Методическая разработка "Языковые и лексические игры на уроке немецкого языка".
методическая разработка по немецкому языку на тему

Эта методическая тема была представлена на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovye_i_leksich._igry.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

гимназия  № 402

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Языковые и речевые лексические игры

на уроке немецкого языка»

Сообщение

на заседании ШМО

учителей иностранного языка

Санкт-Петербург

2011 год

Языковые и речевые лексические игры

на уроке немецкого языка.

        Обучение лексической стороне иноязычной речи предоставляет определенные трудности, как для учащихся, так и для учителя. Вся  работа над иноязычным словом должна обеспечить:

  1. создание мобильного словарного запаса;
  2. предотвращение его «утечки», забывания;
  3. адекватное целям общения использование его в устной речи.

Рано или поздно каждый учитель сталкивается с проблемой поиска эффективных способов и приемов овладения программным лексическим материалом. Практический опыт многих  школьных учителей свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путем выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры.

Все лексические игры делятся на языковые и речевые.

Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста. Здесь процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер, все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.

Цель речевой лексической игры – решение различных коммуникативных задач. При решении этих задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

Учитель, являющийся организатором игры, определяет ее функцию, место в учебном процессе, форму проведения и необходимое для игры время. Учитель должен вовлечь в нее как можно больше учащихся, суметь незаметно выйти из нее, дальше только наблюдая и направляя ход игры. Ошибки можно незаметно фиксировать, затем систематизировать и исправить вместе с учащимися.

Использование лексических игр на уроке немецкого языка в средней школе регламентируется следующими правилами:

  1. в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы);
  2. выбор игры и формы ее проведения зависят от количества участвующих в ней школьников;
  3. в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведется в классе в данный момент;
  4. выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией;
  5. в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения;
  6. необходимо использовать наглядность;
  7. объяснение правил игры и сама игра проводятся на иностранном языке;
  8. организатором игры, ее ведущим должен быть не только учитель, но и сильный ученик.

В основном игры не носят чисто лексический характер, они могут стать одновременно и грамматическими, орфографическими. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные желательно в конце, поскольку в них ярче выражен элемент соревнования, они могут требовать подвижности и т.д.

Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную.

Работая в парах, учащиеся могут выполнить, например, такое задание:

- один учащийся называет известную пословицу, в которой заменены некоторые слова, которые искажают смысл. А другой ученик должен опровергнуть эту пословицу, назвать правильную. И наоборот:

- один ученик предлагает другому слова по изучаемой теме, слоги или буквы в которых переставлены; нужно угадать слова и поменяться ролями.

Многие игры могут выполняться в группах, здесь имеет место соревнование, состязание:

- используя лото, серию картинок, назвать домашних животных, диких животных, птиц и т.д.;

- даются каждой команде слова (например, названия профессий), из которых образованы немецкие имена и фамилии, например:

Erich Tenk

-

Techniker

Inge Reune

-

Ingenieur

Reni Lehr

-

Lehrerin

Ina Borntal

-

Laborantin

Elke Nirm

-

Melkerin

  • “defekte” Leuchtreklame (испорченная световая реклама) вывесок магазинов и т.д.
  • Leben · mit …

… theke;                                                     Fris  ·  r        и т.д.

  • написать в алфавитном порядке изученные слова:

Apfelsine,

Birne,

Chemie      и т.д.      

  • скомбинировать слова (kombiniert Wörter):

Mond

Plan

Spiel

Licht

Affe

Tür

Sonne

Käfig

Werk

Schein

Flug

Zeug

Vogel

Ball

Haus

Leute

(Mondlicht, Spielzeug, Affenkäfig, Sonnenschein, Werkleute, Flugball, Vogelhaus, Vogelkäfig, Haustür, Hausplan,  Werkplan) и т.д.

Многие игры часто выполняются фронтально, всем классом:

  • кто больше назовет слов по заданной теме;
  • составить много слов из одного, например: der H A S E  (der Hund, der Affe, das Schwein, der Elefant);

  • выбрать правильный глагол - кто что делает:

der Tiger

bellt

die Katze

schwimmt

der Hund

miaut

der Strauβ

laüft

die Ente

brüllt

der Frosch

muht

die Kuh

quakt и т.д.

  • кто лучше, вернее повторит скороговорки на немецком языке?
  • найти продолжение пословиц из предложенных вариантов и т.д.

Но нельзя забывать, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки, поэтому их нужно применять в меру, целесообразно и планово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры на уроках немецкого языка"

Игра - один из способов обучения устной речи, когда учащимся предлагаются речевые задачи, имеющие мотив и цель речевого действия. Игра помогает освоить и закрепить различные грамматические структуры, ...

Лексические игры на уроках немецкого языка

Учитель-практик вынужден искать новые, более эффективные способы и приёмы овладения программным материалом.Исходя из своего практического опыта, могу сделать вывод о том, что большую помо...

Методическая разработка "Игры на уроках немецкого языка в начальной школе"

В данной разработке представлены различные виды игр на уроках немецкого языка. Здесь можно найти орфографические, фонетические, лексические, грамматические, психологические, вид ролевой игры, а также ...

Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе

Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе...

Лексические игры на уроках немецкого языка

Использование игр на уроках иностранного языка в начальной школе...

Доклад по теме "Лексические игры на уроках немецкого языка"

Лексические игры на уроках немецкого языкаВ последние годы повышается интерес к изучению немецкого языка. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению немецкого языка. Уч...

Лексические игры на уроках немецкого языка

Лексические игры на уроках немецкого языка...