Идеи, которые реализуются мной в образовательном процессе
статья по немецкому языку по теме
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе при обучении немецкому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikonova_g.d.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи, которые реализуются с использованием новых образовательных технологий в образовательном процессе при обучении немецкому языку.
Ф.И.О. Никонова Галина Дмитриевна
Виды технологий | Обоснование выбора | Системность использования | Результат использованием новых образовательных технологий | |
Системно-деятельностный подход | Личностно-ориентированное обучение | Выбор данной технологии обусловлен тем, что она позволяет использовать сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности, умения пополнять свои знания, раскрыть субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. На личностно-ориентированном уроке не просто создаётся благожелательная творческая атмосфера, но и постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности, для создания ситуации успеха каждого учащегося, признавая самобытность и уникальность каждого обучаемого. Таким образом, на каждом уроке ученик почувствует радость от успешно проделанной работы. | На уроках введения новых лексических единиц учащиеся самостоятельно знакомятся с незнакомой лексикой сначала устно, затем ученик пробует отличать новые лексические единицы (явления) от уже известных и выполняют действия с этими языковыми явлениями по образцу. Это первичное, часто неумелое или элементарное действие. Таким образом, мною создается на уроке личностно-ориентировочная основа для последующей ситуации успеха каждого обучаемого. Например, для формирования творческих речевых умений у слабых учеников использую речевые образцы («управляемая речь» - по И.А. Зимней), т.е. помогаю и контролирую, выбор языковых средств, содержание учебного иноязычного общения; у сильных учеников использую задания на смысловое дополнение («подготовленная речь» - по И.А. Зимней), т.е. даю определенную независимость учащимся или в выборе языковых средств, или в выборе содержания. Для формирования творческих речевых умений у одарённых детей является полностью самостоятельный выбор языковых средств, так и содержание речи («свободная речь» - по И.А. Зимней). Совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. | По такой системе работаю уже 3 года в 5 – 7 классах. Опыт имеет практическую значимость при формировании у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. К примеру, за эти три года наблюдается положительная динамика (+ 10%) в моей работе по данным системы АСУ РСО, а значение среднего балла увеличивается (+0,1). Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Проектные творческие работы ребят глубоко индивидуальны, в них виден уровень сформированности регулятивных учебных действий школьников. |
Проблемное обучение | Для формирования у учащихся учебного умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы; для обеспечения активного характера педагогического процесса использую технологию проблемного обучения. Достижению как предметных, так и метапредметных результатов способствует использование проблемного диалога. | На этапе введения нового материала или систематизации ранее изученных правил эффективным является использование заданий на анализ, обобщение, систематизацию и выявление закономерностей. Ученики добывают новые знания или обобщают изученный материал самостоятельно, а не получают в готовом виде. Например Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»- чаще всего использую загадки на немецком языке), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. | Таким образом, на проблемно-диалогических уроках сначала посредством диалога помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. | |
Технология учебно-поисковой деятельности | Для развития у учащихся командного духа, коммуникабельности и умения сотрудничать использую данную технологию, которая обеспечивает развитие умения школьника искать пути решения поставленной задачи, развивает у учащихся познавательные учебные действия, языковую догадку. | Урок-практикум (работа с аутентичными (немецкими) текстами и т.д.). Урок – исследование (реализация учащимися собственных проектов). Урок-конференция (защита групповых проектов). Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества. | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, презентации. Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта. | |
Информационно-коммуникативные технологии | ИКТ-технологии имеют следующие преимущества: развитие коммуникативных умений обучающихся; повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся; расширение возможностей предъявления информации; объективность оценки при использовании тестов, созданных мною на основе изученного материала для использования их для интерактивной доске. Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. На уроках немецкого языка аудио средства ИКТ используются регулярно, так как изучение любого языка невозможно без восприятия иноязычной речи на слух, а также учебник подразумевает использование ЭОР для формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. | Применяются на всех этапах урока: фонетическая зарядка, аудирование, актуализации знаний, изучения нового материала, закрепления изученного, обобщения и систематизации знаний, контроля и самопроверки, рефлексии. Для контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания на соответствие, например, при аудировании. Эффективной формой проверки знаний и способов действий репродуктивного уровня считаю используемые он-лайн тесты: www.StudyGerman.ru, www.Deutsch-online, www.german-language-course-online, study.ru, Deutsche-Sprache.ru, startdeutsch.ru, onlinetestpad.com | Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению страноведческой информации, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать собственные учебно-методические материалы: учебные видеоролики по различным темам, презентации, тесты, кроссворды; | |
Игровая технология | В процессе применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности; реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции. | Используются на этапе актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме проходит целый урок в рамках изучения одной темы учебника:
. | В процессе игры на уроке немецкого языка обучающиеся получают большую мотивацию для выражения своих мнений; обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем; использование игровой технологии позволяет обучающимся получить опыт общения, игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи; во время игровой деятельности снижается уровень тревожности; в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал; обыгрываются реальные жизненные ситуации. | |
Дистанционное обучение | Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 - 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с учителем, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология дистанционного обучения поможет возместить этот пробел в системе образования. Также в условиях индивидуального обучения или на дому, особенно актуальным является организация дистанционного обучения через разные формы взаимодействия учителя и ученика. В период с 2010-2015 учебные года в моей практике было и есть по одному или два ученика, обучающихся индивидуально в каждом году, при обучении которых активно использую возможность дистанционного обучения. | В процессе проведения обучения в дистанционном режиме я использую все основные типы информационных услуг: электронная почта; пересылка данных; ресурсы мировой сети Интернет. С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи. С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы к учителю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. Ресурсы сети Интернет использую в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. С помощью поисковых систем, справочников, я готовлю набор ссылок, содержащих интересный материал по изучаемым темам, и сообщаю эти ссылки обучаемым. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаю: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы. | Учащимся нравится работать с сериями упражнений, тестов, которые содержат подсказки или меню, позволяющее ученику обратиться к теоретическому материалу в случае допущенной ошибки. Такие элементы как передача данных, консультирование решают следующие задачи: | |
Электронный образовательный ресурс | Обоснование выбора | Системность использования | Результат | |
Лицензионные ЭОР | CD-диски аудиокурсов (приложения к линии учебных пособий) И.Л.Бим, Л.И. Рыжова (5,6,7,8,9,10,11 классы) CD, Москва Просвещение, 2012 | Для формирования такого учебного действия как, понимание речи на слух, оказывает развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребенка и, прежде всего, слуховой памяти, в столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Без аудирования не может быть в норме говорения, это две стороны устной речи. Аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент ее порождения. В процессе обучения иностранному языку аудирование является средством и целью обучения. | Данный вид речевой деятельности используется мной на каждом уроке: в начале урока (фонетическая зарядка); в качестве предъявления новой незнакомой лексики, как закрепление изученного материала. Речевые действия, в основе которых лежат слуховые и семантические связи языковых явлений, обеспечивающие молниеносное их понимание при восприятии устной речи, можно назвать навыком аудирования. | Аудирование дает возможность из урока в урок овладевать звуковой стороной немецкого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Через аудирование осуществляется освоение нового лексического состава и грамматической структуры. Также аудирование используется мной как средство создания прочных слуховых явлений в единстве с их значением. Создание аудитивных навыков возможно лишь при многократном восприятии этих явлений на слух, при выполнении аулитивных предречевых, условно-речевых упражнений для того, чтобы эффективно обучать школьников аудированию, четко понимаю, что собой представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения. |
Обучающие видеоматериалы | В качестве мощного средства стимулирования к изучению немецкого языка считаю использование учебных видеофильмов на уроках немецкого языка. Такие возможности обусловлены специфическим свойством видеофильмов быть второй реальностью (художественным миром, художественной реальностью, вымышленным миром, условной реальностью, иллюзией реальности, воплощением образов фантазий автора). | На уроке их использую видеоматериалы в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению, при ознакомлении с творчеством немецких писателей или художественным произведением просматриваются фрагменты фильмов для полноценной картины. Систематическое использование обучающих видеоматериалов от темы к теме с учетом возрастных особенностей обучающихся, таких, как например: «Немецкий для маленьких», «Рождество», «Климат», «Охрана окружающей среды», «Экология», «Телевизионный курс немецкого языка», «Всего хорошего», «Каникулы», Музыкальные сказки», «Гости из Берлина», «Дюссельдорф», «Дрезден» | Благодаря использованию данного ЭОР на своих уроках создаю реальные и воображаемые ситуации общения на немецком языке, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). | |
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass | Данная интерактивная система тестирования предназначена для оперативной проверки знаний учащихся и позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учеником. В основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех. | После изучения темы и раздела на уроках обобщения и систематизации изученного лексико-грамматического материала и контроля знаний и умений. Применяется мной также данный ЭОР на этапах первичного закрепления знаний, повторения изученного материала. | Проведение уроков с применением системы PROClass дает возможность сделать следующий вывод:
Благодаря статистическому представлению результатов, мне сразу видно слабые места в подготовке – соответственно, могк вернуться к пройденной теме и проработать ее с классом еще раз. По результатам опроса я могу определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь. Таким образом, достигается максимальная эффективность контроля знаний. | |
Созданные самостоятельно | Мультимедийные презентации для уроков немецкого языка | Использование мультимедийных презентаций повышает учебную мотивацию учащихся, делает урок интересным, эмоциональным, живым. Ученики получают наглядное представление об изучаемом материале. | Систематически использую собственные мультимедийные презентации при изучении таких тем как: «Погода весной», «Зима и зимние забавы», «Лето и летний отдых», «Осень и праздник урожая», «Путешествие по Германии», «Праздники в Германии», « Берлин», « Дрезден», «Дрезденская картинная галерея», «Мюнхен», « Гамбург», «Кёльн» и др. | Урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала |
Практические упражнения для интерактивной доски по темам учебника | Выбор данных средств обучения позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, а иллюстративно-информационный материал - сделать урок наглядно-иллюстративным. Хотелось бы отметить, что возможность создания тестовых заданий с помощью интерактивной доски очень трудоёмкий и долгий процесс, поэтому от использования созданных мною самостоятельно интерактивных тестовых заданий вынуждена была отказаться в пользу другого ЭОР (системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass). | Урок изучения нового материала. Урок обобщения и систематизации изученного материала. Урок контроля и проверки знаний и умений. Комбинированный урок. Интегрированный урок. | Практические упражнения для интерактивной доски помогают решить ряд проблем:
| |
Тематические видеоролики | Создание собственных видеороликов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным на всех этапах обучения. Психологические особенности воздействия создание видеоролика на учащихся - это способность управлять вниманием каждого из них и группой в целом, влиять на объем долговременной памяти и прочность запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на школьников и повышать мотивацию обучения. | Создаётся один видеоролик в полугодие, в качестве обобщения полученных знаний за прошедший период. Такие видеоролики уже три года подряд используем в проведении недели иностранных языков в школе. | Так как достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Создание собственного видеоролика помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образов, создание видеороликов способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции учащихся. | |
Интернет-ресурсы | Контролирующие средства, он-лайн тренажеры, тесты, упражнения | Тестовый контроль с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса. Кроме того, использование интерактивного ЭОР с компьютером и проектором позволяет учителю или одному из детей работать с ЭОР, а остальным участвовать в работе, организованной учителем. | Урок контроля и проверки знаний и умений. Урок обобщения и систематизации изученного материала. Упражнения тренажеров используются также в качестве домашних заданий. | Повышают интерес у обучающихся. Значительно экономят время опроса на уроке. Мини-тесты позволяют лучше усвоить изученный материал и проверить на уроке восприятие нового материала. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. |
Электронные словари, справочники, энциклопедии. Электронные библиотеки | Дают возможность учащимся самостоятельно «добывать» знания, систематизировать их, синтезировать, отбирать нужное, выделять главное. Способствуют развитию информационной компетентности. | Применяются на этапах изучения нового материала, закрепления изученного, при подготовке исследовательских работ. Урок-практикум. Урок – исследование. Урок - поиск. | Развивают у учащихся навыки исследовательской работы, формируют умение работать со справочной литературой, расширяют кругозор, прививают интерес к филологическим наукам. |
Список использованной литературы:
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
- Книга для учителя. Немецкий язык.5 класс. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. — М. : Просвещение, 2010.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: 2008
- Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: 2006 г.
- Немецкий язык. Сборник упражнений. 5—9 классы. И.Л. Бим и др. — М. : Просвещение, 2010.
- Немецкий язык. Книга для чтения. 5—6 классы. И.Л. Бим и др.—М. : Просвещение, 2010.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Педагогика-Пресс, 2005.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
- Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе - 1997 - N 6.
- Попов Д.И., Попова Е.Д. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. - М.: Аст-центрпресс, 2007
- Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика / Р.К. Потапова. - М., 2004
- Сборник рабочих программ по немецкому и французскому языкам. Издательство ВГИПК РО. — Волгоград, 2007.
- Уроки мастерства. Современный урок немецкого языка. — М. : Планета, 2011.
- Учебник «Deutsch. Klasse 5». И.Л. Бим, Л.И. Рыжова. — М. : Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР),используемых мною в образовательном процессе
1. Лицензионные 1. Библиотека электронных наглядных пособий при обучении Немецкому языку. Авторы: О.В.Заболотнова,Ч.Г.Гогичев,...
Разработайте конструкт занятия по теме «Разработка творческого проекта. Организационно – подготовительный этап» для учащихся 7 класса, на котором реализуются принципы личностно-ориентированного обучения и гуманитарные технологии.
Традиционно учебный процесс и научная деятельность опираются на некоторые компоненты интеллекта, но важны и нравственные аспекты, которые часто не учитываются или перекрываются функциональными а...
Методическая тема, над которой работает учитель звучит так:«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».
Тема самообразования учителя за 2017-2018 учебный год....
Методы воспитания, применяемые мною в образовательном процессе
Методы воспитания,применяемые мною в образовательном процессе...
Включение в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. Аспекты реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
общие психолого-педагогические особенности, характеризующие детей с неродным русским языком....
Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.
В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...
«Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату» [РИНЦ]
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21986570","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Опубликована мною разработка в сборнике "Современные тенденции организации образовател...