Технология проектной деятельности
методическая разработка по немецкому языку (8, 9, 10, 11 класс)

В данном сообщении раскрываю основные и самые важные аспекты проектной деятельности, сильные и слабые стороны проектного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании кафедры учителей иностранных языков

«Технология проектной деятельности»

Цель: показать реализацию технологии проектной деятельности в учебном процессе лицея

План

  1. Актуальность технологии проектной деятельности
  2. Из истории проектного метода
  3. Проектная деятельность
  4. Этапы выполнения проекта
  5. Сильные и слабые стороны проектного метода

 

В современном мире умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией, приобретая при этом новые навыки, может быть важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю свою сознательную жизнь

Чтобы развить у учащихся способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь делать выбор, работать в команде, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, можно использовать различные педагогические технологии. Оптимальной педагогической технологией в заданных условиях является метод проектов, одним из методов, который соответствует, требованиям стандарта нового поколения

Под проектом подразумевается организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта (проекта), состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной (электронной) презентации. Проектная деятельность – это возможность учащимся реализовать свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

 В данное время, с внедрением ФГОС нового поколения, требования к учащимся изменились, теперь школа должна не только давать знания, но и учить школьников добывать знания самостоятельно, при этом воспитывать качества личности.

Развитие способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат проделанной работы - основные качества личности, важные для жизни в новых условиях современного общества. Проектная деятельность - это один из методов, направленный на работу самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к жизненно важным проблемам.

Актуальность метода проектов для учителя, в первую очередь, обусловлена необходимостью самому ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Умение применять в своей работе метод проектов – является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения, развития и воспитания учащихся. При всем этом проектирование изменяет конкурентоспособность учителя на рынке труда

 Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские ученые Джон Дьюи и его ученик Уильям Харт Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни  Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

         Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Её применение особенно актуально на старшей ступени обучения (10-11 класс) средней общеобразовательной школы, а также в СПО. Она детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель.

Для того чтобы ученик имел возможность через проектную деятельность усвоить получаемые знания было разработано проектное обучение, ставящее пред собой основные

цели и задачи:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 
3) возможность работать с компьютером; 
4) развитие умений поиска и обработки информации; 
5) работа по новым технологиям; 
6) развитее самостоятельности; 
7) умение слушать и уважать мнения учащихся; 
8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 
9) развитие исследовательских умений. 

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; 
• в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности; 
• умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных; 
• умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию. 

• контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива. 
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования. 

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей. В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. 

Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта: 
• выбор темы; 
• постановка целей и задач проекта; 
• пути их решения; 
• сравнение полученного результата с тем, что они хотели получить.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности: 

• коммуникативная – способность к общению; 
• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы; 
• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности. 

Проектной деятельностью ребята начинают заниматься с ноября месяца. В сентябре на уроке учащиеся самостоятельно или с помощью учителя  выбирают тему, над которой будут работать в течение двух месяцев и более, на этом же уроке дается краткое описание и оформление проекта. Учащиеся самостоятельно ведут сбор информации, сканируют рисунки, подбирают музыку. Проекты выполняются с помощью программы Power Point. При выполнении работы ребята овладевают практическими навыками: 

• работа со сканером; 
• микрофоном; 
• компакт – дисками; 
• цифровым фотоаппаратом; 
• видеокамерой; 
• с программой Adobe Photoshop и т.д. 

Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение. 

Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек. У учащегося при выполнении исследовательской задачи возникают сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проекта. Большое значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель обсуждают эти задачи, находят пути решения проблемы. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.

Метод проектов содержит следующие преимущества:

- у учащихся растет уверенность в полученных знаниях, развиваются способности к обучению;

- задачи обучения превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Основное отличие проектного подхода от других состоит в том, что учащиеся берут на себя большую часть ответственности за свое образование;

- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа и общение в коллективе.

- почти всегда вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет достигать цели урока, темы ;

метод гуманистический, он обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие учащегося, его самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и другим детям;

- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Если говорить о различных видах проектов, то надо отметить, что лет 20 выполняются сначала информационные, а затем исследовательские  проекты как таковые и внутри лицея  и на уровне города. Признание получают лишь работы, содержащие исследование и творчество.

Творческими работами могут быть: рисунок, поделка, макет, рассказ, спектакль, викторина, КВНы, газета, модель, оформление стендов, фотоальбом, выставок, доклад, конференция, презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Работа выполняется добровольно. При выполнении проекта используется тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Каждый проект должен быть доведен до завершения, оставляя у учащегося ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям необходимо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, отметить их работу, чтобы они  услышали похвалу в их адрес.

Этапы выполнения проекта

 Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться учителем, обсуждаться  с учениками.

 Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта.

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), предлагаемые темы следует записать, обдумать их несколько дней.

Этап 2. Выбор одной темы проекта.

Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подвести учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения  учебного материала и реальных практических знаний немецкого языка. При этом нам нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Иногда этот этап продолжается две- три недели, в течение которых приходится убеждать, приводить различные доводы в пользу определённой темы. Например, при подготовке к

 Неделе науки в этом году одна шестиклассница называет тему «Породы собак» и настойчиво хочет заниматься этой темой, не осознавая, что для этой темы нужна специальная  узкая лексика и очень сложно представить проблему, которую бы могли решать ученики в рамках этой темы.

Этап 3. Постановка цели и задачи проекта. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.

Обсуждаем выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Чаще всего мои ребята используют интервью, социологический опрос, анкетирование, изучают литературу и ищут информацию в сети Интернет.

Форма презентации. Проект может быть представлен в виде презентации проектов: 

научный доклад; деловая игра; демонстрация видеофильма; экскурсия;

телепередача; научная конференция; инсценировка; театрализация; игры с залом; защита во время Недели науки; диалог исторических или литературных персонажей; спортивная игра; спектакль; путешествие; реклама; пресс-конференция. устных и письменных отчетов,  семинара, видеофильма, конкурса, компьютерной программы. Традиционно учащиеся выступают с исследовательскими или практико-ориентированными проектами в рамках Недели наук сначала в лицее, затем самые значимые проекты выходят на защиту на муниципальный тур - городскую  Неделю наук.

В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Практически всегда ребята выбирают сообщение с опорой на презентацию  Power Point для представления своей исследовательской работы
Этап 4. Работа над проектом.

Занимает основное время, отведенное на проект, обычно это несколько месяцев. Время определяется учителем, исходя из  конкретного учебного плана, плана мероприятий лицея и города. Определяем также сроки промежуточного контроля. В настоящее время электронная почта является хорошим подспорьем в работе, но требуются и личные встречи и обсуждение, потому что возникают новые идеи, появляются неожиданные трудности.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Готовим устную презентацию проекта. Здесь важно научить ребенка пользоваться материалом, который был собран, обработан, достойно представить свою работу, показать и доказать свою заинтересованность, заинтересовать аудиторию. Для этого важно всё: хорошее произношение, отчётливая дикция, грамотная немецкая речь, владение собой, эмоциональность. Многократно проверяем проектную работу учащегося на предмет соответствия всем строгим требованиям. Готовим ребенка к возможным  ожидаемым вопросам членов жюри.


Этап 6. Презентация проекта. Защита.

Этот период длится всего 7- 10 минут на школьном и на городском уровне , но представляет он всегда многомесячную работу. Он очень волнителен. Поэтому всегда существует, готовится к мероприятию группа поддержки.

Этап 7. Анализ проектной работы. После состоявшейся защиты необходимо обязательно проанализировать полученные результаты. Обычно предоставляю это сделать сначала ребятам, а затем высказываю своё мнение.

Проектный метод имеет свои сильные и слабые стороны. К достоинствам проектного метода можно отнести следующее: 

  • проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;
  • каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в обучении;
  • работа над проектом сочетается с созданием прочной базы у обучаемых;
  • использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащегося, так как он развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
  • процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;
  • при защите проектов ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком.

К недостаткам следует отнести:

  • непривычность данной формы работы ;
  • недостаточной подготовленностью педагога к проектным формам работы
  • сложность планирования определенных занятий на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
  • не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;
  • большие затраты времени на составление проекта;
  • отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы педагогу в разработке того или иного проекта;
  • невысокая мотивация к данному виду деятельности.

 Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение.  Много раз обращала внимание на то, что ребята, которые не смогли то  разным причинам выполнить свой проект к назначенному сроку, продолжали заниматься им далее, их заинтересованность и активность мне приходилось наблюдать.

Можно считать, что метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю  уникальную возможность преодолевать негативное отношение к своему предмету, порождаемое различными факторами и ситуациями, а также пробелы в знаниях.  На рубеже 2000 года далеко не у всех ребят  были компьютеры дома, а требования городских властей было: не подавать на конкурс рукописных  работ учащихся,  они должны быть напечатаны. В моих группах это могла быть единственная ученица  Рябикина Ирина, пришедшая  в 10 класс из Малой Дубны. В ходе подготовки проекта выяснилось, что уроки немецкого языка в её школе раньше часто пропадали, обнаружились большие пробелы в знаниях, которые срочно нужно было ликвидировать. К счастью, девочка была ответственна, трудолюбива, со способностями и желанием работать. Последние две недели пришлось общаться только по телефону из-за моей болезни: поправлять произношение и интонацию, учить отвечать на предполагаемые вопросы жюри. Была проделана огромная работа, меня поймут только те, кто хоть раз выполнял такую работу. Результатом было третье место в городе. Но был и другой  результат. Встретив её после окончания школы в январе в лицее, я спросила кроме прочих вопросов, почему она не в институте. Немецкий язык поставили автоматом, поэтому свободна и решила навестить лицей.

Использованные источники

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период ло 2010 года. – М.,2002
  2. Агафонова  М.А. Метод проектов // Вопросы Интернет Образования , 2006,№35
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ./ Под ред. Е.С .Полат- М. 2000
  4. Полат Е.С. Метод проектов : история и теория вопроса// Школьные технологии.-2006-№6

Информационные сайты

.www.5ballov.ru

                  http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»

   Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...