доклад на городском методическом семинаре
статья по немецкому языку на тему

Цебро Елена Александровна

доклад посвящен преодолению проблем преподавания иностранного языка подросткам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmts.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

     То, о чём я буду говорить – это не только теория. Технология – это инструмент, при использовании которого можно достичь положительного результата. Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны, не отмахиваясь от проблем своего ребёнка, поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребёнке стремление преодолевать свои учебные проблемы.

     Причины неуспеваемости:

  1. Низкая мотивация
  2. Интеллектуальная пассивность
  3. Неправильные навыки учебной деятельности
  4. Неправильное отношение к учебному труду
  5. Неразвитые познавательные интересы

Программа преодоления неуспешности в обучении

иностранному языку

    Учитель должен думать о том,

чтобы сначала ученика сделать пригодным к принятию образования.

Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями,

сначала должен пробуждать в ученике стремление к обучению,

делать ученика, по крайней мере, годным к образованию.

Каменский

     В последнее десятилетие значительно увеличилось число учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, на что указывают специальные исследования психологов и педагогов, а также исследования медико- социологического характера, в которых отмечается, что число детей с аномальным развитием возрастает с каждым годом в связи с нарушениями экологического равновесия, физическими и эмоциональными перегрузками женщин на производстве и в семье, ростом алкоголизма и наркомании, низкой культурой семейного воспитания и общения и т.д. (Г.Ф.Кумарина, В Г Степанов и др.)

     Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с обучением в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально – психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

     По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому – либо предмету ( или по всем предметам сразу) в четверти или в году.

     Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают школьную программу, испытывают трудности при взаимодействии со своими сверстниками и учителями.

     Понятие «неуспеваимость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.

    Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемость, к выявлению вызывающих её причин.

     Типы неуспеваемости:

  • Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно»  и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования , и соотносится с требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под  неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата.

Факторы, усиливающие неуспешность:

  • Генетическое неблагополучие
  • Физиологические недостатки
  • Социальная среда

     Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на школьных методических объединениях в нашей школе, на педсоветах, совещаниях.

     Дети из ККО характеризуются пониженной обучаемостью. Они, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально-запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, количество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к сбалансированным воздействиям  нашей среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патоло гическим и социально-психологическим срывам. Это особенно видно в нашей школе.

     У детей с пониженной обучаемостью плохо развито (недостаточно сформировано) логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Эти дети умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Эффективность и качество умственной деятельности повышается при применении наглядных средств обучения. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности приводит к тому, что уровень интуитивно-практического мышления у таких детей выше словесно-логического. Они предпочитают показать (поскольку это им легче), как надо сделать, чем объяснить вербально. Им чрезвычайно трудно перейти от отвлечённого к конкретному и наоборот. Для них характерно смещение понятий, трудности в формировании содержательных сообщений, формализм в усвоении знаний. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремятся копировать уже известные способы выполнения заданий, избегая интеллектуального напряжения даже при выполнении доступных их заданий. Приём и переработка сенсорной информации требует более длительного периода, чем у обычных детей. Кроме того у детей из ККО обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас.

     Считается, что все отмеченные и перечисленные особенности представляют собой результат снижения тонуса общей познавательной активности, которая – и это чрезвычайно важно – неразрывно связана с мотивационной сферой таких учащихся.

       Коллектив нашей школы пришёл к выводу, что залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися, за счёт групповых и индивидуальных консультаций.

     Учителя предметники нашей школы планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создаётся ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся. И тогда учащийся может твёрдо сказать: «Я это знаю»

     Найдя причину отклонения в развитии ребёнка, учитель ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.

Оказание помощи неуспевающим ученикам на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим  с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке учебников, вспомогательной литературы, словарей
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы (прочитанного/услышанного), высказанной сильными учениками.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
  • Напоминание приёма и способа выполнения задания
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило
  • Ссылка на грамматические правила, которые необходимы для выполнения задания, упражнения
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требования к их оформлению
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

     

Система работы по формированию положительного отношения к

учению у неуспевающих школьников

Формируемые

отношения

Этапы работы

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но непривлекательный материал.

Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель, ученик только воспринимает.

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

Ученик действует самостоятельно.

Отношение к себе, своими силам.

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий.

Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий.

Отношение к учителю (коллектив).

Подчеркнутая объективность, нейтралитет.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Говоря об индивидуализации обучения мы выделяем два основных аспекта:

  • Учет индивидуальных особенностей и способностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
  • Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов

Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:

  • отчетливая целенаправленность урока;
  • оптимальный психологический режим;
  • оптимальный темп и ритм работы;
  • систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
  • завершенность операций;
  • достаточное организационное и материальное обеспечение;
  • непрерывный контроль и самоконтроль;
  • восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
  • закрепление и усовершенствование знаний и умений;
  • экономия времени на уроке.

Исходя их этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.

Алгоритмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Классному руководителю

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

  • анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся)
  • беседу с психологом
  • беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий
  • беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку

Вести контроль за:

  • посещением неуспевающего учащегося психолога (если такая помощь необходима)
  • успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю –предметнику
  • уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося
  • разработать совместно с ребёнком план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти

электронные дневники, очень большая работа соцпедагога и психолога

Учителю-предметнику

  • выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями, завучем в решении задач по успешности обучения детей
  • планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися используя карту индивидуальных достижений

Социально-психологической службе

  • составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребёнку
  • довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий и бесед, т.е. тесная взаимосвязь классного руководителя и родителей

Заместителю директора по УВР

  • регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успеваемости обучения детей
  • оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспешности учащегося через посещение уроков и собеседование
  • проведение собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц
  • проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Виды работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики

Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета

  • создание микроклимата в классе
  • алгоритмизация действий
  • удержание интереса
  • формирование мотивации к обучению
  • стимулирование оценкой, похвалой
  • Вести карту наблюдения
  • Работа в группах, парах
  • Уроки коррекции знаний
  • Индивидуальные консультации
  • Опорные конспекты, памятки
  • Дидактические игры

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений

Для предупреждения неуспеваемости

Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими учащимися

  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников)
  • Творческие задания

В изучении нового материала

При ликвидации выявленных пробелов в знаниях

При выявлении пробелов в знаниях

Для формирования мотивации, интереса к учёбе

Воспитательная работа

Регулярно опираясь на контроль со стороны учителей-предметников

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учёбе

Индивидуальный подход, создание комфортной среды

  • Опора на хобби
  • Проведение тематических классных часов, предметных недель
  • Вовлечение в кружки

Работа с родителями

При отставании в учёбе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье

Для определения профессионально-педагогической помощи родителям, выяснения причин неуспеваемости

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов

Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями

Работа ведётся регулярно

Установление единых требований

Помощь родителям в коррекции успеваемости ребёнка

Совет профилактики

Бесспорно: сегодня как никогда актуальна мысль – образованный человек не тот, кто всё знает, а тот, кто знает где найти и как решить то, чего он не знает! И это самое главное чего мы должны добиться в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском методическом объединении учителей технологии

«Развитие творческих способностей на уроке технологии»...

Доклад на городском методическом объединении

Тема доклада: "Формы и методы организации свободного времени в логопедической группе по развитию творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников"...

Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы "Сетевые сообщества учителей"

Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе педагога...

городской методический семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»

выступление на городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»...

Выступление на городском методическом семинаре

Использование квест-технологий на уроках английского языка...