"Проектная деятельность на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку

За последнее время большой популярностью на уроках иностранного языка и  во внеурочной деятельности пользуется метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_ur._nem._yaz.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

       учитель немецкого языка

Мерзликина И. В.

За последнее время большой популярностью на уроках иностранного языка и  во внеурочной деятельности пользуется метод проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учебное заведение, а уметь применять их на практике. В обучении иностранного языка метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. Урок  с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует коммуникативные компетенции.

Используя  проектную деятельность,  удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Новые тенденции в развитии нашего общества способствуют распространению защиты проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.   Проектная деятельность охватывает темы, которые содержат интересный и ценный для учащихся культурный, исторический материал о стране изучаемого языка,  темы, содержащие общечеловеческие проблемы.   Проекты бывают:

  • исследовательские (с четкой структурой)
  • творческие (без детальной проработки структуры )
  • ролево-игровые (структура открытий)
  • информационные (с четкой структурой): сбор информации
  • практико-ориентированные (с четкой структурой): вывод на основе полученной информации

По продолжительности проведения бывают:

  • минипроекты (краткосрочные, в рамках урока )
  • средней продолжительности (неделя, месяц)
  • долгосрочные (до года)

В своей работе я чаще всего использую творческие минипроекты и проекты средней продолжительности.

    Как показала практика, метод проектов дает хорошие результаты, дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь. Работа над проектом не требует специальных учебников – практически весь материал учащиеся приносят сами.

Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку, сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации, которые сейчас в богатом выборе. Одна из задач проектной деятельности является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Даже слабоуспевающие  учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения творческих заданий.      

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это открытка, стенгазета, коллаж, рисунок, фотовыставка, игра, викторина или составление ребусов, кроссвордов и т.п. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, обсуждают его содержание и характер, цели.

Работа над проектом преследует следующие цели:

 - формирование уважения к языку и культуре носителей языка;

 - воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;

- приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации;

 - приобщение к активному участию в диалоге культур;

 - развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка;

 - развитие общеучебных умений (работа с учебником, сборником упражнений, книгой для чтения, справочной литературой, словарем);

 - формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.

Проектная деятельность начинается с того, что мы с учащимися составляем план, прослеживаем пути нашей деятельности, обязательно ориентируемся на итог, к чему должны подойти. Так как в моих  классах наполняемость детьми небольшая (по 7-9человек), то мы работаем и  в группах, и индивидуально. Каждый ребёнок выбирает задание по своему интересу, готовит его, предлагает путь реализации. Затем все обрабатывают собранный материал и представляют его. В процессе данной работы дети чувствуют себя более расковано и свободно. Такой вид работы способствует развитию творческой фантазии, развивает интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, формирует художественный вкус, а также углубляет знание языка, так как при этом происходит процесс запоминания лексики. А ещё я заметила, что  проектная работа привлекает родителей к сотрудничеству. Они очень активно помогают своим детям.

Основные темы, по которым мы занимаемся проектной деятельностью:

  • Рождество в Германии, Новогодние праздники, Пасха.
  • Города.
  • Животные.
  • Моя семья.
  • Мои каникулы.
  • Моя Родина.
  • Алфавит.
  • Цвета.
  • Цифры.
  • Времена года.
  • Расписание уроков и др.

    В ходе работы над проектами у нас  часто  возникают некоторые трудности. К основным трудностям можно отнести:

  • нехватку времени для подбора материала;
  • лексические (грамматические) затруднения у обучаемых;

Я стараюсь рассчитать время и повторить лексико-грамматический материал по теме.

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика.

Считаю, что благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы;

-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами;

-создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

     Я не утверждаю, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.
 Мне кажется, что интересными были бы проекты между группами: английской и немецкой, младшими и старшими.

Использованные ресурсы:

1) Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5

2) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.

3)  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - 255 с.3.

4) Федеральная программа развития образования. (1999-2005 г.г.). //Народное образование. 1999. - № 9. - С. 29 - 65.

5 ) Интернет: Прошколу.ру; nsportal, поисковая система яндекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...

Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".

Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках  иностранного языка....

Проектная деятельность на уроках немецкого языка

Метод проектов - один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является униве...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

Использование метода проектов для мотивации изучения немецкого языка....

Проектная деятельность на уроках немецкого языка.

Учебный проект: Праздники в Германии План работы над проектом по теме :  «Праздники в Германии»...

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

Русанова Ирина Сергеевнаучитель немецкого языкаИнформатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы уче...