Методическая разработка "Плюсы и минусы современных УМК по иностранным языкам "
методическая разработка по немецкому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Плюсы и минусы современных УМК по иностранным языкам в достижении требований ФГОС
1. Введение
Говоря о перспективах модернизации школы, чаще всего упоминается стандарт нового поколения. Какие изменения приносит? Что нового требует? Как и с помощью чего реализуется?
«Стандарт направлен на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся». Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающихся на основе усвоения УУД, познания и освоения мира, составляет цель и основной результат образования.
С изменением роли, содержания и характера профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной образовательной среде, происходит изменение способов организации образовательной деятельности учащихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний и формирования умений, компетенций, способов деятельности.
В настоящее время благодаря утвердившемуся в педагогике, и в том числе в языковой педагогике личностно-ориентированному подходу, расширился и обогатился социокультурный контекст обучения иностранным языкам. Одной из важнейших задач языкового образования стала задача формирования личностных качеств ученика, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур.
Востребованной оказалась личность способная к критическому мышлению, обладающая такими качествами как сообразительность, наблюдательность, инициативность, для которой характерны самоуважение, уверенность и требовательность к себе, способность к сотрудничеству, социальная активность, то есть востребована креативная личность.
Естественно, что творческая личность может сформироваться в основном в условиях креативной деятельности, в том числе учебно-познавательной.
Примерами такой деятельности может быть:
- создание на уроке творческой атмосферы;
-подбор учебного материала с присутствием творческих заданий;
- поддерживать и развивать инициативу детей и разрешать делать ошибки;
- ставить проблемные задачи, требующие творческих решений, давать возможность экспериментировать;
-учить детей задавать вопросы и находить на них ответы;
- поощрять, поддерживать мотивацию к изучению предмета
Реализация ФГОС по иностранному языку (по немецкому) осуществляется с помощью авторской программы ИЛ Бим, ЛИ Рыжовой. Предметная линия учебников ИЛ Бим. 2-4 классы. –М.: Просвещение 2011, и авторской программы ИЛ Бим, Л.В Садомовой. Предметная линия учебников ИЛ Бим. 5-9 классы. –М.: Просвещение 2011. Данные программы составляют главный компонент всего УМК по немецкому языку.
В состав УМК по изучению иностранного языка, соответствующего требованиям ФГОС (в частности немецкого), входят 7 важных компонентов
- Программы
Немецкий язык. Рабочие программы . Предметная линия учебников ИЛ Бим, 2-4 классы. Авторы Бим ИЛ, ЛИ Рыжова. М.: Просвещение 2011
Немецкий язык. Рабочие программы . Предметная линия учебников ИЛ Бим, 5-9 классы. Авторы Бим ИЛ, ЛВ Садомова. М.: Просвещение 2011
- Учебники
Немецкий язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 –х частях. ИЛ Бим, ЛИ Рыжова. –М.: Просвещение 2013
Немецкий язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2 –х частях. ИЛ Бим, ЛИ Рыжова, ЛМ Фомичева –М.: Просвещение 2013
Немецкий язык. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в 2 –х частях. ИЛ Бим, ЛИ Рыжова. –М.: Просвещение 2011
Немецкий язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений . ИЛ Бим, ЛИ Рыжова. –М.: Просвещение 2011
- Рабочие тетради.
Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 частях. Части А и В. Авт. ИЛ БИМ, ЛИ Рыжова,.-М.: Просвещение 2012
Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2 частях. Части А и В. Авт. ИЛ БИМ, ЛИ Рыжова, ЛМ Фомичева.-М.: Просвещение 2013
Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 частях. Части А и В. Авт. ИЛ БИМ, ЛИ Рыжова,.-М.: Просвещение 2011
Рабочая тетрадь для 5 класса.. Авт. ИЛ БИМ, Л.И Рыжова,.-М.: Просвещение 2013
- Книга для учителя
Немецкий язык . Книга для учителя 2 класс .пособие для общеобразовательных учреждений авт. Бим ИЛ .-М.: просвещение 2010
Немецкий язык .Книга для учителя 3 класс . пособие для общеобразовательных учреждений авт. Бим ИЛ, Рыжова ЛИ, Садомова ЛМ .-М.: просвещение 2013
Немецкий язык .Книга для учителя 4 класс . пособие для общеобразовательных учреждений авт. Бим ИЛ, Рыжова ЛИ, СадомоваЛМ , ОВ Каплина .-М.: просвещение 2013
Немецкий язык .Книга для учителя 5 класс . пособие для общеобразовательных учреждений авт. Бим ИЛ, Садомова ЛМ , ОВ Каплина -М.: просвещение 2012
- Книги для чтения
Книга для чтения . 4класс. Авторы: Бим ИЛ, ЛИ Рыжова
Книга для чтения . 5-6 класс. Авторы: Бим ИЛ, ЛИ Рыжова, Е В Игнатова
- Аудиоприложение (CD, mp3)
- Сборник упражнений
Сборник упражнений 5-9 класс. Авт. Бим ИЛ, Каплина ОВ. –М.: Просвещение 2012
2 . Анализ УМК
Плюсы и минусы УМК по немецкому языку в достижении требований стандарта
- Содержание учебников немецкого языка на разных этапах изучения отражает реалии современного мира
- Предпринята попытка представить наиболее устойчивые культурные традиции, объединяющие народы нашей страны с народами немецкоязычных стран
- Знакомство школьников с некоторыми достопримечательностями этих стран, их духовными и материальными ценностями
- В учебниках также отражены актуальные проблемы в жизни как зарубежных, так и наших школьников: их интересы, их стремление общаться со сверстниками из других стран, личностно и общественно значимые дела
- Каждый УМК, сохраняя принципиальную общность и преемственность с предыдущими, имеет и свои существенные особенности
- Общность между всеми УМК заключается в том, что они нацелены на реализацию деятельностного, личностно ориентированного подхода к обучению и построены на единой концептуальной основе
- Своеобразие УМК обусловлено возрастными особенностями учащихся и спецификой этапа обучения, стремлением обогатить содержательный план учебника, повысить с его помощью творческий потенциал учебно- воспитательного процесса в рамках учебного предмета, осознанием необходимости в предоставлении учителю и обучающимся в современных условиях большую свободу и самостоятельность
- Чтобы не терялся интерес к изучению иностранного языка (не терялось чувство новизны) усиливается необходимость в последовательном, дифференцированном, индивидуальном подходе. Осуществить такой подход помогает гибкая структура учебника.
Материал каждой главы (например, в учебнике 5 класса) разделен на блоки в зависимости от объекта усвоения, и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности. Объединение материала в блоки по деятельностной доминанте, а не поурочное его распределение, дает большую свободу ученику и учителю, позволяет осуществлять выбор материала и сочетать его по своему усмотрению.
9. Технологически обеспеченное изучение иностранного языка интенсифицирует процесс изучения языка, служит условием эффективного достижения требуемых ФГОС предметных результатов
10. Внедрение технологий в учебно-воспитательный процесс способствует достижению учащимися метапредметных результатов в целом, и формированию у них УУД в форме информационно-коммуникационной компетенции в частности.
11. Выход учащихся в информационное пространство - важнейшее условие и предпосылка достижения ими личностных результатов, включающих активное отношение к учению в целом, саморазвитие, учебную мотивацию и интерес к предметным знаниям, ценностно-смысловые установки, индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества и гражданскую идентичность
12. УМК нового поколения направлены на формирование готовности школьников к активной и продуктивной деятельности в глобальном, информационном пространстве
13. В них последовательно реализуются требования ФГОС НОО И ФГОС ООО и формирование Икт –компетенции учащихся, как метапредметного результата
Элементы ИКТ-компетенции
В ходе обучения:
- использовать базовые возможности информационного поиска в Интернете
- владение элементарными навыками работы c пакетом прикладных программ Microsoft Office
Во время сотрудничества и коммуникации
-умение представлять информацию
-Работать с любым партнером (учитель, одноклассник)
- отстаивать свою точку зрения
Трудности работы с данным УМК
- Сложность условий обучения усугубляется тем, что на изучение иностранного языка, например в начальных классах, отводится всего 2 часа в неделю. В среднем звене – 3 часа
- Выбор планируемого уровня подготовки учащихся зависит от конкретных условий работы и главным образом от контингента учащихся
- Возрастные особенности
Изучение иностранного языка начинается со 2 класса, когда уровень владения родным языком еще формируется у детей. Ребенок растет, формируются учебные навыки, интересы. Цели и задачи изучаемых школьником других предметов очень разные, и по содержанию и по времени реализации.
Например: Понятие спряжение глаголов вводится на уроке немецкого языка раньше, чем на уроке русского. 2 класс. Это вызывает непонимание, страх и снижает интерес к предмету
- Психологические особенности учащихся
В методической литературе выделяются 2 типа учащихся с точки зрения легкости овладения иноязычным общением
- Коммуникативный
- Некоммуникативный
5 . Дефицит технологической оснащенности
Диски, видеофильмы, магнитофон для прослушивания текстов дикторов(аудирование)
- Большое количество требований предъявляемых к ученикам в соответствии со стандартами.
Креативность к сожалению чаще «дружит» с одаренными детьми,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говоря о перспективах модернизации школы, чаще всего упоминается стандарт нового поколения. ФГОС направлен на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования, как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающихся на основе усвоения УУД, познания и освоения мира, составляет цель и основной результат образования.
В последнее время происходит изменение способов организации образовательной деятельности учащихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний и формирования умений, компетенций, способов деятельности.
Благодаря утвердившемуся в педагогике, и в том числе в языковой педагогике, личностно-ориентированному подходу, расширился и обогатился социокультурный контекст обучения иностранным языкам. Одной из важнейших задач языкового образования стала задача формирования личностных качеств ученика, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур.
Востребованной оказалась личность, способная к критическому мышлению, обладающая такими качествами как сообразительность, наблюдательность, инициативность, для которой характерны самоуважение, уверенность и требовательность к себе, способность к сотрудничеству, социальная активность, то есть востребована креативная личность.
Примерами креативной деятельности может быть: - создание на уроке творческой атмосферы; -подбор учебного материала с присутствием творческих заданий; - поддерживать и развивать инициативу детей и разрешать делать ошибки; - ставить проблемные задачи, требующие творческих решений, давать возможность экспериментировать; -учить детей задавать вопросы и находить на них ответы; - поощрять, поддерживать мотивацию к изучению предмета.
В состав УМК по изучению иностранного языка, соответствующего требованиям ФГОС (в частности немецкого), входят 7 важных компонентов: Программы Учебники Рабочие тетради Книга для учителя Книга для чтения Аудиоприложение (CD, mp3) Сборник упражнений
Плюсы и минусы УМК по немецкому языку в достижении требований стандарта 1. Содержание учебников немецкого языка на разных этапах изучения отражает реалии современного мира Учебник 5 класса, тема „Großes Reinemachen in der Stadt“ ( „Umweltschutz ist ein internationales Problem“ ) Учебник 7 класса, тема „In einem gesunden Körper wohnt ein gesunder Geist“ Учебник 8 класса, тема „Aber jetzt ist schon längst wieder Schule“ Учебник 9 класса, тема „Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?“
2. Предпринята попытка представить наиболее устойчивые культурные традиции, объединяющие народы нашей страны с народами немецкоязычных стран Учебник 6 класса, тема „Schulanfang (Schulbeginn). Ist er überall gleich?“ В учебниках (5-9 классы) после каждой темы есть блок „Deutsch lernen - Land und Leute kennenlernen“
3. Знакомство школьников с некоторыми достопримечательностями немецкоязычных стран, их духовными и материальными ценностями Учебник 6 класса, тема „Klassenfahrten durch Deutschland. Ist das nicht toll?!“ Учебник 7 класса, тема „Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes“ Учебник 8 класса, тема „Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland
4. В учебниках также отражены актуальные проблемы в жизни как зарубежных, так и наших школьников: их интересы, их стремление общаться со сверстниками из других стран, личностно и общественно значимые дела Учебник 5 класса, тема „Die Kinder sprechen über ihre Sommerferien. Und wir?“ Учебник 6 класса, тема „Ein Tag unseres Lebens. Wie ist er?“ Учебник 8 класса, тема „Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor“ Учебник 9 класса, тема „Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit der Berufswahl?“
5. Каждый УМК, сохраняя принципиальную общность и преемственность с предыдущими, имеет и свои существенные особенности 6. Общность между всеми УМК заключается в том, что они нацелены на реализацию деятельностного, личностно ориентированного подхода к обучению и построены на единой концептуальной основе
7. Своеобразие УМК обусловлено возрастными особенностями учащихся и спецификой этапа обучения, стремлением обогатить содержательный план учебника, повысить с его помощью творческий потенциал учебно- воспитательного процесса в рамках учебного предмета, осознанием необходимости в предоставлении учителю и обучающимся в современных условиях большую свободу и самостоятельность В учебнике 8 класса ярко выражена страноведческая составляющая В учебнике 9 класса сделан акцент на возрастные особенности обучающихся
8. Чтобы не терялся интерес к изучению иностранного языка (не терялось чувство новизны) усиливается необходимость в последовательном, дифференцированном, индивидуальном подходе. Осуществить такой подход помогает гибкая структура учебника. Материал каждой главы учебника 5 класса разделен на блоки: 1. Lernst du was, so weißt du was! 2. Wir lesen und schreiben 3. Sprechen wir! 4. Was wir schon wissen und können 5. Wollt ihr noch etwas wiederholen? 6. Deutsch lernen - Land und Leute kennenlernen
9. Внедрение технологий в учебно-воспитательный процесс способствует достижению учащимися метапредметных результатов в целом и формированию у них УУД в форме информационно-коммуникационной компетенции в частности - Обучающиеся 10-11 классов используют базовые возможности информационного поиска в Интернете, владеют элементарными навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office (например, оформляют и представляют собственный информационный продукт в виде компьютерной презентации средствами программы Microsoft PowerPoint)
Трудности работы с данным УМК Сложность условий обучения усугубляется тем, что на изучение иностранного языка в начальных классах отводится всего 2 часа в неделю, в среднем звене и старших классах – 3 часа Выбор планируемого уровня подготовки учащихся зависит от конкретных условий работы и от контингента учащихся Возрастные особенности Психологические особенности учащихся Дефицит технологической оснащенности Большое количество требований, предъявляемых к ученикам в соответствии со стандартами
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс - технологии, как современный метод преподавания иностранного языка
Данная работа создана для учителей иностранного языка с целью внедрения в их педагогическую практику инновационных технологий и релизации ФГОС....
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современные технологии обучения иностранным языкам....
Статья на тему "Современная система преподавания иностранного языка"
В статье представлены основные методы и приемы преподавания иностранного языка в современной школе с углубленным изучением иностранного языка....
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".
В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.
Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...