Рабочая программа "Эсперанто"
рабочая программа по немецкому языку на тему

Исмагилова Альмира Анваровна

Рабочая программа "Эсперанто"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_esperanto.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Эсперанто» направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками.

Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования языка  эсперантов развитии индивидуальности школьника.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:

•        требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

•        условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Цель – развитие индивидуальности школьников, их активной гражданской позиции и коммуникативных навыков через изучение лингвострановедческого материала по английскому языку.

Задачи:

•        развитие речевых навыков,

•        расширение лексического запаса,

•        получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах,

•        разбудить интерес детей к углубленному изучению языка,

•        использовать эсперанто в обиходном общении,

•        применять  языкэсперанто других сферах школьной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год – 35 часов, разработана для учащихся 5-6 класса.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изученииязыка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства учащихся начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения  языка эсперанто. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим.

Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость.

Организация учебного процесса предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Прогнозируемые результаты:

Кружковая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихсяи понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге.

Данная программа создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.

Кроме того, огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только специалистами в области преподавания, но и самими учащимися, и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков. Расширяется спектр изучаемых языков.Это актуально особенно для немецкого и французского языков, т.к.объективно английский язык является самым распространенным среди изучаемых языков в школах.  На этом фоне повышается интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

Дополнительная образовательная программа курса   обучения эсперанто в рамках разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
  • с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам (Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.: Просвещение, 2012 год);
  • с требованиями Концепции коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов. "Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования". –  М.: Просвещение, 2000.),

Цели программы

Изучение эсперанто в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенциия — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная / межкультурная компетенция— приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны эсперанто в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

  1. развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
  • формирование у учащихся потребности изучения эсперанто и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
  • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.

Задачи  реализации программы:

  • обеспечение эффективного сочетания дополнительных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • понимание определяющей роли эсперанто в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.

Данная образовательная программа предполагает обучение эсперанто  в–младших  и средних классах 2013 г.
УМК предназначен для начального обучения учащихся 10-12 лет, изучающих эсперанто как дополнительный иностранный. Учащиеся 5х классов МБОУ «СОШ №21» изучают эсперанто как язык в качестве второго иностранного языка в рамках дополнительного образования. Учитывая этот фактор, программа была скорректирована  таким образом, что на изучение эсперанто в 5 классе отводится 1 часа в неделю (35часов в год).    
        Тематическое планирование составлялось с учетом уже сформированных навыков и умений в процессе изучения первого иностранного языка и активной реализации сравнительно-сопоставительного подхода в процессе обучения эсперанто.

Концепции, подходы и принципы  формирования программы.

Разработанная  программавнеурочной деятельности по курсу « эсперанто»основывается на системно-деятельностном подходе. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Деятельностный подход в педагогике означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика, в которой он выступает как субъект собственной жизнедеятельности: планирует, оценивает, прогнозирует, конструирует, выбирает виды деятельности, отвечающие потребностям его личностного развития, ценностным ориентациям, интересам, смыслам обучения, то есть ученик является автором своего Я, своей жизнедеятельности, бесконечного духовного самосозидания своего Я, своей жизни.

К принципам деятельностного подхода относят:

  • - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • - принцип учета сензитивных периодов развития (таких периодов детства, характеризующихся  глобальной перестройкой на уровне индивида и личности, начиная от сенсорных областей и заканчивая мышлением);
  • - принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • - принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • - проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • - принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • - принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • - принцип нравственного обогащения видов деятельности;

К приемам и методам построения образовательного процесса в контексте деятельностного подхода могут быть отнесены методы, приемы, педагогические технологии, предполагающие деятельность учащегося, в которой  он выступают как субъект познания, коммуникации, творчества, творчества своего Я, своей жизнедеятельности. К таким педагогическим технологиям могут быть отнесены: проектная технология, метод проблемного обучения, игровые технологии, исследовательские методы и др.

.

Ценностные  ориентиры, лежащие в основе программы.

Ценностные ориентиры содержания рабочейпрограммы«эсперанто» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,.

Общая  характеристика курса эсперанто.

Одна из основных задач курса «эсперанто»- помочь учащимся войти в мир языка эсперанто,. Процесс дополнительного образования, являющийся одним из видов образования вообще, включает в себя фактически четыре процесса:

  1. познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);
  2. развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способности, психические функции и т.д.);
  3. воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический и т.п. аспекты);
  4. учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме.

Курс «Эсперанто» ставит перед собой следующие стратегические цели:

  • учебная цель - овладение определенной номенклатурой умений, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, сферах. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности - говорении, письме, аудировании, чтении как средствах общения и умения собственно общения (умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить его, умение понимать сказанное собеседником однократно, умение понимать сказанное в нормальном темпе, умение переспрашивать собеседника, умение выражать основные речевые функции, умение говорить выразительно). Уровень этих умений должен быть достаточным не только для чисто прагматических целей (общение как таковое), но и как база для дальнейшего совершенствования в языке, как средство познания в любой из указанных сфер, как средство развития личности,;
  • познавательная цель, которая двуедина по своему составу. языка;
  • развивающая цель - использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности;
  • воспитательная цель - присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая культура, , межкультурное сотрудничество. Языковое образование - едва ли не самая подходящая возможность воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре, народу.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Эсперанто».

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий формируются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтничекой коммуникации;
  • толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты – это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

В сфере регулятивных универсальных учебных действийобучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Виды регулятивных УУД:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

В сфере познавательных универсальных учебных действийобучающиеся приобретают способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Виды познавательных УУД:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез как составная целого из частей;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действийобучающиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты

Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.

Говорение:

• участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

• умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему?), и отвечать на них;

• кратко рассказ о себе, своей семье, друге;

• составление небольшого описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

Чтение:

  • чтение вслух с  соблюдением правила произношения и соответствующую интонацию, доступных по объему тексты, построенных на изученном языковом материале;
  • чтение про себя с  пониманием основного содержания доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

Аудирование:

  • внимательное прослушивание материалов;
  • выполнение четких указаний и инструкций;
  • прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;

Письмо:

  • списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
  • писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

Коммуникативные результаты

Коммуникативные -  обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей (партнера) по общению и деятельности, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и со сверстниками.

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для успешной реализации задач курса необходимы:

  • учет знаний учащихся, как в родном языке, так и в первом иностранном при отборе языкового материала;
  • рациональное использование открытых сопоставлений с несовпадающими элементами ранее усвоенных языков и межъязыковых опор при наличии аналогии с целью обеспечения положительного переноса и преодоления интерференции;
  • высокая степень самостоятельности и творчества обучающихся;
  • интенсификация учебного процесса с применением технических средств обучения;
  • внедрение элементов самоконтроля в работу обучающихся, индивидуализация
  • обучения;
    опора на умения и навыки работы над языком, приобретенные обучающимися при изучении первого языка

Содержание обучения курса «Эсперанто»

Настоящая программа имеет целью обеспечить начальное обучение языку эсперанто, т.е. научить читать, понимать и переводить с эсперанто общественно-политическую, художественную и научно-популярную литературу, а также научить излагать на эсперанто свои мысли как устно, так и письменно и получить первоначальные представления о движении эсперантистов программа обучения языку эсперанто направлена на дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению на эсперанто. Как известно, вторым иностранным языком овладеть легче, чем первым. Обучение предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка. Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся, приобретенным ими при изучении родного и первого иностранного. Ввиду простоты структуры эсперанто и того обстоятельства, что активное владение 600–1000 корнями дает возможность практически свободного владения языком, указанные цели достижимы за одногодичный срок обучения; после языковой практики, которая может быть получена в местных клубах эсперантистов, лица, освоившие начальный курс, уже могут посещать курсы для продолжающих, а затем и высшие курсы на этом языке.

Настоящая программа начального курса рассчитана на использование преимущественно грамматического метода, доступного большинству преподавателей (в том числе сдавших экзамен ГАЛК уровня “В”), однако ее объем и содержание не противоречат и применению прямых методов обучения. При этом учащийся приобретает необходимые для сдачи экзаменов знания, а именно:

Практическая грамматика эсперанто

Графика, фонетика и орфография

Алфавит. Надстрочные знаки.

Звуки. Отношения между звуками и буквами. Ударение. Типичные ошибки в произношении. Транскрипция собственных имён. Заглавные (прописные) буквы. Перенос в слове. Пунктуация.

Морфология

Имя существительное. Падежи. Передача значений падежей национальных языков учащихся. Особые случаи употребления винительного падежа. Множественное число. Элизия.

Определенный артикль. Случаи употребления и отсутствия артикля. Усеченная форма артикля и ее употребление.

Имя прилагательное. Падежи. Множественное число. Согласование. Степени сравнения.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Суффиксы числительных.

Местоимения – личные, возвратные, притяжательные, неопределенно-личные.

Наречие. Производные и непроизводные наречия. Форма направления. Степени сравнения. Коррелятивная таблица местоимений и наречий: указательные, вопросительно-относительные, отрицательные, обобщающие, неопределенные. Указание близости.

Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Глагол-связка. Времена, наклонения, залоги, виды глагола. Повелительное наклонение в придаточном предложении. Инфинитив, причастие, деепричастие. Сложные глагольные формы.

Предлоги. Классификация предлогов. Употребление предлогов в сопоставлении с национальным языком учащихся. Составные предлоги.

Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы. Междометия.

Словообразование

Конверсия. Приставки. Употребление предлогов в качестве приставок. Суффиксы. Префиксально-суффиксальное словообразование. Употребление аффиксов в качестве корней. Словосложение чистое и с суффиксацией. Сращение. Сокращение.

Принцип необходимости и достаточности. Соотношение между производными словами и синонимичными им корневыми.

Синтаксис

Предложения повествовательные, повелительные, вопросительные, отрицательные. Предложения личные, неопределенно-личные, безличные. Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные.

Выражения отрицания и вопроса.

Порядок слов в предложении. Логическое выделение слов. Именная часть составного сказуемого. Инфинитивный оборот.

Употребление предлогов после причастий страдательного залога. Эллипсис.

Лексика

600–1000 наиболее частых и необходимых корней в соот¬ветствии с “Базовым официальным корнесловом” Академии эспе-ранто, с учетом применяемого учебника начального обучения.

Примерный перечень тем

Формулы приветствия, обращения, поздравления, благодар¬ности, извинения, просьбы, расставания. Знакомство.

Семья. Человек, его внешность. Дом, квартира. Профессия. Рабочий день.

Моя страна, мой город. Важнейшие географические термины и понятия. Времена года. Национальные праздники. Школа. Урок.

Время: месяцы, даты, время суток, часы и минуты. Досуг (загородная прогулка, путешествие, экскурсия по городу, музыка, театр, кино, телевидение, радио, спорт). Промтоварный магазин, одежда, обувь. Продовольственный магазин, столовая, ресторан.

Движение эсперантистов и его история. Л. М. Заменгоф. Внутренняя идея. Всемирный конгресс. Лагеря и слеты. Организации эсперантистов (надо как минимум уметь расшифровать следующие аббревиатуры: UEA, TEJO, SAT, REU, REJM, UK, IJK). Литература. Международная переписка.

Примечание: выбор и порядок прохождения грамматического и лексического материала осуществляется руководителем курсов.

Краткие указания руководителю

Поскольку изучение эсперанто носит необязательный характер, необходимо обращать особое внимание на то, чтобы занятия проходили интересно, по возможности давать интересные и художественно полноценные тексты, предлагать такие домашние задания, которые выполнялись бы учащимися с удовольствием. При этом необходимо с самого начала ориентировать учащихся на последующую интеграцию в сообщество эсперантистов, знакомить их с идеалами и структурой Эсперанто-движения, интересными и характерными эпизодами из истории, элементами культуры и т.п.

На каждом занятии следует давать небольшое число лексических единиц. Грамматические пояснения должны быть просты-ми и ясными, сопровождаться примерами. Лучше всего, если учащиеся будут сами выводить правила из данных преподавателем грамматических моделей. Приводить грамматические термины в начальном курсе необязательно. Не следует давать на од-ном занятии много грамматического материала, особенно однотипного: глагольных форм, предлогов, аффиксов.

Основной задачей является развитие у учащихся навыков устной речи. Наибольшая часть первых занятий строится в виде диалога между учащимся и преподавателем. Учащиеся отвечают на вопросы хором или индивидуально. Центральная часть занятия – работа с текстом: чтение по ролям (если это диалог), анализ, частичный перевод, различные вопросно-ответные упражнения, пересказ, рассказы и диалоги по ситуациям, близким к теме текста. По возможности следует выполнять лексические, грамматические, лексико-грамматические упражнения.

Желательно придерживаться одного учебника, привлекая, при необходимости, дополнительный материал. Для активизации учащихся можно использовать игры (в том числе подвижные), разучивание песен, прослушивание магнитофонных записей и грампластинок, демонстрацию моделей, картин, подстановочных таблиц и т.п.

Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, правильным произношением, четко произносить каждое слово, особенно на начальных занятиях. Все, что нужно занести в тетради, пишется на доске. Для пояснения новых грамматических правил рекомендуется использовать цветные мелки. Важно создать на занятии систему совместной работы. Для снятия усталости занятие можно разнообразить интересным эпизодом, уместной шуткой. Желательно поощрять учащихся при удачном ответе, прививать им навыки работы в клубе эсперантистов, устраивать встречи с опытными эсперантистами. Заканчивать курс следует выпускным праздником, концертом для местного клуба и т.п.

Экзамен проводится по программе начального курса, причем его сдают только те учащиеся, которые выразили желание проверить таким образом свои знания и получить свидетельство о знании языка. Экзамен проводится по билетам, в которые входят три вопроса: 1) рассказ на родном языке о грамматическом правиле с приведением примеров; 2) пересказ или диалог на одну из пройденных тем; 3) перевод с эсперанто текста объемом около 1000 печатных знаков. При отсутствии соответствующего вопроса в билете рекомендуется задать краткий дополнительный вопрос на тему элементарного знакомства с движением эсперантистов. Для хорошо подготовленных учащихся экзамен может производиться в виде собеседования на эсперанто, без билетов и предварительной подготовки. Возможны  и любые другие формы экзаменов, если по их результатам можно судить о знании Эсперанто и его применении в объеме программы.

Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, с учетом возможностей  учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка.

Содержание обучения курса составляют:

  • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в различных  сферах общения;
  • тематика, проблемы и ситуации в различных сферах общения;
  • речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком;
  • знания о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
  • общеучебные и компенсаторные умения.

При овладении различными видами речевой деятельности на  языке эсперанто, изучаемом в качестве второго, учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в говорении:

  • отработка и развитие навыков произношения и интонации;
  • описание повседневных событий;
  • выражение личного мнения, чувств;
  • поиск и сообщение определенной информации;
  • ролевая игра;
  • стратегия диалога (начало, поддержание);
  • выбор языковых средств по условиям диалогического контекста;
  • выражение согласия или несогласия;

В письме:

  • написание фраз, предложений, коротких текстов;
  • передача информации, неизвестной адресату;
  • описание повседневных событий;
  • выражение собственных мыслей и чувств; обоснование своего мнения;
  • составление вопросов и ответов (в письменной форме);
  • использование услышанного или прочитанного для создания собственных текстов;

В аудировании:

  • внимательное прослушивание материалов;
  • выполнение четких указаний и инструкций;
  • прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;

В чтении:

  • следование четким указаниям и инструкциям;
  • просмотр текстов для нахождения определенной информации;
  • чтение для удовлетворения собственных интересов и потребностей;

В целях развития общелингвистических умений и навыков учащиеся должны иметь возможность, изучая и применяя иностранный язык:

  • учить (и рассказывать) наизусть небольшие тексты (стихи, песни, загадки, скороговорки и т.д.);
  • изучать правила соотношения звучащей и письменной речи;
  • осознавать язык как систему;
  • использовать лингвистические знания для раскрытия значения текстов и развития собственных иноязычных умений;
  • приобретать навыки межъязыковой интерпретации.

Для развития социокультурного сознания учащихся им должна быть предоставлена возможность:

  • работать с аутентичными материалами из стран изучаемого языка;
  • изучать и обсуждать сходства и различия между культурами России и стран изучаемого языка;
  • изучать традиции и учиться применять правила речевого и социального этикета стран изучаемого языка.

Формы проведения занятия

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение всотрудничестве).
  • Самостоятельная работа.
  • Работа в парах.
  • Групповая работа над проектами.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности

  • Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
  • Устные выступления по заданным темам.
  • Тестовые задания.
  • Итоговый проект. Презентация группового проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

В результате обучения эсперанто в рамках дополнительной образовательной программы ученики получат возможность знать:

  • алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки французского языка;
  • основные правила чтения и орфографии французского языка;
  • артикли;
  • спряжение глаголов « в настоящем времени;
  • спряжение глаголов 1-ой группы в настоящем времени;
  • личные местоимения;
  • имена прилагательные;

использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями  языка в доступных пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • преодоления психологических барьеров в использовании эсперанто языка как средства общения;
  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на эсперанто

Тематическое планирование

Дата

Тема

Диалоги/ Стихи/ Песни/Тексты

1

Вводныйкурс «Soluton !Что такое эсперанто?

2

Знакомство с изучаемым языком. Эсперанто- международный язык.

3

Особенности фонетического строя. Ф.Алфавит. Aa-Jj.Учебники эсперанто

La chanson de l’alphabet

4

Учимся здороваться и прощаться на эсперанто. Как учить эсперанто?

5

 Понятие об артикле. Алфавит Kk-Tt.Использование школы-lernu/net

СтихотворениеLaclochedumatin

6

ВопросыQuiest-ce? / Qu’est – cequec’est?/

Использование программы Kursodeesperanto

7

Конструкция C’est …Родительный падеж Алфавит Uu – Zz

СтихотворениеEntendez-vous sous le bouleau

8

Конструкция Ouest…?Cправочники эсперанто

9

Закрепление алфавита..Пресса на эсперанто.

СтихотворениеJe veux partir avec toi

10

Счет 1-12.Сообщества эсперантистов

11

 «Куда ты идешь?» Диалоги

Диалог Ouvatu?

12

«Чем ты занимаешься?» Чтение текста.

13

Личные местоимения.

Дистационные курсы эсперанто

СтихотворениеA qui est ce joli bonnet?

14

Музей  живописи.

15

Множественное число. Музыка на эсперанто

Песня

16

Любишь ли ты спорт?

Стихотворение Lesours

17

Обобщение правил чтения. Подготовка к ролевой игре

Песня L’automne

18

Подготовка к ролевой игре. Песни на эсперанто

19

Ролевая игра. Поэзия на эсперанто

20

Давайте знакомиться!

Наши друзья по переписке. Переписка с адресатами

Диалог

21

Моя семья

21

Семейный портрет

23

Глагол être.Наши друзья в интернете.

Пословицы с глаголом être.

24

Описание внешности.

25

Цвета.

Текст

26

Глагол avoir.

27

Отрицательная форма глагола .

Сказка

28

Рассказываем о своей семье

29

Работастекстом.Чат в интернете.

30

Работа над проектом «Семейный альбом»

СтихотворениеPapa,

31

Работа над проектом «Семейный альбом»

СтихотворениеPapa,

32

Защита проектов.Фильмы

Песня

33

Защита проектов.Обобщение.

34

В школе. Новая лексика

35

ДиалогQu’est-cequetuas.Поздравления наших друзей попереписке.

36

Числительные 13-30

37

Который час? Обозначение времени.

СтихотворениеQuelle

38

Работа с лексикой.

39

Лексические игры. Закрепление.

40

Настоящее время глаголов 1 группы.

Текст

41

Императив

42

Мой класс.

ТекстМ classe

43

Предметы школьного обихода.

44

Дни недели

45

Расписание уроков.. Школьные предметы.

Диалог

46

Неопределенный артикль

47

Определенный артикль

Песня Chantons

48

Моника идет в школу. Работа с текстом

ТекстMonique  

49

Закрепление изученной темы

50

Подготовка к ролевой игре

51

Подготовка к ролевой игре

52

Ролеваяигра «

53

Повторение. Обобщающий урок

Marie

54

Поздравляем с днем рожденья!

55

Диалог Bon anniversaire

56

Вежливая просьба.

TекстAline

57

Конструкции S’il te plaît/ S’il vous plaît

58

Женский род прилагательных

Стихотворение

59

Множественное число прилагательных

60

День рождения Алана

61

Работа с текстомAlain

62

Партитивный артикль. Предлог а

63

Партитивный артикль. Предлог de

64

Французские традиции

Tекст

65

Французские праздники

66

Обобщение по теме «Праздники»

67

Обобщающий урок

68

Подготовка к итоговому концерту

69

Подготовка к итоговому концерту

70

Итоговый концерт

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература

М. И. Исаев. Столетие планового вспомогательного языка эсперанто (идея, реализация, функционирование) // Проблемы международного вспомогательного языка. — М.: Наука, 1991.

С. Н. Кузнецов. Теоретические основы интерлингвистики. — М.: Университет дружбы народов, 1987.

У. Линс. Опасный язык. — М.: Права человека ¬— Impeto, 1999.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Большая Российския энциклопедия, 1998.

Gvidlibro por supera ekzameno / Red. A. Pechan. — Budapest: Hungara Esperanto-Asocio, 1979.

Jarlibro 2001. — Rotterdam, UEA, 2001.

Metodiko en la Praktiko / Red. Zs. Barcsay. — Budapest, Hungara Esperanto-Asocio, 1982.

Plena Ilustrita Vortaro de Esperanto kun Suplemento. — Paris, SAT, 1987.

Pokrovskij, Sergio. Lingvaj respondoj. — Jekaterinburg, Ruslanda Esperantisto, 1999.

Zamenhof L.L. Fundamento de Esperanto. 10-a eldono. Pisa: Edistudio, 1991

Melnikov A.S. Specifaj kulturaj scioj de la esperantista kvazauxetno kaj ilia respeguligxo en la koncerna lingvajxo. Rostov-na-Donu, 1992. (Специфич. знания квазиэтноса эсперантистов в области культуры, их отражение в языке и речи)

Sabine Fiedler. On the main characteristics of E communication. Offprint, 2002

Blanke, Detlev. Vom Entwurf zur Sprache.// Interface. Planned languages: from concept to reality. Brussel, 2001

Elisabeth Cirio. Transnational Identity and the Esperanto Community.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...