Обучение немецкому языку как второму иностранному языку
статья по немецкому языку

Левина Наталья Викторовна

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку

Учитель иностранного языка к определению общей цели школьного образования — формированию потребности самостоятельно мыслить, осознанно выбирать и действовать с учетом возможностей самореализации — всегда добавляет уточнение: «как языковая личность», «средствами иностранного языка», «осуществляя межкультурное общение». Реализуя дифференцированный подход к обучению, учитель помогает ребенку увидеть и при необходимости видоизменить потоки информации в концепцию практической деятельности по саморазвитию.

Дифференцированный подход к обучению имеет хорошо разработанную теоретическую и методологическую базу. Можно сослаться на систему П. Я. Гальперина, работы В. В. Давыдова К. Томлинсон и др.

Дифференцированный подход к обучению рассматривается как система методических, психолого-педагогических, организационных мероприятий и технологий, обеспечивающих обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Учитель сам, после изучения специальной литературы, может остановиться на наиболее реалистичном и эффективном для него варианте реализуемой схемы. Для этого учителю необходимо учитывать состав учебной группы, длительность конкретного обучающего курса, используемые учебные материалы и программы обучения, степень желаемой (и возможной) вариативности форм занятий.

В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на одной из технологий дифференцированного обучения — применении уровневых шкал оценки достигнутых учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Как справедливо отмечает М. М. Поташник «уровневая оценка построена на изначальной диагностике учебных возможностей ребенка в зоне его ближайшего развития, определении его максимальных учебных возможностей». Учитель часто завышает уровень своих требований к ученику, исходя из гипотетических возможностей последнего, что приводит к появлению таких негативных понятий в педагогической практике, как «личный регресс». Если пользоваться хоть какой-то шкалой уровневой оценки и постоянным мониторингом учебного процесса, таких ситуаций вполне можно избежать. Для уровневой оценки (низкий — средний — высокий уровень умения) достижения метапредметных результатов обучения существуют шкалы уровней сформированности универсальных учебных умений на основе универсальных приемов мышления (таких как, анализ, абстрагирование, идеализация, синтез и т. д.) или шкалы на основе кодификаторов, таких, например, как кодификатор «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности».

В работе с группой учитель всегда должен учитывать многочисленные составляющие «особенности» учеников. В современной науке к таковым относятся не столько и не только порой полярные степени трудолюбия, общекогнитивных и языковых способностей, но и разные стили обучения, отсутствие или наличие учебной мотивации обучения, половые и социальные различия, наличие специфических трудностей и особенности предшествующего опыта в обучении. Учителя второго иностранного языка всегда ждет некий вызов в виде традиций, способов, приемов, которые за несколько предыдущих лет выработал у учащихся его коллега — учитель первого иностранного языка. Достаточно часто приходится встречаться с тем, что ученики продолжают применять устаревшие непродуктивные технологии, которые только мешают овладению иностранным языком, но от которых очень непросто избавиться. В этом случае на помощь приходят различные технологии предметного обучения, направленные на достижение метапредметных результатов на иностранном языке.

Отличный пример последнего мы можем найти в рабочих тетрадях УМК «Горизонты», где многие задания формируют умения работы с информацией разных видов (графики, таблицы, диаграммы, аудиовизуальный ряд) и преобразования информации из одного вида в другой, развивают презентационные и рефлексивные умения. Задания, размещенные на страницах „Fitnesscenter Deutsch“, „Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt?“, „Kleine Pause“, „Große Pause“ помогают организовать общую работу учеников с разными уровнями сформированности метапредметных умений. Вот примеры нескольких заданий и тем из программ 5 и 6 классов: социологические опросы, таблицы и коллажи «Мое хобби», «Профессия моей мечты», «Мы играем в футбол», творческие проекты «Необычные животные», «Что ты знаешь о D-A-CH», «Мой виртуальный дом/город». Выполнение проектов в группах развивает такие умения, как рациональная организация работы, распределение ролей и ответственность за завершение конкретных заданий к сроку. Ученики с высоким уровнем сформированности метапредметных и личностных умений всегда могут выбрать или придумать самое трудное и интересное задание, ученики с низким уровнем не будут бесполезно тратить время в творческих мучениях, а добиваться результата на малом вверенном участке. В учебных пособиях задания часто представлены в игровой форме, что позволяет применять на уроках парную форму работы или работу в малых группах. Ребусы, логические цепочки, кроссворды, задачи на внимание, на заполнение таблиц дают возможность выполнять задания поэтапно, следуя инструкциям и отвечая на прямые вопросы задания (низкий уровень), используя сравнительный анализ, рассуждение по аналогии, работу по алгоритму (средний уровень), выделение характерных связей, отсечение избыточных признаков, выработка собственного алгоритма действий (высокий уровень).

К технологиям дифференцированного обучения относится технология «Портфолио», реализуемая на страницах „Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt?“ в рабочих тетрадях «Горизонты». Здесь авторы учебного материала представляют целый спектр задач для организации познавательной и информационно-коммуникативной деятельности на уроках и в самостоятельной работе. Опять-таки присутствуют задания уровневого характера, задания на установление сопоставлений, в том числе в разных видах информации, формулирование понятийного аппарата, аргументационного характера. При наличии определенных условий с рядом заданий можно работать по технологии критического мышления, дифференцируя цели работы в разных мини-группах.

Учащиеся могут самостоятельно оценить себя с помощью инструмента эмоциональной оценки, что помогает в формировании умения рефлексии и саморефлексии. Я по мере своих сил поддерживаю эту рефлексию затраченных усилий и полученных результатов смешными наклейками при проверке тетрадей. Ученики привыкают сравнивать свои наклейки и свои умения и знают, что мы живем не в жесткой горизонтальной системе «выполнил — не выполнил», а в системе десятков качественных оценок.

Исследования показывают, что в педагогических технологиях не работает принцип «золотой середины»: половине учащихся скучно, потому что просто, другой половине, потому что сложно. Оперируя технологиями дифференцированного обучения, учитель организует такую учебную деятельность, которая провоцирует каждого учащегося на развитие собственного познавательного и коммуникативного потенциала.

Список использованной литературы:

  1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. — М.: КДУ, 2008.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986.
  3. Tomlinson C. A. The Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners. 2nd Edition. — 2014.
  4. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. — М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. Горизонты. Немецкий язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение: Cornelsen, 2011.

МБОУ "Лицей №1" р.п. Чамзинка

Выступление на МО учителей иностранного языка

"Дифференцированный подход в обучении

 немецкому языку

 как второму иностранному"

Подготовила :Левина  Н.В.

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Германия" для 7 класса (1-ый год обучения немецкому языку как второму иностранному языку)

Презентация включает в себя фотоматериал и текстовую информацию по теме "Германия". Здесь кратко освещены следующие разделы по теме: географическое положение страны изучаемого языка, государственный ф...

Содержание обучению немецкому языку как второму иностранному

Интерес к изучению немецкого языка падает. Но школы, заинтересованные в преподавании иностранных языков, в том числе второго иностранного,   часто выбирают как перспективный немецкий язык. Содерж...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...

Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку

Материал для использования на методических объединениях....

Статья «Практическое использование современных технологий обучения немецкому языку, как второму иностранному, для развития творческих способностей учеников»

О всеобщем внедрении второго иностранного языка в школах говорится и пишется уже достаточно давно, но учебный план большинства общеобразовательных школ включает в себя по-прежнему лишь один иностранны...