Адаптированная рабочая программа для 9 класса ЗПР ФКГОС
рабочая программа по немецкому языку (9 класс)

Жернокова Юлия Алексеевна

АООП ЗПР ФКГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fkgos_9_klass_zpr.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат»

Разработано

на ШМО учителей

гуманитарно-

эстетического цикла

Протокол №1 от

«29» августа 2019 г.

Принято

на педагогическом совете

Протокол №1 от

«29» августа 2019 г.

Утверждено

Директор

_________ Сташевский В.А.

Приказ №45-О от

«29» августа 2019 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Иностранный язык. Немецкий язык» 9 класс

в соответствии с ФКГОС ООП ООО

для обучающихся с задержкой психического развития

Срок реализации 1 год.

Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

 Жернокова Ю.А.,

г.о. Шуя, 2019 год

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» предназначена для обучающихся с ОВЗ 9 класса ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».

     Адаптированная рабочая программа  – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с задержкой психического развития   с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

      Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) планируемые результаты освоения учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности;

8) материально-техническое и информационное обеспечение;

9) система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования;

10) список используемой литературы.

        Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение в полном объеме программой массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыках, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на всех этапах обучения в школе.    Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

      Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории обучающихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами.

       При составлении адаптированной рабочей программы для обучающихся с ЗПР  использованы нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и  дополнениями).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК».
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  7. Устав ОГКОУ «Санаторная школа – интернат».
  8. Примерные программы  основного общего образования по иностранным языкам и  авторских программ  И.Л. Бима, Л.И.Рыжовой «Немецкий язык» 5-9 классы.   

АРП разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

 нормализация учебной нагрузки обучающихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

• соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям;

• личностная ориентация содержания образования;

• деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта этой деятельности;

• усиление воспитывающего потенциала;

• формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

       Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок;  использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.

       Содержание АРП  включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.

       Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

        Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:

  • вести учёт особенностей ребёнка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
  • реализовывать  коррекционно-педагогические процессы  педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, их психологическое сопровождение специальными психологами;
  • предоставлять обучающемуся с ОВЗ медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь;
  • привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.

      Адаптированная образовательная программа  направлена на:

  • преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
  • психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении и поведении;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями;
  • создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной   программы;
  • индивидуализацию обучения, учитывая  состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

      Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

      Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

      Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

      Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

      Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

      Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

       Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

      Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

      Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 

     Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

      Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.

АРП, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой подход позволит учителям обеспечить усвоение обучающимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания филологического (языкового) образования.

      Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность обучающихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук.

     Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля.

Общая характеристика учебного предмета.

       Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к иностранному языку. Она позволяет сформировать у обучающихся 9 класса  достаточно широкое представление о языковой картине мира.

        Для решения основных задач обучения иностранному языку в 9 классе  требуются следующие учебники:

И.Л. Бим, Л.И.Рыжова «Немецкий язык» 9 класс.

       Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышение коммуникативных компетенций школьников, совершенствование их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный  язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности, готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного и полиязычного мира.

        УМК ориентируется на действующий базисный учебный план  для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательный стандарт по иностранному языку для основного общего образования и примерную программу изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

       Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

        Данный курс соответствует основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное изучение иностранного языка – с другой.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения иностранного языка в 9 классе  ученик должен

Знать/понимать

Говорение:

1. Диалогическая речь:

Уметь вести

диалоги этикетного характера,

диалог-расспрос,

диалог-побуждение к действию,

диалог-обмен мнениями,

комбинированные диалоги.

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

При обучении детей с ЗПР в диалогической и монологической речи целесообразно использовать доступные для понимания речевые модели, обиходные ситуации, а также чтение по ролям. Драматизация - это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности. Объем диалога сократить до 2 реплик со стороны каждого обучающегося.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов: прагматические, публицистические.

Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом обучающимся языковом материале. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.

Для обучающихся с ЗПР рекомендуется сократить время звучания текстов для аудирования.

Чтение

Уметь:

читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Для обучающихся с ЗПР особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста. В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно- звуковые соответствия. Необходимо обучать применять речевые образцы со смысловыми глаголами. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение

Письменная речь

Уметь:

писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);

заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма – около 100–110 слов, включая адрес;

составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности

Для детей с ЗПР письменные работы сокращены (Написание открытки объемом 20-30 слов, объем личного письма – около 90-100 слов, включая адрес), так как базируются на грамматическом материале. Объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, сокращается, а оставшиеся необходимо тщательно разбирать или выполнять в классе.

Языковые знания и навыки

Орфография

Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную

лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Для обучающихся с ЗПР снижены нормы овладения количеством лексических единиц. Они должны овладеть не 800 лексическими единицами.

Основные способы словообразования:

аффиксация: глаголов,  существительных,  прилагательных,  наречий,  числительных;

словосложение:

существительное + существительное;

прилагательное + прилагательное;

прилагательное + существительное;

местоимение + существительное;

конверсия:

образование существительных от неопределенной формы глагола;

образование прилагательных от существительных.

Распознавание и использование интернациональных слов.

Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами.

Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзами; цели; условия; определительными с союзами.

Сложноподчиненные предложения с союзами.

Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы.

Побудительные предложения в утвердительной  и отрицательной  форме.

Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении.

Модальные глаголы и их эквиваленты.

Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Причастия настоящего и прошедшего времени.

Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций.

Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.

Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями).

Неисчисляемые и исчисляемые существительные, существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени. Существительные в функции прилагательного.

Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу.

Личные местоимения в именительном  и объектном  падежах, а также в абсолютной форме. Неопределенные местоимения. Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные.

Устойчивые словоформы в функции наречия.

Числительные для обозначения дат и больших чисел.

Для обучающихся с ЗПР объём грамматического материала сокращен. Общие, альтернативные и специальные вопросы исключены из изучения. Употребление артиклей дается в ознакомительном плане из-за его малой практической значимости. Изучаются  структуры с глаголами в  настоящем, прошедшем и будущем времени; модальными глаголами; с глаголами в повелительном наклонении; выражение единственного и множественного числа существительных; притяжательная форма существительных; употребление количественных и порядковых числительных; личных, притяжательных, указательных местоимений; употребление прилагательных. Исключается грамматический материал: структуры с оборотом, употребление наречий, неопределенных местоимений  и их производных, косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Причастия настоящего и прошедшего времени.

Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций.

Высвобожденное время тратится на детальную проработку лексико-грамматических упражнений. Внимание следует уделить переводу, при этом дети осознают смысл прочитанного, у них исчезает страх перед незнакомым текстом.

Использование методов и педагогических технологий, направленных  на реализацию образовательной программы по иностранному языку.

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,
  • технологии интегрированного обучения,
  • технология игрового обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,
  • технология развивающего обучения,
  • технологии индивидуального обучения,
  • технология проектного метода, технология  объяснительно - иллюстративного обучения, в основе лежит информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них умений и навыков;
  • личностно-ориентированная технология обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников;
  • технология развивающего обучения, в центре внимания которой – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей, технология нацелена на развитие творческих способностей обучающихся;
  • здоровьесберегающая технология – создание комфортного психологического климата.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг, возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Формы организации образовательной деятельности.

Реализация программы в учебной деятельности  предусматривает использование следующих форм организации  учебно-познавательной деятельности:

комбинированный урок,

урок-игра,

урок-путешествие,

интегрированный урок,

урок-беседа,

урок домашнего чтения,

повторительно-обобщающий урок,

урок - практикум

урок - круглый стол

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Типовые задачи на формирование УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображение предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

- работа с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

- работа с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

- работа с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;

-    учебно-исследовательская работа: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами  (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту, участвовать в работе над долгосрочным проектом, взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

-   самостоятельная работа, рационально организовывая  свой труд в классе и дома.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  в процессе проведения тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Место предмета в учебном плане.

    Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». В ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»  на обучение предмету «Иностранный язык» в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 99 часов (33 учебных недели) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

Коррекция:   Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

     При изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

        В процессе обучения обучающиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

        В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе.

        Требования к практическому владению обучающимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.

Содержание учебного предмета.

1. Ferien und Bücher: Gehören die zusammen? / Каникулы и книги: они связаны друг с другом? Что читает немецкая молодежь? Для многих чтение - это хобби. Роль книги в жизни человека. Немецкие классики И.В. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне. «Горький шоколад» Мириам Преслер. Комиксы. Знакомство с различными жанрами немецкой литературы, каталоги немецких издательств как помощники в поисках нужной книги. О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах различны. Как создается книга? Интересные сведения из издательств.

2. Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben Siе? / Современная молодежь. Какие же у Вас проблемы?

Молодежь в Германии. Молодежные субкультуры. Что сегодня важно для молодежи? Проблемы молодежи: Разочарование в любви, поиск работы и места в жизни, поиск верных друзей, конфликты с родителями и учителями, насилие в доме и на улице, наркотики, курение и алкоголизм. Сравнение проблем молодежи в Германии и в России. Мои проблемы. Проблемы взрослых. Конфликты между детьми и родителями. Современная немецкая юношеская литература.

3. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht es mit der Berufswahl / Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?

Система образования в Германии, типы школ. Возможности получения профессионального образования: Организация производственной практики в школе. Поиск рабочего места выпускниками школ. Наиболее популярные профессии в Германии, профессии, о которых мечтают подростки, кумиры молодежи и их воздействие на выбор профессии. Что важно при выборе профессии? Выбор профессии. Археолог Генрих Шлиманн и его мечта о Трое.

4. Massenmedien. Ist es wirklich vierte Macht? / СМИ. Действительно ли это четвертая власть?

Средства массовой информации. Задачи СМИ.

Газеты и журналы, которые издаются в Германии. Телевидение как самое популярное средство массовой информации. Компьютер и его место в жизни молодежи. Интернет как помощник в учебе. Немецкое радио. Телевидение: «за» и «против». Компьютер: «за» и «против». Школьная газета - средство массовой информации в школе. Мнения различных людей о средствах массовой информации. Культура чтения в Германии и в России.

Этим шести главам предпослан небольшой вводный курс повторения «Каникулы, пока!». Тематически он связан с началом учебного года и воспоминаниями о каникулах.

Материал учебника каждой главы разделен на блоки и в зависимости от объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности учащихся (исключение составляет предпоследний блок, который носит синтетический характер). Таких блоков 7.

Блок 1 «Lesen macht klug» содержит текстовый материал и ориентирован главным образом на обучению чтению.

Блок 2 «Lernst du was, dann weiβt du was!» предусматривает работу над лексикой для ее усвоения при чтении и употреблении в устной речи.

Блок 3. «Reden ist Silber und Schweigen ist Gold. Aber nicht beim Fremdsprachenlernen» состоит из серии упражнений для обучения устно-речевому обращению.

Блок 4. «Wir sind ganz Ohr» включает задания, небольшие тексты – экспозиции к тому, что дети будут воспринимать на слух. Сами тексты для аудирования записаны на аудионоситель.

Блок 5 «Grammatik Ist das eine harte Nuss?» предусматривает целенаправленную работу над грамматическим материалом.

Блок 6 «Wir prüfen, was wir schön können» содержит материал для повторения, обобщения, а также для контроля и самоконтроля по теме.

Блок 7 «Deutsch lernen – Land und Leute kennen lernen» - страноведческий блок.

Такое деление материала в известной мере условно, так как работа над текстом (чтение, аудирование) предполагает решение и некоторых устно-речевых задач, так же и как работа над лексикой. Последняя может включать, кроме того, повторение определенного грамматического материала и.т.д. Внутри каждого блока материал подразделяется на обязательный, призванный обеспечить базовый уровень обученности, и факультативный (он отмечен звездочкой), который дается отдельным учащимся.

Последовательность блоков в главе также условна и не всегда выдерживается: в одном случае работа над главой начинается с блока чтения, в другом – с лексического блока и.т.д.

Рабочая тетрадь интегрирована в учебник (в материале учебника указана, на каком этапе работы следует обращаться к ней).

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.

Требования к организации пространства.

Уроки иностранных языков проводятся в специально оборудованном кабинете. Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники. А именно, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. Однако, обучающиеся с задержкой психического развития постоянно должен находиться в зоне внимания педагога (поэтому желательна первая парта).

Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  1. обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  2. урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  3. адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  4. одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  5. использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  6. формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  7. взаимообучение, диалогические методики;
  8. дополнительные упражнения;
  9. оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Формы индивидуальной работы при обучении иностранным языкам  детей с ЗПР:

  1. Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы, занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
  2. Специальные индивидуальные задания на уроке.
  3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
  4. Предупреждающие опросы.
  5. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
  6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
  7. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:

1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.

3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.

4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Учебный и дидактический материал

При освоении вариант 7.1. АООП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.

Материально-техническое и информационное обеспечение.

CD-проигрыватель;

Компьютерные классы;

Ноутбук с DVD проигрывателем;

Предметные интернет-ресурсы;

Цифровые образовательные ресурсы.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования

Критерии оценки письменных развернутых ответов. Оценка «5» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. Оценка «4» ставится, если: коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок. Оценка «3» ставится, если: коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. Оценка «2» ставится, если: Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Критерии оценки устных развернутых ответов. Оценка коммуникативного взаимодействия, произношения, лексико-грамматической правильности речи. «5» Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. Речь звучит в естественном темпе, обучающийся не делает грубых фонетических ошибок. Лексика адекватна ситуации, редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. «4» Коммуникация затруднена, речь обучающегося неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (например, замена  фонем сходными русскими). Общая интонация в большой степени обусловлена влиянием родного языка. Грамматические и/или лексические ошибки заметно влияют на восприятие речи обучающегося. «3» Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики. «2» Коммуникативная задача не решена, ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка ”5” ставится, если ученик: - выполнил работу без ошибок и недочетов; - допустил не более одного недочета. Оценка ”4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух недочетов. Оценка ”3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - три грубые ошибки; - или не более двух грубых и двух негрубой ошибки и одного недочета; - или не более трех-четырех негрубых ошибок; - или одной негрубой ошибки трех недочетов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов. Оценка ”2” ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10-9 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» -18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 11-13, «2»- менее 10.

Список используемой литературы.

  1.  «Немецкий язык» И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 9 класс
  2. «Немецкий язык». Рабочая тетрадь.  И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 9 класс
  3. Книга для учителя. «Немецкий язык» И.Л.Бим, Л.И.Рыжова 9 класс
  4. Лексико-грамматический практикум к учебнику «Немецкий язык» 9 класс
  5. Колегаева С.А. Обучение иностранному языку в классах ЗПР и КРО. [Электронный ресурс]//Сеть творческих учителей: сайт. - [Б.м.], 2011. –  URL: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx? Id=16378 (18.08.2014).
  6. Рублева И.И. Развитие познавательных умений и навыков по иностранному языку в специальных коррекционных классах VII вида. [Электронный ресурс] – URL: http://dopoln.ru/literatura/189707/index.html (18.08.2014).
  7. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. Create PDF files without this message by purchasing nova PDF printer (http://www.novapdf.com) II. Молодые исследователи социальной работы
  8. Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) / Р. Жаворонков // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 22–28.
  9. Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)? [Электронный ресурс]. — М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index. php?p=teor_mpio, свободный. .
  10. Материалы по инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. – М.: ГОУ СОШ № 1299, 2008. –– Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio, свободный.
  11. Основные принципы инклюзии — Иллюстрация [Электронный ресурс] // Сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов (РООИ) «Перспектива». – М., 2005. – Режим доступа: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612, свободный.
  12. Понятовская О. Такие же, как все / О. Понятовская // Социальная защита. – 2004. – № 2. – С. 10–13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...