Обобщение опыта (аналитическая справка)
материал

Обобщение педагогического опыта позволяет сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

 ИМЕНИ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А. ЯРКИНА

659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.К. Маркса, 51. Адрес электронной почты: asosh2@rambler.ru

Обобщение опыта работы учителя немецкого языка

Лихановой Галины Петровны

по теме:

«Использование Интернет технологий на уроке иностранного языка»

2019г.

Содержание:
Введение 
Актуальность. 
Сущность опыта.  
Результативность работы. 
Эффективность использования Интернет – технологий. 
Перспективы использования ИКТ учителем. 
Обобщение и распространение педагогического опыта. 
Заключение. 

Введение
      Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетенций, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Современное образовательное пространство предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся и учителей.


Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. 

 Работая учителем иностранного языка в школе, пришла к выводу: школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 
Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. 
Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:

 - общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, 


-проявления и раскрытия творческого потенциала, 


-реализации себя как личности. 


Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой. 
Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

 
Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач: 

-формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;

 
-развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету; 


-воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка. 


Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех. 


В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. 


Актуальность
Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. 

Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков. Будучи учительницей немецкого языка, я с уверенностью могу сказать, что мне необходимо огромное количество информации о Германии. Ведь, именно, на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира и в нашей стране. Например, при изучении темы « Путешествие по ФРГ» я даю информацию из сети Интернет о национальных парках Германии. Для более высокой восприимчивости любого нового материала на моих уроках уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее подготовленная компьютерная презентация урока). 
Компьютер вообще и Интернет в частности относится к тем техническим средствам обучения иностранному языку, которые не были специально придуманы для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако уже по самой сути Интернет предоставил огромные практические возможности для нас - учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. 
Ведущая педагогическая идея моего опыта:


- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества 
знаний учащихся; 


- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами; 


- систематическая работа над общим развитием учащихся; 


- осознанный подход учащихся к процессу учения.

 
Сущность опыта


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео - кино -). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. 
Компьютерная технология мною осуществляются в трех вариантах: 
1) - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); 


2) - "основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей; 


3)- "моно технология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). 


Концептуальные положения:


•обучение - это общение ребенка с компьютером;

 
• принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 


•диалоговый характер обучения; 


• управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 


• взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем 
типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект; 


•оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 


•поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 


• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики. 


Новизна опыта:


- в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих мета предметный подход к обучению; 


-в интерактивном взаимодействии "учитель - ученик - компьютер"; 


-в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет. 


Цель:

Расширение опыта творческой деятельности.


Задачи, решаемые в опыте:


-Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения немецкого языка. 


-Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации. 


-Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации. 


-Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование. 


-Достижение необходимого уровня в овладении немецким языком. 

-Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий. 


-Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества. 


-Развитие социокультурной компетенции учащихся. Повышение мотивации в изучении немецкого языка. 



          В последнее время я стараюсь с помощью ИКТ решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников. 


Как уже было сказано, основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. 
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. 
Обучая немецкому языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения. 


При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера 
Итак, применение компьютера на уроках немецкого языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. 


Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. 


Остановимся подробнее на возможностях формирования универсальных способов действий учащихся через использование Интернет – технологий на уроке немецкого языка.

 
Обучение аспектам языка с помощью сети Интернет.


Обучение лексике предполагает:


1.введение новой лексики; 


2.закрепление лексики;

 
3.лексические игры.


1.Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, я знакомлю учащихся с сайтом http://startdeutsch.ru/ который позволяет быстрее выучить немецкую лексику, и проверить свои знания в лексических упражнениях. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене. 


2. Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет.

Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование немецкого, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия.

Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Мне снова здесь приходит Интернет. У меня есть возможность учащимся 11 класса не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку Германии. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый какому-либо виду искусства. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – можно попросить детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учеников. На заключительном уроке можно устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал. 
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет, прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. 
Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке – так, например, если мы зададимся целью и с помощью поисковых систем найти адреса немецких школ или даже учащихся этих школ – не будет ничего интереснее для ваших учеников писать дружеские письма не выдуманным персонажам из наших учебников, а реальным людям. Пусть наши дети часто лишены живого общения с так называемыми носителями языка, но в Интернете так просто найти нужного адресата. 


Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся, чтобы им удавалось избежать соблазна найти в Сети готовый реферат на заданную тему и выдать его за свой. 


Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино. 


Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного языка не являются единственными, но я сделала попытку указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой. 

Заключение.
Значение информационных технологий на уроках немецкого языка.

Что дают информационные технологии школе?
Учащимся

 Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах. 

 Позитивная динамика качества знаний учащихся и уровня обученности.

№ п/п

Учебный год

Качество знаний

Уровень обученности

1

2014-2015

58%

100%

2

2015-2016

59%

100%

3

2016-2017

59%

100%

4

2017-2018

63%

100%

5

2018-2019

64%

100%

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных и муниципальных олимпиадах.

№ п/п

Учебный год

Количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах

Количество учащихся, принимающих участие в муниципальных олимпиадах

1

2014-2015

5

2

2

2015-2016

7

3

3

2016-2017

8

5

4

2017-2018

10

5

5

2018-2019

13

6

Учителю

Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)

Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...