Perfekt. Образование, употребление, порядок слов в предложении с Perfekt
учебно-методический материал по немецкому языку

Краснощекова Наталья Вячеславовна

Качественное усвоение грамматического материала в самом начале его изучения избавляет учащихся от большого количества ошибок в последствии, дает возможность сосредоточиться на расширении словарного запаса. Т.е.понимая, как стоить высказывание, ученик фокусирует внимание уже не на грамматической, а на лексической стороне речи. И то, в каком виде подается информация учащимся, играет не последнюю роль.

Материал по теме Perfekt представлен в наглядной и довольно подробной форме. Структурированность материала способствует лучшему усвоению получаемой информации обучающимися. Т.к. тема предлагается учащимся конца первого-начала второго года изучения немецкого языка, в данном случае при рассмотрении порядка слов в предложении с Perfekt не берутся во внимание сложноподчиненные предложения, имеющие в своем составе придаточные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Perfekt. Теория30.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Perfekt

Perfekt - используется для выражения действия в прошлом, причём завершённость или незавершённость процесса/действия, выражаемого этим временем, не играет никакой существенной роли для его выбора в отличие, например, от английских прошедших времён. Perfekt используется преимущественно в немецкой разговорной речи, что отличает его от Präteritum, который используется в повествовании.

Perfekt

=

Präsens (наст.вр.) вспомогательного глагола

haben / sein

+

Partizip II

смыслового

глагола

(PII / Partizip Perfekt)

haben

sein

  1. переходные глаголы (vt), требующие после себя дополнения в винительном падеже (Akkusativ): bauen строить, fragen спрашивать, essen кушать, hören слышать, lieben любить, machen делать, öffnen открывать u.a.

z.B.: hat gemacht, hat gebaut

  1. непереходные глаголы, не обозначающие перемещение в пространстве: liegen лежать, wohnen жить
  2. возвратные глаголы: sich waschen умываться, sich treffen встречаться

z.B.: hat sich gewaschen, hat sich getroffen

  1. модальные глаголы:  können, dürfen, sollen, müssen, mögen, wollen

z.B.: hat gewollt, hat gesollt

  1. безличные глаголы:  regnen, schneien

z.B.: Es hat den ganzen Tag geregnet. - Целый день шёл дождь.

  1. непереходные глаголы (vi), обозначающие перемещение в пространстве (из пункта А в пункт Б): kommen приходить, fahren ехать, gehen идти, geraten попадать, aufstehen вставать, fallen падать u.a.

z.B.: ist gefallen, ist gekommen

  1. глаголы, обозначающие изменение состояния: einschlafen засыпать, erwachen просыпаться, aufblühen расцветать, erschrecken испугаться, sterben умирать, entstehen  возникать u.a.

z.B.: ist gestorben

  1. глаголы, которые нужно запомнить: sein быть, werden становиться, bleiben оставаться, geschehen происходить/ случаться, passieren случаться/ происходить, gelingen удаваться, misslingen не удаваться, begegnen (Dat.) встречать кого-либо/ попадаться навстречу кому-либо, folgen (Dat.) следовать за кем-либо

z.B.: ist geblieben, ist passiert

Partizip II (P II)

- причастие прошедшего времени (причастие 2) образуется:

ЗАУЧИВАТЬ!!!

Слабые глаголы

Сильные глаголы *

Неправильные глаголы *

ge + основа глагола + (e)t

ge + основа глагола + en

(часто с измен.

корневой

гласной)

ge + основа глагола + (e)t

(часто с измен.

корневой

гласной)

arbeiten - gearbeitet

machen - gemacht

zeichnen - gezeichnet

gehen - gegangen

laufen - gelaufen

singen - gesungen

nennen (называть) - genannt

rennen (мчаться) - gerannt

wissen (знать) - gewusst

* Эту форму находим в таблице "Три основные формы глаголов" и учим наизусть!

Примечание:

  • если у глагола есть отделяемая приставка, то ge- встаёт между приставкой и основой глагола: zumachen (закрывать) - zu-ge-mach-t, vorschlagen (предлагать) - vor-ge-schlag-en

НО: vorbereiten (подготовить) -  vor-bereit-et - в этом случае ge- не прибавляется, т.к. есть еще одна неотделяемая приставка be-

  • приставка ge- не добавляется, если:
  •  у глагола есть неотделяемая приставка:

z.B.: bekommen (получать) - bekommt,

         vergessen (забывать) - vergessen

  • глагол оканчивается на -ieren: musizieren - musiziert, telefonieren - telefoniert

Порядок слов в предложениях в Perfekt.

  1. Повествовательное предложение с прямым порядком слов.

1

2

3

......

последнее

Sie

hat

gestern

ein interessantes Buch

gelesen.

Она вчера прочитала интересную книгу.

Er

ist

nach Köln

gefahren.

Он уехал в Кёльн.

  1. Повествовательное предложение с обратным порядком слов.

1

2

3

......

последнее

Gestern

hat

sie

ein interessantes Buch

gelesen.

Она вчера прочитала интересную книгу.

  1. Вопросительное предложение без вопросительного слова.

1

2

3

......

последнее

Hat 

sie

gestern

ein interessantes Buch

gelesen?

Я вчера прочитал интересную книгу?

Ist 

er

nach Köln

gefahren?

Он уехал в Кёльн?

  1. Вопросительное предложение с вопросительным словом.

1

2

3

......

последнее

Wann

hat 

sie

ein interessantes Buch

gelesen?

Когда она прочитала интересную книгу?

Wer

hat 

gestern ein interessantes Buch

gelesen?

Кто вчера прочитал интересную книгу?

Wohin

ist 

er

gefahren?

Куда он уехал?

Wer

ist 

nach Köln

gefahren?

Кто уехал в Кёльн?

Если в предложении есть однородные сказуемые, выраженные глаголами в Perfekt, то:

  • если оба глагола образуют Perfekt с помощью одного и того же вспомогательного глагола, то этот вспомогательный глагол употребляется только один раз.

                  z.B.:      - Ich habe gestern ein Bild gemalt und ein Buch gelesen. - Вчера

                             я (на)рисовал ((на)писал) картину и (про)читал книгу. (глаголы

                             "malen" и "lesen" образуют Perfekt с помощью

                             вспомогательного глагола "haben", поэтому он употреблен в

                             предложении только один раз.)

1

2

3

......

последнее

Ich

habe

gestern

ein Bild

gemalt

und

-

-

ein Buch

gelesen.

Вчера я нарисовал (написал) картину и прочитал книгу.

                             - Zuerst sind wir mit dem Bus gefahren und dann mit dem

                             Flugzeug geflogen. - Сначала мы ехали на автобусе, а потом

                             летели на самолете. (глаголы "fahren" и "fliegen" образуют                

                             Perfekt с помощью вспомогательного глагола "sein", поэтому

                             он употреблен в предложении только один раз.)

1

2

3

......

последнее

Zuerst

sind

wir

mit dem Bus

gefahren

und

dann

-

mit dem Flugzeug

geflogen.

Сначала мы ехали на автобусе, а потом  летели на самолете.

  • если глаголы образуют Perfekt с помощью разных вспомогательных глаголов, то эти вспомогательные глаголы употребляется с каждым смысловым глаголом.

                  z.B.:      - Ich habe gestern den ganzen Tag im Büro gearbeitet und am

                            Abend bin ins Theater gegangen. - Я вчера весь день работал в

                            офисе, а вечером пошёл в театр. (глагол "arbeiten" образует

                            Perfekt с помощью вспомогательного глагола "haben", а глагол

                            "gehen" с помощью глагола "sein", поэтому в предложении два

                            разных вспомогательных глагола.

1

2

3

......

последнее

Ich

habe

gestern

den ganzen Tag im Büro

gearbeitet

und

am Abend

bin

ins Theater

gegangen.

Я вчера весь день работал в офисе, а вечером пошёл в театр.

Perfekt употребляется:

  • для обозначения действия в прошлом. При этом в предложении может быть обстоятельство времени (gestern - вчера, voriges Jahr -  в прошлом году, neulich - недавно, (im Jahr) 1906 - в 1906 году и т.д.).  В этом случае Perfekt нельзя заменить на Präteritum (прошедшее повествовательное).

z.B.:     Wir haben (gestern) die Stadt besichtigt. - Мы (вчера) осмотрели

             город.

             Peter ist (gestern) angekommen. - Петер прибыл (вчера).

             Sie ist (vor einigen Stunden) eingeschlafen. (Sie schläft jetzt.) -

             Она уснула (несколько часов назад). (Она сейчас спит.)

  • в разговоре (диалоге). Поэтому Perfekt часто называют "прошедшее разговорное" время.

z.B.:     Hast du gehört, dass er ein neues Auto gekauft hat? - Ты слышал,

             что он купил новый автомобиль?

  • в кратком сообщении:

z.B.:     Die russische Delegation ist in Berlin angekommen. - Российская

             делегация прибыла в Берлин.

  • при сочетании с настоящим временем (Präsens):

z.B.:     Der Vater hat den ganzen Tag im Garten gearbeitet. Jetzt erholt er

             sich. - Папа целый день работал в саду. Теперь он отдыхает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядок слов в предложении

Презентация к интересному исследованию на уроке русского языка.  В презентацию вошли слайды с вопросами к карточкам - исследовательскому материалу (подобрать можно свои примеры предложений), а та...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Урок по развитию речи в 8 классе. Построен с учётом требовании     ФГОС. Имеет очевидную практическую направленность. Работа по учебнику чередуется с работой над репродукциями. Осо...

«Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.

Тип урока:  урок изучения и первичности закрепления нового материала  Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);- расширять знания об отечест...

Предложение, порядок слов в предложении, интонация (8 класс)

1. Предложение как единица синтаксиса2. Виды предложений по цели высказывания3. Порядок слов в предложении4. Особенности интонации в предложении...