Результаты реализации педагогического проекта
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему

Халикова Мария Вячеславовна

Педагогический проект "Достижение метапредметных результатов на уроке иностранного языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0_pedproekt_doklad_halikova_18.02.16.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение метапредметных результатов

на уроках иностранного языка

СЛАЙД 1 Тема моего педагогического проекта «Достижение метапредметных результатов на уроках иностранного языка».

Противоречия, которые возникают между тем, чему учат в школе, и тем, что пригодится в жизни, обсуждаются не одну сотню лет. Об этом свидетельствуют высказывания известных философов, писателей, педагогов. Например, Луций Анней Сенека, римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, воспитатель Нерона еще в 4 веке до нашей эры сказал СЛАЙД 2 «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». И не одну сотню лет лучшие умы человечества предпринимают попытки преодолеть данное противоречие. Такой попыткой являются и новые образовательные государственные стандарты.

Одним из главных требований новых образовательных стандартов является достижение метапредметных результатов, по сути умений, которые будут использоваться выпускниками школ как инструмент для дальнейшего приобретения знаний, поскольку образование не заканчивается по окончанию школы.

Как известно, ФГОС НОО представляют собой государственный заказ. То есть государство заинтересовано в выпускниках, которые не только обладают суммой знаний, но и умеют эти знания добывать и применять.

Эти требования обусловлены также состоянием отечественной экономики, которая формирует спрос на кадры соответствующего уровня. На рынке труда способность к самообучению, умение быстро переквалифицироваться являются одними из востребованных качеств. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы развить в учащихся эти умения и способности, подготовив их тем самым к условиям и реалиям современной жизни.

Помимо описанных требований образовательных стандартов, начав работать в школе, я столкнулась с проблемами, которые мешали мне преподавать предмет и добиваться эффективности обучения. И устранение этих проблем в конкретном классе оказалось созвучно требованиям новых образовательных стандартов.

Начав работать с учащимися пятых классов в 2014 году, я обнаружила, что школьники абсолютно не умеют работать самостоятельно. Без моего участия учащиеся не могли, зачастую, понять задания к упражнениям, выдержать требуемый формат к оформлению задания. Мне приходилось тратить много времени на объяснения, которое учащиеся не всегда воспринимали. Из-за этого терялась эффективность урока, я отходила от плана урока, не успевала. Кроме этого, мои объяснения не являлись эффективными, так как учащиеся забывали их и снова задавали вопросы, ответы на которые они уже получили. В этих условиях возникло желание выяснить причины данной проблемы, а затем ее искоренить.

Работая с учащимися, давая им самостоятельные задания, предоставляя при этом все возможности их выполнить (например, справочную литературу, словари, список ссылок в интернете, где есть информация по соответствующей проблеме), я выяснила, что учащиеся не обладают достаточной внимательностью, боятся ошибки, не умеют пользоваться справочным материалом и поисковыми системами. Кроме этого, при работе в группе над проектом учащиеся не могут распределить обязанности, правильно общаться, начинают конфликтовать.

Данные проблемы я могла решить, лишь развивая обещеучебные умения учащихся или, как они называются во ФГОС нового поколения, универсальные учебные действия, которые представляют собой метапредметные результаты обучения.

Таким образом СЛАЙД 3, предметом моего педагогического проекта являлись метапредметные учебные действия. Объектом же стали условия достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка.

СЛАЙД 4 Цель моего педпроекта заключалась в том, чтобы найти такие методы и приемы преподавания иностранного языка, которые могли бы создать условия для достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка.

Однако, приступив к достижению поставленной цели, я столкнулась с противоречием СЛАЙД 5, которое заключалось в том, что программные требования, предъявляемые к знаниям и навыкам по предмету «Иностранный язык» высоки, а метапредметные учебные умения учащихся, которые помогут им соответствовать программным требованиям практически не сформированы.

СЛАЙД 6 Гипотеза исследования состоит в том, что успешное достижение метапредметных результатов на уроках иностранного языка позволяют также увеличить эффективность достижения предметных результатов и развить у учащихся специальные учебные умения.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: СЛАЙД 7 изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме достижения метапредметных результатов; выявить дидактические средства, способствующие достижению метапредметных результатов на уроках иностранного языка; проверить эффективность предложенных средств в реальной практике; провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования СЛАЙД 8: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования; анкетирование, наблюдения, беседы, анализ и статистическая обработка результатов работы.

Научная новизна исследования состоит СЛАЙД 9: в выявлении совокупности факторов, влияющих на достижение метапредметных результатов на уроках иностранного языка; в разработке методики достижения метапредметных результатов.

Исследование проводилось в период с 2014 г. по 2016 г. и состояло из нескольких этапов СЛАЙД 10. Первый этап (январь – сентябрь 2014 года) - теоретическое осмысление проблемы, разработка и определение задач и способов их решения. Второй этап (октябрь 2014 года – октябрь 2015 года) – разработка и реализация методики достижения метапредметных результатов на уроке иностранного языка. Третий этап (ноябрь 2015 – январь 2016 года) – уточнение и обобщение результатов работы.

СЛАЙД 11 Прогнозируемые риски и методы их коррекции: существует опасность, что смещение внимания на достижение метапредметных результатов при обучении иностранному языку приведет к потере эффективности урока, снижению качества обучения. Коррекция: стимулирование учащихся использовать метапредметные умения при достижении предметных результатов.

Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете достижения метапредметных результатов, заявленное в проекте, является достаточным для их достижения: кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература); УМК, который используется в процессе обучения иностранному языку, содержит достаточное количество заданий, которые направлены на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов; имеется компьютер, электронные пособия по иностранному языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, кабинет информатики с интерактивной доской.

СЛАЙД 12 Предполагаемый результат: овладение общими навыками учебной деятельности; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок; способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени; социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

Прежде чем приступить к организации работы по достижению метапредметных результатов на уроке иностранного языка, необходимо обратиться к определению метапредметных результатов, которые даются во ФГОС нового поколения. Они определяются следующим образом: «…освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

СЛАЙД 13 Следовательно, основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Выявление сформированности или несформированности универсальных учебных действий осуществляется непосредственно в процессе учебной деятельности. Наблюдая за учащимися и оценивая их по критериям, представленным в таблице на раздаточном материале в приложении №1, я, опираясь на статистические данные, сделала следующие выводы об уровне сформированности УУД у учащихся 5 классов на начало 2014-2015 учебного года.

СЛАЙД 14 На диаграмме видно в процентном соотношении сформированность у учащихся УУД на начало обучения в 5 классе. Данная диагностическая работа помогла мне спланировать работу по достижению метапредметных результатов на уроках иностранного языка и выявить непосредственно тех учащихся, кому нужна помощь. Кроме этого, на основе данной же работы осуществлялся индивидуальный подход.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. То есть задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы и приемы обучения, которые сформируют у учащихся универсальные учебные действия.

Одним из таких методов является метод проектов. Для того чтобы начать его реализовывать, мне необходимо было познакомится с понятием проект СЛАЙД 15, которому дается следующее определение: «Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению».

Я выбрала именно этот метод, поскольку применение метода проектов связано с большими преимуществами СЛАЙД 16. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

За время работы мои учащиеся реализовали следующие проекты СЛАЙД 17:  «Моя школа» (5 класс – 2015 год), «Мир моих увлечений» (5 класс – 2014, 2015 год, для участия в городском конкурсе презентаций на иностранном языке), «Немецкое турбюро» (6 класс – 2015 год), «Мы издаем книгу» (6 класс – 2015 год), «Мой любимый спортсмен» (5, 6 класс – 2015 год). Процесс работы, презентации и конечный результат некоторых из них представлены на слайде СЛАЙД 18.

СЛАЙД 19 На уроках я реализовывала краткосрочные и среднесрочные, индивидуальные и групповые образовательные проекты. Данные виды проектов являются наиболее подходящими для учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Для учащихся я разработала схему реализации проекта. Она представляет собой таблицу, которые учащиеся заполняют на различных этапах работы над проектом. Эта таблица представлена на раздаточном материале в приложении №2.

Особое внимание я уделяю рефлексии СЛАЙД 20, которая является заключительным этапом работы над проектом. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия непосредственно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Я позаимствовала некоторые приемы рефлексии у своих коллег. Для проведения рефлексии я использую следующие упражнения: СЛАЙД 21

1. Упражнение «Комплимент». Используется для проведения рефлексии для завершения работы над групповым проектом. Учащимся предлагается сделать членам своей группы комплимент, объяснив почему.

2. Упражнение «Рефлексивный экран». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Данные фразы представлены в раздаточном материале в приложении №3.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

3. Упражнение  "Благодарю…". В конце работы над проектом учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

4. Упражнение «Цветочная поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап проекта. Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Применение на уроке метода проектов позволило повлиять на уровень сформированности универсальных учебных действий (ДИАГРАММА), что в свою очередь помогло повысить мотивацию учащихся и как следствие повысить успеваемость по предмету.

На слайде представлен уровень сформированности УУД на начало и конец реализации проекта. СЛАЙД 22

На следующем слайде СЛАЙД 23 представлена диаграмма отражающая в процентном соотношении количество детей с высокой мотивацией изучения немецкого языка.

Анкетирование проводилось по адаптированной методике Н.Г. Лускановой. Анкета включала вопросы, которые представлены в раздаточном материале в приложении №4.

Далее СЛАЙД 24 представлены диаграммы, где отражено в процентном соотношении качество знаний моих учащихся за первое и второе полугодие 2014-2015 учебного года, период, когда реализовывалась практическая часть проекта.

Таким образом, реализовав свой педагогический проект, я пришла к выводу СЛАЙД 25, что метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности, то есть формирует такую личность, которая будет успешна в реалиях современной жизни, что и является задачей основного общего образования и описывается в стандартах как метапредметные результаты обучения.

При подготовке к реализации проекта я изучала рассматриваемую проблему в следующих источниках. Их список представлен на слайде СЛАЙД 26.

Результаты проекта опубликованы на сайте                                               . Ссылка и скриншот представлены на слайде СЛАЙД 27.

СЛАЙД 28 Спасибо за внимание!

Список литературы и интернет-источников

  1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
  2. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». http://www.vestishki.ru/node/1205
  3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
  4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.
  5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.
  6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.
  7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.
  8. ФГОС основного общего образования. – М.: Просвещение: 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация реализации педагогического проекта по теме " Формирование ОКК обучающихся в рамках развивающей обучающей среды "Обучение хореографии"

В данной презентации представлены материалы по реализации педагогического проекта с обучающимися и их родителями....

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

Анализ реализации педагогического проекта

Анализ реализации педагогического проекта...

ОТЧЁТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ» В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ

В рамках реализации проекта систематически, по мере изучения конкретных тем, осуществлялась диагностика уровня развития и сформированности финансовой грамотности у обучающихся 6-7-8, 10-11 классов по ...