Доклад на ММО " Формирование УУД у учащихся на примере УМК "Горизонты"
статья по немецкому языку
В докладе освещаются вопросы особенностей работы с УМК "Горизонты"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
на заседании ММО учителей иностранных
языков городского округа Домодедово
Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка. Система упражнений УМК «Горизонты»
З.И.Позднякова, учитель немецкого языка
МАОУ Домодедовской имназии№5,
Почётный работник общего образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:
- Зачем я учу иностранный язык?;
- Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?;
- Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?;
- Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?
Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
- Развитие личности учащихся.
- Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения иностранным языкам выделяют:
- Предметные результаты.
- В коммуникативной сфере: речевая компетенция ( в следующих видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письменная речь), языковая компетенция(применение правил написания слов, распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц, понимание многозначности слов, знание основных различий систем второго иностранного языка), социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция
- Личностные результаты:
- формирование мотивации изучения иностранных языков;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции;
- формирование общекультурной и этнической идентичности;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
- Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Метапредметные результаты достигаются через:
- содержание обучения
- использование ИКТ
- наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения
- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника, упражнений
- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии и т.д. на немецком языке
Обучение иностранному языку на раннем этапе как правило строится на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера.
Например:
1. Отгадывание кроссворда.
2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.
3. «Нарисуй картинку и составь ее описание».
Например, при изучении тем «Unsere Haustiere»и т. д.
4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение».
5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».
6. Придумайте загадку для своих друзей (например, при изучении темы "Berufe")
7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
«Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
∙ общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
∙ развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;
∙ формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).
Формированию универсальных учебных умений способствуют:
- реализация деятельностного подхода;
- развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.;
- развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
- широкие возможности контроля и самоконтроля;
- здания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников(доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность,);
- диалоги этикетного характера;
- обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;
- развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих.
- сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка;
- развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на иностранном языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения различных народов.
Система упражнений в УМК «Горизонты»
Работая по УМК «Горизонты», учитель должен учитывать требования ФГОС общего образования. Система упражнений данного учебника формирует у уч-ся универсальные умения и навыки, а именно:
- совершенствовать приёмы работы с текстом, опираясь на умения и навыки, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.) Например: учебник, глава 2 , стр.15, задание 3b – cлайд № 16, 17;
- осуществлять самоконтроль, самооценку – задания раздела Рабочей тетради «Einen Schritt weiter – Was kann ich jetzt?» Упражнения, отмеченные значком «Портфолио» - слайд № 18;
- учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения) В 6 классе начинается более систематическая работа с использованием интернета, например, задания, где учащиеся адресуются к определённым сайтам с целью получения более подробной информации;
- обучать учащихся овладевать разнообразными приёмами раскрытия значения слова с использованием словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, контекста, например, работа с антонимами – слайд № 19;
Система упражнений УМК»Горизонты» развивает коммуникативную и социокультурную компетенцию:
- умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, а также иметь представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка – слайды № 20, 21;
Таким образом, в УМК «Горизонты» представлен широкий спектр заданий, направленных на развитие различных умений и навыков, соответствующих современным требованиям, что ни в коей мере не мешает учителям творчески подходить к использованию данных заданий, либо дополнять учебный процесс собственными разработками. Необходимо только ориентироваться на требования ФГОС.
УМК для 5 и 6 класса позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций – слайд № 22
Литература
- УМК «ГОризонты», изд.»Просвещение», М.2012г.
- Академия АйТи. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы». http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754
- http://ugansk-school6.narod.ru/p46aa1.html
- http://www.school2100.ru/upload/iblock/dd2/dd230f32b1828f9aaf5b2e700890e160.pdf
- http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid=D629D93F976C2B7B85DBDEFC0E0B9608?document.id=1554
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Diesterweg,_Friedrich_Adolph_Wilhelm.gif
Выписка
из протокола №1 заседания муниципального объединения учителей иностранных языков городского округа Домодедово
от 30.08.2012 г.
Слушали:
Позднякову Зою Иосифовну, учителя немецкого языка МАО Домодедовской гимназии №5.
Тема доклада: «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка. Система упражнений УМК «Горизонты»
Зоя Иосифовна проанализировала основные направления работы учителя иностранных языков в условиях перехода на новые стандарты, способах формирования универсальных учебных действий на уроках немецкого языка, ответила на вопросы учителей. Выступление сопровождалось мультимедийной презентацией.
Руководитель ММО учителей
иностранных языков О.И.Барменкова, доцент
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Формирование УУД на уроках ИЯ » Задачи современного преподавателя – не преподносить знания учащимся, а создавать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя
Универсальные учебные действия В широком смысле УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия УУД в психологическом значении – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний умений , включая организацию этого процесса.
На уроках ИЯ ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: зачем я учу иностранный язык? зачем я выполняю то или иное упражнение (слушаю, читаю, пишу)? зачем повторяю дома пройденное на уроке? чему научился на уроке? Формирование УУД
- развитие иноязычной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной компенсаторной, учебно-познавательной. Цели обучения ИЯ согласно ФГОС второго поколения:
- предметные результаты; - личностные; - метапредметные Предполагаемые результаты обучения ИЯ
Личностные результаты : формирование мотивации изучения ИЯ; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры; формирование речевой компетенции; формирование общекультурной и этнической идентичности; стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; готовность отстаивать национальные ценности, свою гражданскую позицию. Предполагаемые результаты обучения ИЯ
Метапредметные результаты: развитие умения планировать своё речевое поведение; развитие коммуникативной компетенции; умение чётко определять границы знаемого и незнаемого; умение ставить перед собой цели и определять задачи; Предполагаемые результаты обучения ИЯ
П редметные результаты: А. В коммуникативной сфере (т.е. владении вторым ИЯ как средством общения)… Б. В познавательной сфере … В. В ценностно-ориентационной сфере … Г. В эстетической Д. В трудовой сфере Е. В физической сфере Предполагаемые результаты обучения ИЯ
Метапредметные результаты достигаются через - содержание обучения; - использование ИКТ; - наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; - сопоставление явлений родного и изучаемого языков; - знакомство с явлениями окружающего мира на немецком языке; Метапредметные результаты
В УМК входят: Рабочие программы Учебник Рабочая тетрадь с С D Книга для учителя Рабочие листы (на сайте скачивания) Сайт: www.prosv.ru/umk/horizonte Контрольные задания (пособие готовится к выпуску) УМК « HORIZONTE » УМК « HORIZONTE »
Учебники для 5 и 6 классов состоят из 7 глав, семи страноведческих блоков, «Маленькой перемены», «Большой перемены» ( блоки повторения ) . Каждая глава занимает 8 страниц. Коллаж на первой странице каждой темы вводит в содержание темы УМК « HORIZONTE » УМК « HORIZONTE »
УМК « HORIZONTE »
Inhalt : 1. Kennenlernen Знакомство 2. Meine Klasse Мой класс 3. Tiere Животные 4. Mein Schultag День в школе 5. Hobbys Хобби 6. Meine Familie Моя семья 7. Was kostet das Сколько это стоит? УМК « HORIZONTE »
УМК « HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: например: совершенствование приёмов работы с текстом
УМК « HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: например: совершенствование приёмов работы с текстом (учебник- VI – стр. 15 , задание 3 b )
УМК» HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: осуществлять самоконтроль и самооценку например: раздел в рабочей тетради « Einen Schritt weiter – was kann ich schon jetzt? »
УМК» HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова например: работа с антонимами
УМК» HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: развитие коммуникативной и социокультурной компетенции например: умение начинать и завершать разговор,используя речевые клише…
УМК» HORIZONTE » Формирование у учащихся УУД: развитие коммуникативной и социокультурной компетенции например: иметь представление об особенностях жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
УМК» HORIZONTE » Т.о., в УМК «Горизонты» представлен широкий спектр заданий, направленных на развитие различных умений и навыков, соответствующих современным требованиям. УМК для 5 и 6 класса позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций.
УМК» HORIZONTE »
Литература УМК «Горизонты», М., 2012г., изд. «Просвещение» www.prosv.ru/umk/horizonte Академия АйТи. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы». http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754 http://ugansk-school6.narod.ru/p46aa1.html http://www.school2100.ru/upload/iblock/dd2/dd230f32b1828f9aaf5b2e700890e160.pdf http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid=D629D93F976C2B7B85DBDEFC0E0B9608?document.id=1554 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Файл: Diesterweg,_Friedrich_Adolph_Wilhelm.gif
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"
Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...
"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"
Статья педагога дополнительного образованияГБОУ ЦДТ «Царицыно» г. Москвы по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры учащихся средствами иностранного языка"
В докладе отражается опыт работы по экологическому воспитанию учащихся среднего звена( 5-7 классов). Представлены различные виды работы на уроке и во внеклассной деятельности с ...
Доклад по теме: Формирование ключевых компетентностей учащихся
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения....
Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации учащихся и педагогов – важнейшее условие повышение качества образования »
доклад на методическое объединение учителей истории и обществознания...
Доклад на тему: «Формирование вычислительных навыков учащихся. Письменное деление в пределах 10 000».
Деление в пределах 10 000 изучается в такой последовательности:· Число тысяч, сотен, десятков и единиц без остатка на делитель (3 369:3)·...
Доклад на тему Формирование целопологания у учащихся,как необходимый элемент повышения мотивации к обучению
ДокладФормирование целеполаганияу учащихся, как необходимый элемент повышения мотивациик обучению «Математика».«Формирование целеполагания у учащихся, как необходимыйэлемент повышени...