,»Женщина с козой», которые мечтал показать на своей персональной выставке в Петербурге.
Искусствовед:
В этих картинах нет художественных открытий, есть лишь теплота прикосновения художника к хвалынским мотивам, встреча после разлуки с близкими, дорогими сердцу людьми, в изображении которых просвечивает некая таинственность, сказочность.
2 вед:
С 1909 по 1016г Кузьма Сергеевич каждое лето приезжал в Хвалынск, в «родимое гнёздышко». Здесь в 1912г расписывает Крестовоздвиженскую церковь, расположенную недалеко от дома( разрушена в 30-е годы 20 века).
3 вед:
В ноябре 1909г в Петербурге открывается персональная выставка художника. Художники С.Маковский и А.Бенуа дали доброжелательные отзывы о творчестве молодого художника, они открыли его для России.
Петров Водкин был удовлетворён успешными выступлениями, но ясно осознавал – впереди длинный и трудный путь восхождения к новым высотам творчества, а для этого надо упорно, не щадя себя, трудиться. И он трудиться, не покладая рук.
1 вед:
И появляются картины
1910 – «Сон»
1911г – «Мальчики»
1912г – Купание Красного коня»
Искус-д:
В 1911 г произошла встреча Петрова – Водкина с расчищенными иконами 14-15вв Новгородского письма. Увиденное произвело на художника огромное впечатление. Высокий стиль иконописных картин был творчески воспринят Петровым- Водкиным.С этого периода он начинает писать красоту приволжских полей, холмов, лесов и теперь уже навсегда связал своё творчество с жизнью близких ему людей и природой родного края.
Таки образом, одновременное открытие красоты и величия древнерусской живописи и красоты родной земли оказалось рещающим в новых творческих исканиях художника.
Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание Красного коня».Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска. Встреча с древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить первоначальный замысел полотна и его композицию.Центром её стал пылающий, огнеподобный конь, Вызывающий в памяти обрзы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. К.С.Петров – Водкин писал не только и не столько купание лошадей. Он хотел передать в своей картине ощущение каких- то самому ему не вполне ясных,но томивших его предчувствий перемен во всей жизни страны.Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий невольно подтвердил сам Петров – Водкин, спустя два года, когда началась первая мировая война, он сказал: «У меня неожиданно для самого себя мелькнула мысль – так вот посему я написал «Купание красного коня». Это было пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные поэты и художники.
От гнедой деревенской лошади первых набросков Петров- Водкин приходит к богатырскому красному коню, дивному своей мощной статью. Облик его больше связан с образами старой русской былины и песни, чем с реальной лошадью. Цвет его – тот «красный», что в народных песнях означает «красивый», «сильный», «славный». Таким образом, как сказочно могучая фигура коня, так и его цвет становиться в картине метафорой.
Образ юноши – всадника также дозревал в процессе работы над картиной, но развился, так сказать, в противоположном направлении в то время как конь наливался богатырской мощью, всадник из обычного мускулистого деревенского паренька – двоюродного брата Шуры, который летом на Волге позировал художнику, - превратился в картине в безвольного отрока. Юноша своей тонкой, как плеть, рукой только держит поводья, а не удерживает ими коня.
Картина «Купание Красного коня» находится в Третьяковской галереи.
К картине «Купание красного коня»
« Кроваво – красный конь,
К волнам морским стремящийся,
С истомным юношей на выпуклой спине, ты как немой огонь, вокруг куста клубящийся, О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.
Зрачки расширились, стою в святом волнении
И слышу шёпот душ, измученных в горении,
И юноша, твой плач на огненном коне.
Там, где лежит туман, где степь непроходимая,
Зелёно-ярких вод поют о новом дне.
И нас туда влечёт мольба неизгладимая, и там мы будем жить, а здесь мы, как во сне.»
Рюрик Ивнев 24.11.1912г
Видение красного коня
« Большого красного коня
Я на картине вижу.
Уносит мысль меня туда,
Всё чувствую и слышу.
Не знаю, понял ли меня
Герой картины этой
«Купанье красного коня»
Зовёт с собою в лето!
Трёхзвучие живых цветов:
Синий, жёлтый, красный,
Тревогу, радость в нить сплетёт
Застывший конь прекрасный.
Я чувствую волны тепло,
Проснётся скоро ветер.
В воде табун весь, но тот конь
Прекрасней всех на свете.» С.Гумилева
1-й ведущий.
В начале 1913г. Картина была показана на выставке «Мир искусства» в Петербурге, а ранее на такой же выставке в Москве. Картина имела грандиозный успех. Тогда же он начинает работать над картиной «Мать», картину, наполненную возвышенным чувством преклонения перед материнством.
Искусствовед. Рассказ о картине «Мать»
«Мать», 1913г. Знаменует новый - вслед за «Купанием красного коня» - этап в творчестве Петрова-Водкина. Картина «Мать» предоставляет собой по-настоящему завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, светлого и поэтичного раскрытия темы. Включив крупную фигуру сидящей на земном холме крестьянки с младенцем в привольный хвалынский пейзаж с избами на берегу синей Воложки на втором плане и голубой лентой Волги вдали, Петров-Водкин сообщил картине подлинно эпическую широту, медлительную песенную плавность ритма и вместе с тем глубокую задушевность.
Только побывав в Хвалынске с его оврагами, холмами и ощущением бескрайнего голубого волжского простора, понимаешь, как близки к реальности пейзажи Петрова-Водкина.
2-й ведущий.
Начиная с «Мальчиков» и «Купания красного коня», в творчестве П-В развивается тема юности, в которой, как и в теме материнства, пересекаются и переплетаются впечатления Хвалынские ( ощущение гармонии мировоззрения, исконный связи Земли и Человека) и петербургские ( тревога за судьбу нации, родины).
Осенью 1915г. К.С., опираясь на эскизы, исполненные летом 1914г. В Хвалынске, закончил полотно, названное «Девушки на Волге». Может быть эта картина самая «звонкая» и мажорная по цветовой гамме среди произведений П-В. От 2Девушек на Волге», по мнению самого художника, 2пошло дальнейшее расширении его аудитории», т.е. он сделал навстречу зрителю еще один шаг ( после картины»Мать»).
Искусствовед. Рассказ о картине «Девушки на Волге».
В 1915 году К.С. Петров-Водкин сдает известную картину «Девушки на Волге». В настоящее время работа находится в Москве, в Третьяковской галерее.
В картине изображена ботовая сцена – группа девушек сбежала по тропинке к песчаному берегу и готовится к купанию. Жесты девушек, их позы ритмичны, как движения в танце, и только потом житейски обыденны – одна из них сбрасывает кофту, другая заплетает косу, третья спускает верхнюю юбку, четвертая подводит к воде раздетую девочку. Первопланные фигуры занимают весь «фронт» картины. Простые и мягко сгармонированные цвета их одежд – целая тайн, светло-синие – мастерски увязаны с синим цветом воды и бледно-синим – неба. Эта тонкая и чистая палитра сочетании с удлиненными пропорциями фигур и легким графизмом четкого рисунка силуэтов, одежд, точных черт лиц – все невольно заставляет вспомнить Итальянские росписи Ренессанса. Но больше всего «Девушкина Волге» схожи с древнерусскими фресками, особенно с росписями Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
3-й ведущий.
С июня по ноябрь 1916г. П-В. Пробыл в Хвалынске в ожидании решения комиссии о призыве на военную службу, ибо как военнообязанный художник был приписан на своей родине.
В это же время на руках К.С. умирает его отец – Сергей Федорович П-В.
Отношение художника к отцу было сложным. К.С. любил отца, но что-то мешало выразить ему свое чувство. Прощаясь с отцом, сын корил себя за боль, причиненную близкому человеку.
«В воскресенье 23 октября состоялись похороны моего отца, это был один из самых молчаливых и трогательных моментов моей жизни… Впервые в жизни видел я смерть, особенно смерть существа, ставшего таким дорогим. Это был день, полный солнца, лучи его ласкали умирающего…Как хорошо, что в эти священные минуты при нем не было никого посторонних и что он умер у меня на руках. Может быть, мой папуля понял, как я его любил под своей непомерной грубостью по отношению к нему, и, может быть, он простит меня, ведь он был такой добрый. Как в жизни, обращавший мало внимания на себя и заботившийся о других, так и после смерти папа как будто постарался, чтобы все было хорошо устроено: чудная погода, песнопения, искренность присутствовавших…И солнце, все время солнце, до самой могилы… Его опустили в землю ровно в полдень.»
В 1917г. Как воспоминание об этом дне П-В пишет картину «Полдень»
Искусствовед. Рассказ о картине «Полдень»
Картина «Полдень» - 1917 года одна из самых поэтичных и философских картин К.С. Петрова-Водкина. В настоящее время работа находится в Русском музее (г. Санкт-Петегбурге). На картине
Изображены огромные приволжские пространства, на которых раскинулись деревеньки, поля, сады, перелески. Мы обозреваем эти дали как бы с птичьего полета и наблюдаем за сценами жизни крестьян; однако сцены не случайны, а значительны, и передают они жизнь людей в самые важные моменты их существования от рождения до смерти. Преходящее и вечное жизни символизируют деревенские похороны. Картина создана под впечатлением смерти отца художника. На первом плане картины Кузьма Сергеевич изобразил символ Хвалынских садов – антоновские яблоки, давая понять, что ничто не вечно на нашей грешной земле. Естественно и ненавязчиво в «Полдне» на одном холсте соединены мотивы обыденные, радостные и печальные – точно так, как в реальной жизни: рождение, взросление, становление, жизненный путь и смерть. Об этом Петров-Водкин и повествует зрителю в отдельных фрагментах свой картины.
1-й Ведущий.
Сам художник этой картиной подводил итог под частью своей жизни.
Художник:«Можно сказать, что закончен один период моей жизни и что подобного счастья уже не будет, возможно, что счастье придет и будет еще больше, чем сейчас, но тихое счастье в этом маленьком уголке…Это счастье ушло, чтобы никогда больше не вернуться» (из письма жене от 27 октября 1916 года.)
2-й Ведущий.
Кроме живописи К.С. работает и преподавателем в частной школе Е.Н. Званцевой. (Елизавета Николаевна). До 1917г. П-В, безусловно любил молодежь и мечтал о создании своей школы в изобразительном искусстве. Преподавательскую деятельность на короткий срок прервали события октября 1917 года, о которых художник говорил:
Художник: «Я почувствовал, как и многие в это время, всю огромную ответственность моего… искусства перед этими двинувшимися к жизни массами… Никогда за все периоды своей жизни я не работал так напряженно над процессом углубления изобразительных принципов…»
2-й вед:Начиная с апреля 1918г. К.С. Петров-Водкин работает преподавателем в Академии художеств. Для П-В 1918-1921гг. были наиболее плодотворными. Как художник получил возможность полностью проявить свой педагогический метод, складывающийся из личного преподавательского опыта и новаторских поисков современного искусства.
3-Ведущий.
В это время П-В, как бы раздумывая о своем месте в этом суровом и тревожном мире пишет «Автопортрет» (1918г): гладко выбритая, словно после тяжелой болезни, голова, осунувшееся, со впавшими щеками и резко очерненными скулами, лицо, смягченное усами и маленькой, клинышком, бородкой. Серо-голубые глаза смотрят зорко и внимательно, твердо и уверенно. Это, безусловно, человек сильной воли, упорный в своем желании выстоять. За его головой пересекающиеся «сферы» синего неба и зеленовато-голубой земли: большой мир, неизменно волнующий мастера.
1-й Ведущий.
В течении 1918г. П-В работал почти исключительно над натюрмортами, считая их самой сокровенной «беседой» с натурой, «скрипичными этюдами», предшествующими созданию более сложных картин – симфоний.
Так появляются натюрморты «Скрипка», «Селедка», «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт».
В жанре натюрморта воплощалась захватившая П-В. Идея сферического построения пространства. Ритмами линий и форм выявляет он органическое единство зеленого и предметного мира с «космическими» пространствами.
2-й Ведущий. Это было тяжелое время. Шла гражданская война, которой сопутствовал голод, холод, иностранная интервенция. Но П-В не бросал работы – рисовал, преподавал.
Постепенно жизнь налаживалась, входила в мирную колею.
В 1921г. К.С.П-В отправляется в Среднюю Азию с экспедицией для обследования состояния архитектурный и исторических памятников. Там он сделала большое количество этюдов, рисунков и поэтическую картину «Шах – и – Зида».
3-й Ведущий. Наступивший 1922год принес семье П-Водкиных счастье. Он весь был наполнен ожиданием первенца… 1 октября 1922 года. П-В телеграммой известил мать о рождении дочери Елены.
Худ-к. «Я уже не могу описать, что я чувствую, глядя на этого сосунка с розовенькой, чистой мордочкой, с блестящими глазами, целуя бархат ее волосиков, покрывающих головку… У же рисовал ее несколько раз.»
1-й Ведущий. Одновременно с семейными заботами, К.С. не прекращал творческой работы. Им пишутся в 20-е годы картины:
«После боя»
«Портрет Ахматовой»
«Рабочие» (дискуссия)
«Материнство»
«Матери»
«Первая демонстрация»
«Смерть комиссара»
«Девушка у окна»
2-й Ведущий. 1928г. Он стал не только годом завершения картины «Смерть комиссара», в которую были вложены личные переживания, раздумья об итогах и смысле собственной жизни, о смерти и вечности.
Этот год стал поворотом к будущий новой яркой славе. На сей раз – как писателя.
3-й Ведущий. В конце 20-х гг. у художника обнаружили туберкулез. И врачи запретили ему рисовать. К.С. начинает работу над автобиографической трилогией, которую посвящает родному Хвалынску.
В 1930г. Выходит в свет 1-я часть – «Хлыновск»; через 2 года появляется 2 часть –« Пространство Эвклида».
1-й Ведущий. Здоровье К.С. немного улучшается и он возвращается к активным занятиям живописью. Появляются картины:
«1919г. Тревога»
«Весна»
«Портрет дочери художника»
«Дочь рыбака»
«Новоселье»
Работает над образом А.С. Пушкина.
2-й Ведущий. П-В. Постоянно участвует в художественных выставках в СССР и за рубежом, получает предложения участвовать в оформлении намеченного к строительству здания Дворца Советов в Москве.
3-й Ведущий. Не забывает К.С. и родной город. В 1932г. последний раз он приезжает в Хвалынск, встречается со старенькой матерью, которую очень любил, ценил, без общения с которой не мыслил своей жизни. Всё что переживал, всё что чувствовал, всё чему радовался или огорчался, он поверял своей маме – такой душевной, понимающей своего сына. К.С. делился с мамой творческими планами.
1-й Ведущий. Многое что задумывал К.С., ему не удалось осуществить. В феврале 1939г. художник умирает от туберкулеза легких. Перед смертью он высказал последнюю волю жене: «Чтобы не случилось со мной, я прошу тебя обещать мне, что не оставишь на произвол судьбы мои работы, ты в силах хорошо позаботиться о них».
2-й Ведущих. Мария Федоровна сделала все, чтобы сохранить произведения и архив художника – большая часть наследия находится в Петербурге, в Гос. Русском музее.
3-й Ведущий. В лице К.С. П-В русское искусство имеет одного из самых великолепных своих художников. Талант К.С. – огромен, он впервые, с высот сферического пространства, с высот космоса, посмотрел на окружающий мир, по-новому дал понимание понятию «Пространство-Время»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Гений земли Русской"
Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Форма проведения -устный журнал....
Внеклассное мероприятие ГеоКВН "Земля - наш общий дом"
Внеклассное мероприятие по географии ГеоКВН "Земля - наш общий дом" для 6-9 классов....
внеклассное мероприятие "Берегите Землю!"
Внеклассное мероприятие по экологии для 5-8 классов. Ориентирует учащихся на выполнение правил поведения в природе....
Внеклассное мероприятие День Земли
Разработка включает внеклассное мероприятие ,посвященное Дню земли 22 апреля....
Внеклассное мероприятие "День Земли"
«Земля – слезинка на щеке Вселенной»экологический праздник ко дню Земли(для учащихся 4-8 классов)...
Внеклассное мероприятие "поэзия земли не знает смерти..."
Материал можно использовать для интегрированного урока.Учащиеся знакомятся с английским романтизмом, с шедеврами поэзии,прослеживают связь русской литературы и английской...
Внеклассное мероприятие "поэзия земли не знает смерти..."
Материал можно использовать для интегрированного урока.Учащиеся знакомятся с английским романтизмом, с шедеврами поэзии,прослеживают связь русской литературы и английской...