Развитие мнемических процессов школьников на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку (6 класс) на тему

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_statya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Т.Ю. Поспелова,

                                        учитель немецкого языка  МБОУ гимназии  № 108        

О вопросе развития мнемических процессов  (памяти) школьников

      Преимущество осмысленного, логического запоминания над механическим хорошо известно из жизненной практики и подтверждено в многочисленных, посвященных этой проблеме экспериментах.

В условиях современной школы – требования к продуктивности умственной деятельности школьников постоянно растут.

Для решения проблемы противоречия между объемом получаемых и усвояемых учащимися знаний имеет выработка приемов умственной, логической деятельности.    

     Проблема памяти - одна из актуальных проблем психологической науки.                            Ее теоретическое значение определяется тем существенным вкладом, какой вносит изучение этой проблемы в исследование структуры интеллектуальной сферы психической жизни человека и функциональных связей,  которые характеризуют эту структуру.

Данная статья  имеет целью кратко представить результат работы по изучению вопроса о роли мышления в мнемической деятельности школьников, диагностики памяти учащихся.

Были определены  следующие задачи работы:

- выяснить преимущество логической памяти над механической.

- изучить возрастные особенности быстроты и прочности произвольного запоминания разных видов словесного материала.

 Гипотеза исследования:

 Развитие логической памяти у подростков способствует наиболее эффективному усвоению школьной программы.

      Память – бесценный дар, богатство, позволяющее думать, учиться, творить – быть человеком А.Р. Лурия говорит о памяти: «Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время  и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания» поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли.

В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Наиболее существенно в этих определениях:

- явление памяти – производное нервной системы;

- любое воздействие – события внешнего мира или внутренние реакции – оставляет след, информацию в сфере наших движений, эмоций и мыслей;

- память обеспечивает длительное хранение информации;

- то, что стало достоянием памяти при соответствующих условиях оживляется, оказывается предметом сознания;

- процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

       Память – понятие многозначное, при всей кажущейся ясности того, что под ней подразумевается. Главная и постоянная забота учителя – вооружать учащихся прочными знаниями, т.е. в большом объеме и надолго. Учитель должен учитывать сведения касающиеся психики и памяти ученика. Любое воздействие, идущее от учителя, оставляет след в области чувств, мыслей или движений ученика, длительное хранение нужной информации в его памяти можно организовать процессом обучения: при соблюдении определенных условий следы памяти оживают и приобретенная школьником информация выявляется, актуализируется. В зависимости от соответствующих возрасту и индивидуальных особенностей школьников мнемическая деятельность имеет как общие так и специфические черты.

Стихийно или сознательно учитель влияет на характер явлений памяти, способствует их правильному течению, но бывает и препятствует полноценному функционированию памяти и ее развитию.

Память определенного человека индивидуальна и зависит от многих факторов – физических, психологических.  Говорят, что памятей столько же, сколько и добродетелей.

Специфически человеческая память – словесно-логическая, содержанием которой являются наши мысли и речь. Словесно-логическая память – это не простое запечатление, а переработка словесной информации, выделение из нее наиболее существенного, отвлечение от несущественного и удержание в памяти не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей которые выражены ими. В основе словесно-логической памяти всегда лежит сложный процесс  периодирования сообщаемого материала, связанный с отвлечением от несущественных деталей и общением центральных моментов информации. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации ею на том, что желательно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием и без нее нельзя гарантировать сохранение следов памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна также работа совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Условие правильного  функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации запоминаемого. Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи со следующими звеньями:

потребность – мотивация— внимание — концентрация — организация

Забывание происходит всякий раз при разрыве связи между звеньями этой цепи. Возможны три причины разрыва связи между звеньями:

- отсутствие потребности, интереса или мотивации.

- недостаток внимания или концентрации внимания.

- плохая организация материала.  

Таким образом, без концентрации внимания нельзя ожидать, что мысль оформится в виде правильной структуры, облегчающей ее извлечение из памяти. Внимание – центральное звено в цепи процессов памяти. Это необходимая предпосылка для запоминания. При обретении контроля над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти,  но особенно эффективны мнемические приемы: так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками» или «адресами» намного упрощает доступ к ним.

        С целью облегчить запоминание осуществляется некоторая группировка материала, базирующаяся в основном на временной или пространственной смежности элементов запоминаемого материала, а не на их смысловой близости, которая допускает более разнообразные пути связи, а значит и более разнообразные приемы запоминания. И таким способом запоминается не только какой-либо один вид материала разными детьми  одного итого же возраста, но и одними и теми же детьми в разных условиях запоминания; произвольном и непроизвольном, при предъявлении разных видов материала,  при выполнении разных видов деятельности. Этим и определяются  относительно более высокие коэффициенты корреляции памяти в более младших возрастах.

        В старшем возрасте отмечается уже заметно меньшая однородность мнемических процессов как у разных детей, так и у одних и тех же испытуемых в разных условиях запоминания. С возрастом увеличиваются  различия в способах запоминания, применяемых не только разными испытуемыми, но и одними и теми же из них. Этим объясняется  уменьшение величины корреляции в более старшем возрасте. Несовпадение приемов запоминания применяемых одними и теми же учащимися в разных случаях объясняется тем, что происходящий переход в более старшем возрасте от простых и однообразных способов по преимуществу  непроизвольного запоминания к более сложным и разнообразным приемам опосредованного запоминания осуществляется не сразу, не по отношению ко всем  приемам запоминания одновременно. Поэтому в одних случаях, при запоминании одного вида материала, наиболее подходящие для данных условий оказываются уже освоенными и применяются, в то время как способы, пригодные для другого вида материала, могут быть тем же самым испытуемым еще не найдены или недостаточно освоены. А это значит, что  при запоминании одного вида материала тот или иной испытуемый  может обнаружить высокий уровень запоминания, а при предъявлении других видов материала может оказаться на одном  из последних мест по сравнению с другими испытуемыми  т. к. одни из них быстрее овладевают одними приемами, подходящими для запоминания одного вида информации или в одних условиях, а другие лучше владеют иными приемами, более подходящими для других видов материала и для других условий запоминания. Показатели корреляции между уровнями запоминания у одних и тех же учащихся  в разных случаях будут незначительны.

       Проведенные исследования показывают, что с возрастом продуктивность запоминания в школьные годы, в целом, увеличивается. Таким образом, однозначное решение этого вопроса, о соотношении быстроты и прочности запоминания отсутствует.

  Ученые указывают на два вида изменений: трансформацию и реинтеграцию образов. Трансформацию можно сравнить с мультипликцией. Например, предмет округляется, расширяется, меняется окраска, появляется новый образ. Реинтеграция – восстановление  целостного образа из частей. Реинтеграция – подлинный процесс памяти, трансформация же представляет собой, как говорит Блонский,  «то, что обычно в жизни называют воображением». Как образная память тесно связана с воображением, так вербальная память  связана с мышлением. Согласно его концепции «полем встречи памяти и мышления  является внутренняя речь. В онтогенезе она, по гипотезе ученого, развивается из слушания чужой речи. Слушая мы запоминаем слышимое, в результате чего слышимые нами мысли из продуктов  мышления становятся в дальнейшем  объектом вербальной памяти. Здесь мышление переходит в память.

Во всех исследованиях,  посвященных особенностям кратковременной  и долговременной памяти справедливо подчеркивается: даже хорошо понятое и один раз правильно изложенное без повторения не запоминается. Забывание идет особенно интенсивно именно в первые дни. Рекомендуется поэтому повторять материал в первые дни после заучивания, по «горячим следам », пока материал еще не забыт.

       

Литература:

1. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.-с. 112-242.

2. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967, 300 с

3. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

4. Выготский JI. С. Психология. М., 2000. 1008 с.

5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982, Т. 2.

6. Гальперин П. Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, 1970.

 7. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931. 280 с.

 8. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 103 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка

Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.

Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся....

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...

Развитие читательской компетентности школьников на уроках иностранного языка на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight)

Научить детей читать на иностранном языке можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению,  а затем потребность в нём, как сделать чтение интересным и ...