Коуч-технологии в образовательной организации
методическая разработка по немецкому языку (9 класс)

Анашкина Лена Рудольфовна

Принятие принципов коучинга позволяет полностью изменить процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог-учащийся-родитель).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коуч-технологии в образовании

Автор: Анашкина Л.Р. учитель немецкого языка, куратор 10 класса

С целью оптимизации системы выявления и сопровождения одаренных детей в МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» была создана проектная команда в рамках деятельности региональной инновационной площадки с применением технологии педагогического коучинга.

Наилучшим инструментом для реализации  требований стандарта, который предполагает наличие у педагогического работника умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся», является именно коучинг.

ФГОС

Коучинг

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Открытые вопросы коуча:

Что ты хочешь? Что будет наилучшим результатом? Почему это важно?

Как поймешь, что достиг результата?

Формат конечного результата: SMART (конкретный, измеримый, достижимый, значимый, определенны во времени)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Открытые вопросы:

Как ты можешь этого достичь? Какие методы (действия) могут быть наилучшими?

Техника прямого планирования:

Какой самый первый, самый простой шаг можешь сделать прямо сейчас? Тогда какой наилучший шаг будет следующий? А следующий?

Техника обратного планирования:

Ты уже достиг цели, а какой был первый шаг? А следующий?

Техника выбора лучшего:

Каким другим способом можно этого достичь? А еще? Что изменится, если ты это сделаешь? Что произойдет, если не сделаешь?

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

«Шкала от 1 до 10»

 измеряет степень приближения к цели: На какой отметке ты находишься? Что будешь делать по-другому, чтобы придвинуться по шкале в точку выше?

Шкала удовлетворенности своим состоянием, достижениями, проектом

Шкала важности

Шкала ясности

Шкала времени

Колесо жизненного баланса (исходное состояние, запланированное к определенному сроку, достигнутое реально)

Владение формами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Модель GROU:

Постановка цели (goal)

Оценка реальности (reality)

Поиск и осуществление выбора (options)

Планирование действий (will)

Владение навыками познавательной рефлексии, как осознаничя совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

4 стадии обучения в соотвествии с лестницей логических уровней компетентности:

Неосознанная некомпетентность

Осознанная  некомпетентность

Осознанная компетентность

неосознанная компетентность

Коучинг, как одна из технологий личностно ориентированного образования, позволяет сегодня каждому педагогу, классному руководителю открывать собственный внутренний потенциал, проявлять инициативу, достигать наилучших результатов в воспитании будущих поколений, способных жить и работать на благо процветания страны. Коучинговый подход систематизирует процессы создания и развития воспитывающей среды в образовательной организации. А посредством «Колеса развития», как одной из эффективных коучинговых техник визуализации системных процессов, создает наглядное представление об актуальном уровне и перспективах  развития воспитывающей среды школы в целом и каждого из ее направлений.   

Почему именно коучинг в воспитательной работе с детьми? Потому что коучинг – это форма общения, которая позволяет учителю, классному руководителю, родителям видеть в ребёнке самое лучшее, слушать и слышать детей, устанавливать доверительные отношения, быть поддержкой для детей, находясь с ними в сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе.  Коучинговый подход в реализации воспитательной компоненты образовательного учреждения позволяет создать  систему непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся,  включающей в себя все значимые направления развития личности каждого.

Принятие принципов коучинга позволяет полностью изменить процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагог – обучающийся – родитель). Новым сегодня является выстраивание диалога в формате коуч-сессий при организации внеурочной деятельности, подготовки проектов, разработке внеклассных мероприятий, проведении родительских встреч и др. В нашей гимназии коуч-сессии завоевали большую популярность у учащихся и учителей. Гимназисты  без боязни могут обратиться к любому учителю за помощью в решении своих личных проблем, в достижении своих учебных и жизненных целей и планов. Что же особенного в диалоге в формате коуч-сессий? Кратко можно представить этапы такой сессии.  

1. Установление раппорта, доверительных отношений. Согласование правил работы.

2. Определение задач для конкретной встречи в рамках видения наилучшего результата. Вдохновение:   педагог-коуч: детализирует задачу на конкретную встречу совместно с учащимся, который уточняет свои ожидания от конкретной встречи (чем педагог-коуч может помочь?)

3. Исследование текущей ситуации (затруднения):

педагог-коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) и отношение к ней учащегося и помочь в том же самому ребенку, задавая вопросы и активно слушая; (почему не получается)   учащийся: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с педагогом-коучем.

4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

педагог-коуч: помогает понять, что мешает ребенку в достижении цели  и осознании и исследовании препятствий (нет компьютера, времени, желания? Акцент на практических затруднениях);   учащийся:  исследует свои внутренние и внешние препятствия.

5. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

педагог-коуч: задает сильные открытые вопросы и использует инструменты коучинга, стимулирующие ребенка к поиску решений и преодолению ограничений;   учащийся: исследует возможности для преодоления препятствий и продвижения к цели.

6. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

педагог-коуч: помогает ребенку в анализе возможностей;   учащийся: анализирует возможности, выбирает наилучший вариант и составляет план действий.

7. Коуч и учащийся договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече.

  В процессе коуч-сессии ключевыми словами являются слова «важно для меня»,«мне надо», а не «я обязан». Когда мне надо, я работаю продуктивнее, чем когда обязан. Воспитательная работа в формате коучинга позволяет воспитывать в подрастающем поколении ответственность, умение преодолевать трудности, стремление к самосовершенствованию, инициативность, умение выстраивать коммуникативные связи, делать наилучший выбор по достижению цели. В детях растёт уверенность, вовлечённость, включённость в поток личностных, духовных, нравственных преобразований. Говоря о создании воспитывающей среды на основе внедрения коучингового подхода в школе, следует сказать о важном направлении – коучинг в работе с родителями. Коучинг  дает возможность родителям научиться слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе. Ключевые направления применения  коучинга для родителей:

-индивидуальные коуч-сессии с родителем, которые полезны как для классного руководителя - коуча, так и для самих родителей;

-обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно смогут использовать в общении с ребенком.

От понимания себя, своего партнера, ребенка, целей родительства, видения конечного результата воспитания, эмоционального и психического состояния родителей зависят состояние, поведение и развитие ребенка. Устанавливая гармоничные отношения, мы уже усиливаем радость и эффективность общения родителей с детьми. Более того,  эти направления формируют у родителей позитивное отношение к школе, где их всегда могут выслушать и помочь. Таким образом, коучинговый подход в реализации воспитательного процесса образовательного учреждения позволяет создать  систему непрерывной личностно ориентированной воспитательной работы, включающей в себя все значимые направления развития личности каждого воспитанник.



Предварительный просмотр:

Командная коуч-сессия «Путь к успеху»

Для гимназистов, победителей гимназических, муниципальных, региональных олимпиад и конкурсов «Шаг в будущее»

Авторы: Педагог-психолог первой квалификационной категории Надеина Т.В.,

учитель немецкого языка первой квалификационной категории Анашкина Л.Р.

Цель: Составление плана действий по достижению  успеха  интеллектуально одаренными учащимися

Задачи:

  • Оценить достигнутые результаты обучающихся;
  • Выделить приоритетные цели  в предметных, метапредметных областях;
  • Расписать конкретные  шаги  для реализации поставленных целей.

Инструменты: интерактивная доска, персональный компьютер.

Методы: коуч-технология мозговой штурм по У.Диснею, «Линия времени», приемы критического мышления, дискуссия, групповая работа.

Основные понятия: Успех, план, победитель, олимпиада, конкурс, будущее, тьютор.

Ход сессии

п/п

Этап

Содержание

работы

примечание

время

1.

Разминка

Создание позитивной и доверительной атмосферы позволяет участникам узнать друг друга с лучшей стороны и создать позитивный настрой на работу.

Поменяться местами тем кто: участник олимпиады по химии, победитель конкурса…,любитель кошек, умеет рисовать, любитель компьютерных игр, учится в гимназии с первого класса, живет в районе гимназии, учится в классе мальчиков.

Работа в круге

5-7 мин.

2.

Вызов. Определение темы встречи

-А почему мы здесь вдвоем? Кто мы? Педагог-психолог и учитель иностранного языка? (мы будем говорить на иностранном языке)

Success doesn't come to you…you go to it. 

Marva Collins 
-переведите фразу.

Успех сам не приходит к Вам... Вы идете к нему. 
Марва Коллинз 

Вопросы гимназистам

Как вы думаете какая тема нашей встречи?

Успех, шаги!!!Да!!

Фраза на доске на английском языке

3мин.

3.

Определение цели и наилучшего результата сессии

Цель: Обмен опытом по достижению успеха

Результат: план действий по достижению успеха.

У каждого свое понятие успеха

Линия времени

Давайте помечтаем! Представьте себе, что вы стали победителем Всероссийской олимпиады школьников!

  • 02.03.2020год!
  • 2019
  • 2018

  1. Определите цель по формату конечного результата
  2. Определите время реализации цели
  3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки)
  4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь.
  5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование)
  6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали?
  7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Ответить на данный вопрос не просто. Попробуем сделать это вместе с опытными участниками конкурсов и олимпиад! Посмотрим разными взглядами на линию времени

Сегодня каждый из вас будет в роли –мечтателя, реалиста и критика.

У Диснея для каждой роли отводилось свое, отдельное помещение.  Комната Мечтателя располагалась наверху и была украшена картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. По стенам висели чистые листы, на которых Мечтатели могли выражать любые приходящие им в голову идеи и фантазии, без какого-либо анализа, отбора и критики. Затем листы с идеями направлялись в комнату, где сидели Реалисты, оснащенные современным оборудованием и переводившими фантазии в конкретный детальный продукт.  Далее, первичные наброски Реалистов передавались Критику, который сидел в маленькой каморке под лестницей. Критик оценивал полученные материалы и давал обратную связь, как их можно улучшить. 

Фиксация на доске

Представление тьюторов.

Разбивка на группы

Каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного. 3 команды, назовите 3 вида животных (кролик, кенгуру и черепаха) Затем предложите объединиться в команды представителям одного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешается подражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. 

Карточки с изображением животных/проговаривание каждому участнику названия животного.

Планирование работы  по стадиям

Мечтатель

Реалист

Критик

Три стадии планирования:

  1. Мечтатель – общее яркое видение, генерация идей.

Создает образ будущего настолько яркий и привлекательный, чтобы он мог действительно замотивировать и заинтересовать. Цель должна быть ценной для нас и достаточно определенной, чтобы на ее основе мы могли начать создавать образ конкретных желаемых результатов.

Найдите как можно больше идей, примеров, ситуаций в данной области.

Критика не допустима!

  • Бросьте взгляд в будущее
  • Пусть Ваше видение развернется перед Вами панорамой восхитительных возможностей. Чего Вы хотите? Увидьте это, как наяву, и опишите…
  • Как Вы узнаете, что цель достигнута?

  1. Реалист – план реализации.

Разрабатывает программу, последовательность шагов к достижению цели. Определяет приоритетность идей, и по каждой идее находит наилучшие пути достижения, находит ресурсы. Определяет временные рамки.

  • Какие идеи Вы видите наиболее приоритетными с точки зрения конкретной реализации и соотношения эффективности и затрат?
  • Какие будут этапы достижения этой цели? Если пройтись по ним?
  • Сколько времени необходимо на каждый этап? Когда его необходимо сделать?
  • Представьте свои действия, как если бы вы это делали прямо сейчас

Какие еще ресурсы Вам необходимы для этих шагов?

  1. Критик – добавить надежности в план.

Конструктивный критик оценивает план реализации с точки зрения рисков.  Задает открытые вопросы Реалисту на прояснение плана.

  • Что может пойти не так?
  • Что может помешать?  Почему кто-то может быть против этой идеи?
  • На кого повлияют Ваши действия?
  • Какие могут быть негативные последствия и как их не допустить?

Что изменить в плане?

Работа в группа по 4 человека за ПК

1.Мечтатели

2. Реалисты

3.Критики

4. Конкретный план действий

Задача Тьютора – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы на следующем этапе в максимально компактной и понятной форме рассказать следующей команде, что здесь было наработано. То есть по завершению каждого этапа вся команда переходит к следующему столу, а Тьютор стола всегда остается, являясь хранителем накопленной информации.

Составить план для достижения отличных результатов

 

На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идей, задача которых - найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи. Важно держать фокус внимания команд на том, что любая критика запрещена, и желательно использовать позитивные формулировки.

Разработать реальные шаги для осуществления поставленной цели

На втором этапе команды меняются столами, и входят в роль Реалистов, задача которых– выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идей Мечтателей. Хозяин стола делает для новой команды вводную презентацию – какие идеи были предложены Мечтателями, при необходимости, поясняет и комментирует, что именно имелось ввиду в той или иной формулировке. Реалисты, опираясь на описанные идеи, конкретизируют и детализируют идеи, переводя их на уровень реальных действий и вносят в презентацию.

Оценить план, внести изменения для конкретизации действий.

На третьем этапе все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты. Снова происходит смена столов (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи другой команды). Хозяин стола делает сводную презентацию наработок как Мечтателей, так и Реалистов. Критики могут для работы использовать презентацию, созданную Реалистами, добавляя туда свои комментарии, или создать новую.

Прописывание плана со сроками выполнения.

 Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов мозгового штурма и готовят презентацию конкретных приоритетных шагов, обычно со сроками и ответственными, подводя итоги всей сессии.

Это конкретный план действий, рекомендуемый к реализации. И каждый из членов команды понимает, что он «подписывается» под его выполнением.

В завершение все команды объединяются для презентации своих решений. Обычно каждая команда выбирает по два представителя для презентации, и готовит их к выступлению. 

Все идеи вносятся в презентацию.

Продолжительность каждого этапа – 10-15 минут.

Презентация плана, распечатка памяток.

Рефлексия

Путник                                               ХОЧУ                                 Мастер

НЕ МОГУ        МОГУ

        Новичок                          НЕ ХОЧУ                                   Емеля

Выбрать четверть.

Объяснение соответствия образу.


Список литературы

  1. Гульчевская В.Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально- личностного развития обучающихся. http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf.
  2. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. М.: Добрая книга, 2007. 288 с.
  3. Долина Н. Коучинг в образовании. Российская ассоциация бизнес-образования. rabe.ru/files/137.ppt.
  4. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  5. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /Э.Парслоу, М.Рэй.  – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).



Предварительный просмотр:

 Бинарное занятие - немецкий язык-психология с элементами личностно-ориентированной технологии и критического мышления «Mein zukünftiger Beruf», педагогического коучинга

Тема занятия:  «Mein zukünftiger Beruf»

Подготовили: преподаватель немецкого языка первой квалификационной категории Анашкина Л.Р., педагог-психолог первой квалификационной категории Надеина Т.В.

Цели занятия:

Образовательные:

  • систематизировать знания и умения употребления лексики по теме в различных речевых ситуациях, связанных с выбранной профессией;
  • расширить активный и пассивный словарь гимназистов по теме;
  • научить организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • совершенствовать навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития.

Развивающие:

  • развить языковые способности и устойчивый интерес к изучению немецкого языка;
  • развить умение  осуществлять перенос приобретённых знаний и навыков на другие ситуации общения;
  • развить интеллектуальные способности (мышление, память, речь);
  • развить коммуникативные умения: выражать своё мнение  по теме на основе изученного языкового материала;
  • Определить качества личности необходимые для успешного освоения профессии.

Воспитательные:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одноклассниками;
  • создать условия для воспитания чувства  ответственности, толерантности, навыков коммуникативной компетентности;
  • приобщить гимназистов к активному участию в диалоге культур.

Обучающиеся должны:

знать

  • лексический и грамматический минимум,  необходимый для речевого взаимодействия  по теме: «Mein  zukünftiger Beruf»;

уметь

  • общаться (устно и письменно) на иностранном языке по теме;
  •  понимать иностранную речь, используя языковую догадку;
  • самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;
  •  анализировать и самостоятельно делать выводы;
  •  оценивать деятельность как свою, так и других.

Междисциплинарные  связи: русский язык, психология.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, тренинговая

Оборудование урока:

Учебник Аверин М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу]. 4-е изд. – М.: Просвещение : Cornelsen, 2016. – (Горизонты).

  • Карточки по теме «Mein zukünftiger Beruf».
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация к уроку.
  • Плакат и заготовки для визуализации (мост, кирпичи).

Ход занятия

I. Начало урока. Создание проблемной ситуации, мотивация к деятельности Принцип компьютерной визуализации учебной информации/формулировка проблемного вопроса

 L. Guten Tag! Ich bin sehr froh Sie zu sehen! Wie geht es Ihnen?

P. Добрый день! Мы сделаем разминку для того чтобы настроиться на  позитив, зарядиться энергией и настроиться на продуктивную работу на нашем занятии.

Учащиеся встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? А австралийский дождь на немецком языке? Нет? Тогда сейчас самое время это узнать и поможет нам в этом Л.Р. Одновременно мы все повторяем  мои движения и слова Л.Р.  Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).- Wind
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами). Regen
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). stark
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). Regenguss
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Donnerwetter
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Stille
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Ruhe
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами). Tropfen
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Rauschen
  • Солнце! (Руки вверх). Sonne

Надеюсь, сегодня у нас будет солнечное занятие, мы зарядились, а о чем оно будет Лена Рудольфовна?

 L. Sehen Sie an die Tafel und sagen unser Thema. (слайд№1). Ответы учащихся.

Das ist ein aktuelles Problem, das niemandem kalt lässt. Es heißt: “Mein zukünftiger Beruf ”.  Berufswahl ist ein wichtiger Faktor für das erfolgreiche Leben.

P.Ребята, а как вы думаете какова цель нашего занятия? Ребята отвечают на вопрос, цель фиксируется на доске.

Цель - выяснить факторы успешного выбора профессии девятиклассником, обучающимся в гимназии. И так успех!

P. А на сколько вы на данный момент ощущаете себя успешным учеником? Оцените себя по десятибалльной шкале где 1-чувство  выражено слабо,10-выражено максимально.

Результаты детей.

-Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы  приблизиться к 10? Какой шаг вы можете сделать прямо сегодня, на этом уроке? (Предложения ребят, подводка к теме профессия, качества)

Определить качества, изучить себя, свои способности которые помогут быть успешными и усовершенствовать их. Это и будут кирпичики, которые помогут построить мост в успешную профессиональную жизнь!

Вывешивается основа для моста на плакате.

II. Речевая зарядка Принцип речевой направленности/развитие речи, применение изученного материала в новых нестандартных ситуациях Повторение лексического материала

  1. Работа с ассоциограммами (кластерами).

Was bedeutet das Wort “Beruf”? Welche Charaktereigenschaften brauchen wir um gute Spezialisten zu sein? An der Tafel machen Sie Assoziogramm.

Das Wort “Beruf” bedeutet…

Wo kann man einen Beruf bekommen?

 Man kann einen Beruf in der Fachschule bekommen.......

        

Кирпичик у основания моста - профессия.

III.Актуализация знаний Принцип сознательности,    самостоятельности и активизации деятельности/практика применения применять знания

1Wie viele Berufe gibt es auf der Erde? Hundert? Tausend? Ich weiß nicht und niemand weiß es genau. Wiederholen wir, welche Berufe können Sie nennen? Nennen Sie Berufe. Wie meinen Sie können wir diese Berufe in einige Gebiete teilen? (слайд)

P.Тест

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ НА ТИП МЫШЛЕНИЯ (модификация Г. В. Резапкиной)

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ НА ТИП МЫШЛЕНИЯ 
(модификация Г. В. Резапкиной)
Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Экспресс-тест поможет вам определить тип своего мышления.
Если вы согласны с высказыванием, поставьте плюс, если нет – минус.
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы. 
3. Я люблю читать книги. 
4. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания. 
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы. 
8. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 
9. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 
10. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
Запишите все буквенные результаты тех утверждений, рядом с которыми вы поставили плюс.
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. ПД 
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы. АС 
3. Я люблю читать книги. СЛ 
4. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания. НО 
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. К 
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. ПД 
7. Я люблю играть в шахматы. АС 
8. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. СЛ 
9. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. НО 
10. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. К


Посчитайте, ответов с каким буквенным кодом у вас больше? Этот тип мышления у вас преобладает.

ПД 
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Л.Р. спрашивает у детей область - человек-техника

Der Mensch – die Technik


АС 
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
человек-символ

Der Mensch – das Zeichen


СЛ 
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
человек-человек, человек-природа.

Der Mensch- der Mensch Der Mensch – die Natur


НО 
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
художественный образ
Der Mensch – die künstlerische Gestalt

К
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Хорошо если вы соотнесли  свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Результаты вашего теста  совпадают с профессией мечты.

Кирпичик - тест-исследование себя.

Alle diese Berufe teilen in Deutschland so:

- die Lehrberufe

- die Pflegeberufe

- die kreative  Berufe

- gefährliche Berufe

- hochbezahlte Berufe.

2. Welchen Spezialisten meinen wir? (по картам – отгадать профессию по ее краткой характеристике) Rätsel. Was für ein Beruf ist das?  
-fleißig
steht früh auf
wohnt auf dem Lande

-energisch
klug
hat technische Kenntnisse

-lustig
hat Musik gern
spielt Musikinstrumente


-wissbegierig, gutherzig
kann sich gut verhalten
liebt Kinder

-kräftig
aufmerksam
hat Autos gern


-höflich
hilfsbereit
muss sich gut verhalten
spricht jeden Tag mit vielen unbekannten Leuten

-aufmerksam
präzis (genau)
soll richtig rechnen
arbeitet mit vielen Ziffern

Gutherzig

Tüchtig

Muss gut Essen zubereiten

Muss Uniform tragen

3. Bestimmen Sie folgende Berufe. Gebrauchen Sie dabei Satzgefüge und beachten Wortfolge

4. Es gibt viele gute Sprichwörter über die Arbeit. Machen wir uns damit bekannt.

Кирпичик-информация.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Anworten Sie auf die Fragen:

  • In welchen Klassen beginnt in der Schule die Berufsorientierung? – In der 8.Klasse.
  •  Welche Berufe wählen oft Mädchen und Jungen? –( Mädchen bevorzugen Lehr- und Pflegeberufe. Jungen finden technische Berufe attraktiv.)
  • Welche Berufe sind für dich besonders attraktiv?- Besonders populär sind heute kreative Berufe, wie Designer, Manager und Architekt. Viele Jungen und Mädchen wollen heute Programmierer oder Jurist werden.

2. Wie ist dein Traumberuf? Sagen Sie einige Sätze über sich selbst.

3. Nennen Sie Charaktereigenschaften, die für einen Spezialisten wichtig sind.

Arbeiten Sie in Gruppen und schreiben das auf den Blättern.

Кирпичик – деятельность.

Сегодня мы говорили о профессиях, качествах, необходимых для освоения той или иной профессии. А какие качества личности подойдут для освоения любой профессии?

Выберите основные 3 качества из написанных и прикрепите на наш мост успеха.

Мы с вами заложили основу для моста успеха, но у каждого из вас будет свой мост успеха, по которому вы вступите во взрослую жизнь!

V.Рефлексия. Принцип критического мышления/ осмысление своих  действий

Подведение итогов урока.

Л.Р. Wie meinen Sie, haben wir das Ziel des Unterrichts erreicht?

П. Цель - выяснить факторы успешного выбора профессии девятиклассником, обучающимся в гимназии.

Факторы определили, нашли общие качества характерные для профессионала.

Л.Р. Sie haben gut aktiv gearbeitet. Dank.

Ich möchte unsere Treffen mit folgenden Wörtern beenden:

“Kein Mester ist vom Himmel gefallen

Danke für die Arbeit! Auf Wiedersehen!

Список литературы

  1. Аверин М.М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу]. 4-е изд. – М.: Просвещение : Cornelsen, 2016. – (Горизонты).
  2. Гульчевская В.Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения и поддержки индивидуально- личностного развития обучающихся. http://nauka-it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf.
  3. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. М.: Добрая книга, 2007. 288 с.



Предварительный просмотр:

Командная коуч-сессия “Я — девятиклассник”

 (Технологическая карта занятия)

Авторы: Студенты СурГУ

Григорьева В. А., Шарамкова Е. О.

Кураторы: Анашкиина Л.Р.,Надеина Т.В.

 Цель урока: актуализация личностного смысла учащихся к предстоящей сдаче экзаменов, создание условий для развития навыков общения.

Задачи:

  1. Формирование у девятиклассников образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.
  2. Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом мире.

Планируемые  УУД:

Личностные:

●      мотивация;

●      нравственно-этическая оценка;

●      формируется внутренняя позиция;

●      развитие личностной рефлексии.

Регулятивные:

●      волевая саморегуляция;

●      принятие нравственности норм и правил совместной деятельности.

Коммуникативные:

●      планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

●      постановка вопросов;

●      умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

●      постановка и решение проблем;

●      установление причинно-следственных связей;

●      построение логической цепи рассуждений;

●      повышение познавательной активности.

Используемые технологии:

• постановка и решение проблем; ,

• коуч-технология (техники: шкала развития, лист ожидания, открытые вопросы, тимбилдинг);

• арт-терапия;

• игровые методы.

Оборудование урока:

●презентация;

●мультимедийный проектор;

●плакаты.

Предполагаемые результаты: развитие дружеских отношений в классе, развитие мотивации учащихся к хорошей учебе, актуализация личностного смысла учащихся к предстоящей сдаче экзаменов.

Ход и содержание урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компетенции

Методы

Прогнозируемый результат

Мотивация, постановка целей классного часа

  1. Здравствуйте! В качестве эпиграфа к нашему классному часу, я хочу прочитать вам наше любимое стихотворение.
  2. Ребята, о чем это стихотворение?
  3. Скажите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите фразу “Выбор”, «Моё будущее», “Экзамены”. (Слайд №1).
  4. Ребята, какие позиции можно занимать по отношению к своей жизни?
  5.  Давайте посмотрим отрывок из всеми известного мультфильма “Алиса в стране чудес”.(Слайд 2).
  6. Что вы видите в этом отрывке?
  7.  А какие цели у вас, ребята?
  8. Цель учащихся записывается на доске для визуализации.

  1. Здравствуйте!
  2. О выборе.
  3. Школа, хорошая учеба, 9 класс.
  4. По отношению к своей жизни, своему будущему, можно занимать разную позицию. Можно «плыть по течению», можно доверить свою жизнь другим людям. А можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели.
  5. Дети смотрят видео.
  6. Один из важнейших принципов жизни цель нужна для определения направления движения. Многие люди, так как не имеют хорошо продуманных целей, вряд ли преуспеют в жизни.
  7. Хорошо сдать экзамены.

Коммуникативные;

социальные;

учебно-познавательные;
демонстрационный.

Словесный, наглядный, коуч-технология, постановка и решение проблем.

1)Настрой на успешную работу.

2) Понимают и принимают задание.
3) Самостоятельная работа.

Фаза реализации

  1. Представьте, что сейчас вы находитесь в  лабиринте. Выход — ваше будущие, ваша единственная мечта. Вам  нужно проложить путь из настоящего в будущее. Этот путь и есть наши целенаправленные действия, позволяющие достичь великой цели. Класс делится на 3 группы. У каждой группы на столе находится ватман с лабиринтом, в котором вам надо отметить своё местоположение, если учитывать, что выход - это конечный результат, будущие, мечты. Чем ближе вы находитесь к выходу, тем ближе находитесь к цели. Лабиринт прошкалирован цифрами от 1 до 10, 1- начало пути, 10- конечный результат.
  2. Все мы не понаслышке знаем басню Ивана Андреевича Крылова “Стрекоза и муравей” (Слайд 3). Стрекоза— живёт одним днём, ждёт удачу, надеяться на других. Муравей, в свою очередь, думает о будущем и понимает, чего он хочет в этой жизни. Он сам определяет цели и сам находит возможности реализовать эти цели. Муравей “архитектор” потому, что он строит сам своё счастье. Придумайте и расскажите, как поведёт себя “Стрекоза” и «Муравей» в предложенной ситуации. Пример: ситуации: подготовка к экзаменам.
  3. Назовите, какие качества позволяют человеку стать «архитектором» собственной судьбы.

  1. Ученики делятся на 3 группы. И определяют, на каком этапе они находятся по отношению к своей цели.
  2. Ученики рассказывают как себя поведут “Стрекоза” и “Муравей” в предложенной ситуации.
  3. Трудолюбие, целеустремленность и т.д.

Коммуникативные;

социальные;

учебно-познавательные;

демонстрационный.

Коуч-технология, словесный, наглядный, работа в группе, игровой.

  1. Самостоятельная работа в группах.
  2. Отстаивают свое мнение.
  3. Развитие дружеских отношений внутри класса.

Обобщение полученных знаний, рефлексия

  1. Давайте составим примерный алгоритм достижения желаемой цели, все вы одержимы одной идеей стать умнее и лучше.
  2. Учитель проверяет алгоритм и добавляет упущенные детали.
  3. На шкале удовлетворенности своим продвижением к цели отметьте, где вы сейчас, в конце классного часа, на сколько единиц вы продвинулись к цели?
  4. Каждый из вас начинает архитектурный проект, проект будущего. Каждый — архитектор своей собственной жизни и у каждого из вас имеются одинаковые ресурсы. Нет глупых и умных людей, есть люди, которые не стараются достичь своих целей, и поэтому они остаются в начале лабиринта.
  5. Спасибо, Вам, за работу.

  1. Ученики записывают на ватмане основные шаги.Пример: следить за своим здоровьем, режимом сна и питанием; приемы тайм-менеджмента (выбрать оптимальное время для обучения и отдыха, напр. 52 мин. работы, 17 мин. отдыха); выполнять регулярные упражнения (вовремя делать задания). и т.д..
  2. Ученики записывают упущенные детали алгоритма.
  3. 1: 0,5: 0,2.
  4. Спасибо!

Коммуникативные;

социальные;

учебно-познавательные;

демонстрационный.

Коуч-технология,словесный, наглядный, работа в группе.

  1. Мотивация учащихся к хорошей учебе.
  2. Развитие дружеских отношений внутри класса.
  3. Ученики создают алгоритм,который может им помочь хорошо сдать экзамены — конечный продукт классного часа.



Предварительный просмотр:

Внедрение методов коучинга в учебно-образовательный процесс.

Родительский менеджмент «Управляем вместе».

Одной из характерных особенностей современной школы является взаимодействие с семьей, проникновение родительской общественности во все сферы государственно-общественного управления с целью персонализации и индивидуализации системы контроля за обеспечением образовательных запросов каждого. Предполагается, что система общественного управления станет открытой и понятной для родителей и ОУ.

Самоуправление родителей станет более ответственным и грамотным в понимании как особенности функционирования и развития ОУ.

Такое взаимодействие требует особой подготовки. Первым шагом должно быть проведение родительского собрания под девизом: «Управляем вместе!».

Цель.

Обеспечение качественных условий образовательной среды через эффективное, грамотное взаимодействие родительской общественности и образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Адаптировать родителей по осмыслению новых системных требований к образовательно-воспитательному процессу.
  2. Определить направление и содержание со-управления.
  3. Смоделировать функции общественного управления родителей и определить задачи на новый учебный год.

Технологии  и методы реализации:

- технология сотрудничества;

-технология критического мышления;

- метод «мозговой штурм»

- методы коучинга:        

  • заключение контракта 
  • формат конечного результата
  • колесо баланса
  •  шкалирование

Ход родительского собрания

Куратор.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы с вами собрались в конце учебного года. Как вы думаете, с какой целью?

Родители предполагают цель собрания:

- итоги учебного года;

- следующий год – выпускной;

- это год – сдачи экзаменов и определения дальнейших целей в жизни и т.д.

Куратор.

Каким  может быть выпускной класс?

Родители высказывают мнения:

-  благополучный, успешный и т.д.

Итак, определим тему нашей встречи: «Успешный выпускной класс».

Куратор пишет цель родительского собрания на доске.

Чтобы наметить  перспективы нашего сотрудничества, нам должно хватить полчаса.

Как вы представляете 9В (11Б) успешным выпускным классом? Что мы подразумеваем под этими словами?

Когда звучит эта фраза? Перенеситесь в момент  будущего и представьте этот день.

Родители.

(Родители представляют дату выпускного и свои эмоции: - хорошие оценки; - хороший аттестат; - праздник; - выпускной).

Куратор. Запомните ваши эмоции и скажите, что нам необходимо для достижения успеха.

Перед  вами на доске колесо успеха. Мы сейчас в точке 17.04.2017. Чтобы достичь положения «успешный выпускной класс», какие сферы деятельности  нам  необходимо затронуть  сейчас?

Итак, вы ощутили себя участниками выпускного праздника. На какую область деятельности мы должны обратить внимание сегодня?

Предполагаемые ответы  записывают  на доске и делят на 6 секторов:

  1. финансы  (организация праздника - кто отвечает? каким должен быть  родительский комитет?
  2. организация праздников (сплочение коллектива)
  3. успеваемость (хороший аттестат, поддержка со стороны родителей)
  4. подготовка к экзаменам (самодисциплина, выполнение обязанностей в классе и дома, тайм менеджмент, поддержка со стороны родителей)
  5. «сплочение» (сотрудничество) всех участников образовательного процесса
  6. дальнейшие образовательные планы.

Куратор.

Мы находимся в точке 17.04.2017. Давайте оценим по 10 балльной шкале,  как у нас обстоят дела в каждой сфере деятельности.

Родители голосуют.

Куратор отмечает каждый сектор:

У нас получилось неровное колесо успеха. Какой сектор у нас больше всего западает?

Какие шаги мы можем сделать уже сегодня для того, чтобы приблизиться к 10 баллам?

Распределимся на группы по количеству секторов. В течение 7-10 минут необходимо наметить пути повышения эффективности работы в определенной сфере деятельности.

Представитель каждой группы озвучивает намеченные шаги, которые затем обсуждаются всеми членами родительского коллектива.

Куратор предлагает ознакомиться с предложениями детей, сформулированными по результатам командной  коуч-сессии, которую провели предварительно на классном часе. Ключевые позиции учащихся и родителей  в организации учебно-воспитательного процесса по большинству пунктов совпадают.

Одобренные предложения вносятся в перспективный план со-управления.

Рефлексия

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Поэтому, рефлексия (самоанализ) проводится в конце собрания.

Родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании.

Куратор побуждает родителей к высказываниям вопросами: Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.

Куратор предлагает отразить степень удовлетворенности совместно проведенной встречей с помощью десятибалльной шкалы.  

___________________________________________________________________

          1                                                                                                                                  10

Родители оценивают на 7- 8 баллов.

Куратор. Мы хорошо поработали и я рада, что вы оценили наше сотрудничество на 7-8 баллов. Значит, есть над чем поработать и достичь максимального результата. К этому мы будем стремиться в следующем учебном году.

                                                       

Ожидаемые результаты

- сформированная позиция социальной ответственности родителей; представителей общественных организаций;

-повышение эффективности общественного участия в управлении ОУ  со стороны   родительской общественности в целом;

-разработка модели со-управления с апробированными подходами.

Авторы проекта родительского собрания в выпускном классе:

Анашкина Лена Рудольфовна, куратор 8В класса

Волкова Наталья Валерьевна, куратор 10Б класса

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», 2017.

Список литературы

  1. Авдеев С. Коучинг – что за «зверь» такой? / Статья, М.: Александри Д-Карьера, 2005
  2. Карташова А. Коучинг. / Статья. – М.: Психологический центр «На Волхонке», 2006.
  3. Ландсберг М. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2004.
  4. Смарт Дж.К. На пути к успеху. – СПб.: Нева, 2004.
  5. Огнев А., "Организационное консультирование в стиле коучинг", //С-Пб.: Речь, 2003.
  6. Харрис Д., "Коучинг. Личностный рост и успех", // С-Пб.: Речь, 2003.
  7. Смарт Дж. К.. "Коучинг." // Издательский дом "Нева", 2004.
  8. Управление персоналом, Инструмент руководителя, // М.:“Равновесие-медиа”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Презентация "Коуч-технология как инструмент самооценки учащихся"

Технология применения коучинга для самооценки учащихся....

Коуч-технология, как инновационная образовательная технология обучения английскому языку при реализации требований ФГОС ОО

    В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам. Разработка практических ...

коуч-технологии на уроках математики

выступление на методическом объединении с темой "Коуч-технологии на уроках математики"...