Элективный курс "Mein Heimatdorf"
элективный курс по немецкому языку (9 класс) на тему
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, желающих лучше узнать историю, культуру и обычаи родного края и совершенствовать навыки владения немецким языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании.
Необходимость создания программы данного курса вызвана тем, что современные УМК по содержат достаточно страноведческого материала по приобщению учащихся к культуре немецкоговорящих стран, но в них не учитывается национально-региональный компонент, содержащий материал о конкретном регионе. Вследствие этого школьники испытывают затруднения при передаче средствами иностранного языка информации о факторах и явлениях, связанных с родной региональной культурой и, следовательно, в процессе реальной коммуникации с носителями языка они не смогут в полной мере раскрыть ее своеобразие. Помочь восполнить этот пробел может программа элективного курса “Мое село родное ”.
Актуальность разработки программы элективного курса заключается в том, что позволяет не только обучить языку, но и дать глубокие знания о культуре, родного края, формирует у школьников основы российской гражданской идентичности, что соответствует одному из современных направлений воспитания новой личности в условиях реализации основополагающих принципов ФГОС. Спецификой курса является его ярко выраженная ориентация на принцип метапредметности.
Данная разработка способствует развитию у школьников умений представлять родную культуру и историю на иностранном языке, особенно на базе материала о своей малой Родине, что также обуславливает актуальность данного курса.
Формулировка основных идей практической разработки
Именно сравнивая информацию о родной стране с информацией о стране изучаемого языка, учащиеся учатся позиционировать себя гражданами России и своей малой родины, воспринимать свой край как важную и неотъемлемую часть мировой цивилизации. Постигая историю и культуру родного края, своей малой Родины, школьники понимают, что в родной стране есть немало интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что своей Родиной можно и нужно гордиться. Осознание этого и является одним из основополагающих принципов ФГОС. Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками.
Цель разработки, ожидаемый результат.
Основной целью курса, способствующего воспитанию в школьниках чувства патриотизма и национальной гордости, является формирование у учащихся умения представить свою малую родину в условиях межкультурного общения и развитие практических навыков владения немецким языком.
В основе реализации программы курса лежит системно-деятельный подход, программа курса является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. Программа предназначена для учащихся 9 класса, желающих лучше узнать историю, культуру и обычаи родного края и совершенствовать навыки владения немецким языком.
Программа рассчитана на 8 часов. Курс включает теоретические и практические занятия.
Ожидаемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание истории села Косинского, культурных традиций;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций;
- владение лексико-грамматическим материалом на немецком языке в соответствии с темами курса;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родину и страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-строить логическое рассуждение, создавать собственные тексты (эссе и сочинение) по содержанию темы элективного курса;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Формирование ИКТ-компетентности
Выпускник научится:
-использовать возможности ИКТ в творческой деятельности (создавать и проводить проекты и презентации на немецком языке).
Основы учебной и проектной деятельности
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Смысловое чтение и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
-откликаться на содержание текста:
-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
-находить доводы в защиту своей точки зрения;
Организация учебно-воспитательного процесса.
Основной формой организации учебной работы является учебное занятие, которое предусматривает сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, более свободное поведение учащегося на занятиях, отсутствие скованности, которую в той или иной степени вызывает оценочная система на уроке.
Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения поставленных задач. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, использование технических средств, в том числе ИКТ. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
В целях формирования положительной мотивации целесообразно использовать групповые, парные, индивидуальные и коллективные формы работы, учебную дискуссию и исследовательский проект, ролевые и деловые игры, видеоэкскурсии, мультимедиалекции.
Разнообразие методов способствует осуществлению эффективного процесса обучения, воспитания и развития школьников.
Контроль знаний
На протяжении всего курса учащиеся не получают отметок, основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при выполнении различных заданий. Оценки своей деятельности и деятельности других учащихся дают сами ученики, высказывая своё личное мнение. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения и успехи в процессе непринуждённого дружеского общения.
Итоговый контроль сформированности коммуникативной компетенции проходит на заключительных занятиях:
1. В форме теста или викторины на знание фактического материала темы и умение правильно применять языковые знания.
2. При защите проекта.
3.В форме ролевой игры, где учащиеся демонстрируют свои умения применять полученные знания в устной речи.
Такая форма оценивания и контроля поддерживает неформальный интерес к курсу, повышает учебную мотивацию, снимает психологический барьер перед отметкой.
Содержание программы:
- Мое родное село. История села. Это занятие целесообразно провести в форме урока-экскурсии в школьный музей и провести беседу по экскурсии “История села Косинское”.
Основное содержание:
Мое родное село. Исторические сведения о селе. Достопримечательности. Любимый уголок.
Основная цель – расширить знания учащихся о своем родном селе, прививать чувство гордости к родине, к окружающему миру.
- Люди села. В селе проживают ветераны ВОВ и труда, интересные люди, увлеченные коллекционированием, выращиванием цветов, шитьем, вышиванием, искусством. Урок можно провести в форме урока-встречи с интересными людьми.
Основное содержание: Известные личности села. Люди, прославившие село. Люди, каких профессий живут в родном селе.
Основная цель: расширить знания учащихся о своем родном селе, познакомить с миром профессий на селе.
- Традиции жителей села. Любимые праздники нашего села. Урок целесообразно провести в форме диагностики, опроса, где учащиеся узнают какие праздники любимы на селе жителями, организовать встречу с людьми, которые организуют праздники в селе.
Основное содержание:
Обычаи и праздники народов нашего села. Местные умельцы.
Основная цель – познакомить учащихся с обычаями и нравами народов нашего села и научить описывать их на немецком языке, воспитывать уважение к быту и культуре совместно проживающих народов нашего села.
- «Экскурсии»
Основное содержание:
На производстве. Достопримечательности родного села. Школьный двор.
Основная цель – научить вести беседу по заданной теме и описывать любимый сердцу уголок, прививать чувство патриотизма и любви к родному селу, развивать творческие и коммуникативные способности детей, умение работать в коллективе.
- История создания школы. Рекомендуемая форма урока – знакомство с документами, фотографиями, видеоматериалами, иллюстрациями по теме. Можно пригласить учителей-ветеранов.
Основное содержание: история создания школы, учителя ветераны.
Основная цель: расширить знания учащихся о своем родном селе, познакомить с профессией учителя .
- Экология села. Экологические проблемы. Целесообразно провести экскурсию “Экологическая проблема” с целью выявления неблагоприятных факторов воздействия на окружающую среду.
Основное содержание: экологические проблемы
Основная цель: знать и уметь называть экологические проблемы страны, села
- Что мы называем Родиной. Занятие целесообразно провести в форме защиты учебных проектов учащихся.
Основное содержание: Родина, люди села, достопримечательности
Основная цель: Уметь описывать достопримечательности родного края
- Итоговое занятие. Его целесообразно провести в формате конференции или круглого стола, на котором будут подведены итоги работы по курсу «Мое село родное».
Основное содержание: развитие навыков диалогической речи
Основная цель: уметь вести дискуссию по заданной теме
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание учебного процесса | Формы деятельности учащихся | Образовательный продукт | Дата по плану | Дата по факту |
1 | «Мое родное село. История.» (Mein Heimatdorf. Geschichtliches) | Введение лексики. Понимание на слух речевых сообщений преподавателя, учащихся | Монологические и диалогические высказывания о том, что такое Родина и за что ее любят | Мультимедийные презенации | ||
2 | «Люди моего села. Ветераны войны и труда. Известные личности » (Menschen meines Dorfes. Arbeits – und Kriegsveteranen. Bekannte Personlichkeiten ) | Занятие по отработке устной речи. Встреча с жителями села | Знать имена земляков, которыми гордятся односельчане. Умение строить сообщение по заданной теме. | Учебные мини-проекты | ||
3 | «Традиционные праздники в селе» (Feste im Dorf). | Лекция с применением мультимедийной презентации | Описывать праздники, проводимые в селе. | Сообщения | ||
4 | «Достопримечательности родного села» (Sehenwerts) . Мой любимый уголок» (Mein Lieblingsort) | Экскурсия на производство села, осмотр достопримечательностей. | Беседа Описание достопримечательностей села, любимого уголка. | Индивидуальные отчеты по экскурсии | ||
5 | « Моя школа» (Meine Schule) | Работа с историческими документами | Монологическое высказывание | Сочинения учащихся | ||
6 | «Экологические проблемы страны и родного села» (Okologische Probleme des Landes und des Dorfes) | Проблемно-диалоговое занятие | Знают и умеют называть экологические проблемы страны, села | Творческие задания: создание рекламы, плаката по экологической проблеме | ||
7 | «Что мы называем Родиной?» (Was nennen wir unsere Heimаt?) | Защита проекта | Описывают достопримечательности родного края | Учебные проекты | ||
8 | «С чего начинается Родина?» Womit beginnt die Heimat?) | Телемост | Умеют вести дискуссию по заданной теме | Индивидуальные отчеты |
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- описывать родное село, собирать необходимую информацию и оформлять проекты о знаменитых земляках;
- знать экологические проблемы села, причины их возникновения, находить пути решения этих проблем и уметь описывать их на немецком языке;
- вести дискуссию на заданную тему;
- называть и описывать праздники, характерные для родного села;
- вести беседу об отраслях специализации хозяйств родного края;
- оформлять творческие работы на тему: «Народные умельцы нашего села», «Мое родное село», «Экологические проблемы страны и села Косинского»;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- уметь пользоваться электронными справочниками.
Литература
- Бим И.Л., Вайсбург М.Л. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки).// Иностранные языки в школе, № 6, 2003.
- Конобеев А.В. Разработка элективных курсов для средней школы – принципы и опыт работы.// АЯШ. №4 (8) – 2007.
- http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie. Элективный курс «Мой край родной». Свищёва Т.А.,Николаева О.К.
- http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie. Элективный курс по немецкому языку « Чт мы называем Родиной». Кравцова Л.М.
- http://infourok.ru/programma_fakultativnogo_kursa_moya_malaya_rodina_dlya_8-9_klassov.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Внеклассное мероприятие "Podsosnowo ist mein Heimatdorf"
Мероприятие, посвященно предстоящему 120-летию села. Проведено в рамках встречи с участниками из Азовского немецкого района....