«История рыцарства»: опыт использования курса на уроках истории
статья по истории (6 класс)
Авторский курс «История рыцарства»: опыт использования на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_kurs_istoriya_rytsarstva_opyt_ispolzovaniya_na_urokah_istorii.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторский курс «История рыцарства»: опыт использования на уроках истории
Введение
Сегодня основная идея современного российского образования заключается в том, что важны не столько знания, умения, навыки, сколько то, что школьное образование должно стать системой, сочетающей в себе не только все вышеперечисленное, но и включающей в себя развитие личностных качеств, необходимых для существования в современном мире. Для развития этой системы должны использоваться все ресурсы, которыми располагает школа.
Одним из ресурсов, потенциально эффективным является курс «История рыцарства». Курс используется в деятельности историко-культурного центра «Рыцари Круглого Стола» с 1995 года, опробован в нескольких школах Невского и Центрального районов СПБ, а также в нескольких школах Ленобласти. Курс предназначен для 6 классов общеобразовательных учреждений базового и повышенного уровня.
Анализ авторского курса «История рыцарства»
При подборе материала учитывались, в основном, интересы мальчиков, но цели курса выполняются и при работе с девочками.
Как показывает опыт ведения данного курса, особенно высокие результаты дает работа с детьми двух крайних темпераментов: с малообщительными, замкнутыми флегматиками и неусидчивыми взрывными холериками – совместное обучение несколько сглаживает проявление крайностей.
Ценность этого курса заключается, во-первых, в том, что учитываются возрастные особенности учащихся 11-12 лет, а именно необходимость ярких эмоционально окрашенных образов для создания представлений о Средневековье. Данный курс призван дать учащимся широкую бытовую картину средневековья и яркий эмоционально-ценностный фон эпохи.
Во-вторых, курс содержит богатейший нравственный воспитательный потенциал. Ведь Средневековье дало миру несколько нетленных моральных ценностей. Их содержание и историю их появления и дает этот курс. Основным образовательным результатом обучения является развитие креативных способностей и формирование коммуникативных навыков у школьников 12-13 лет.
В-третьих, программа предусматривает межпредметные связи. Курс носит интегрирующий характер на уровне знаний и умений. Содержательный материал курса может составлять единую систему с материалом базового общеобразовательного курса истории средних веков и опирается на знания и умения, полученные учениками в других курсах программы общего образования (географии, литературы, изобразительного искусства, черчения, трудового обучения).
Цели курса:
- систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по истории и культуре западной Европы в период Средневековья;
- познакомить учащихся с таким феноменом как рыцарство в его историческом развитии, его значением и влиянием на историю и культуру;
- дать возможность непосредственно ощутить реалии рассматриваемой эпохи путем «погружения» в историю. Это достигается отбором материала, знакомящего с деталями быта и культуры, а так же предусмотренными в ходе курса тематическими ролевыми играми и общей ролевой игрой, где задействован каждый;
- обеспечить возможность свободного всестороннего развития учащегося. С этой целью в курсе предусматриваются варианты заданий по интересам, развивающие индивидуальные способности учеников;
- развивать креативность, способность собрать разрозненные факты в живую действующую систему, оживить историю, выйти из ситуации, руководствуясь историческим реалиями. Подобная креативность обуславливает самостоятельную творческую деятельность и может способствовать развитию навыков исследовательской деятельности.
- сформировать условия для признания учащимися общечеловеческих ценностей, входящих в рыцарский кодекс чести, воспитания толерантности. Для этого рыцарский кодекс чести рассматривается в статике (идеал XII-XIII вв), в динамике (возникновение, расцвет и упадок), в различных ситуациях (мирных, боевых, игровых), на различных уровнях (качества отдельного индивида, качества личности в обществе, качества руководителя) и с различных (по времени и сословию) позиций.
Основными понятиями и ведущими идеями курса являются:
- Символ, символика. Геральдика. Герб, девиз. Их смысл и значение.
- Вассал, сеньор. Их права и обязанности. Принципиально новые отношения между людьми – дружеское партнерство.
- Рыцарство – как военный термин, как социальный слой, как идеологический феномен.
- Рыцарский кодекс чести. Рыцарские качества. Рыцарские поступки. Рыцарский долг.
- Роль рыцарства в военно-политической, социально-экономической истории и культуре.
- Общечеловеческие ценности. Роль рыцарского идеала в становлении современной этики.
Методы:
Основная форма занятий – ролевая игра. Предполагаются так же лабораторные работы, уроки-диспуты, семинары, тактические и тактико-ролевые игры.
Основные умения и навыки учащихся, формирующиеся во время освоения курса:
- соотносить события, процессы с определенным периодом всеобщей истории;
- переводить конкретную информацию в абстрактные символы и наоборот;
- видеть и понимать личностные аспекты в фактах истории и культуры;
- работать с текстом документов, иллюстративным материалом;
- давать характеристику отдельным историческим явлениям, деятелям, оценивать их с точки зрения современников;
Основным понятием курса является рыцарский кодекс чести как совокупность пяти рыцарских качеств: доблести, верности, щедрости, куртуазности и чести. Эта основная составляющая идеологического феномена рыцарства подробно рассматривается в третьей главе программы. Эти пять качеств составляли этический идеал рыцаря. Этот раздел программы призван не только показать суть рыцарских качеств, но и их значение в обществе. Учащиеся должны увидеть угол зрения средневекового рыцаря на жизнь, его мироощущение.
Остальные части программы выполняют вспомогательную роль. Первая и вторая главы естественно примыкают к третьей, соединяясь в условный блок «Рыцарство в статике». Сложность подачи материала второй главы заключается в том, что рыцарство «изнутри» еще не рассмотрено. Но, не вводя понятия рыцарских качеств, учащихся подводят к представлению о них. Итогом блока «Рыцарство в статике» становится понятие о всепронизывающем действии рыцарских качеств.
Остальные главы объединяются в условный блок «Рыцарство в динамике». Прежде всего, речь идет о хронологии. Рассматриваются: период зарождения рыцарства (I-XI века: Карл Великий, Вильгельм Завоеватель), период расцвета рыцарства (XII-XIII века: Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август, Иоанн Безземельный, Людовик IX Святой, Фридрих II Гогенштауфен) и период упадка (XIV-XVI века: Филипп IV Красивый, Столетняя война, Война роз, Людовик XI). Сама периодизация дается еще на втором и третьем занятиях – до урока по костюму и вооружению. Тогда по этой схеме кратко рассматривается эволюция костюма, вооружения, замка и интерьера; однако, подробно разбирается лишь период расцвета рыцарства.
Тем самым учащиеся, не владея еще знаниями об этих периодах, их сущностных чертах и внутренних причинах, уже имеют представление о них, их внешних выражениях. Это формирует историческое мышление. Так, например, учащиеся вполне способны по тексту «Песни о Роланде» с описанием быта правильно сделать вывод о том, что это - исторический источник, но не по эпохе Карла Великого, о котором там идет речь, но по эпохе записи «Песни» - конца XII века. Не говоря уже о том, что эта периодизация почти полностью накладывается на периодизацию истории средних веков в основном курсе истории. Это позволяет учащимся рассуждать о причинах как общего совпадения, так и частных несоответствий этих периодизаций, что, безусловно, позволяет, в свою очередь, действительно более углубленно и расширенно изучать историю.
Внутри же данного курса важно проследить преемственность периодов развития рыцарства. Так, учащиеся не должны путать Карла Великого исторического и Карла Великого литературного (героя «Песни о Роланде»).
Важным содержательным моментом является влияние рыцарской культуры на различные аспекты жизни – как в средневековье, так и современное наследие. Ведь рыцарство как культурно-идеологический феномен имеет большое значение и в наше время – начиная от норм международного права и до норм поведения в быту.
Все это должно работать на признание учащимися рыцарских ценностей.
Для выполнения целей и задач курса весь курс, все ведение курса также превращается в одну большую ролевую игру. Для того чтобы изучить рыцарство и рыцарей, важно их понять. Для того чтобы понять человека, надо встать на его место. И учащимся предлагается постепенно становиться рыцарями, естественно, не забывая о своей жизни в XXI веке. Поэтому и темы уроков должны быть спровоцированы учителем. Ученики должны сами выйти на то, что для начала их герою нужно дать какое-то имя и, соответственно, средневековую «визитную карточку» - герб. Потом его необходимо одеть: ученики узнают , какие в средние века были фасоны костюмов и выбирают одежду, обувь, прическу и аксессуары для своего героя. Потом мальчишки вооружают своего героя. Потом строят ему замок и обставляют его, населяют челядью и т.д.
Блок «Рыцарство в динамике» подается как составление родословной своего персонажа: составляя биографию, которой не существовало, но которая вполне могла быть, высчитывая, кто из предков его героя – дед или прадед мог жить при дворе Филиппа-Августа, учащийся всерьез погружается в историю. В свою очередь, это является сильнейшей мотивацией для изучения. Даже оставляя в стороне нравственное воспитание и воспитание исторического мышления (об этом уже говорилось) через эти родословные, стоит заметить, что такое изучение истории «изнутри», пропуская через себя, действительно формирует исследователя. Только при подходе погружения возможно возникновение у учащихся вопросов: «А в какие игры тогда играли? А с какой скоростью двигался конный рыцарь в походе? А какая тогда была музыка?» и т.д.
Для этого важно выдержать форму ролевой игры и в мелочах. Так, например, тетрадь для ведения записей на занятиях называется «рыцарским альбомом» и оформляетя соответствующим образом. Помимо оценок, существуют поощрения «в стиле» - звания, титулы, дополнительные фигуры на гербы или просто бумажные гербочки, которые наклеиваются на обложку «рыцарского альбома» отличившегося – на всеобщее обозрение, по-рыцарски.
Помимо общей большой ролевой игры, используются и отдельные ролевые игры и погружения. Учащийся на отдельном уроке может превращаться то в ученого историка, выступающего на конференции, то в архитектора и строителя, то в мудреца, воспитывающего рыцарского сына, то в горожанина на заседании английского парламента. Здесь важна не столько роль сама по себе, сколько идея погружения. Так, даже на тактической игре, учащийся должен не просто фишки переставлять, а играть определенного героя, иметь имя, да еще и узнать предварительно биографию своего персонажа.
Итогом курса служит сдача экзамена, которая тоже красиво «обставляется». Учащийся должен защитить свою «легенду» - биографию своего персонажа, представить свой костюм и теоретически выйти из ситуаций, предлагаемых в экзаменационном билете.
Логической точкой курса как подготовки учащихся является большая ролевая игра на местности или в крепости – как реализация их подготовки. Естественно, сценарий составляется заранее, учащимся сообщается лишь часть этого сценария, остальное – будет для них сюрпризом. Выезд – максимальное погружение в средние века. Испытания и задания должны быть реальны для выполнения, но не слишком легкими, чтобы у учащихся была перспектива и мотивация изучения дальнейших курсов.
Таким образом, курс может стать удачным дополнением к основному курсу истории.
Возможности использования курса «История рыцарства» на уроках истории
Рассматриваемые ниже варианты использования материалов курса легко осуществимы, если курс ведется в качестве сопровождения основному курсу истории, и весь класс или какая-либо его часть полностью или частично проходили данный курс.
Вначале рассмотрим, что из курса можно использовать на уроках истории. Во-первых, это знания. В материалах обоих курсов есть множество общих терминов, дат, имен, например, Карл Великий. Если в классе есть ученики, которые присутствовали на занятии по Карлу Великому в рамках курса «История рыцарства» (см. Приложение № 2), можно попросить одного из них представить, что он – Карл Великий, а остальному классу дать задание взять у него интервью.
Во-вторых, на уроках можно использовать умения и навыки учеников, сформировавшиеся в результате их деятельности на занятиях в рамках дополнительного курса. Например, если в ходе урока, посвященного рыцарям, дать части класса задание «Опишите эпизод турнира с точки зрения участника, зрителя, герольда», то дети, проходившие занятия по вооружению рыцаря и геральдике, смогут легче выполнить это задание. У них уже есть представления о том, как выглядят гербы и вооружение рыцаря, они уже умеют описывать гербы. Следовательно, они могут помочь тем одноклассникам, которые не проходили подобные занятия, выполнить это задание.
В-третьих, может использоваться реквизит. Он может использоваться в качестве наглядного материала, например, реплика рыцарского меча, шлема и щита на части урока, посвященной вооружению рыцаря. Также дети, чертившие эскизы своих донжонов на занятии по замку-крепости, могут принести их на урок, посвященный замкам, в то время как остальной класс выступит в роли жюри, которое должно будет выбрать лучший замок и аргументировать свой выбор.
Теперь рассмотрим, на каких этапах урока может использоваться все вышеперечисленное. Начнем с части урока, посвященной изучению нового материала. На этом этапе урока могут использоваться знания, умения и навыки учащихся, проходивших курс истории рыцарства, особенно, если тема урока уже рассматривалась на занятиях. Например, учащиеся могут дополнить рассказ учителя о Ричарде Львиное Сердце, объяснив, почему его считали идеальным рыцарем (он соответствовал рыцарским качествам – был смелым, честным, щедрым).
На этапе повторения пройденного материала эффективно может использоваться реквизит. Например, на повторительно - обобщающем уроке по Крестовым походам группе учащихся может быть предложено задание разложить ряд вещей по двум признакам – существовавшие до Крестовых походов и появившиеся после них.
В качестве приема активизации деятельности учащихся, важны не столько знания и умения, сколько реквизит. Ведь в данном случае целью является не столько получение новых знаний или повторение уже изученного материала, сколько разнообразие работы на уроке, ее оживление. Для этих целей реквизит подходит идеально. В качестве примера можно привести урок по торговле в Средние века, на котором учащимся было предложено рассмотреть маленькие складные весы (в разобранном виде) и предположить, что это такое, кем и для чего могло использоваться
Наконец, можно рассмотреть формы уроков, на которых можно использовать материалы курса «История рыцарства». Первой рассматриваемой формой является комбинированная форма урока. Она не требует подробного рассмотрения, так как составные элементы этой формы урока были рассмотрены выше.
Следующей стоит рассмотреть такую необычную форму урока, как урок-драматизация. Этот урок больше напоминает театральное представление. Предполагается использование нескольких костюмированных персонажей, которых могут играть дети, прошедшие курс истории рыцарства, так как в результате у них уже сформированы артистические навыки и умение погружения в данную роль. В качестве сюжета, например, может быть предложено описание Крестовых походов с точки зрения крестьянина, монаха, рыцаря-феодала, ребенка. В перерывах между рассказами героев остальному классу предлагается выполнять небольшие задания, направленные на изучение нового и закрепление старого материала.
Последним можно рассмотреть урок – ролевую игру. Данная форма урока предполагает распределение внутри класса ряда ролей, затем дается проблемная ситуация, из которой ученики должны найти выход в соответствии с их ролью. В качестве примера можно привести урок по средневековым цехам, проводившийся в 6 классе одной из школ Невского района. Школьникам было предложено вытянуть карточку с ролью мастера одного из четырех цехов, затем внутри цеха необходимо было договориться о порядке деятельности цеха. Смысл урока – рассмотреть понятия средневекового цеха, причины возникновения средневековых цехов, достоинства и недостатки организации. Для детей, прошедших курс истории рыцарства, этот урок прошел гораздо эффективнее, знания усвоились гораздо лучше, так как уже был сформирован навык погружения в роль, дети были способны поставить себя на место средневекового человека.
Заключение
На основе опыта деятельности историко-культурного центра «Рыцари Круглого Стола» по преподаванию курса «История рыцарства» можно сделать вывод, что данный курс является удачным дополнением к основному курсу истории, и что его частично можно использовать на уроках истории. Полученные в ходе прохождения курса знания, умения и навыки сильно помогают школьникам в освоении школьного курса истории, немного облегчают работу учителя, а межпредметные связи курса помогают в освоении учениками школьного курса по ряду других предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории
Основная идея:повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.Цель:создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории
Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – ...
Опыт использования ИКТ на уроках элективных курсов
презентационный материал из опыта работы...
Педагогический опыт "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий"
Педагогический опыт по теме "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий" позволяет увидеть возмо...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")
В разработке урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...