Обобщение опыта (аналитическая справка)
материал
Обобщение педагогического опыта позволяет сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта учителя немецкого языка | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИМЕНИ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А. ЯРКИНА
659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.К. Маркса, 51. Адрес электронной почты: asosh2@rambler.ru
Обобщение опыта работы учителя немецкого языка
Лихановой Галины Петровны
по теме:
«Использование Интернет технологий на уроке иностранного языка»
2019г.
Содержание:
Введение
Актуальность.
Сущность опыта.
Результативность работы.
Эффективность использования Интернет – технологий.
Перспективы использования ИКТ учителем.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Заключение.
Введение
Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетенций, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Современное образовательное пространство предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся и учителей.
Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям.
Работая учителем иностранного языка в школе, пришла к выводу: школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.
Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:
- общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
-проявления и раскрытия творческого потенциала,
-реализации себя как личности.
Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
-формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;
-развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
-воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, я не могу пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Моя задача добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других.
Актуальность
Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.
Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков. Будучи учительницей немецкого языка, я с уверенностью могу сказать, что мне необходимо огромное количество информации о Германии. Ведь, именно, на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира и в нашей стране. Например, при изучении темы « Путешествие по ФРГ» я даю информацию из сети Интернет о национальных парках Германии. Для более высокой восприимчивости любого нового материала на моих уроках уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее подготовленная компьютерная презентация урока).
Компьютер вообще и Интернет в частности относится к тем техническим средствам обучения иностранному языку, которые не были специально придуманы для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако уже по самой сути Интернет предоставил огромные практические возможности для нас - учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации.
Ведущая педагогическая идея моего опыта:
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества
знаний учащихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
- систематическая работа над общим развитием учащихся;
- осознанный подход учащихся к процессу учения.
Сущность опыта
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео - кино -). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология мною осуществляются в трех вариантах:
1) - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
2) - "основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
3)- "моно технология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Концептуальные положения:
•обучение - это общение ребенка с компьютером;
• принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
•диалоговый характер обучения;
• управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
• взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем
типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
•оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
•поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
• неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Новизна опыта:
- в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих мета предметный подход к обучению;
-в интерактивном взаимодействии "учитель - ученик - компьютер";
-в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
Цель:
Расширение опыта творческой деятельности.
Задачи, решаемые в опыте:
-Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения немецкого языка.
-Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
-Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
-Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.
-Достижение необходимого уровня в овладении немецким языком.
-Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
-Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
-Развитие социокультурной компетенции учащихся. Повышение мотивации в изучении немецкого языка.
В последнее время я стараюсь с помощью ИКТ решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников.
Как уже было сказано, основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Обучая немецкому языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Итак, применение компьютера на уроках немецкого языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Остановимся подробнее на возможностях формирования универсальных способов действий учащихся через использование Интернет – технологий на уроке немецкого языка.
Обучение аспектам языка с помощью сети Интернет.
Обучение лексике предполагает:
1.введение новой лексики;
2.закрепление лексики;
3.лексические игры.
1.Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, я знакомлю учащихся с сайтом http://startdeutsch.ru/ который позволяет быстрее выучить немецкую лексику, и проверить свои знания в лексических упражнениях. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
2. Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет.
Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование немецкого, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия.
Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Мне снова здесь приходит Интернет. У меня есть возможность учащимся 11 класса не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку Германии. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый какому-либо виду искусства. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – можно попросить детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учеников. На заключительном уроке можно устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет, прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой.
Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке – так, например, если мы зададимся целью и с помощью поисковых систем найти адреса немецких школ или даже учащихся этих школ – не будет ничего интереснее для ваших учеников писать дружеские письма не выдуманным персонажам из наших учебников, а реальным людям. Пусть наши дети часто лишены живого общения с так называемыми носителями языка, но в Интернете так просто найти нужного адресата.
Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся, чтобы им удавалось избежать соблазна найти в Сети готовый реферат на заданную тему и выдать его за свой.
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино.
Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного языка не являются единственными, но я сделала попытку указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.
Заключение.
Значение информационных технологий на уроках немецкого языка.
Что дают информационные технологии школе?
Учащимся
Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Позитивная динамика качества знаний учащихся и уровня обученности.
№ п/п | Учебный год | Качество знаний | Уровень обученности |
1 | 2014-2015 | 58% | 100% |
2 | 2015-2016 | 59% | 100% |
3 | 2016-2017 | 59% | 100% |
4 | 2017-2018 | 63% | 100% |
5 | 2018-2019 | 64% | 100% |
Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных и муниципальных олимпиадах.
№ п/п | Учебный год | Количество учащихся, принимающих участие в школьных олимпиадах | Количество учащихся, принимающих участие в муниципальных олимпиадах |
1 | 2014-2015 | 5 | 2 |
2 | 2015-2016 | 7 | 3 |
3 | 2016-2017 | 8 | 5 |
4 | 2017-2018 | 10 | 5 |
5 | 2018-2019 | 13 | 6 |
Учителю
Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
Аналитическая справка (обобщение опыта работы учителя в период 2007-2011уч.г.)
Обобщение опыта работы учителя в период с 2007 - 2011уч.г....
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"
В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).
Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...
Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»
Воспитание здорового поколения – это комплексная задача, решаемая в данный момент государством....
Справка об обобщении опыта работы
Опыт работы учителя занесён в банк данных школы...