Стихотворная форма «das Elfchen» как средство развития творческого мышления
статья по немецкому языку (5, 7, 8 класс)
Das Elfchen - стихотворение на немецком языке, состоящее из 11 слов. Это слово не имеет перевода на русский язык, потому что не имеет аналогов в русской литературе. Моей задачей является побуждение учеников к написанию подобного стихотворения. Это прекрасный способ формирования творческого мышления и творческой деятельности. В работе представлены несколько способов составления этих стихотворений с примерами. Я предложила ученикам 3, 7 и 8 классов попробовать свои творческие силы в самостоятельном стихосложении и представила в работе результаты моего эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
das_elfchen.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихотворная форма «das Elfchen» как средство развития творческого мышления
Das Elfchen - стихотворение на немецком языке, состоящее из 11 слов. Это слово не имеет перевода на русский язык, потому что не имеет аналогов в русской литературе. Das Elfchen является особым видом конкретной поэзии. Это стихотворение, которое состоит из 11 слов, расположенных на 5 строчках в соответствии с определенными правилами. В отличие от традиционных форм творчества, произведения конкретной поэзии всегда не закончены. Читатель или слушатель, а значит, каждый из нас должен сам дополнить их своими собственными мыслями и идеями.
Существует несколько форм составления подобных стихотворений. Рассмотрим три из них в качестве примера.
- Первая строка : прилагательное ( 1 слово )
Вторая строка: существительное с артиклем ( 2 слова )
Третья строка: что делает существительное? ( 3 слова )
Четвертая строка: предложение, которое начинается с «Ich» (4 слова )
Пятая строка: заключительное слово ( 1 слово )
schön die Graffitis Sie schmücken Häuser Ich mache das gern amüsant | красиво эти граффити Они украшают дома Я люблю это делать забавно |
( Авторы ученики 8 «Б» класса )
- Первая строка : существительное ( 1 слово )
Вторая строка : прилагательные /наречия ( 2 слова )
Третья строка : глаголы ( 3 слова )
Четвертая строка : предложение ( 4 слова )
Пятая строка : вывод ( 1 слово )
Fußball rasch, geschickt spielen, trainieren, gewinnen Ich mag die Sportart teuer | Футбол быстро, ловко играть, тренироваться, побеждать Я люблю этот спорт дорого |
- Первая строка : мысль, предмет или качество ( 1 слово )
Вторая строка :Что делает предмет из строки 1 ( 2 слова )
Третья строка : Где или каково слово из строки 1( 3 слова )
Четвертая строка : Твое мнение( 4 слова )
Пятая строка : вывод ( 1 слово )
goldgelb die Narzissen Blühen im März und warten auf mich Narzissenstrauß | золотой эти нарциссы Цветут в марте и они меня ждут букет |
Общепринятых правил стихосложения Das Elfchen не существует. Каждый может выбирать части речи и модели строк по собственному усмотрению. Главное правило – соблюдать структуру: 11 слов на 5 строках.
Моей задачей является побуждение учеников к написанию подобного стихотворения. Это прекрасный способ формирования творческого мышления и творческой деятельности.
Для этого необходимо создавать определённые условия. Здесь большую роль играют литературные поэтические тексты, приёмы работы с которыми называется литературным моделированием.
Моделирование – это исследование объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений. Литературное моделирование относится к типу искусственных моделей, которые представляют собой системы, реализующиеся субъектом на основе определенных критериев сходства с оригиналом.
В качестве аналоговой модели может служить стихотворение либо другой текст. Важное значение имеет поэтапный подход к такой деятельности. “Elfchen” – это один из самых простых способов работы над поэтическим текстом, позволяющим создать собственное «произведение». В нем можно выразить любую мысль, не ломая голову над поиском рифмы. Первый этап моей работы – познакомить с правилами написания стихотворение и привести в качестве образца примеры, написанные немецкой поэтессой Агнесс Гисбрехт.
Leben. Helle Buehne. Erwartungen werden bescheidener. Was nimmst du mit? Vorhang. | Жизнь. Светлая сцена. Ожидания становятся скромнее. Что ты возьмешь с собой? Занавес. |
Rasenduft Sueser Schmerz. Trennung von Gaensebluemchen. Gleichheit fuer jeden Grashalm. Schoen? | Аромат газона Сладкая боль. Расставание с маргаритками. Равенство для каждой соломинки. Прекрасно? |
Dunkel Viele Menschen warten auf Buß Die Zeit vergeht lёangweilig Haltestelle | темно Много людей ждут свой автобус Время тянется слишком долго остановка |
Следующий этап – написание стихотворения по аналогии. Ученикам предлагается образец, на основе которого создается свое стихотворение. Я проводила данную работу в третьем, седьмом и параллели восьмых классов. Стихотворения были написаны на основе той тематической лексики, с которой класс работает в данный момент. Вот какие результаты я получила:
Tannenbaum Glaskugeln, Girlanden Kinder schreiben Wunschzettel Weihnachtsmann kommt um Mitternacht Geschenke (3 класс) | Елка Шары, гирлянды Дети загадывают желания Дед Мороз придет ночью подарки |
Freunde immer zusammen sprechen, lachen, weinen Ich habe leider keine Einsam (8 класс) | Друзья всегда вместе беседуют, смеются, плачут У меня друзей нет одинок |
Sonnig blauer Himmel Die Vögel singen Leute spazieren im Park Frühling (7 класс) | Солнечно голубое небо птицы поют люди гуляют в парке весна |
Still der Unterricht Wir schreiben eilig Kulis springen und tanzen Kontrollarbeit (7 класс) | Тихо Идет урок Мы пишем торопливо Ручки скачут и танцуют Контрольная |
Sommer heiß, sonnig schlafen, ausruhen, faulenzen Ich schaukle in Hängematte Datscha (3 класс) | Лето жаркое, солнечное спим, отдыхаем, бездельничаем Я качаюсь в гамаке дача |
Как видно, в конкретной поэзии язык функционирует только как язык, как отдельные грамматические структуры и слова. Одна из специфических особенностей конкретной поэзии состоит в том, что образы лежащие в ее основе, можно представить себе зримо, “конкретно”. Авторы конкретной поэзии в своих произведениях умеют показать обычное слово с необычной для читателя стороны, помогают увидеть за привычной звуковой или графической оболочкой слова его наглядный образ. Однако это вовсе не значит, что конкретной поэзии недоступна передача сложного эстетического содержания. Необычная “открытая” форма конкретной поэзии, ее игровой характер, возможность постоянной смены способов действия стимулируют фантазию и творческую активность.
Настоящий поэтический дар даётся лишь избранным, но метод стихосложения «das Elfchen» развивает мышление, познавательную активность человека, которая в свою очередь является инструментом развития творческих способностей и делает каждого человека поэтом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления и воображения через вариативные формы музыкального образования.
Раскрывает принципы развития творческого мышления на уроке музыке...
Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...
Научно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития творческого мышления.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развит...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей
В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....
Выступление на МО. Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»
Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»...
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...
Решение дивергентных задач на уроках математики как средство развития творческого мышления
Математика имеет большие возможности в развитии не только репродуктивного, но и продуктивного (творческого) мышления, которые тесно переплетены в процессе обучения. Огромное количество математических ...