Формирование УУД на уроках иностранного языка.
статья (английский язык) по теме
Итоговая работа по теме "Формирование УУД на уроках иностранного языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование УУД на уроках иностранного языка | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Итоговая работа
по программе повышения квалификации
на тему «Формирование универсальных учебных действий
на уроке иностранного языка».
Работа выполнена Кособреевой О. А.
МОУ СОШ № 11 п. Дружба
Раменского района Московской области.
Москва 2012 год.
«Формирование универсальных учебных действий
на уроке иностранного языка».
Цель итоговой работы: проанализировать развитие и раскрыть содержание универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.
Задачи итоговой работы:
Обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
Показать приемы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе.
При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития УУД, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Компоненты учебной деятельности:
Познавательные и учебные мотивы;
Учебная цель;
Учебная задача;
Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий:
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования способностей учащегося.
Виды универсальных учебных действий.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
Личностный;
Регулятивный;
Познавательный;
Коммуникативный.
Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.
№ | Вид личностных действий | Сформированность данного вида личностных УУД |
1 | Действия личностного самоопределения | Формирования Я-концепции (внутренняя позиция) |
2 | Действия смыслообразования | Установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», «Ради чего я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ»). |
3 | Действия нравственно-эстетической ориентации | Оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание). |
4 | Действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности.
№ | Вид регулятивных действий | Сформированность данного вида регулятивных УУД |
1 | Действия целеполагания | Постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать. |
2 | Действия планирования | Определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и речевую деятельность. |
3 | Действия прогнозирования | Вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений. |
4 | Действия контроля | Сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца – умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников. |
5 | Действия коррекции | Умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки – умение видеть ошибку и умение исправить ее как с помощью, так и без помощи взрослого. |
6 | Действия оценки/самооценки | Осознание учеником того, что хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем еще предстоит овладеть, чтобы свободно использовать ИЯ. |
7 | Действия саморегуляции | Умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность. |
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают:
- Общеучебные действия;
- логические действия;
- действия по постановке и решению проблемы.
№ | Вид познавательных действий | Сформированность данного вида познавательных УУД |
1 | Действия общеучебные (включая знаково-символические действия) | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи; Поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ); Самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ; Выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения; Рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; Смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста). |
2 | Логические действия | Синтез, то есть составление целого из частей; Самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи; Установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение текстов; Доказательство своей точки зрения; Выдвижение гипотез и их обоснование. |
3 | Действия по постановке и решению проблемы. | Формулирование проблемы творческого и поискового характера; Самостоятельное решение проблемы. |
Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности.
№ | Вид коммуникативных действий | Сформированность данного вида коммуникативных УУД |
1 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Учет позиции партнеров по общению или деятельности; Умение слушать и вступать в диалог; Участие в коллективном обсуждение проблем; Интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2 | Постановка вопросов | Умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером. |
3 | Разрешение конфликтов | Умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов. |
4 | Управление поведением партнера по иноязычному общению | Взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера по общению на ИЯ |
5 | Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Полагаем, что целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий – масса, но остановимся лишь на некоторых из них.
№ | Основные виды универсальных учебных действий | Тип/характер задания, формирующего данное универсальное действие |
1 | личностные | - на этапе рефлексии урока предложить учащимся самим оценить уровень успешности на данном учебном занятии; - проведение физкультминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни); - задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы ты себя повел на его месте?». |
2 | регулятивные | - составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению; - составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания; - задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чем будет речь в данном тексте», «Прочитай последний абзац истории и догадайся, что произошло с главным героем», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»; - контрольные задания, в том числе тестового характера; - технология «Европейского Языкового Портфеля». |
3 | познавательные | - формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «а какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»; - организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов; - подготовка устного и письменного речевого высказывания; - формулирование проблемы (главной идеи) текста; - извлечение необходимой информации из прочитанного (прослушанного) аутентичного текста; - преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов; - составление таблиц, схем-моделей; - выделение гласных и согласных букв/звуков в словах; - самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений); - классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т. д.; - самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование). |
4 | коммуникативные | - организация совместной работы учащихся (парная, групповая форма). |
Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Список литературы.
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение, 2009.
Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.
Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Глоссарий, сайт ФГОС, standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование УУД на уроках иностранного языка"
Презентация к итоговой работе по теме "Формирование УУД на уроках иностранного языка"...
Формирование ОУУН на уроке иностранного языка
Формирование ОУУН на уроке инстранного языка. Презентация...
Формирование толерантности на уроках иностранного языка
Как формировать толерантность?...
Формирование толерантности на уроках иностранного языка
Как формировать толерантность у младших школьников?...
Формирование УУД на уроках иностранного языка
Материал содержит описание методов, направленных на развитие универсальных учебных действий обучающихся....
«Средства формирования УУД на уроках иностранного языка»
Презентация «Средства формирования УУД на уроках иностранного языка»...
Использование информационных технологий и интерактивных методов для формирования УУД на уроках иностранного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и а...