Развитие мнемических процессов школьников на уроках иностранного языка
статья по немецкому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Поспелова,
учитель немецкого языка МБОУ гимназии № 108
О вопросе развития мнемических процессов (памяти) школьников
Преимущество осмысленного, логического запоминания над механическим хорошо известно из жизненной практики и подтверждено в многочисленных, посвященных этой проблеме экспериментах.
В условиях современной школы – требования к продуктивности умственной деятельности школьников постоянно растут.
Для решения проблемы противоречия между объемом получаемых и усвояемых учащимися знаний имеет выработка приемов умственной, логической деятельности.
Проблема памяти - одна из актуальных проблем психологической науки. Ее теоретическое значение определяется тем существенным вкладом, какой вносит изучение этой проблемы в исследование структуры интеллектуальной сферы психической жизни человека и функциональных связей, которые характеризуют эту структуру.
Данная статья имеет целью кратко представить результат работы по изучению вопроса о роли мышления в мнемической деятельности школьников, диагностики памяти учащихся.
Были определены следующие задачи работы:
- выяснить преимущество логической памяти над механической.
- изучить возрастные особенности быстроты и прочности произвольного запоминания разных видов словесного материала.
Гипотеза исследования:
Развитие логической памяти у подростков способствует наиболее эффективному усвоению школьной программы.
Память – бесценный дар, богатство, позволяющее думать, учиться, творить – быть человеком А.Р. Лурия говорит о памяти: «Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания» поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Наиболее существенно в этих определениях:
- явление памяти – производное нервной системы;
- любое воздействие – события внешнего мира или внутренние реакции – оставляет след, информацию в сфере наших движений, эмоций и мыслей;
- память обеспечивает длительное хранение информации;
- то, что стало достоянием памяти при соответствующих условиях оживляется, оказывается предметом сознания;
- процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Память – понятие многозначное, при всей кажущейся ясности того, что под ней подразумевается. Главная и постоянная забота учителя – вооружать учащихся прочными знаниями, т.е. в большом объеме и надолго. Учитель должен учитывать сведения касающиеся психики и памяти ученика. Любое воздействие, идущее от учителя, оставляет след в области чувств, мыслей или движений ученика, длительное хранение нужной информации в его памяти можно организовать процессом обучения: при соблюдении определенных условий следы памяти оживают и приобретенная школьником информация выявляется, актуализируется. В зависимости от соответствующих возрасту и индивидуальных особенностей школьников мнемическая деятельность имеет как общие так и специфические черты.
Стихийно или сознательно учитель влияет на характер явлений памяти, способствует их правильному течению, но бывает и препятствует полноценному функционированию памяти и ее развитию.
Память определенного человека индивидуальна и зависит от многих факторов – физических, психологических. Говорят, что памятей столько же, сколько и добродетелей.
Специфически человеческая память – словесно-логическая, содержанием которой являются наши мысли и речь. Словесно-логическая память – это не простое запечатление, а переработка словесной информации, выделение из нее наиболее существенного, отвлечение от несущественного и удержание в памяти не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей которые выражены ими. В основе словесно-логической памяти всегда лежит сложный процесс периодирования сообщаемого материала, связанный с отвлечением от несущественных деталей и общением центральных моментов информации. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации ею на том, что желательно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием и без нее нельзя гарантировать сохранение следов памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна также работа совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Условие правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации запоминаемого. Механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи со следующими звеньями:
потребность – мотивация— внимание — концентрация — организация
Забывание происходит всякий раз при разрыве связи между звеньями этой цепи. Возможны три причины разрыва связи между звеньями:
- отсутствие потребности, интереса или мотивации.
- недостаток внимания или концентрации внимания.
- плохая организация материала.
Таким образом, без концентрации внимания нельзя ожидать, что мысль оформится в виде правильной структуры, облегчающей ее извлечение из памяти. Внимание – центральное звено в цепи процессов памяти. Это необходимая предпосылка для запоминания. При обретении контроля над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны мнемические приемы: так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками» или «адресами» намного упрощает доступ к ним.
С целью облегчить запоминание осуществляется некоторая группировка материала, базирующаяся в основном на временной или пространственной смежности элементов запоминаемого материала, а не на их смысловой близости, которая допускает более разнообразные пути связи, а значит и более разнообразные приемы запоминания. И таким способом запоминается не только какой-либо один вид материала разными детьми одного итого же возраста, но и одними и теми же детьми в разных условиях запоминания; произвольном и непроизвольном, при предъявлении разных видов материала, при выполнении разных видов деятельности. Этим и определяются относительно более высокие коэффициенты корреляции памяти в более младших возрастах.
В старшем возрасте отмечается уже заметно меньшая однородность мнемических процессов как у разных детей, так и у одних и тех же испытуемых в разных условиях запоминания. С возрастом увеличиваются различия в способах запоминания, применяемых не только разными испытуемыми, но и одними и теми же из них. Этим объясняется уменьшение величины корреляции в более старшем возрасте. Несовпадение приемов запоминания применяемых одними и теми же учащимися в разных случаях объясняется тем, что происходящий переход в более старшем возрасте от простых и однообразных способов по преимуществу непроизвольного запоминания к более сложным и разнообразным приемам опосредованного запоминания осуществляется не сразу, не по отношению ко всем приемам запоминания одновременно. Поэтому в одних случаях, при запоминании одного вида материала, наиболее подходящие для данных условий оказываются уже освоенными и применяются, в то время как способы, пригодные для другого вида материала, могут быть тем же самым испытуемым еще не найдены или недостаточно освоены. А это значит, что при запоминании одного вида материала тот или иной испытуемый может обнаружить высокий уровень запоминания, а при предъявлении других видов материала может оказаться на одном из последних мест по сравнению с другими испытуемыми т. к. одни из них быстрее овладевают одними приемами, подходящими для запоминания одного вида информации или в одних условиях, а другие лучше владеют иными приемами, более подходящими для других видов материала и для других условий запоминания. Показатели корреляции между уровнями запоминания у одних и тех же учащихся в разных случаях будут незначительны.
Проведенные исследования показывают, что с возрастом продуктивность запоминания в школьные годы, в целом, увеличивается. Таким образом, однозначное решение этого вопроса, о соотношении быстроты и прочности запоминания отсутствует.
Ученые указывают на два вида изменений: трансформацию и реинтеграцию образов. Трансформацию можно сравнить с мультипликцией. Например, предмет округляется, расширяется, меняется окраска, появляется новый образ. Реинтеграция – восстановление целостного образа из частей. Реинтеграция – подлинный процесс памяти, трансформация же представляет собой, как говорит Блонский, «то, что обычно в жизни называют воображением». Как образная память тесно связана с воображением, так вербальная память связана с мышлением. Согласно его концепции «полем встречи памяти и мышления является внутренняя речь. В онтогенезе она, по гипотезе ученого, развивается из слушания чужой речи. Слушая мы запоминаем слышимое, в результате чего слышимые нами мысли из продуктов мышления становятся в дальнейшем объектом вербальной памяти. Здесь мышление переходит в память.
Во всех исследованиях, посвященных особенностям кратковременной и долговременной памяти справедливо подчеркивается: даже хорошо понятое и один раз правильно изложенное без повторения не запоминается. Забывание идет особенно интенсивно именно в первые дни. Рекомендуется поэтому повторять материал в первые дни после заучивания, по «горячим следам », пока материал еще не забыт.
Литература:
1. Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.-с. 112-242.
2. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М., 1967, 300 с
3. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.
4. Выготский JI. С. Психология. М., 2000. 1008 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982, Т. 2.
6. Гальперин П. Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти // Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, 1970.
7. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М., 1931. 280 с.
8. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-33095-1362201729.jpg)
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148326-1353411211.jpg)
Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...
Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-245993-1680102370.jpg)
Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.
Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306243-1611065509.jpg)
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855587-1479890389.jpg)
Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка
Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...
Развитие читательской компетентности школьников на уроках иностранного языка на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight)
Научить детей читать на иностранном языке можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению, а затем потребность в нём, как сделать чтение интересным и ...