Занятие из цикла "История одного экспоната"
методическая разработка по теме
Это занятие можно провестие для учащихся начальной школы в школьном краеведческом музее во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по внеурочной деятельности | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем очередное занятие в нашем школьном краеведческом музее. Наш музей существует с недавних пор, но в фонде уже довольно много ярких и необычных экспонатов, которые рассказывают о том, как жили наши предки, чем они занимались, какими людьми были.
Ребята, а какие из экспонатов вам кажутся особенно интересными?
…Да, действительно, наш музей располагает уникальной коллекцией полотенец, представляющих декоративно-прикладное искусство разных народов. Вот, например, какое это полотенце? Чем оно интересно?
Полотенце русское, а вот – татарское. А это, очень скромное, - мордовское, обрядовое. Полотенца разные. Но чем же они все-таки схожи?...
…Объединяют их женские руки – добрые, заботливые, умелые. Руки женщины, какой бы национальности она не была, в какое время не жила – это мать, хозяйка, хранительница домашнего очага. У женщины в культуре каждого народа – особое место, ведь она – начало начал и продолжение продолжений.
Сегодня я хотела бы вам представить новый экспонат. Его доставили нам из старинного мордовского села, из самой глубинки. За сотни километров отсюда там живет очень достойная семья, передавшая нам в дар этот предмет. Так что же это? Посмотрите! Как вы думаете? …
…Подскажу. Что у меня в руках? Кто же не знает! Теплые шерстяные носочки. Чтобы их связать, нужна пряжа. А из чего пряжа? Из шерсти. Откуда шерсть? Нужно остричь овечку! Хорошо. Представим, что у нас уже есть целая охапка шерсти. Как получить пряжу? А вот для этого и нужен этот предмет! Прялка! Пряслице называли в старину это приспособление для получения нити.
Прялка – очень важное и необходимое в быту орудие крестьянского труда. Необычный и затейливый предмет, украшение любой избы. Прялка в старину была ценным и значимым подарком: отец дарил дочери, муж – жене, жених – перед свадьбой невесте... Всю жизнь прялка была гордостью владелицы.
Прялка у самых разных народов – символ женского рукоделия. Перед нами вот такая прялка. А давайте отправимся в виртуальное путешествие по другим музеям. Посмотрим, какие еще могут быть прялки.
Слайды на экране…
Правда, все они похожи друг на друга? Но только похожи, и невозможно отыскать среди многих сотен прялок две совершенно одинаковые. Почему? Каждая прялка – это произведение мастера, единичная работа.
Приглядитесь к этой красавице на слайде. Какой она национальности? Да, это русская девушка за прялкой. А вот украинка за прялкой. Эта пожилая женщина сидит за своей прялкой в далекой Ирландии. Прялка у самых разных народов – символ женского рукоделия.
А сколько, интересно, лет этой девочке? Слайд. Да, не больше 7 лет. И она уже рукодельница. В те далекие времена девочек учили прясть с 6-8 лет, готовили к самостоятельной взрослой жизни. Молодые девушки зимние долгие вечера проводили за прялкой. Собирались все подружки на супрядках. Под жужжанье прялки пели песни, мечтали о будущем.
Женщина всю свою жизнь до преклонного возраста занималась рукоделием ( слайд).
Прядение – из всех видов работ самый трудоемкий. Крестьянка за прялкой проводила пять месяцев в году. Сезон прядения начинался с приходом зимы ( в конце октября) и заканчивался 26 марта по ст. стилю. Считалось, что после этого срока прясть уже лучше не стоит.
Предки, безусловно, были удивительными людьми – мудрыми, осторожными и осмотрительными. Кажется, что ко всему в жизни они относились со всей серьезностью. Например, считалось, что в определенные дни, например, в пятницу, рукоделием заниматься нельзя. Параскева Пятница, покровительница всех рукодельниц, советовала этот день посвятить другим занятиям.
Наши бабушки старались соблюдать все каноны, верили в приметы. Были очень организованными людьми: заканчивали работу вовремя, прялку убирали, готовые нити на ночь непременно прятали. Еще бы, кикимора ведь тоже любит рукодельничать: шерсть запутает, пряжу порвет. Мастерица она проказничать! А может, просто так приучает нерадивых хозяек к порядку? Говорят, кикимора, если она в хорошем настроении, может для семьи напрясть и удачу, и богатство, и благополучие. Только кто же знает, когда к этому кикимора бывает расположена? Уж лучше быть аккуратной и не злить супругу домового.
Мне хотелось сегодня вам о многом рассказать. Но вот не получилось показать, как прясть. Я просто не умею это делать. Современной женщине нет необходимости сидеть за прялкой. Но забот и хлопот у нее не стало меньше.
Ребята, наше занятие завершается. Что нового вы сегодня увидели и услышали? Что вам запомнилось, показалось особенно интересным?
…
Встретимся на следующем занятии.
До свидания!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»
Конспект занятия
по музейной педагогике
Из цикла «Один день в музее»
История одного экспоната
(в рамках ФГОС)
Подготовила во 2 Б классе
Косынкина Л.М.
Саранск, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие – праздник, как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса в творческом объединении детей, изучающих английский язык.
Одной из нетрадиционных форм проведения занятий является занятие-праздник. На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Предлагаю р...
статья Занятия йогой как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении
Занятия йогой, которые можно использовать при работе с детьми и подростками....
История одного экспоната
Музей структурного подразделения детский клуб "Юный авиатор" насчитывает уже более сотни исторических экспонатов авиационной тематики. Каждый экспонат имеет свою историю ...
Шансовый инструмент(история одного экспоната)
Шансовый инструмент.-солдатская ложка....
"История одного экспоната"
История самовара...
Презентация "Коллективный труд - газета карасукского района 1948 г" История одного экспоната
Презентация "Коллективный труд - газета карасукского района" история одного экспоната....
Исследовательская работа "История в одном экспонате. Штык"
Я держала в руках увесистое, совершенно не острое, покрытое толстым слоем ржавчины, четырехгранное металлическое приспособление для винтовки, с которым солдаты шли в рукопашный бой. Штык. Сколько им б...