Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога
учебно-методический материал по немецкому языку
Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система упражнений в обучении старшеклассников сочинению-рассуждению посредствам учебного блога
Эффективность обучения письму-рассуждению зависит от характера, последовательности и взаимосвязи выполняемых упражнений. Главную роль при этом играет характер упражнений, то есть их способность или неспособность содействовать достижению поставленной цели. А ещё точнее, наиболее важным и существенным является адекватность структуры и характера упражнения соответствующей структуре вырабатываемого речевого умения.
Определив, таким образом, компонентный состав, которым учащимся необходимо овладеть для создания сочинения-рассуждения, целесообразно перейти к непосредственному рассмотрению комплекса упражнений.
Под системой упражнений вслед за С. Ф. Шатиловым понимается "совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности, в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях".
В методической литературе все виды упражнений принято подразделять на три основные группы, в зависимости от стадий формирования навыков и умений и характера действий обучаемых по их выполнению.
Так, терминологически упражнения первой группы называют "языковыми", "доречевыми", "подготовительными", "некоммуникативными", "тренировочными", упражнения второй группы "условно-речевыми", "речеподготовительными" и упражнения третьей группы "речевыми", "творческими", "коммуникативными", "подлинно-коммуникативными".
Следует разделять когнитивные упражнения и аналитические, так как они направлены не на получение знаний об изучаемом явлении, а на анализ своей работы и работы других учащихся. Перфекционные упражнения направлены на совершенствование письменного высказывания с учетом замечаний и с целью улучшения конечных результатов.
Модули последовательного формирования умений письменного рассуждения в предлагаемой методике представляют собой пошаговую технологию, включающую этапы (подготовительный и речевой), выполнение операций (усвоение теоретических знаний, анализ текста-образца, практическая тренировка, выход в автономную письменную речь), комплекс упражнений на материале немецкого языка, диагностический инструментарий. Обозначенная последовательность модулей (раскрытие темы рассуждения, структурирование аргументативного текста, составление аргументативного абзаца, формулирование введения и заключения рассуждения, лингвистическое оформление письменного доказательства, комбинирование сформированных умений) являет собой своеобразный алгоритм действий при самостоятельном порождении рассуждения. Развитие определенных умений за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств достигается посредством применения преподавателем рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели.
1. Раскрытие темы сочинения. Модуль включает в себя действия, направленные на понимание сущности темы: осуществляются операции по поиску основной информации и фиксирования её в виде ключевых слов, что не позволит отклониться от намеченных границ рассуждения. В целях снятия сложностей в комментировании темы следует осуществить семантический анализ цитаты автора и построить проблематику.
Возможные задания:
- прочитайте внимательно предложенные высказывания, подчеркните ключевые слова, ответьте на вопросы и очертите границы рассуждения;
- определите тип формулировки темы.
2. Структурирование аргументативного текста. Модуль предполагает знакомство с основными элементами структуры аргументативного текста: тезисом, доводами, примером. Учителю необходимо исследовать присутствующие в тексте-образце обозначенные элементы аргументации, привести дополнительные доводы, чтобы подвести к пониманию важности большого количества убедительных и развернутых аргументов для подтверждения главной мысли. Кроме того, сообщаются разнообразные способы поиска идей для доказательства (фиксация информации на отдельных листах, заполнение таблицы, составление списка доводов).
Возможные задания:
- изучите предложенные фразы и отделите аргументы от примеров;
- выделите среди них аргументы «за» и «против»;
- свяжите каждый аргумент с подтверждающим его примером;
- сформулируйте тезис по предложенной теме, подберите аргументы и примеры в поддержку своей точки зрения;
- найдите самостоятельно по 5 аргументов «за» и «против» для каждой из указанных тем.
3. Построение аргументативного плана. В данном модуле учитель знакомит обучающихся с типами аргументативных планов (тематический, бинарный, аналитический, диалектический), рациональный выбор которого обусловлен целесообразностью использования в конкретной ситуации, и правилами их создания. Значительная временная и содержательная подготовка для самостоятельного создания плана сообщения требует предварительного устного обсуждения в группе, сбора материала по теме и последующей его систематизации. В качестве письменного задания дается возможность, изучив тезис и предложенный для него план, сформулировать антитезис и ранжировать найденные доводы.
Возможные задания:
- дополните план аргументами и примерами;
- расположите аргументы в определенной последовательности и составьте план для указанных тем.
4. Составление аргументативного абзаца. Основная задача модуля − научить использовать различные способы рассуждения (индуктивный, дедуктивный, по аналогии, оппозиционный), и оформлять фрагмент сочинения союзными средствами, характерными для каждой демонстрации.
Возможные задания:
- разделите текст на абзацы, укажите главную мысль и начало каждого из них;
- перепишите абзац, расположив предложения в правильном порядке: изложение мысли, объяснение и ее иллюстрация;
- укажите способ рассуждения в каждом из предложенных текстов и проследите этапы его построения.
5. Формулирование введения и заключения. Модуль включает знакомство с правилами оформления введения и заключения письменного доказательства.
Возможные задания:
- расположите указанные введения или заключения в порядке убывания правильности их построения;
- прочитайте введение и определите, каковы могут быть пункты плана основной части.
6. Лингвистическое оформление рассуждения. Учитель знакомит учащихся со способами привлечения лексико-семантических (оценочная лексика, стилистические приемы, лексическое и семантическое поле слова) и морфолого-синтаксических средств (личные местоимения 1-го и 2-го лица, глагольные формы, цитаты), которые придают творческой работе законченный и отвечающий необходимым требованиям внешний вид.
Возможные задания:
- переработайте чужое мнение, выраженное безличным образом с целью введения личных местоимений и наоборот;
- дайте подзаголовок каждой части текста, затем озаглавьте весь текст.
7. Комбинирование сформированных умений. Модуль предусматривает повторение изученного теоретического и практического материала в процессе выполнения комбинированных заданий, что приводит в действие ранее сформированные умения. Комплекс сложных поэтапных действий, а именно подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана сочинения, подбор аргументов и примеров, установление логических связей, выбор оценочной лексики, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии и т. д., усиливает самоконтроль в ходе редактирования написанной работы.
Возможные задания:
- проанализируйте тему и предложенные идеи, отделите несоответствующие теме мысли, затем аргументы от примеров, соотнесите довод с соответствующим ему примером, и, наконец, разработайте план на основе полученных данных;
- сформулируйте тезис, постройте план и напишите введение и заключение.
Освоение содержания обучения, организованного в модулях, осуществляется на основе комплекса упражнений и заданий с определенными критериями в ранге типов, направленных на формирование навыков и умений иноязычной письменной речи. Исходя из этого были отобраны пять типов упражнений: опознавательные, моделирующие, конструктивно-распространяющие, реконструктивные и конструктивные. Представим краткую характеристику каждого типа упражнений.
Прежде всего, следует обратить внимание на опознавательные упражнения. Данный тип упражнений предъявляется на начальном этапе обучения после проведения такого приема, как анализ образцового текста. Целью данного типа упражнений является выбор учащимися из ряда предложенных текстов на основе ранее изученных параметров текста, принадлежащего к определенному функционально-смысловому типу речи. Таким образом, опознавательный тип упражнения обеспечивает ориентацию учащихся в типологии текстов.
Примеры упражнений.
1. Ich glaube, es ist toll, Geschwister zu haben. Ich stelle es mir total langweilig vor, ein Einzelkind zu sein. Mit meinen Geschwistern bin ich immer zusammen und erzähle ihnen ziemlich viel. Außerdem habe ich immer Spielkameraden, denn wir spielen mit einander z.B. Twister, Schach oder Computerspiele. Auch in schwierigen Situationen, z.B. wenn die Eltern krank werden, stützen wir uns immer gegenseitig. Was für eine kinderreiche Familie spricht ist, dass wir mehr Freiheit haben, weil die Eltern uns alles erlauben. Wir sind doch zu dritt.
Представленный выше текст-доказательство наглядно демонстрирует реализацию выделенных критериев. Данный текст заключает в себе актуальную для старшеклассников проблему (хорошо ли иметь сестер или братьев), которую они могут решить, опираясь на собственный жизненный опыт. Кроме того, рассматриваемый образец не выходит за рамки установленного объема для текста-доказательства. Содержащийся в нем лексико-грамматический материал отражает требования программы обучения и полностью соответствует уровню обученности старшеклассников. Образцовый текст иллюстрирует учащимся грамотное использование клише для выражения своей точки зрения (ich glaube), оформления демонстрации (zum Beispiel) и выражения собственной аргументации (Was für eine kinderreiche Familie spricht ist, dass...).
2. В качестве примера текста-опровержения выступает нижеследующий текст. Он является логическим продолжением текста-доказательства, демонстрирующим, однако, противоположную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Это отражается в использовании клише для оформления позиции автора (Während einige Leute davon überzeugt sind), раскрытие проблемы, выражения несогласия (ich bin selbst anderer Meinung). Рассматриваемый образец также не выходит за рамки установленного лимита слов для текста-опровержения. Увеличение объема текста связано с появлением дополнительной по сравнению с текстом-доказательством части - введением, что носит, однако, больше лингвистический характер.
Heutzutage möchten viele Ehepaare keine kinderreiche Familie haben. Obwohl die Eltern zu zweit arbeiten, ist es schwer, finanziell Kinder zu ernähren. Deswegen entscheiden sich die Eltern nur für ein Kind.
Während einige Leute davon überzeugt sind, dass es schön ist, mit Geschwistern zu wohnen, bin ich selbst anderer Meinung. Um diesen Standpunkt zu beweisen, möchte ich folgende Argumente anführen. Erstens, ich muss mit meinem kleineren Bruder das Zimmer teilen. Und manchmal regt es mich furchtbar auf. Außerdem wusste ich und muss als Älterer um vieles kämpfen, wofür mein kleiner Bruder die Erlaubnis leicht bekommt. Dazu muss ich auf meinen "Kleinen" immer aufpassen, z.B. von der Schule abholen oder in die Musikschule führen, obwohl ich selbst viel zu tun habe.
3. Представленный ниже в качестве иллюстрации текст демонстрирует раскрытие одной проблемы с разных точек зрения. Образцовый текст иллюстрирует учащимся использование средств межфразовой связи и клише для раскрытия проблемы, оформления проблемы с позиций.
Auf einer Seite ist es toll, Geschwister zu haben, denn man hat immer Spielkameraden. Aber auf der anderen Seite muss man fast immer das Zimmer mit ihnen teilen, was oft zum Streit führt. Obwohl die Kinder aus der kinderreichen Familie mehr Freiheit haben, weil sie immer zusammen sind, muss man ständig auf "Kleine" aufpassen. Und trotz der Hilfe, die die Geschwister leisten, muss man selbst seinen Brüdern oder Schwestern sehr viel Zeit widmen.
Zusammenfassend möchte ich sagen, dass es sehr schwer ist, heutzutage mehr als zwei Kinder zu ernähren. Deshalb muss der Staat die kinderreichen Familien sozial und finanziell unterstützen. Außerdem müssen solche Familien Kinderermäßigungen haben.
4. В качестве примера позиционного текста выступает нижеследующий текст. Поскольку данный текст аккумулирует все компоненты функционально-смыслового типа речи «рассуждение», он наглядно демонстрирует всю палитру использования клише для раскрытия проблемы (es ist allgemein bekannt; die meisten...; es ist am Platze...), оформления собственной точки зрения (ich glaube), демонстрации аргументов (erstens; endlich), введения точки трения оппонентов (man kann aber die Sache ganz anders sehen), написания вывода (Zusammenfassend möchte ich sagen).
Es ist allgemein bekannt, dass sich die meisten Kinder mehr angezogen zur Mutti, als zum Vati fühlen. Deshalb haben die Mütter Mutterschaftsurlaub. Sie bleiben zu Hause und kümmern sich um das Baby, während der Vati arbeitet. In Deutschland ist es aber am Platze, „Vaterschaftsurlaub“ zu haben, während die Mutti nach der Kindergeburt zur Arbeit geht.
Ich glaube, dass der Vater nicht imstande ist, das Baby zu pflegen. Um diesen Standpunkt zu beweisen, mochte ich folgende Argumente anführen. Erstens, der Vater kann nicht immer Vatersgefühle zeigen, deshalb kann das Kind keine Fürsorge erfahren. Außerdem können Väter nicht sehr gut kochen, was für die Gesundheit des Kindes sehr wichtig ist. Und endlich sind die Väter zu faul, die Wohnung aufzuräumen. Aber die Kinder machen überall Unordnung, z.B. Spielzeuge herumwerfen.
Man kam aber die Sache ganz anders sehen. Man glaubt, dass moderne Väter offener, sich mehr um den Nachwuchs bemühen und ihm emotional näher sind. Die Mütter wollen im Gegenteil Überprotektion über das Kind haben, sie schnüren ihnen z. B, die Schuhe, was dazu führt, dass Jungen zu Muttersöhnchen werden. Außerdem sind die Mütter nicht so aktiv und stark wie Väter, deshalb haben sie oft Probleme mit Kinderwagen, Einkaufen, Spielen.
Zusammenfassend mochte ich sagen, dass niemand als Vater oder Mutter geboren wird. Sogar Frauen verfügen über den sogenannten Mutterinstinkt nicht sofort und automatisch. Deshalb muss man den Beruf "Elternteil" lernen.
В соответствии с представленными образцами текстов, а также теми коммуникативными задачами, которые выполняет каждый из них, был отобран грамматический материал на основе примерной программы по немецкому языку, который может быть организован в соответствии с определенным типом текста. Однако стоит отдельно подчеркнуть, что это не исключает возможность его использования при создании других типов текстов. Кроме того, существует грамматический материал, который может быть, использован независимо от типа текста.
Полемический текст:
1) парные наречия "einerseits ... anderseits" для оформления собственной аргументации и контраргументации оппонентов;
2) простое наречие «endlich» для оформления вывода;
3) парный сочинительный союз «teils ... teils» для выражения частичного согласия с мнением оппонентов;
4) пассивный залог и неопределённо-личное местоимение «man» при необходимости выражения мысли без указания конкретного лица, для передачи содержания в более мягкой и нейтральной форме.
Позиционный текст:
1) предлог «gegenüber» для «ведения противоположной точки зрения;
2) простое наречие «endlich» для оформления вывода:
3) парный сочинительный союз «teils ... teils» для выражения частичного согласия с мнением оппонентов.
Для всех типов текстов:
1) использование предпрошедшего времени «Plusquamperfekt» для установления связи предложения с предшествующим предложением, с которым оно находится в причинно-следственном отношении;
2) отношение пишущего к высказыванию, т.е. к действительности может обозначаться при помощи глагола «scheinen», которой передает значение предположения и способствует выражению собственной полиции;
3) наречия для перечисления аргументов: erstens, zweitens, drittens;
4) простой сочинительный союз «deshalb», указывающий на предшествующее предложение как на причину для обоснования собственной аргументации или оформления вывода, и «denn», употребляющийся при сообщении причины, обоснования или предпосылки того, о чём говорится в главной части предложения;
5) подчинительные союзы «weil», «da» и «denn», выражающие связь основания и следствия и необходимые для оформления аргументации и контраргументации;
6) местоимения «alle, viele, wenige» и отрицательное местоимение «niemand» для раскрытия проблемы, обозначенной во введении текста (кроме текста-доказательства);
7) инфинитивный оборот «um...zu» и придаточное предложение цели «damit» для обоснования цели высказывания:
8) существительные, образованные от порядковых числительных, относящихся к среднему роду - das Erste, das Zweite, das Dritte с целью оформления порядка следования аргументов и контраргументов;
9) модальные глаголы для выражения модальности, обозначающей отношения говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи и отношения содержания высказывания к действительности (т.е. воспринимает ли субъект сообщаемое как реальный и достоверный факт или нет);
10) простые наречия folglich, also, nämlich для выражения следствия и оформления начала мысли.
Следующий тип упражнений, моделирующий, предписывает обучаемым действия по составлению образцов или моделей определенных компонентов единицы обучения, т.е. текста-рассуждения. Рассматриваемый тип упражнений обеспечивает учащимся необходимую ориентировочную основу действий, демонстрируя им, с одной стороны, правила составления компонентного состава и предоставляя им, с другой стороны, возможность самостоятельно его формулировать на уровне изолированных предложений. Стоит, однако, отметить, что моделирующие упражнения не фокусируют свое внимание на развитие умений учащихся формулировать вывод в силу объективности следующего фактора. Формулировать вывод возможно только с опорой на цельный текст, т.е. текст, представленный как минимум введением и основной частью. Но поскольку целесообразность выделения данного типа упражнений заключается в необходимости составления учащимися отдельных компонентов текста-рассуждения без опоры на текст с целью их ориентировки в деятельности, формулирование вывода на данном этапе невозможно и будет осуществлено позднее.
Примеры упражнений.
1. „Die Familie ist die wichtigste Schule für unser Leben.“ J. Piaget
Die Familien sind die Grund-Einheiten, die unsere Gesellschaft aufbauen. Jeder stammt aus einer Familie und verbringt die meiste Zeit seines Lebens in einer Familie. Wenn Familien zerbrechen, geht auch die Gesellschaft zugrunde. Ist Familie denn überhaupt noch so wichtig? Beweisen Sie bitte die Position, dass es besser ist, mit der Familie zu leben. Gebrauchen Sie bei den Antworten das Klischee. Überlegen Sie sich 2-3 Minuten.
Eigene Meinung:
- Ich bin überzeugt, dass...;
- Mir ist ganz klar, dass...
Zustimmung:
- Auf jeden Fall stimmt das, weil...;
- Ich sehe die Sache so, weil...
Eigene Argumentation:
- ein Argument für... ist..., denn...;
- Was für ... spricht, ist, dass...
Представленное в качестве примера моделирующее упражнение наглядно демонстрирует изложенный выше теоретический материал. Исходя из установки к упражнению, учащимся необходимо составить один или несколько аргументов в защиту заданного извне, то есть учителем, тезиса, иными словами, один из элементов компонентного состава текста-рассуждения, что соответствует уровню моделирующего типа упражнений. Принимая по внимание характеристики упражнений данного вида, стоит также отметить абсолютную обусловленность речевой задачи обучающихся (доказать тезис). Кроме того, установка к описанному упражнению представлена полным компонентным составом.
2. Jeder von Ihnen lebt in der Familie. Sie gehen mit Ihren Eltern im Park spazieren oder verbringen zusammen viel Zeit. Aber in einigen Familien verstehen sich Kinder und Eltern gar nicht. Deshalb möchten diese Jugendlichen in Zukunft keine eigene Familie gründen, weil sie das nicht brauchen. Sie möchten Ihre Freiheit genießen. Was halten Sie davon?
Представленное моделирующее упражнение демонстрирует формулирование одного компонента текста-рассуждения - аргумента. В отличие от вышеописанного упражнения, оно не содержит опор, что, в свою очередь, не детерминирует речевую деятельность учащихся ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, выбор речевой задачи зависит полностью от учащегося, поскольку установка упражнения не содержит указания на тактическую линию вербального поведения (доказать, опровергнуть и др.). Данное положение накладывает отпечаток на деятельностный компонент установки.
Конструктивно-распространяющий тип упражнения, при выполнении которого действия обучаемых направлены на дополнение, т.е. расширение части текста в зависимости от отсутствующего или представленного в неполной форме структурного компонента текста-рассуждения. Учащиеся также как и в упражнениях моделирующего типа формулируют отдельные компоненты текста-рассуждения, но на основе части контекста. Так, например, основная часть может быть представлена тезисом и проаргументами, в то время как учащимся необходимо проиллюстрировать их примерами, или наоборот, аргументы будут представлены в недостаточном количестве, а задачей учащихся станет расширение аргументативного абзаца.
Примеры упражнений.
Junge Männer in Deutschland wollen einer Umfrage zufolge aus Angst vor Verantwortung keine Familie gründen. Lesen Sie bitte ihre Argumente und ergänzen Sie bitte diese Liste.
Erstens, man muss gutes Gehalt für die Familie haben. Zweitens, man muss der Familie sehr viel Zeit widmen, besondere wenn man Kinder hat. Außerdem kommt es zu oft zum Streit, was die Haushaltaufgabenverteilung angeht. Und ich möchte meine Ruhe haben, deshalb verzichte ich jetzt auf die Ehe. Drittens,...
Представленное конструктивно-распространяющее упражнение направлено на дополнение учащимися одного из компонентов текста-рассуждения (аргументов) на основе контекста. Речевая задача также детерминирована, поскольку учащимся необходимо доказать заданный в установке тезис.
Реконструктивный тип упражнения, при выполнении которого обучаемые совершают действия по восстановлению исходных единиц, представленных в неполной форме. Иными словами, учащимся необходимо составить определенную часть текста на основе уже имеющихся. Так, например, с опорой на основную часть текста-рассуждения им предлагается сформулировать вступление. Кроме того, поскольку учащиеся уже оперируют цельным текстом, считаем целесообразным осуществить становление и последующее развитие умений формулирования заключения на основе представленного контекста.
Примеры упражнений.
Traditionell wohnen Kinder in russlanddeutschen Familien zu Hause, solange sie nicht verheiratet sind. Das entspricht nicht der sozialen Norm, in einer eigenen Wohnung vor einer Eheschließung zu wohnen. Wenn das Kind heiratet und eine Familie gründet, kann es sich von den Eltern trennen. Aber nicht alle Kinder können nach der Heirat das elterliche Haus verlassen, sondern es besteht die Verpflichtung, dass ein Kind bei den Eltern wohnen bleibt, damit ein Dreigenerationenhaushalt aufrecht gehalten werden kann. Beweisen Sie bitte den Standpunkt, dass Sie die Situation für positiv halten. Gebrauchen Sie bitte beim Schreiben die Klischees mit Konjunktionen und Stichworten.
Konjunktionen für die eigene Argumentation:
- Erstens, zweitens, drittens...;
- Außerdem...;
- Ich glaube so, weil...
Klischees für die eigene Argumentation:
- ein weiteres Argument für... ist..., denn...;
- Was für ... spricht, ist, dass...;
- Ein Vorteil bei... ist...
Stichworte:
- einander helfen;
- Erfahrungen sammeln;
- viel Interessantes aus Vergangenheit erfahren;
- immer nach einem Tipp fragen können.
С опорой на рассмотренный пример реконструктивного упражнения стоит уточнить, что учащимся необходимо создать собственную часть текста-рассуждения на основе имеющейся, в данном случае, на основе введения, представленного в форме установки. Ее наличие снимает необходимость отдельного формулирования введения, поскольку содержательный и мотивационный компоненты достаточно полно раскрывают проблему. Так, речевая задача детерминирована, поскольку учащимся необходимо доказать верность предложенного им тезиса, речевая деятельность обучающихся частично обусловлена посредством вербальных содержательных опор.
Конструктивный тип упражнений, основу которых составляют действия по конструированию или порождению единиц обучения или их частей. В рамках данного типа упражнений учащимся необходимо составить без наличия контекста собственное письменное высказывание или его часть.
Примеры упражнений.
Jeder zweite deutsche Mann kann sich vorstellen, die Rolle des Hausmannes zu übernehmen, während die Frau oder Partnerin einem Beruf nachgeht und das Geld verdient. Mit warmem Essen wartet er auf seine Frau von der Arbeit. Was halten Sie davon? Schreiben Sie bitte Ihre Gedanken in der Form des Aufsatzes.
Представленное в качестве образца конструктивное упражнение направленно на создание учащимися собственного текста-рассуждения. Данное упражнение соответствует всем предъявляемым к нему требованиям.
Для написания сочинения-рассуждения используют речевые клише. По мнению Р. К. Миньяр-Белоручева, клише - «стереотипные выражения, механически воспроизводимые в типичных ситуациях, бытовых контекстах, в литературном и публицистическом направлении» - можно представить в виде следующей таблицы:
Клише для создания текста-рассуждения
Выражение собственного мнения | Meiner Meinung nach... Ich bin der Meinung... Ich glaube/meine/denke/bin überzeugt, dass... Ich stehe auf dem Standpunkt, dass... Ich bin der Ansicht, dass... Mir scheint, als ob... Ich gehe davon aus, dass… Ich lasse mich von dem Prinzip leiten... Es ist zweifellos, dass… |
Выражение собственной аргументации | Um diesen Standpunkt zu beweisen, möchte ich folgende Argumente anführen... Ein weiteres Argument für/gegen ... ist ... |
Выражение противоположного мнения | Herr N. glaubt, dass… Beispielhaft für diesen Standpunkt ist die Position von Herrn N. Er behauptet… In diesem Zusammenhang erinnere man sich an die Meinung von Herrn N… Sowohl Herr N. als auch Frau M. sind der Meinung, dass… |
Выражение полного или частичного соглашения | Ich stimme (ihm) völlig zu, weil… Da hat Herr N. völlig recht, weil… Das stimmt schon, aber… Ohne Zweifel hat Herr N. recht, aber… Auf jeden Fall (das stimmt), wenn auch nicht übersehen werden darf… (allerdings darf übersehen werden, dass…) |
Выражение несогласия | Nicht unbedingt ist es so, weil… Ich vertrete nicht den Standpunkt von Herrn N., denn… Ich sehe die Sache aber anders, weil… Das stimmt einfach nicht, denn… Ich halte die Meinung von Herrn N. für fraglich, weil… Das erscheint mir zweifelhaft, weil… |
Написание заключения | Ich fasse zusammen:... Zum Schluss möchte ich... Auf diesen Gründen bin ich für/gegen... Also / dazu / in diesem Zusammenhang möchte ich noch einmal unterstreichen / betonen, dass… |
Оформление демонстрации | Beispielhaft für diesen Standpunkt ist... Ich erinnere mich an das Beispiel/die Meinung... Ich berufe mich auf das Zitat... |
Раскрытие проблемы | Heutzutage... Es ist heute aktuell... |
Однако отбор речевого материала заключается не только в выделении клише, необходимых учащимся для создания соответствующих компонентов итогового продукта, но и в описании текстов, предложенных в качестве образцов. Такие тексты могут быть смоделированы в соответствии со следующими критериями:
1) наличие проблемы, значимой для учащихся с точки зрения их жизненного опыта;
2) оптимальный объем текста, соответствующий определённому подтипу функционально - смыслового типа речи «рассуждение»;
3) учёт уровня языковой подготовки учащихся.
Таким образом, наиболее удачными для обучения учащихся специфике написания заданий с развернутым ответом считается технология пошагового обучения. Данная технология основана на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и рефлексивном подходах и отвечает современным требованиям личностно-ориентированной парадигмы образования. Пошаговое обучение позволяет дозировано преодолевать трудности, которые могут возникнуть при выполнении заданий раздела "Письмо". Пошаговому обучению аргументированному письменному высказыванию способствуют модули последовательного формирования умений письменного рассуждения и комплекс упражнений различного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.
В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...
Система уроков по подготовке к сочинению-рассуждению по заданному тексту
Я пытаюсь записать разработанные уроки для подготовки к сочинению-рассуждению, чтобы было просто и понятно... Ещеработаю над этим. Пока помещаю два урока, которые буду корректировать...
Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)
Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...
Обучение написанию сочинения-рассуждения
Занятие в рамках элективного курса по подготовке к ЕГЭ...
"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)
Урок проводится с использованием материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочине...