Элективный курс "Mein Heimatdorf"
элективный курс по немецкому языку (9 класс) на тему

Программа элективного курса  предназначена для учащихся 9 класса, желающих лучше узнать историю, культуру и обычаи родного края и совершенствовать навыки владения немецким языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением в образовании.

Необходимость создания программы  данного курса вызвана тем, что современные УМК по содержат достаточно страноведческого материала по приобщению учащихся к культуре немецкоговорящих стран, но в них не учитывается национально-региональный компонент, содержащий материал о конкретном регионе. Вследствие этого школьники испытывают затруднения при передаче средствами иностранного языка информации о факторах и явлениях, связанных с родной региональной культурой и, следовательно, в процессе реальной коммуникации с носителями языка они не смогут в полной мере раскрыть ее своеобразие. Помочь восполнить этот пробел может программа элективного курса “Мое село родное ”.

Актуальность разработки программы элективного  курса заключается в том, что позволяет не только обучить языку, но и дать глубокие знания о культуре, родного края, формирует у школьников основы российской гражданской идентичности, что соответствует одному из современных направлений воспитания новой личности в условиях реализации основополагающих принципов ФГОС. Спецификой курса является его ярко выраженная ориентация на принцип метапредметности.

 Данная разработка способствует развитию у школьников  умений представлять родную культуру и историю на иностранном языке, особенно на базе материала о своей малой Родине, что также обуславливает актуальность данного курса. 

Формулировка основных идей практической разработки

 Именно сравнивая информацию о родной стране с информацией о стране изучаемого языка, учащиеся учатся позиционировать себя гражданами России и своей малой родины, воспринимать свой край как важную и неотъемлемую часть мировой цивилизации. Постигая историю и культуру родного края, своей малой Родины,  школьники понимают, что в родной стране есть немало интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что своей Родиной можно и нужно гордиться. Осознание этого и является одним из основополагающих принципов ФГОС.  Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками.

Цель разработки, ожидаемый результат.

 Основной целью курса, способствующего воспитанию в школьниках чувства патриотизма и национальной гордости, является  формирование у учащихся умения представить свою малую родину в условиях межкультурного общения и  развитие практических навыков владения немецким языком.

В основе реализации программы курса лежит системно-деятельный подход,  программа курса является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. Программа предназначена для учащихся 9 класса, желающих лучше узнать историю, культуру и обычаи родного края и совершенствовать навыки владения немецким языком.

     Программа рассчитана на 8 часов. Курс включает теоретические и практические занятия.

Ожидаемые результаты.

      Личностные универсальные учебные действия

       В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- знание истории села Косинского, культурных традиций;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций;

- владение лексико-грамматическим материалом на немецком языке в соответствии с темами курса;

       В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою  малую Родину и страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

    В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

        Регулятивные универсальные учебные действия

      Выпускник научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

         Коммуникативные универсальные учебные действия

      Выпускник научится:

-формулировать собственное мнение и позицию;                                      

-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

      Познавательные универсальные учебные действия

     Выпускник научится:

 -основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-строить логическое рассуждение, создавать собственные тексты (эссе и сочинение)  по содержанию темы элективного курса;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 -основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

 -структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

     Формирование ИКТ-компетентности

     Выпускник научится:

-использовать возможности ИКТ в творческой деятельности (создавать и проводить проекты и презентации на немецком языке).

     Основы учебной и проектной деятельности

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

      Смысловое чтение и работа с текстом

      Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

      Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

     Работа с текстом: оценка информации

      Выпускник научится:

-откликаться на содержание текста:

-связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-находить доводы в защиту своей точки зрения;

Организация учебно-воспитательного процесса.

 Основной формой организации учебной работы является учебное занятие, которое  предусматривает сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, более свободное поведение учащегося на занятиях, отсутствие скованности, которую в той или иной степени вызывает оценочная система на уроке.

Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения поставленных задач. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, использование технических средств, в том числе ИКТ. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. 

Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

В целях формирования положительной мотивации  целесообразно использовать групповые, парные, индивидуальные и коллективные формы работы, учебную дискуссию и исследовательский проект, ролевые и деловые игры, видеоэкскурсии, мультимедиалекции.

Разнообразие методов способствует осуществлению эффективного процесса обучения, воспитания и развития школьников.

Контроль знаний

   На протяжении всего курса учащиеся не получают отметок, основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при выполнении различных заданий. Оценки своей деятельности и деятельности других учащихся дают сами ученики, высказывая своё личное мнение. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения и успехи в процессе непринуждённого дружеского общения.

     Итоговый контроль сформированности  коммуникативной компетенции проходит на заключительных занятиях:

1. В форме теста или викторины на знание фактического материала темы и умение правильно применять языковые знания.

2. При защите проекта.

3.В форме ролевой игры, где учащиеся демонстрируют свои умения применять полученные знания в устной речи.

Такая форма оценивания и контроля поддерживает неформальный интерес к курсу, повышает учебную  мотивацию, снимает психологический барьер перед отметкой.

Содержание программы:

  1. Мое родное село. История села. Это занятие целесообразно провести в форме урока-экскурсии в школьный музей и провести беседу по экскурсии “История села Косинское”.

Основное содержание:

Мое родное село. Исторические сведения о селе. Достопримечательности. Любимый уголок.        

Основная цель – расширить знания учащихся о своем родном селе, прививать чувство гордости к родине, к окружающему миру.

  1. Люди села. В селе проживают ветераны ВОВ и труда, интересные люди, увлеченные коллекционированием, выращиванием цветов, шитьем, вышиванием, искусством. Урок можно провести в форме урока-встречи с интересными людьми.

Основное содержание: Известные личности села. Люди, прославившие село. Люди, каких профессий живут в родном селе.

Основная цель: расширить знания учащихся о своем родном селе, познакомить с миром профессий на селе.

  1. Традиции жителей села. Любимые праздники нашего села. Урок целесообразно провести в форме диагностики, опроса, где учащиеся узнают какие праздники любимы на селе жителями, организовать встречу с людьми, которые организуют праздники в селе.

Основное содержание:

 Обычаи и праздники народов нашего села. Местные умельцы.

Основная цель – познакомить учащихся с обычаями и нравами народов нашего села и научить описывать их на немецком языке, воспитывать уважение к быту и культуре совместно проживающих народов нашего села.

  1. «Экскурсии»

Основное содержание:

На производстве. Достопримечательности родного села. Школьный двор.  

 Основная цель – научить вести беседу по заданной теме и описывать любимый сердцу уголок, прививать чувство патриотизма и любви к родному селу, развивать творческие и коммуникативные способности детей, умение работать в коллективе.

  1. История создания школы. Рекомендуемая форма урока – знакомство с документами, фотографиями, видеоматериалами, иллюстрациями  по теме. Можно пригласить учителей-ветеранов.

Основное содержание: история создания школы, учителя ветераны.

Основная цель: расширить знания учащихся о своем родном селе, познакомить с профессией учителя .

  1. Экология села. Экологические проблемы. Целесообразно провести экскурсию “Экологическая проблема” с целью выявления неблагоприятных факторов воздействия на окружающую среду.

Основное содержание: экологические проблемы

Основная цель: знать и уметь называть экологические проблемы страны, села

  1. Что мы называем Родиной. Занятие целесообразно провести в форме  защиты учебных проектов учащихся.

Основное содержание: Родина, люди села, достопримечательности

Основная цель: Уметь описывать достопримечательности родного края

  1. Итоговое занятие. Его целесообразно провести в формате конференции или круглого стола, на котором будут подведены итоги работы по курсу «Мое село родное».

Основное содержание: развитие навыков диалогической речи

Основная цель: уметь вести дискуссию по заданной теме

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание учебного процесса

Формы деятельности учащихся

Образовательный продукт

Дата по плану

Дата по факту

1

«Мое родное село. История.» (Mein Heimatdorf. Geschichtliches)

Введение лексики. Понимание на слух речевых сообщений преподавателя, учащихся

Монологические и диалогические высказывания о том, что такое Родина и за что ее любят

Мультимедийные презенации

2

«Люди моего села. Ветераны войны и труда. Известные личности » (Menschen meines Dorfes. Arbeits – und Kriegsveteranen. Bekannte Personlichkeiten )

Занятие по отработке устной речи. Встреча с жителями села

Знать имена земляков, которыми гордятся односельчане.

Умение строить сообщение по заданной теме.

Учебные мини-проекты

3

«Традиционные праздники в селе» (Feste im Dorf).

Лекция с применением мультимедийной презентации

Описывать праздники, проводимые в селе.

Сообщения

4

«Достопримечательности родного села» (Sehenwerts) . Мой любимый уголок» (Mein Lieblingsort)

Экскурсия на производство села, осмотр достопримечательностей.

Беседа

Описание достопримечательностей села, любимого уголка.

Индивидуальные отчеты по экскурсии

5

« Моя школа» (Meine Schule)

Работа с историческими документами

Монологическое высказывание

Сочинения учащихся

6

«Экологические проблемы страны и родного села» (Okologische Probleme des Landes und des Dorfes)

Проблемно-диалоговое занятие

Знают и умеют называть экологические проблемы страны, села

Творческие задания: создание рекламы, плаката по экологической проблеме

7

«Что мы называем Родиной?» (Was nennen wir unsere Heimаt?)

Защита проекта

Описывают достопримечательности родного края

Учебные проекты

8

«С чего начинается Родина?» Womit beginnt die Heimat?)

Телемост

Умеют вести дискуссию по заданной теме

Индивидуальные отчеты

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • описывать родное село, собирать необходимую информацию и оформлять проекты о знаменитых земляках;
  • знать экологические проблемы села, причины их возникновения, находить пути решения этих проблем и уметь описывать их на немецком языке;
  • вести дискуссию на заданную тему;
  • называть и описывать праздники, характерные для родного села;
  • вести беседу об отраслях специализации хозяйств родного края;
  • оформлять творческие работы на тему: «Народные умельцы нашего села», «Мое родное село», «Экологические проблемы страны и села Косинского»;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
  •  совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  • уметь пользоваться электронными справочниками.

Литература

  1. Бим И.Л., Вайсбург М.Л. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки).// Иностранные языки в школе, № 6, 2003.
  2. Конобеев А.В. Разработка элективных курсов для средней школы – принципы и опыт работы.// АЯШ. №4 (8) – 2007.
  3. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie. Элективный курс «Мой край родной». Свищёва Т.А.,Николаева О.К.
  4. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie. Элективный курс по немецкому языку « Чт мы называем Родиной». Кравцова Л.М.
  5. http://infourok.ru/programma_fakultativnogo_kursa_moya_malaya_rodina_dlya_8-9_klassov.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Внеклассное мероприятие "Podsosnowo ist mein Heimatdorf"

Мероприятие, посвященно предстоящему 120-летию села. Проведено в рамках встречи с участниками из Азовского немецкого района....