Экскурсия для школьников "Ярославль театральный"
методическая разработка по истории (7,8 класс) по теме

Методическая разработка экскурсии для школьников "Ярославль театральный". Экскурсия подготовлена вместе с выпускницами Риммой Белоусовой и Ксенией Карамышевой, которые провели ее для учащихся МОУ Гимназии №2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ekskursiya_Yaroslavl_teatralnyy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка экскурсионного маршрута «Ярославль театральный»

Вид экскурсии – пешеходная.

Продолжительность экскурсии – 1 час 10 минут.

Состав экскурсантов – учащиеся 5-7 кл.

Ушатова Лидия Александровна,

учитель гимназии №2.

Ярославль, 2010 г.


Пояснительная записка.

Тысячелетие родного города – событие особой важности, которому должна предшествовать достойная подготовка.

Наш город интересен и уникален с точки зрения истории и культуры, его памятники рассказывают о наиболее ярких событиях прошлого России.

Ярославль – родина первого русского национального театра, что вызывает у нас особую гордость. В 2010 году театру, созданному Ф. Волковым, исполнится 260 лет. Мы хотим, чтобы юные жители нашего города не просто гордились и любили свою малую родину, но и знали как можно больше о его прошлом и настоящем.

Наша цель – изучить одну из славных страниц в истории города, связанную с созданием первого русского национального театра, пропагандировать среди школьников Дзержинского района краеведческие знания.

Условия проведения экскурсии:

  1. Экскурсия «Ярославль театральный» проводится для учащихся 5-7 классов.
  2. Состав группы не должен превышать 15 человек, так как для большой группы сложно рассказывать на улицах города из-за плохой слышимости (в результате движения машин).
  3. Группа должна быть заранее ознакомлена с основными правилами дорожного движения, так как во время экскурсии предстоит переходить дороги, двигаться вдоль них.
  4. Время проведения экскурсии 1 час 10 мин.

Схема проведения экскурсии.

Остановка

Объект показа

Время

Содержание

Орг. указания

Ул. Советская д. 3

Дом №3 (бывший дом Полушкина), дом №2, на месте которого был кожевенный амбар Полушкина.

10 минут.

  1. Детство Ф. Волкова, его семья.
  2. Создание театральной труппы, первые спектакли.

Показ портрета Ф. Волкова.

Народный переулок, Советская площадь.

Церковь Николы Надеина, церковь Ильи Пророка.

Переход – 5 минут, рассказ – 10 минут.

  1. Ярославль середины 18 века, каким видел его Волков.
  2. Церковь Николы Надеина и церковь Ильи Пророка – уникальные памятники архитектуры 17 века.

Площадь Волкова.

Памятник Ф. Волкову, здание театра Волкова.

Переход – 15 минут, рассказ – 10 минут.

  1. Деятельность Волкова в Петербурге.
  2. О здании театра и памятнике.
  3. Основные вехи развития театра им. Волкова.

Заход в фойе театра.

Площадь Юности.

ТЮЗ

Переход – 10 минут, рассказ – 10 минут.

1)  История создания,      деятельность ТЮЗа.

Группе даётся время на прогулку по площади, на подъём по внешним лестницам на второй этаж театра.


Текст экскурсии «Ярославль театральный»

I

Богата талантами наша земля. И мы гордимся тем, что Ярославль – родина первого русского театра, основателем которого стал Фёдор Григорьевич волков.

Мы находимся на улице Советской, перед нами дом с мемориальной доской (чтение).

Сын костромского купца Фёдор Волков родился в 1728 году и в 1735 году вместе с овдовевшей матерью и братьями (Алексей, Гаврило, Иван, Григорий) переезжает в Ярославль. Вскоре Матрёна Яковлевна Волкова выходит вторично замуж за ярославского купца и заводчика Полушкина Ф.В., который видит в пасынках наследников своего дела.

Первые театральные впечатления Ф. Волков Получил от народных игрищ, скоморошных забав, кукольников, которые бывали в Ярославле по пути к северным окраинам России. Усадьба Полушкина располагалась здесь, по обе стороны Пробойной улицы (с 1918 года – Советская).

В доме №3 жила семья Полушкина (Волкова) Но ныне существующий дом назвать домом Волкова можно только условно. Первоначально дом был на высоком подклете и одноэтажным. Он был построен, когда вокруг не было зданий и самой улицы. Фасадом дома был нынешний торец. Вход в дом был с нашей стороны. На его месте теперь центральное окно бельэтажа. Третий этаж надстроен в 30-е годы 20-го века. Здесь за крепким тесовым забором находились: деревянный и каменный дома с парадными хоромами (каменных домов тогда в Ярославле было всего около четырёх десятков), конюшня, баня, погреба, сад, амбары, кожевенный сарай, огород.

Фёдор Васильевич Полушкин торговал с Москвой, Петербургом, Нижним Новгородом, Вологдой. Его заводы выплавляли серу и варили купорос. Рядом с усадьбой Полушкина – берег Волги, очевидно братья Волковы бегали там по откосам и купались летом. Старший Фёдор выделялся любознательностью, трудолюбием, напористостью, самоучкой выучился играть на гуслях. По всей видимости, отчим любил пасынков, заботился о них. С 1741 года Фёдор несколько лет учился в Москве, с 1746 года изучал коммерческое дело в Санкт-Петербурге. Там он и увлёкся театром. В Петербурге Волков посещал итальянскую оперу, французский, немецкий театры, сумел свести знакомства с директором немецкой «комедиантской банды» Петром Гильфердингом, благодаря чему впервые проник за кулисы профессионального театра.

В 1748 году умирает Полушкин, Фёдор вынужден был принять под свой надзор заводское дело и торговлю. Но не лежала душа к этим заботам. Он настойчиво искал «охотников» до играния комедий. Люди разного чина и звания – Иван Дмитревский, Алексей Попов, Иван Иконников, Семён Куклин, Яков Шумский, Григорий и Гаврила Волковы – собирались в полушкином доме для первых репетиций. А для спектаклей Федор присмотрел кожевенный амбар (кирпичный сарай) на Пробойной улице. Первые ярославские комедианты играли также в домах богатых купцов. Но некоторые горожане считали театр «делом богопротивным». Однажды после показа комедии в доме купца Григория Серова на зрителей было совершено нападение, которым руководил содержатель ленточной фабрики Григорий Гурьев. Два десятка фабричных рабочих набросились на зрителей и актёров на улице, «избивали их, кусали, хватали за волосы». Это произошло 8 января 1750 года.

Однако ничто не могло остановить Фёдора Волкова. Кожевенный амбар был неудобен, тесен, холодам подвержен. Но именно здесь он ставил первые общедоступные спектакли. Место, на котором стоит дом №2, весьма примечательно. В бывшем здесь когда-то кожевенном амбаре 29 июня (10 июля) 1750 года пьесами «Эсфирь» и «Эвмонт и Берса» началась история русского национального театра. По легендам старожилов амбар просуществовал до 1842 года, служа долгое время складом «казённого вина». Затем был разрушен, а его кирпич был использован на постройку первой полицейской части в Ярославле. Убогость амбара была очевидна. Волков решает построить специальное здание для представлений, покупает участок на берегу Волги. Волкову пришлось стать архитектором – комедиальная хоромина возводилась по его проекту. Он был мастером на все руки – исполнителем основных ролей, режиссёром, декоратором, бутафором, гримёром поэтом, механиком.

В 1751 году состоялось открытие нового театрального дома. Места на спектакль в нём стоили 1-5 копеек. О ярославских комедиантах стало известно в Петербурге, и в январе 1752 года по приказу императрицы Елизаветы Петровны труппа была вызвана в столицу. 1750 год считается годом основания первого русского национального театра.

II

Перед вами церковь Николы Надеина, прихожанами которой были и Фёдор Полушкин и его пасынок Фёдор Волков. Построена она в 1620-1622 гг., сразу после Смутного времени, в разорённом Ярославле – как символ возрождения России. Создана церковь на средства известного ярославского «государева гостя» (купца) Надея Светешникова. Среди деревянных избушек города церковь поражала воображение своим строгим величием. После Спасо-Преображенского собора церковь эта является старейшей в городе, она пережила страшный пожар в 1658 году, истребивший почти весь деревянный город. Но за более чем 300 лет церковь утратила первоначальный облик: в 19 веке сняты 4 главы, переделана маковка, заложены галерейные и колокольные пролёты. Внутри храма обращает на себя внимание пышный позолоченный деревянный иконостас, выполненный в 1751 году в стиле барокко. По некоторым сведениям, к нему имел отношение Фёдор Волков. Скорее всего, он создал его рисунок, но, возможно принимал участие и в его резании. Церковь расписывали 20 иконописцев в 1640 году во главе с костромичом Любимом Агеевым. Мы можем увидеть фрески 17 века, которые прекрасно смотрятся до сих пор. Хотя большая часть фресок не освобождена от поздних записей 18-19 веков (то есть поверх старого изображения рисовалось новое).

Несмотря на то, что Светешников был в почёте у царя, имел крупные дела с государственной казной, к концу жизни фортуна отвернулась от купца, финансовое положение его пошатнулось, он задолжал казне значительную сумму – 6,5 тысяч рублей. За что и был отправлен «на правеж». Не выдержав пыток, купец скончался. Но кто теперь знает о бесславной кончине Надея Светешникова, а белокаменная красавица, носящая его имя, стоит без малого 400 лет. Вот такой оборот капитала вышел у купца.

Выйдем теперь на Ильинскую (Советскую площадь), красивейшую в городе. Трудно поверить, что до революции это была ярмарочная площадь, где на ежегодных мартовских ярмарках продавались посуда, игрушки, сласти, стояли многочисленные балаганы, карусели, слышался многоголосый гвалт толпы. В обычное время здесь бродили собаки и свиньи, а ещё в 19 веке в огромных лужах хозяйки полоскали бельё, а мальчишки плавали на досках и брёвнах. В такой обстановке рос Волков. Рядом с его домом находился один из лучших ярославских памятников – церковь Ильи Пророка. Она воздвигнута в 1647-1650 гг., завершила собой развитие ярославского храмового зодчества I половины 17 века и определила его дальнейший характер. Её архитектура отражала полнокровное и жизнерадостное искусство посада. Церковь имела и большое градостроительное значение. Вокруг неё сложилась центральная площадь, и разошлись главные радиальные улицы города. Необычная асимметричная композиция храма, состоящая из разновысотных объёмов, колокольни, приделов, галерей, завершающаяся устремлённым вверх нарядным пятиглавием и стройными шатрами, придаёт памятнику богатый силуэт. Великолепен и архитектурный декор, в качестве которого здесь использованы кокошники, килевидные наличники, аркатурные пояса, лопатки, колонки и т. д. Кажется, что свет от этого изумительного творения лучами распространяется по всему центру города. И благодаря этой площади и улицам, расходящимся лучами, Ярославль – один из красивейших городов нашей страны. А мы идём дальше, чтобы убедиться, что дело Волкова не пропало даром.

III

Мы находимся на древнейшей из площадей. Она называлась Власьевской, потом Театральной, а в 1938 году получила имя Волкова в связи с 175-летием кончины великого актёра. Перед вами здание академического театра имени Волкова, имя Волкова носит и одна из улиц города.

Вернёмся к истории. Уехав в Петербург в 1752 году, Фёдор Волков в Ярославль не возвращался, он и его артисты играли при дворе, затем участвовали в спектаклях, которые ставились в шляхетском корпусе. В 1756 году в Санкт-Петербурге был открыт «Русский театр для представления комедий и трагедий», в 1761 году его возглавил Волков. Умер Ф. Волков 4 апреля 1763 года, простудившись во время шествия, посвящённого коронации Екатерины II.

Много духовных сокровищ заключал в себе 18 век, сыном которого был и Ф. Волков, титаническая личность, человек непреклонной воли и неотступного действия. Самородок с берегов Волги, вышедший из глубин народной жизни, Волков доказывал могучую силу щедрой талантами Российской земли. Фёдор Григорьевич умер молодым, ему едва исполнилось 35 лет. Но главное дело жизни он успел завершить – его усилиями возник и утвердился первый русский государственный театр.

На высоком гранитном постаменте стоит памятник у здания театра (скульптор А. И. Соловьёв, архитектор В. Ф. Маров). Памятник Ф. Волкову установлен в 1973 году. Композиция монумента ассиметрична. Бронзовая скульптура с круглым постаментом, выполненным из монолитного гранита, установлена на полированной овальной плите не по оси массивного стилобата, символизирующего театральную сцену, а смещена в сторону главной аллеи сквера. На постаменте надпись: «Основателю русского национального театра Фёдору Григорьевичу Волкову». Скульптура динамична, в типичном костюме 18 века, в характерной позе актёра, обращённого на площадь и театр. Это первый в России памятник актёру Волкову.

Вернёмся вновь к театру в Ярославле 18 века. Им продолжали руководить братья Алексей и Гавриил Волковы. С 1756 года театр перестаёт существовать, здание не сохранилось, видимо, сгорело во время пожара. Театр вновь появляется в Ярославле в 80-е годы 18 века, он устраивается в доме губернатора А. П. Мельгунова, в конце 18 века начала работать крепостная театральная труппа князя Урусова. Нынешнему зданию театра предшествовали деревянный театр 1820 года, построенный архитектором П.Я. Паньковым, и каменный 1842 года, построенный на средства одного из наиболее примечательных ярославских актёров Михаила Яковлевича Алексеева. Через полсотни лет и оно обветшало. Здание, которое вы видите, построено в 1911 году архитектором Н.А. Спириным. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра.

Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938). В целом архитектура театра носит черты московского классицизма. Однако распространённый в начале 20 века стиль модерн сказался и здесь.

На фасаде театра и боковых стенах – скульптурные композиции, на портике – скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств – Аполлон-кифаред, слева – муза трагедии Мельпомена, справа – муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии. Арочная ниша с колонадой, полукруглые ротонды – балконы, лепнина – всё это придаёт театру парадность и изысканность.

Зрительный зал украшен живописным фризом «Торжество Диониса» работы известного художника «серебряного века» Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен. Исполнителем живописных работ был ярославский художник Алексей Корнилов.

В год открытия нового здания театру было присвоено имя Волкова. В 19 веке город пользуется репутацией культурного центра.

Ярославская сцена всегда помнила о своем театральном первородстве. Ярославский театр взрастил крупные дарования, впоследствии украсившие столичные сцены.

Три сезона на ярославской сцене (1844 – 1847) способствовали формированию таланта Любови Павловны Косицкой (впоследствии Никулиной-Косицкой).

Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Младшая современница Мочалова и Щепкина, Никулина-Косицкая явилась на русской драматической сцене предшественницей Ермоловой, Стрепетовой, Ольги Садовской. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.

Приблизительно в те самые годы, когда Никулина-Косицкая переживает закат своей творческой и жизненной судьбы, на сцене Рыбинского театра дебютирует еще никому не известная юная актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона – в 1865 – 1866 годах, актриса прослужила в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского театра.

Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли на сцене городского театра великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина.

В сезоне 1896 – 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского Художественного театра, в 1898 году, Москвину доверят роль царя Федора Иоанновича. В Ярославском театре неприметным статистом начинал свой сценический путь юный ярославец Леонид Витальевич Собинов, будущий великий русский певец. 9 августа 1898 года в родном городе состоялся первый концерт Собинова, тенора Императорских театров, уже завоевавшего славу. В ярославском театре играли крупнейшие русские актёры М. Ермолова, В. Качалов, В. Комиссаржевская, М. Савина, В. Давыдов и другие, несколько раз выступал великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский. В 1939 году на премьере спектакля «Пётр I» побывал А.Н. Толстой.

В разные годы (1960, 1963, 1975), стремясь увековечить образ Ф. Волкова, театр обращается к созданию спектакля о первом русском актёре. За 250 с лишним лет театр переживал взлёты и падения, поиски и неудачи, кризисы и успехи, но всегда он был и остаётся любимым многими поколениями ярославцев.

В 1950 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1966 году Волковскому театру было присвоено звание академического.

В 1975 году театр отмечал своё 225-летие и был награждён орденом Октябрьской революции. Творческий коллектив не раз выезжал на гастроли во многие города страны и за границу, выступал во Франции, Германии, Венгрии, Чехии, Финляндии, Дании, Норвегии, Аргентине, США.

О продолжении традиций, заложенных Ф. Волковым, говорит и созданный в Ярославле театральный институт, который готовит актёров театра драмы и кино, актёров театра юного зрителя и театра кукол. Ещё в 1920 годы в Ярославле была открыта театральная студия, реорганизованная затем в театральный техникум. Теперь на улице Депутатской в доме 15 (недалеко отсюда) находится  театральный институт – высшее учебное заведение. Многие актёры, окончившие его, работают сейчас во многих городах России. С конца 90-х годов в театральном институте стала осуществляться подготовка театральных художников, режиссёров, технологов сцены. Студенты института активно участвуют в различных театральных фестивалях, как российских, так и международных в Польше, Франции, Югославии, и т. д. Мы гордимся мастерами волковской сцены, нашими современниками, все имена которых невозможно перечислить. Среди них много народных и заслуженных артистов России. Вот лишь некоторые имена:

Нельский Валерий Сергеевич

Раздьяконов Феликс Иннокентьевич

Тихонов Сергей Константинович

Кузьмин Владимир Валентинович

Кузьмин Николай Васильевич

Сергеев Валерий Валентинович

Солопов Владимир Алексеевич

Терентьева Наталья Ивановна

Иванова Татьяна Борисовна

Сидорова Ирина Сергеевна

Исаева Татьяна Ивановна

Кириллов Валерий Юрьевич

Позднякова Татьяна Константиновна

Караев Юрий Александрович

и многие-многие другие.

IV

 А вот перед нами ещё одно здание театра. ТЮЗ – это театр, всегда готовый впасть в детство, ему суждена вечная молодость. В этом же здании находится и театр кукол.

Открытие ТЮЗа состоялось в начале ноября 1983 года. Площадь была названа площадью Юности. Здание ТЮЗа доминирует в этой части города. В чём – в чём, а в изобретательности автору проекта, заслуженному архитектору России В.А. Шульрихтеру отказать было нельзя. Особенно привлекают внимание керамические вставки, скульптурные композиции на фасадах, выполненные Е.В. Пасхиной и И.Л. Брондуковым. Первую премьеру сыграли и отметили не актёры, а создатели здания – архитекторы, художники, строители. Декоративно-художественное оформление интерьеров выполнили ярославские скульпторы и художники А.Н. Молодцов, И.Б. Трейвус, Ю.М. Золотов, керамисты Егоров и Монахов. Театральный дворец дышал и светился волшебством. Зрителей поразил сказочный зимний сад, мягкие ковровые покрытия, два зрительных зала на 800 и 300 мест.

Первая премьера спектакля «Вечно живые» Виктора Розова состоялась 22 февраля 1984 года. Розов не только известный драматург, он содействовал быстрому строительству ТЮЗа в Ярославле, так как в период «застоя» не хватало средств для строительства культурных учреждений, и многие объекты были «заморожены на долгие сроки». Именно его пьесу впервые на сцене ТЮЗа увидели ярославские зрители. Сам Виктор Розов приезжал на премьеру своего спектакля.

За более чем 20 лет своего существования ТЮЗ стал настоящим другом юных Ярославцев. Сколько поставлено спектаклей, сколько дано ответов на самые главные вопросы, сколько ещё вопросов остаётся. ТЮЗ стал театром для всех, он общается с публикой по поводу вечных нетленных проблем и  чувств. Театр полон сил и творческих замыслов. Руководство театра постоянно заботится о пополнении труппы молодыми актёрами: два курса Ярославского театрального института были набраны и воспитаны специально для ярославского ТЮЗа и после его окончания влились в труппу. Успехи театра юного зрителя общепризнанны. Театр – один из лидирующих ТЮЗовских коллективов страны, постоянный участник российских и международных театральных фестивалей театров для детей и молодёжи. Ярославский ТЮЗ с огромным успехом представлял своё искусство в Ростове-на-Дону, Ташкенте, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Польше, Югославии, Германии, Турции, Узбекистане и т.д. ТЮЗ в 2000 году стал лауреатом Российско-турецкого фестиваля современной драматургии и театра в Москве. Шесть раз театр становился обладателем областной театральной премии имени Ф.Г. Волкова. Ярославский ТЮЗ сегодня – театр острой мысли и яркой формы, театр высокой идейной ноты и гуманистической направленности.

Фёдор Григорьевич Волков, наверное, гордился бы тем, что его дело не пропало даром.


Список литературы.

  1. Жельвис В.И., «Прогулки по Ярославлю». Верхняя Волга. Ярославль, 2001 г.
  2. Любомудров М.М., «Фёдор Волков». Детская литература. Ленинград, 1983 г.
  3. Козлов И.П., Мааров В.Ф., «Ярославль». Путеводитель-справочник, Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1988 г.
  4. Север Н.М., «Летопись театра имени Ф.Г. Волкова». Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1973 г.
  5. «История ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов 20 века». Под ред. доктора ист. наук проф. А.Н. Селиванова. ЯрГУ, 2000 г.
  6. Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г., «История ярославского края (1930-2005 гг.)». Издательство ОАО «Рыбинский Дом печати». Рыбинск, 2005 г.
  7. «Ярославский государственный театр юного зрителя. Первое десятилетие». АООТ «Ярославский полиграфкомбинат». Ярославль, 1994 г.
  8. «Ярославский государственный орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени академический театр драмы имени Ф.Г. Волкова». Театральный проспект. Ярупрполиграфиздат. Ярославль 1988 г.
  9. Газета «Северный край». 12 августа 1995 г. Автор В. Храпченков. «Театр и площадь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...

Конспект занятия-экскурсии тема "Театральная кукла"

Занятие разработано для детей 3-4 классов в рамках внеурочной деятельности в кружке "Мягкая игрушка".Цель: Познакомить с разными видами театральной куклы.Задачи:Показать виды театральных кукол (марион...

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»

                                    Учебный планпо дополнительной общеразвивающей  общеобразовател...