доклад на городском методическом семинаре
статья по немецкому языку на тему
доклад посвящен преодолению проблем преподавания иностранного языка подросткам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmts.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
То, о чём я буду говорить – это не только теория. Технология – это инструмент, при использовании которого можно достичь положительного результата. Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны, не отмахиваясь от проблем своего ребёнка, поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребёнке стремление преодолевать свои учебные проблемы.
Причины неуспеваемости:
- Низкая мотивация
- Интеллектуальная пассивность
- Неправильные навыки учебной деятельности
- Неправильное отношение к учебному труду
- Неразвитые познавательные интересы
Программа преодоления неуспешности в обучении
иностранному языку
Учитель должен думать о том,
чтобы сначала ученика сделать пригодным к принятию образования.
Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями,
сначала должен пробуждать в ученике стремление к обучению,
делать ученика, по крайней мере, годным к образованию.
Каменский
В последнее десятилетие значительно увеличилось число учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, на что указывают специальные исследования психологов и педагогов, а также исследования медико- социологического характера, в которых отмечается, что число детей с аномальным развитием возрастает с каждым годом в связи с нарушениями экологического равновесия, физическими и эмоциональными перегрузками женщин на производстве и в семье, ростом алкоголизма и наркомании, низкой культурой семейного воспитания и общения и т.д. (Г.Ф.Кумарина, В Г Степанов и др.)
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с обучением в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально – психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому – либо предмету ( или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают школьную программу, испытывают трудности при взаимодействии со своими сверстниками и учителями.
Понятие «неуспеваимость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемость, к выявлению вызывающих её причин.
Типы неуспеваемости:
- Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
- Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования , и соотносится с требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата.
Факторы, усиливающие неуспешность:
- Генетическое неблагополучие
- Физиологические недостатки
- Социальная среда
Вопрос о профилактике неуспешности обучения был неоднократно предметом обсуждения на школьных методических объединениях в нашей школе, на педсоветах, совещаниях.
Дети из ККО характеризуются пониженной обучаемостью. Они, в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально-запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Значительно худшее, чем у других сверстников, количество адаптационных механизмов делает их уязвимыми по отношению к сбалансированным воздействиям нашей среды, обусловливает предрасположенность этих детей к патоло гическим и социально-психологическим срывам. Это особенно видно в нашей школе.
У детей с пониженной обучаемостью плохо развито (недостаточно сформировано) логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Эти дети умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Эффективность и качество умственной деятельности повышается при применении наглядных средств обучения. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности приводит к тому, что уровень интуитивно-практического мышления у таких детей выше словесно-логического. Они предпочитают показать (поскольку это им легче), как надо сделать, чем объяснить вербально. Им чрезвычайно трудно перейти от отвлечённого к конкретному и наоборот. Для них характерно смещение понятий, трудности в формировании содержательных сообщений, формализм в усвоении знаний. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремятся копировать уже известные способы выполнения заданий, избегая интеллектуального напряжения даже при выполнении доступных их заданий. Приём и переработка сенсорной информации требует более длительного периода, чем у обычных детей. Кроме того у детей из ККО обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас.
Считается, что все отмеченные и перечисленные особенности представляют собой результат снижения тонуса общей познавательной активности, которая – и это чрезвычайно важно – неразрывно связана с мотивационной сферой таких учащихся.
Коллектив нашей школы пришёл к выводу, что залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление учебных планов, выделение часов на индивидуальную работу с обучающимися, за счёт групповых и индивидуальных консультаций.
Учителя предметники нашей школы планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создаётся ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся. И тогда учащийся может твёрдо сказать: «Я это знаю»
Найдя причину отклонения в развитии ребёнка, учитель ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.
Оказание помощи неуспевающим ученикам на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
При организации самостоятельной работы |
|
Система работы по формированию положительного отношения к
учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости. | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. | Существенный, важный, но непривлекательный материал. | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель, ученик только воспринимает. | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса. | Ученик действует самостоятельно. |
Отношение к себе, своими силам. | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий. | Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий. | Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий. | |
Отношение к учителю (коллектив). | Подчеркнутая объективность, нейтралитет. | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Говоря об индивидуализации обучения мы выделяем два основных аспекта:
- Учет индивидуальных особенностей и способностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
- Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов
Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования и должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
- отчетливая целенаправленность урока;
- оптимальный психологический режим;
- оптимальный темп и ритм работы;
- систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
- завершенность операций;
- достаточное организационное и материальное обеспечение;
- непрерывный контроль и самоконтроль;
- восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
- закрепление и усовершенствование знаний и умений;
- экономия времени на уроке.
Исходя их этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.
Алгоритмы работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся)
- беседу с психологом
- беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку
Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося психолога (если такая помощь необходима)
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю –предметнику
- уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося
- разработать совместно с ребёнком план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти
электронные дневники, очень большая работа соцпедагога и психолога
Учителю-предметнику
- выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями, завучем в решении задач по успешности обучения детей
- планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися используя карту индивидуальных достижений
Социально-психологической службе
- составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребёнку
- довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий и бесед, т.е. тесная взаимосвязь классного руководителя и родителей
Заместителю директора по УВР
- регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успеваемости обучения детей
- оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспешности учащегося через посещение уроков и собеседование
- проведение собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц
- проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Виды работы | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета |
|
|
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений | Для предупреждения неуспеваемости | Индивидуальный подход в работе со слабоуспевающими учащимися |
|
В изучении нового материала | При ликвидации выявленных пробелов в знаниях | |||
При выявлении пробелов в знаниях | Для формирования мотивации, интереса к учёбе | |||
Воспитательная работа | Регулярно опираясь на контроль со стороны учителей-предметников | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учёбе | Индивидуальный подход, создание комфортной среды |
|
Работа с родителями | При отставании в учёбе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье | Для определения профессионально-педагогической помощи родителям, выяснения причин неуспеваемости | Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями |
Работа ведётся регулярно | Установление единых требований | Помощь родителям в коррекции успеваемости ребёнка | Совет профилактики |
Бесспорно: сегодня как никогда актуальна мысль – образованный человек не тот, кто всё знает, а тот, кто знает где найти и как решить то, чего он не знает! И это самое главное чего мы должны добиться в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом семинаре "Предмет черчения и дополнительные возможности для преподавания его в школе".
Необходимость подготовки грамотных инженерных кадров....
Доклад на городском методическом объединении учителей технологии
«Развитие творческих способностей на уроке технологии»...
Доклад на городском методическом объединении
Тема доклада: "Формы и методы организации свободного времени в логопедической группе по развитию творческих способностей и познавательных интересов у младших школьников"...
Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы "Сетевые сообщества учителей"
Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе педагога...
городской методический семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»
выступление на городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»...
Доклад на городском методическом объединении воспитателей по теме "Духовно- нравственное воспитание школьников посредством воспитательных мероприятий в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с младшими школьниками...
Выступление на городском методическом семинаре
Использование квест-технологий на уроках английского языка...