Описание опыта работы учителя немецкого языка(второй иностранный язык)
учебно-методический материал по немецкому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Диалог-как продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется обучение второму иностранному языку(немецкий язык).
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц (И. Л. Колесникова, О. А. Долгина).
Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих.
Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего.
Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).
Основная цель участников общения – поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты – высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, – направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.
Приемы и упражнения обучения диалогической речи.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Я даю стимулирующие реплики, разнообразя их в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся овладевают умением реагировать на них. Разнообразие реакции зависит от класса, от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Например, на реплику-стимул Wie ist sein Name? (показывается фотография) может последовать различная реакция:
Р1 – Iwan Nikolaewich
Р2 – Er heißt Iwan Nikolaewich .
Р3 – Ich weiß nicht.
Р4 – Ich weiß nicht, wie ist sein Name .
Или на реплику-стимул учителя Heute ist ein schönes Tag! могут последовать такие реакции:
Р1 - Oh, ja. Der Tag ist schön.
Р2 – Nicht besonders.
Р3 – Ich bin nicht sicher.
Р4 – Ich kann nicht so sagen. Es ist windig.
Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их товарищи реагируют на них. После того как учащиеся научатся без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:
Р1 – Welche Jahreszeit lieben Sie, Botagoz Dawletbekovna?
Т - Ich gefalle mir der Sommer. Es ist warm. Die Sonne scheint hell. Und kann ich im Garten arbeiten. Und du, Diana?
Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, я использую разнообразные игры. Например, очень важно научить учащихся быстрому реагированию на стимулирующие вопросы. Для этого можно использовать прием «Пинг-понг».
- Gefällt euch in den Fußball spielen?
- Ja, sehr..
- Können Sie gut spielen?
- Ja, ich spiele gut.
- Haben Sie in den Fußball im Sommer gespielt?
- Ja, ich habe das gemacht.
- Ist es schwer, in den Fußball spielen?
- Nein, es ist nicht schwer.
- Werden Sie mich unterrichten, in den Fußball zu spielen?
- Oh, ja. Das macht mir Spaβ.
Этот игровой прием я реализую в быстром темпе, формируя у учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Я начинаю игру, а затем передаю свою функцию детям. Повторяя подобную работу в ходе обучения реагированию, а оно должно проходить на протяжении всего начального этапа, потому что составляет суть беседы (диалога), этим я,добиваюсь формирования этого важного умения .
В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию. Этой цели служит игра «Was ist das?». Ученик выходит из класса, а класс задумывает какой-нибудь предмет, его нахождение или действие с ним. Вопрос для отгадывания должен быть очень простым, однотипным: Ist das …? или отгадывающие задают ряд вопросов, например: Ist das rot? Ist das blau? (и.т.д) Wo ist es? Ist es klein/groß? (и.т.д)
В такой игре учащиеся учатся стимулированию речи с помощью вопросов. Однако стимулом для начала беседы может быть и утверждение .
Если единицей обучения является краткий диалог-образец, то работа с ним проходит три ступени:
- восприятие и понимание;
- воспроизведение (простое и с модификацией);
- использование его в новых ситуациях.
Дети слушают диалог либо в звукозаписи, либо в моем исполнении . Так я обеспечиваю и проверяю понимание диалога. Затем дети слушают его еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, то есть воспроизводят его. Дома (а иногда и в классе) учащиеся заучивают диалог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом, происходит воспроизведение диалога с модификацией.
Подавляющее большинство упражнений, применяемых мною в обучении диалогической речи, речевые. Однако первоначальное знакомство с новыми типовыми фразами в типичных для диалога комбинациях может проводиться в отрыве от речевой ситуации. Цель таких упражнений - установить в памяти учащихся прочные связи между репликами, которые постоянно или достаточно часто выступают в составе данного диалогического единства, т.е. Отработать контекстные связи на функциональной основе и структурные связи между репликами. Вне речевой ситуации можно также обеспечить лексическое разнообразие реплик, учить развертыванию и сцеплению реплик, а также формировать автоматизмы в грамматическом и лексическом преобразовании реплик. Соответственно можно выделить три вида работы над материалом:заучивание диалогических единств наизусть,комбинирование реплик на основе функциональных связей, грамматические и лексические преобразования реплик.
Усвоение новых диалогических единств происходит путем заучивания коротеньких диалогов, состоящих из одного-двух единств. Так усваиваются единства, включающие приветствия, обращения, формулы вежливости, а также синтаксические единства, которые допускают варьирование ответной реплики:
- Ich gratuliere mit Neu Jahr, Anna!
- Mit Neu Jahr, Botagoz Dawletbekovna !
В процессе заучивания диалогических единств, когда имеется возможность сосредоточить внимание учащихся на форме речи, создаются наиболее благоприятные условия для отработки интонации, характерной для реплик разных видов. Разучивание маленького диалога лучше начинать со слухового восприятия. Тогда первое, самое яркое впечатление будет хорошей основой для усвоения звуковой формы единства; развивается и слуховая память, что также важно для диалога. Разучивание диалогического единства на слух воспроизводит условия оперирования репликами в естественном диалоге.
Однако было бы неверно ограничиться одним только слуховым восприятием разучиваемого диалога, так как при этом возможно искажение и неправильное слияние слов, неправильное членение фразы. Поэтому следующий этап разучивания диалога целесообразно подкреплять зрительным его восприятием. Письменный текст будет хорошей опорой для повторения диалога дома.
Воспроизведение даже небольшого диалога не должно носить форму безучастного проговаривания заученного. Я стараясь приблизить это упражнение к условиям речевого общения, описываю вербально или показываю на картинке ситуацию, в которой может возникнуть подобный диалог. Учащиеся должны вообразить себя одним из действующих лиц и действовать в стиле этого персонажа, инсценируя диалог. Если диалог воспроизводится по лицам, то желательно, чтобы каждый из партнеров поочередно выступал в роли то первого, то второго собеседника.
Существенным компонентом подготовки языкового материала являются всякого рода грамматические и лексические преобразования реплик в соответствии с вариативностью условий их употребления в речи (изменение действующего лица, времени действия и др.). Упражнения, рекомендуемые для этой цели, делятся по структурному принципу на дистрибутивные (изменение синтаксических связей), подстановочные (расширение ассоциативных связей) и трансформационные (расширение тех и других связей). Выбор упражнений связан с лексическими и грамматическими особенностями реплик.
Таким образом, подавляющее большинство упражнений, применяемых мною обучении диалогической речи, речевые. Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. Для их развития используются такие упражнения как ответы на вопросы, восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик, вопросно-ответные игры или викторины, сюжетно-ролевая игра и многие другие.
Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении иноязычной устной речи все же отдается диалогической речи.
Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью.
Для того чтобы обучение диалогической речи носило коммуникативный характер, учитель должен использовать разнообразные упражнения.
Список использованных источников
1.Аверин М.М. Немецкий язык второй иностранный язык:Книга для учителя-М.:Просвещение,2017.-179 с.
2.Нибиш Д. Schritte international. Hueber.2016-171с.
3. Нельзина, Е.Н., Штиглуз Л.Б. Методика преподавания второго иностранного языка. Теоретичсские основы преподавания. Методические материалы для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. Частьть I / Е.Н. Нельзина, Л.Б. Штиглуз. – Пермь, ПГПУ, 2006. – 122 с.
4. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И.Л. Бим. Тверь: Титул, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.
САмоанализ учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В....
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Голубевой Ольги Леонидовны
Опыт работы по технологии развития критического мышления и технологии активных методов обучения...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Описание педагогического опыта работы учителя немецкого языка МОУ « Cредняя общеобразовательная школа № 25» г. о. Саранск Летучевой Юлии Васильевны
Данный материал содержит информацию по теме "Особенности обучения четырем видам речевой деятельности на уроках немецкого языка в начальной школе", мои исследования и наблюдения по даной те...
Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"
Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...
Описание опыта работы учителя русского языка Мубаракшиной А.Ф.
описание опыта работы...