Программа курса внеурочной деятельности "Российские немцы в истории России"
методическая разработка по немецкому языку
Программа курса внеурочной деятельности для этнокультурных школ «Российские немцы в истории России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Российские немцы в истории России»
Направление: общекультурное
Класс: 7-й
Объём: 17 часов
Составитель:
Герлах Н.Г., учитель немецкого языка
МБОУ «Подсосновская СОШ»,
ННР Алтайского края;
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Российские немцы в истории России» соответствует целевому разделу ООП основного общего образования в части интеграции образовательных результатов урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена потребностью в развитии и со-циализации новых поколений этнических немцев. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли российских немцев в истории России, развитие чувства гордости за свой народ, за свою страну.
Программа представляет собой некоторые страницы из биографии известных российских немцев, которые внесли огромный вклад в развитие российского общества и становление экономики России. В содержании использованы рекомендации учебно-методического пособия «Путешествие со Шрумдирумом. Немцы в России».
Целевая аудитория. Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов и разработана с учетом требований ФГОС основного общего образования к формированию поликультурного опыта обучающихся в единстве их преданности своему этносу и толерантности к этническим особенностям других культур.
Цель программы: способствование развитию формирующейся личности, способной уважать духовно-нравственные ценности, историю и культуру своего народа, любящей и уважающей свою Родину.
Объем программы предусматривает 17 часов. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности: беседы, дискуссии, практические занятия, исследовательская деятельность, экскурсии, встречи, интеллектуальные викторины, игры.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения Программы
Личностные:
- смыслообразование и морально-этическая ориентация.
Система оценки: чек-лист (приложение 1).
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- смысловое чтение;
- воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для ее решения;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя
выразительные средства языка;
- поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
- работать в группе, договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности.
Система оценки: встроенное педагогическое наблюдение за активностью ученика в ходе групповой работы (приложение 2).
Результаты, интегрированные с учебными предметами:
«История»
- овладение целостными представлениями об историческом пути отдельных личностей своей страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
«География»
- определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
- читать и анализировать разные виды карт, прокладывать пути следования великих мореплавателей.
«Искусство»
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
- освоение знаний о выдающихся деятелях искусства.
«Немецкий язык»
- умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; - восприятие на слух и понимание речи учителя, ребят; - чтение несложных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием основного содержания. Система оценки: игра по станциям (приложение 3).
Раздел 2. Содержание и тематическое планирование курса
Тема 1: Einführung (1ч.)
Знакомство с программой, правилами поведения. Знакомство с социальными ролями человека - школьник, одноклассник, член своей семьи, член общества, часть своего народа, своей страны, житель планеты Земля. Осознание участником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своей семье, к своему этносу, осознание себя частью единого целого на планете Земля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью, знакомясь с жизнью и творчеством великих людей из числа РН.
Тема 2: Staatsführer (1ч.)
Знакомство с биографией людей, действовавших в самые ответственные периоды существования нашей страны. Им приходилось принимать важнейшие решения, от которых зависела дальнейшая судьба нашего государства. Эти деятели оставили глубокий след в истории и памяти потомков.
Екатерина II - по праву называют «Великой» императрицей. Ее правление — один из интереснейших периодов истории Русского государства. Это «золотой» век империи, когда страна стала вровень с ведущими государствами мира.
Тема 3: Seefahrer (2ч.)
Знакомство с биографией и открытиями известных мореплавателей, первооткрывателей из числа РН. Они первыми шли по неизведанным путям, их достижения вошли в историю мировой науки, их отважные подвиги стали примером для новых поколений.
Иван Фёдорович Крузенштерн – это символ морской романтики, пионер дальнего плавания, человек, который первым гордо пронёс русский военно-морской флаг через все океаны планеты.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – русский мореплаватель немецкого происхождения, адмирал и первооткрыватель Антарктиды.
Тема 4: Künstler (5ч.)
Богатая талантами Россия внесла заметный вклад в сокровищницу мировой культуры. К таким талантам относятся и многие РН. Этот раздел познакомит с биографиями людей, чьи творческие достижения известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Талантливые композиторы, музыканты, поэты и писатели, художники и архитекторы стали гордостью народа, прославили Россию. Жизнь многих из них сложилась трагически, но память о них сохраняется в веках, потому что бессмертными стали их творения.
Константин Тон - архитектор, разработавший так называемый «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.
Святослав Рихтер - выдающийся пианист прошлого века, культурный деятель. Принимал активное участие в общественной жизни, основал фестиваль «Декабрьские вечера».
Пётр Клодт — великий русский скульптор, мастер литейного дела, академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств.
Марина Цветаева - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.
Тема 5: Berühmte RD der Gegenwart (4ч.)
Знакомство с людьми из числа российских немцев, добившихся сегодня общепризнанных успехов в области культуры и искусства, науки, образования, спорта и общественной деятельности.
Алиса Фрейндлих — советская и российская актриса театра и кино, певица.
Александр Траугот - заслуженный художник России, живописец, книжный график, скульптор.
Виктор Махт – мастер спорта по греко-римской борьбе, заслуженный тренер России по греко-римской борьбе.
Тема 6: Berühmte russlanddeutsche Landsleute (2ч.)
В каждом регионе, городе, селе есть люди, которые внесли определенный вклад в историю своей малой Родины, а значит, и частичку в историю всей страны. Этот раздел познакомит с биографиями известных, талантливых людей, которые внесли свой вклад в историю, развитие науки и культуры нашего региона (здесь учитель сам выбирает имена известных РН своего села, города, региона).
Тема 7: Zusammenfassung (2ч.)
Данный раздел предусматривает повторение, обобщение полученных знаний, организацию и проведение заключительного мероприятия «Великие имена РН». Форма данного мероприятия может быть любой на усмотрение учителя (квест, викторина, игра по станциям…).
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематич. раздел | Содержание | Планируемые образовательные результаты | Оценка дости- жения результа-тов | ||
Личност-ные | Метапред-метные | Интегри- рованные с предметом | |||
Einführung (1ч.) | Осознание участником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своей семье, к своему этносу. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью, знакомясь с жизнью и творчеством великих людей из числа РН. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Строить речевое высказывание в устной форме. Аргументи-ровать свою позицию, координиро-вать с позициями партнёров. Удерживать цель деятельнос-ти до получения ее результата. | Умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом. | |
Staatsführer (1ч.) | Знакомство с биографией людей, действовавших в самые ответственные периоды существования нашей страны. Им приходилось принимать важнейшие решения, от которых зависела дальнейшая судьба нашего государства. Эти деятели оставили глубокий след в истории и памяти потомков. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Восприни-мать текст с учетом поставлен-ной задачи, находить в тексте информа-цию, необходи-мую для ее решения Планировать своё действие в соответст-вии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации. Договарива-ться и приходить к общему решению при работе в паре; распреде-лять обязанности по выполнению проекта, работать в паре, в группе. | Ввладение целостными представлениями об историческом пути отдельных личностей своей страны. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности | Приложение 1, 2, 3 |
Seefahrer (2ч) | Знакомство с биографией и открытиями известных мореплавателей, первооткрывателей из числа РН. Они первыми шли по неизведанным путям, их достижения вошли в историю мировой науки, их отважные подвиги стали примером для новых поколений. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Осуществ-лять пошаговый и итоговый контроль Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; выделять существен-ную информацию из познаватель-ного текста. Формулиро-вать собственное мнение аргументировать свою позицию. | Определять географичес-кое положение объектов их отличительные признаки. Читать и анализировать разные виды карт, прокладывать пути следования великих мореплавате-лей.
| Приложение 1, 2, 3 |
Künstler (5 ч) | Этот раздел познакомит с биографиями людей из числа РН, чьи творческие достижения известны не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Талантливые композиторы, музыканты, поэты и писатели, художники и архитекторы стали гордостью народа, прославили Россию. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразитель-ные средства языка. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Контролиро-вать действия партнёра; адекватно использо-вать речевые средства для решения коммуника-тивных задач, работать в паре, в группе. | Общее представление о природе искусств и специфике выразитель-ных средств отдельных его видов. Эмоциональ-ное восприятие существую-щих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроник-новении. Освоение знаний о выдающихся деятелях искусства. | Приложение 1, 2, 3 |
Berühmte RD der Gegenwart. (4 ч) | Знакомство с людьми из числа российских немцев, добившихся сегодня общепризнан-ных успехов в области культуры и искусства, науки, образования, спорта и общественной деятельности. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Понимать учебную задачу и стремиться выполнить её. Осуществ-лять пошаговый и итоговый контроль Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Выделять существен-ную информа-цию из познаватель-ного текста. Формулиро-вать собственное мнение аргументиро-вать свою позицию. | Умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматичес-кий материал. Описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристи-ку. | Приложение 1, 2, 3 |
Berühmte russland-deutsche Landsleute (2 ч) | Данный раздел познакомит с биографиями известных, талантливых РН, которые внесли вклад в историю, развитие науки и культуры своего региона. | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Осуществ-лять анализ объектов с выделением существен-ных и несуществе-нных признаков. Проводить сравнение по заданным критериям, классифицировать их. Определять общую цель и пути её достижения; работать в паре, в группе. | Восприятие на слух и понимание речи учителя, ребят. Чтение несложных текстов разных жанров и стилей, преимуществе-нно с пониманием основного содержания. | Приложение 1, 2, 3 |
Zusammen-fassung (2ч) | Повторение, обобщение полученных знаний, организация и проведение заключительно-го мероприятия «Великие имена РН». | Смыслооб-разование и морально- этическая ориента-ция. | Определять общую цель и пути её достижения; работать в паре, в группе. | Уметь обобщать полученные знания для выполнения заданий. | Приложение 1, 2, 3 |
Приложение 1
Чек-лист наблюдения за достижением личностных результатов
№ | ФИО учаще-гося | Принятие базовых ценностей | Уважение к своей семье, как носителю этничес-кой культуры. | Интерес к духов- ному наследию РН. | Ориента-ция на тради- ции РН. | |||
Альтруизм | Ответствен-ность за нравствен- ный выбор. | Социаль-но-одобряе-мое поведе-ние | Проак-тивная жизнен- ная позиция. | |||||
… |
Педагог заполняет чек-лист, используя бинарную шкалу: учащийся демонстрирует (+), не демонстрирует (-) то или иное качество. В случае негативных поведенческих или вербальных проявлений по обозначенным критериям наблюдения, с учащимся проводится дополнительная разъяснительная беседа.
Приложение 2
Задание на оценку эффектов программы
в части метапредметных результатов
Учащиеся выполняют задание группой, создают творческие проекты по темам на выбор, готовят представление/презентацию результатов проекта.
Тематикой проектов могут быть жизнь и творчество/деятельность известных РН, о которых не упоминается в данной программе.
Контроль осуществляется по ходу публичной защиты результатов проектов посредством их экспертной оценки. По каждому проекту заполняется шаблон экспертного заключения.
Шаблон экспертного заключения
Оценочный лист
Групповой проект «____________________________________________»
№ | Критерий | Баллы (0-3) |
1 | Процесс проектирования (активность всех членов группы, творчество, умение работать в команде) | |
2 | Презентация (достигнутый результат, оформление) | |
3 | Защита (качество доклада, полнота представления, объём и глубина раскрытия темы, ответы на вопросы) | |
4 | Оценивание (умение оценить свою работу, работу своей группы и работу других групп) | |
Итого |
Приложение 3
Контроль освоения тем программы
Контроль осуществляется посредством участия ребят в игре «Великие имена РН». Данная игра охватывает всю тематику программы и проводится на последнем занятии.
Участникам предлагается игровое поле, разделенное на 6 секторов. Каждый сектор обозначает определенную тему программы, и содержит задание по данной теме. Участники делятся на 2-3 команды (желательно, чтобы в команде было не более пяти человек). Каждая команда по жеребьёвке выбирает сектор. Затем команды получают одинаковое задание и выполняют его. По окончании отведённого времени, проводится совместная проверка на правильность выполненного задания. Преподаватель ведёт учет баллов (можно на доске или плакате). В конце игры можно провести общее награждение (несмотря на результаты игры) и вручить каждому учащемуся сертификат участника программы (приложение 4).
Задания для секторов
1. Сектор «Künstler»
Задание: Каждая команда получает рабочий лист и карточки с ответами (приложение 5). Надо разложить карточки с ответами по таблице соответственно вопросам.
2. Сектор «Berühmte RD der Gegenwart»
Задание: команды должны составить текст из отдельных предложений (карточки), понять о ком из трёх РН идёт речь, и вклеить эти предложения в соответствующие рабочие листы (приложение 6). Предложения могут быть как на русском, так и на немецком языках. Для облегчения задания можно тексты распечатать на листах разного цвета (чтобы ребятам легче было составлять).
3. Сектор «Seefahrer»
Задание: команды получают маршруты путешествий Ф. Беллинсгаузена и И. Крузенштерна. На контурных картах они должны правильно отметить передвижение мореплавателей (приложение 7).
4. Сектор «Staatsführer»
Задание: каждая команда получает лист с вопросами и бланк для ответов. В кабинете распределены карточки с ответами (некоторые можно спрятать). В команде выбирается 1-2 секретаря (те ребята, которые будут фиксировать ответы). Остальные ребята команды выполняют роль шаттлов (т.е. двигаются по кабинету в поисках ответов на вопросы). При нахождении ответа, шаттл направляется к своему секретарю и диктует ему ответ, тот записывает. ВАЖНО – карточки с ответами не снимать, ответы читать и запоминать. Можно несколько раз подходить к одной и той же карточке. (Приложение 8)
5. Сектор «Berühmte russlanddeutsche Landsleute»
Задание: командам предлагается разгадать кроссворд, который содержит вопросы по биографии, творчеству и деятельности известных РН – земляков. Здесь каждый учитель сам составляет кроссворд, т.к. сам выбирает о каких известных РН - земляках будет изучать по программе.
6. Сектор «Fitnesspause»
Данный сектор учитель может добавить по своему усмотрению. Здесь ребятам предлагается физминутка, либо подвижная игра для поднятия настроения.
Информационно-методическое обеспечение Программы
- Винклер Ю., Как маленькая Фредерика стала Екатериной Великой – М.: «МаВи групп», 2018.
- Информационно-методический журнал Института этнокультурного образования BiZ «BiZ Bote».
- Интернет-рессурсы
- Методический журнал для учителей немецкого языка «Deutsch Kreativ».
- Учебно-методическое пособие «Путешествие со Шрумдирумом. Немцы в России», книга для чтения – М.: «МаВи групп», 2016.
- Учебно-методическое пособие «Путешествие со Шрумдирумом. Немцы в России», тетрадь с упражнениями – М.: «МаВи групп», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности по истории История родного края
Рабочая программа проектной деятельности по истории 6 класса посвящена изучению истории Москвы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»
Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методиче...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» основного общего образования для учащихся 9-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих д...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной истории"
Рабочая программа составлена для учащихся кадетских классов (8 класс). Основной целью программы является не только гражданско-патриотическое воспитание, но и приобщение подростков к изучению историчес...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Личность в истории"
Программа кружка внеурочной деятельности «Личность в истории» для 8 класса является идейным продолжением кружка внеурочной деятельности «Наследие веков живое». Состоит из следу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИСТОРИИ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Консультации по истории» (11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СОО образования на о...