. Что понимается под ФГОС?
методическая разработка по немецкому языку на тему

Касимова Елена Петровна

Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Что понимается под ФГОС?

Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

-  формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

-  единства образовательного пространства Российской Федерации;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- доступности получения  качественного основного общего образования;

- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

- развития государственно-общественного управления в образовании; 

- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

- условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

- работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;

- руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;

- сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

- разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;

- сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;

- авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего  образования;

- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;

- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;

- руководителей и специалистов государственных органов  исполнительной  власти, обеспечивающих разработку  порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой  аттестации выпускников основной школы;

- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об  аттестации  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

1.В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием младших школьников:

2.ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основобщего образования образовательными учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации

3.Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания

4.Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков.

3. Какие требования предъявляет новый ФГОС?

•Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

•Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

•Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования Стандарта: основные результаты образования

-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени школы;

-воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения учебных задач

-индивидуальный прогресс в основных сферах

личностного развития – эмоциональной, познавательной,  саморегуляции

го образования.

4. Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Реализация деятельностного подхода –важнейшая особенность нового стандарта

Основной результат – развитиеличности ребенка на основе учебной деятельности

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В новом ФГОС четко обозначены требования к результатам образования:

личностным, метапредметным и предметным.

К личностным результатам относятся: самоопределение;

смыслообразование ;

морально-этическая ориентация.

К метапредметным: Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

К предметным. Основа системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. 
Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. 
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

«На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: Слайд это чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. 
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника школы: 

-любящий свой народ, свой край и свою Родину; 

-уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 

-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 

-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 

-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. 
В Стандарте второго поколения прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации увеличивается, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволяет учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. 
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеурочной деятельности . Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. 
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования.

А именно отслеживаются

 - научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

- умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;

- коммуникационные и информационные умения;

- умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

- способность к контролю и самоконтролю;

- способность к творческому решению учебных и практических задач

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Теперь наличие портфолио становится обязательным требованием! Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников школы.

Сравним некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов

 В старых стандартах учитель был лектор, его роль сводилась к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить на сколько точно дети его выучили, в новых – учитель – наставник он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.

По старым стандартам роль техники на уроке сводилась к минимуму. Компьютеры использовались только на уроках информатики. По новым стандартам дети с первого класса учатся применять полученные знания на практике. И в этом им помогают компьютеры, интерактивные доски, цифровые измерительные приборы.

Раньше узнать об успеваемости ученика можно было только, посмотрев его текущие и итоговые оценки. По новым стандартам все достижения ученика можно проследить по портфолио.

В прошлых стандартах выполнение практических занятий по теме ограничивалось лабораторными работами. В новых стандартах, уже начиная с 1-го класса, ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.

 В старых стандартах весь процесс обучения, как правило, сводился к заучиванию правил. В новых стандартах главный принцип - познание через интересные формы уроков.

5. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?

Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.



6. Каковы особенности реализации воспитательной составляющей ФГОС?

Воспитательный аспект ФГОС.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:

-  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);

-  дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

-  организацию деятельности групп продленного дня;

-  классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

-  деятельность иных педагогических работников (, планы работ педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога.

-

 В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.), которые отличны от оргаНесомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Ценностно-смысловым ядром воспитательной системы школы является духовно-нравственное воспитание учащихся. Это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательными учреждениями в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Цель программы: поэтапное построение воспитательной системы, нацеленной на духовно-нравственное воспитание личности, гражданско-патриотическое сознание, уважение к правам человека, ответственность перед собой и обществом за результат своей деятельности в социальной, культурной и природной среде.

задачи:

1.Создание условий для воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющего выбирать профессиональный путь, готового обучаться в течение всей жизни.

2.Создание общего, открытого для социальной среды, школьно-семейного пространства для духовно-нравственного воспитания школьника.

3.Совершенствование условий для успешной социализации детей, для развития их интеллектуального и творческого потенциала, способствующих дальнейшему развитию и саморазвитию личности.

4.Совершенствование работы по формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

5.Создание условий для дальнейшего развития и совершенствования ученического самоуправления, активизации работы органов классного и школьного ученического самоуправления через взаимодействие Совета лидеров старшеклассников и классных руководителей.

6.Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей через внедрение в воспитательный процесс новых педагогических технологий, способствующих решению вопросов воспитания школьников.

Закономерности воспитательного процесса.

.Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

2.Единство обучения и воспитания. Формируя знания человек развивается. Развиваясь, он стремиться к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.

3.Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической системы: информационными (обмен информацией), организационно-деятельностными (методы совместной деятельности), коммуникативными (общение).

По каждому направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: (основные разделы плана воспитательной работы школы)

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

редствами разных учебных предметов, воспитательных мероприятий в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему на роду, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс ФГОС2

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса ФГОС 2 поколения...

Рабочая прграмма по иностранному языку.5 класс,ФГОС2

Данная рабочая прграмма составлена в соответствии с требованиями ФГОС2. Программа включает в себя: пояснительную записку,учебно-тематический план,календарно-тематическое планирование. Программа сост...

Рабочая программа 5 класс ФГОС1 час

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа для 6 класса по ИЗО ФГОС2

Рабочая программа для 6 класса  по ИЗО ФГОС2...

презентация к педсовету по ФГОС2

Данный материал поможет в проведении педсовета...

Рабочая программа 5 кл. ФГОС3

Календарно-тематическое планирование по ФГОС 3-го поколения. 5 класс.География....

Музыка программа ФГОС2 5 класс

Музыка, программа ФГОС2 5 класс, создана в 2022г....