Использование ИКТ на уроках истории
статья по истории по теме
Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Актуальность и перспективность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
Психолого-педагогическая цель:формирование базовых знаний по основам обществоведческих наук.
Заключение.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
FESTIVAL._INNOVACII.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
на участие в районном фестивале инновационных идей.
Школа: МОУ «Садовская СОШ» Быковского муниципального района Волгоградской области
ФИО: Жингалиева Кунслу Имашевна
Образование, педагогический стаж, квалификационная категория: высшее, 19 лет, высшая квалификационная категория.
Направление инновационной деятельности: внедрение современных педагогических технологий.
Тема инновационного опыта: «Использование ИКТ на уроках истории».
Форма представления опыта: компьютерная презентация инновационного опыта.
Условия представления опыта и техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Инновационная карта участника.
ФИО: Жингалиева Кунслу Имашевна
Учебный предмет: история
Стаж работы по данной теме: 2 года
Учреждение образования: МОУ «Садовская СОШ» Быковского муниципального района Волгоградской области
Название опыта (информационно-образовательного ресурса – ИОР): Использование ИКТ на уроках истории.
Назначение: применение в учебно-воспитательной деятельности, 5-9 кл.
Виды учебной деятельности, обеспечиваемой ИОР: индивидуальная, групповая, коллективная.
Краткая аннотация опыта:
Основная идея: повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Актуальность и перспективность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
Психолого-педагогическая цель: формирование базовых знаний по основам обществоведческих наук.
Опыт применения ИОР в образовательном процессе:
История http://festival.1september.ru/subjects/7/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по истории http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000189 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по истории: методические разработки уроков, тесты, олимпиады, игры, викторины, Интернет-учебники, презентации к урокам, таблицы и схемы, вопросы и задания и многое дркгое необходимое учителю истории при подготовке и проведении урока http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров http://www.pish.ru/ - Преподавание истории в школе. Электронная версия научно-методического и теоретического журнала (статьи и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и основам права http://his.1september.ru/index.php - Электронная версия газеты "История", приложение к "1 сентября" http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края http://lesson-history.narod.ru/ - Компьютер на уроках истории, обществознания и права. Персональный сайт учителя истории и информатики школе №46 Юго-Западного округа г. Москвы Алексей Иванович Чернов. На свайте презентации к урокам истории с 3 по 11 класс http://softforfree.com/all-programs/981_0.html - Romanovs 1.0. Программа содержит информацию о наиболее ярких представителях династии Романовых, разработана в Ульяновском техническом университете. Распространяется бесплатно, объем 3,07 КБ http://liberte.newmail.ru/ - Великая французская революция. Сайт представляет собой сборник справочных материалов по Великой французской революции: статьи из энциклопедий, карты, биографии политических деятелей... http://hist1.narod.ru/index.html - Всемирная история. Сайт Сергея Нефедова рассказывает об истории с древнейших времен до Нового времени http://www.world-history.ru/ - Всемирная история - Этот день в истории. Сайт Дмитрия Гришина задумывался как средство по упорядочению информации, почерпутой из разнообразной исторической литературы. В силу этого, проект не претендует, несмотря на свое название, на действительно полный охват истории человечества. Материалы сайта представляют собой статьи из разнообразных книг по истории http://www.ancientrome.ru/ - История Древнего Рима. Сайт посвящен истории Рима, мифология, искусство, государство, основание Рима и многое другое... http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия http://byzantion.ru/ - Византийская держава. Сайт посвящен истории Византии. http://afganistan4.narod.ru/ - Все об Афганской войне. История конфликта, хронология, статьи, тексты песен http://duat.egyptclub.ru/ - Древний Египет - Изучение и познание. Сайт по истории Древнего Египта http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - Интернет - проект "1812 год". На сайте представлены следующие разделы: Библиотека - более 100 полнотекстовых электронных книг, Художники-баталисты - произведения живописи посвященные войне 1812 года; Личности - иллюстрированный биографический справочник http://oldru.narod.ru/ - Образование Киевской Руси. Персональный сайт Егорова Константина. На сайте найдете тексты статей, карты, ссылки на другие Интернет-источники |
Наш e-mail: schoolalek20@rambler.ru |
Муниципальное образовательное учреждение «Садовская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области
Материал для районного фестиваля инновационных идей
«Инновации в образовании»
Тема: Использование ИКТ на уроках истории.
Презентация инновационного опыта
учителя истории
МОУ «Садовская СОШ»
Жингалиевой Кунслу Имашевны
2011
Основная идея: повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Актуальность и перспективность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Условия формирования опыта.
На формирование опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории оказали влияние следующие факторы:
1. Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экран, новые компьютеры, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. При необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.
2. Изучение методической литературы:
- Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год.
- Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении.
- Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
3. Курсы повышения квалификации:
- Краткосрочное повышение квалификации при Волгоградском областном институте повышения квалификации работников образования по информационным технологиям, Задачному подходу в обучении экономики, права, истории, обществознания в объёме 72 часов, 2007 год. ;
- Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» по теме: «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика» -2010-2011 гг. ;
- Курсы в Волгоградской Государственной Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме: «Теория методика обучения истории и обществознанию: инновационные подходы» - 2010-2011 гг.
На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе.
4. РМО учителей истории - Проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и с применением ИКТ.
Теоретическая база
При использовании ИКТ в процессе обучения истории я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:
1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…».
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой.
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
- Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
- Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
- Помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
- Представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
- Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
- Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Практическая значимость:
- инновационный подход в изучении истории создает условия для формирования теоретического мышления учащихся;
- повышает мотивацию изучения предмета истории;
- позволяет изучать историю в выпускных классах как проблемный, а не как репродуктивный курс;
- повышает качество освоения истории.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:
1. В классе нет компьютера.
2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.
3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. На составление презентаций уходит много времени.
Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
Технология опыта
В процессе обучения истории я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве:
1. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс).
2. Всеобщая История, учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс).
3. Всеобщая История, учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
4.. История России XIX века (VIII класс).
5. История России XX век.
6. Неизвестная война (документальный фильм – ВОВ)
Использование ИКТ в процессе обучения позволило:
1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
2. Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Результаты последней итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ по истории и обществознанию показали, что ребятам стало намного легче справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ.
3.Достичь результатов в олимпиадах школьного, муниципального и регионального уровня.
Результативность опыта
Мною составлены презентации по следующим темам:
1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
2. Реформы Петра I.
3. Реформы Александра II.
4. Экономические реформы 1985-1991 годов.
5. Средневековые замки.
6.Столетняя война.
7.Северная война.
8.Эпоха Возрождения.
9.Тайные организации.
10. Эпоха Просвещения.
11.Религиозные войны.
12.Политическая раздробленность Руси.
Данные презентации используются при изучении и закреплении материала.
Заключение.
История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели учителя использовали письменные источники, которые изучали сами, а потом излагали кратко учащимся. Сейчас, с использованием ИКТ, эта задача решается намного проще и интереснее.
На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
№1 .
Тема урока: Столетняя война.
Цели урока: Ознакомить учащихся с причинами Столетней войны, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой). Охарактеризовать основные этапы Столетней войны, определить итоги. Показать героическую роль Жанны д’Арк в освобождении Франции.
Способствовать формированию интереса к событиям и участникам Столетней войны.
Способствовать воспитанию патриотических чувств на примере героев войны.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Форма урока: работа с исторической картой.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, карта «Европа в XIV – XV вв.», карточки с таблицами, лента времени, анимированная карта «Битва при Креси», исторические документы, иллюстрации на доске, лист вопросов к битве при Креси, миниатюры с музыкальным сопровождением «Средневековая музыка» и «Жанна д’Арк».
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Активизация опорных знаний.
-Начнём урок с небольшой разминки, т.е проведём работу с понятиями и датами прошедших тем и перейдём к изучению нового материала. Я вам показываю карточку, а вы даёте определение или по дате называете событие.
Генеральные штаты, сословная монархия, парламент, феодал, феодализм, партизанская война, реорганизация.
III. Сообщение темы и цели урока. 1. Мы с вами остановились на том, что Англия и Франция превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в Англии, ни во Франции. Война, начавшаяся в XIV веке между ними получила название в истории – «Столетняя война». Сегодня на уроке мы рассмотрим причины, этапы этой войны, подведём итоги. Рассмотрим героическую роль Жанны д’Арк в освобождении Франции.
IV. Изучение нового материала.
2. - Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».
3. – Запишем дату войны в тетради -1337-1453 гг.
4. – Как определить сколько лет длилась эта война? (116 лет)
- название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
5. -Ребята, а как мы начинаем рассматривать любую войну (сначала определяем причины и повод к войне, ход, итоги).
- Работа с учебником. Откройте стр. 161 и прочитайте вопрос «Причины войны и повод к ней».
- Ребята, назовите, причины по которым началась война.
(Завершению объединения Франции препятствовали английские владения на юго-западе – Аквитания.
Экономическое и политическое соперничество Англии и Франции столкнулись и во Фландрии).
6. Работа с картой. Найдите на карте области: Аквитанию и Фландрию. (учащийся у доски показывает)
- Что же послужило поводом к войне? - В 1328 году прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель из династии Валуа – Филипп. Английский король был родственником короля Франции (его мать была дочерью Филиппа IV Красивого), он решил добиваться силой оружия французского престола. (показ иллюстраций)
- Как можно исторически назвать такую ситуацию? (династический кризис)
7. Посмотрите на таблицу и охарактеризуйте английскую армию и французскую армию.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.
Английская армия | Французская армия |
— из свободных крестьян (лучников). Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. В армии: — высокая воинская дисциплина; — боеспособная пехота; — умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою | Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях. В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация: — новая система комплектования войск; — улучшение крепостной и осадной артиллерии |
- Какая армия была лучше готова к войне? (английская армия была готова намного лучше к войне, т.к. у англичан была высокая воинская дисциплина; боеспособная пехота; умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.
8. -Давайте обратим внимание на то, как выглядели воины данного периода. (СЛАЙДЫ) (краткая характеристика) (СЛАЙДЫ №4-9)
9. Запись в тетради: АРБАЛЕТ - железный лук, вделанный в приклад и снабжённый механизмом для натягивания тетивы.
- Мортира- новое орудие, пушка, применяемое во время Столетней войны.
10. - Теперь рассмотрим этапы Столетней войны, охарактеризуем их, подведём итоги по каждому этапу.
Запись в тетради этапов войны.
I этап войны (1337—1360 гг.) |
1340 г.— уничтожение англичанами французского флота у берегов Франции при г. Слейсе (морское сражение).(показ на карте. СЛАЙД №10) |
1346 г. — поражение французов в битве при Креси (Северная Франция). СЛАЙД №11 - АНИМАЦИОННАЯ КАРТА, просмотр, ответы на вопросы. Такой поход во Францию принёс Англии богатую добычу (деньги, оружие, драгоценности…) |
1356 г. —разгром французской армии при Пуатье (к югу от Луары) (показ на крате, СЛАЙД №12). (в битве погиб весь цвет Франции, из 5-6 тыс. погибших половину составляли рыцари. В плен к англичанам попали король и его свита). |
1360 г. — мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан — юго-западная Франция и порт Кале на севере). |
11. Работа с историческим источником.
Стр. 162. – прочитайте документ о подвиге шести горожан Кале?
-Ребята, как вы думаете, могли ли поступить иначе эти знатные граждане? (НЕТ, потому что, они спасали всех горожан)
12. Проблемный вопрос: -Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую? (Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях)
Ф И З М И Н У Т К А
13. –Переходим к следующему этапу.
II этап войны (1369 – 1396 гг.) |
Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она заключалась в следующем: |
— увеличение отрядов наемников; |
— строительство военного флота; |
— создание сильной артиллерии для разрушения крепостей |
Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгеклен (дополнительное сообщение)(иллюстрация СЛАЙД№ 13). |
Французская армия постепенно одерживала победы на суше и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции. |
- Какой можно сделать вывод? (На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Франции).
14. Работа по карте. - Посмотрите на карту: на севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна, но Аквитания частично была отвоёвана французами.
15.ТРЕТИЙ ЭТАП.
III этап войны (1415—1424 гг.) |
В начале ХV века английский король воспользовался борьбой за власть двух французских феодальных группировок — герцогов Орлеанского и Бургундского (показ иллюстраций). Затем образовался союз Англии с французским герцогом Бургундским. |
Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенкуре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска (иллюстрация- СЛАЙД№14) |
Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства». |
Прошло время, бургундцы заняли Париж (1418 г). Был захвачен король Франции; герцог бургундский стал управлять страной от имени короля. |
Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Старший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол, но он бежал из захваченного Парижа и провозгласил себя королём Карлом VII. Чем вызвал симпатии к себе за то, что встал на защиту независимости Франции. |
16. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Из- за чего французы потерпели поражение? ( из-за внутренней борьбы за власть, из- за предательства герцога Бургундского)
- Из- за этих всех событий французское войско утратило веру в победу. Наследник престола и знатные люди растерялись и действовали нерешительно. Но народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали нападение грабителей на деревни; они устраивали засады и истребляли захватчиков. Во Франции развернулась партизанская война. Посмотрите на карту (показ г. Орлеана). Здесь должна была решиться судьба Франции. Если бы англичане заняли этот город, то дорога на юг Франции была бы открыта и Франция утратила бы свою национальную независимость.
Город Орлеан 200 дней оборонялся от противников.
17. Четвёртый этап войны.
IV этап войны (1428—1453 гг.) |
1428 г. — осада г. Орлеана (иллюстрация); |
1429 г. — год перелома в войне. Появление Жанны д’Арк (дополнительное сообщение)— (работа с историческим документом, стр. 168);благодаря Жанне был освобождён г. Орлеан (Орлеанская дева).ПРОСМОТР МИНИАТЮРЫ ПОД МУЗЫКУ. (показ на карте и иллюстрация). |
1429 г. — коронация в Реймсе законного наследника французского престола Карла VII; (показ на карте) |
1431 г. — обвинение в ереси и казнь Жанны д’Арк. (иллюстрация) |
-Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны д’Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной. 1453 г. — Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет). |
18. Работа с картой.
Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.
1453 г. — город Бордо в Аквитании сдался.
IV. Итог урока.
Столетняя война закончилась. Французы ценой больших потерь сумели победить в этой долгой кровопролитной схватке, но порт Кале еще 100 лет был в руках англичан.
V. Закрепление изученного материала.
ТЕСТ:
1.Когда началась Столетняя война?
а) 1360 год; б) 1337 год; в) 1346 год.
2.После какого события Франция оказалась на краю гибели?
а) поражение при Пуатье 1356 г.;
б) поражение при Азенкуре 1415 г.;
в) договор 1420 г. между Карлом VI и Генрихом V
3.Каковы причины поражения французской армии?
а)разрозненность армии;
б)малочисленность армии:
в) плохое вооружение.
4. Где сталкивались интересы Англии и Франции?
а)Фландрия; б) Шотландия; в) Аквитания.
5. Кто сказал «Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня»?
а) Жанна д Арк; б) Карл Смелый; в) Людовик Х.
Вопросы и задания:
- назовите дату Столетней войны. (1337- 1453)
- Почему Столетняя война закончилась победой французской армии? (потому что, на 2-ом этапе войны произошла реорганизация армии, развернулась партизанская война, большую роль сыграла Жанна д Арк, а после её смерти народно- освободительная война развернулась с новой силой).
- Покажите на карте места сражений Столетней войны.(битва при Креси, Пуатье, Азенкур, Орлеан, Бордо)
VI. Обобщение: Итак, мы сегодня изучили Столетнюю войну. Увидели, как французский народ отчаянно в течение долгого времени отстаивал свою свободу и независимость, а также смог отвоевать территории за которые боролся - это Аквитания и Фландрия. Герои этой войны покрыли себя неувядаемой славой, их подвиги и поступки будут вызывать восхищение во все времена.
VII. Д/З: §19, подготовить сообщение «Гильом Каль».
№2
ПРИЛАГАЕТСЯ (CD-ДИСК)
В данной презентации показаны в качестве примера задания для 5-9 кл., используемые на уроках истории с применением ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории
Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Статья: Использование ИКТ на уроках истории
Статья на тему: "Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавание обществоведческих дисциплин"...
Использование ИКТ на уроках истории
Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ...
«История рыцарства»: опыт использования курса на уроках истории
Авторский курс «История рыцарства»: опыт использования на уроках истории...
Комментарии
Хорошо.