Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
статья на тему
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитывающим и развивающим потенциалом и поэтому вносит вклад в гармоническое развитие личности учащихся.
В изменившейся системе образования, когда акцент ставится на такие направления его развития, как гуманизация, культуроведческая социологизация, междисциплинарная интеграция, дисциплина Иностранный язык приобретает особый статус, востребованность в изучении иностранного языка постоянно увеличивается. Изучение культуры любого народа эффективнее происходит в интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной интеллектуальной креативности, самостоятельных исследованиях и открытиях.
Современный гуманистический подход к образованию предполагает развитие функциональной грамотности учащихся, то есть умения применять знания, полученные в реальной жизни. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения помогает дальнейшей социализации учащихся, так как мы живем, работаем и учимся в мире этих технологий.
Информатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой новых методик преподавания, становлением новой культуры педагогического труда. Современных компьютерные технологии, являющиеся инновационным средством обучения и мощным инструментом познания, требуют развития новых методов и организационных форм обучения. В этом смысле неоценима роль проектной методики с использованием информационных технологий.
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке немецкого языка с применением информационных технологий. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре находится обучаемый, а не обучающий, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ученика, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления).
Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями такими как:
- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая);
- выбор темы, вызывающий большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление проекта
- содержание и направление работы над творческим проектом.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.
Считаю, что большинство детей учатся с полной отдачей, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;
- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей и чувств других детей;
- дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;
- создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся. Явные и реальные результаты труда также ведут моих учащихся к устойчивому интересу и к активности на уроке.
В проектах учащиеся разных ступеней и разного уровня подготовки наиболее полно раскрывают свой творческий и языковой потенциал, демонстрируя при этом хорошее владение компьютерными программами, оказывая помощь учителю в работе с компьютером, что в свою очередь является важным воспитательным моментом, так как повышает их собственную самооценку. Перед учащимися были поставлены проблемные вопросы, которые они решали с помощью мультимедийных презентаций, демонстрировали умение находить необходимую информацию на сайтах в Интернете, проводя исследовательскую работу и творчески их перерабатывать. Сотрудничество учителя и учащихся позволяет учащимся преодолеть психологическое напряжение в процессе освоения навыков работы с современными информационными технологиями именно на иностранном языке. Так учащимися были созданы проекты: “Лицо города - визитная карточка страны» (с компьютерной презентацией «Города Германии. Мюнхен»), «Мой родной город», «Любимый актер», «Парад любви в Германии» (дополнительная информация к тексту “Love-Parade”), «Города Золотого Кольца». Творческий проект учащихся 2 – 7 классов: театрализованная постановка «Рождественское волшебство». Выступления строятся как на немецком языке, так и на русском, в зависимости от уровня подготовки и профиля класса.
Проект предоставляет огромную возможность включения учащихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Проектный метод с помощью информационных технологий помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, то есть определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Применение информационных технологий на уроках немецкого языка дает следующие результаты:
- Общекультурное развитие учащихся
- Совершенствование навыков владения компьютером
- Совершенствование языкового уровня
- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
- Самоутверждение учащихся
- Повышение мотивации изучении иностранного языка
- Эстетичность презентации учебных материалов
- Совершенствование процесса проверки работ учащихся
- Возможность привлечения учащихся младшей ступени к современным методам обучения и познавания предмета.
- Повышение авторитета учителя.
- В ходе создания проекта учащиеся совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности – от чтения и аудирования на начальных стадиях проекта и заканчивая говорением и письмом на последующих этапах.
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, умелое сочетание методов обучения, использование инновационных подходов к контролю и оценке дает положительные результаты:
- высокий уровень обученности учащихся
- повышается эффективность обучения через создание для учащихся адаптивной по возможностям и способностям образовательной среды;
- создаются условия для творчества, самовыражения и самореализации детей, способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся, чувства ответственности за результаты труда;
- у учащихся не пропадает интерес к учёбе. Учащиеся занимают призовые места на школьных и городских олимпиадах.
Определяю перспективы дальнейшей работы, обозначив проблемы, которые предстоит решать в будущем:
- целесообразность использования метода проекта для всех тем программы;
- проблема подготовки учащихся к исследовательской работе, поиску;
- формы диагностики усвоения знаний;
- критерии оценки промежуточного контроля деятельности учащихся;
- участие в создании телекоммуникационных проектов через Интернет.
Анализируя свою профессиональную деятельность, считаю направление по методу проектов эффективным, дающим высокие результаты. Ставлю в перспективе своей работы дальнейшее использование этого инновационного метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".
Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках иностранного языка....
Проектная деятельность на уроках немецкого языка
Метод проектов - один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является униве...
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
Применение информационных технологий в проектной деятельности
Применение инфоримационных технологий в проектной деятельности. Этапы работы над проектом....
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
Русанова Ирина Сергеевнаучитель немецкого языкаИнформатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы уче...
Рекомендации к элективному курсу «Применение информационных технологий в проектной деятельности по физике»
Методические рекомендации к элективному курсу «Применение информационных технологий в проектной деятельности по физике»...
Информационные технологии в проектной деятельности на уроках английского языка
В статье описан опыт использования информационных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка при изучении странноведческого материала....