Использование пословиц и поговорок в обучении немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку на тему
Статья посвящена использованию пословиц и поговорок на уроке немецкого языка. В статье приводится классификация упражнений с использованием пословиц и поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_poslovits_i_pogovorok_v_obuchenii_nemetskomu_yazyku.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пословиц и поговорок в обучении немецкому языку
Аннотация: Статья посвящена использованию пословиц и поговорок на уроке немецкого языка. В статье приводится классификация упражнений с использованием пословиц и поговорок.
Ключевые слова: пословица, поговорка, урок немецкого языка, внеурочная деятельность.
В процессе обучения немецкому языку в качестве выразительных средств, способствующих развитию языкового чутья, произношению, а также пониманию культуры народа, выступают пословицы и поговорки.
В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией В.Н. Ярцевой В.П. Жуков даёт следующие определения пословицам и поговоркам. Пословица – «краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения (простого или сложного). Пословица обладает буквальным и переносным смыслом». Например, Мал золотник, да дорог. [ЛЭС 1990: 238]. Поговорка – это «краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение», например, мал, да удал [ЛЭС 1990: 279].
В словаре Duden-online указывается, что пословица – это краткое, легко запоминающееся предложение, которое содержит практическую житейскую мудрость (URL: http://www.duden.de/rechtschreibung/Sprichwort), например, Was vom Herzen kommt, glaubt das Herz ‘Что от сердца идёт, тому верит сердце’.
Пословицы и поговорки обладают общими свойствами, которые делают их незаменимыми в учебном процессе, а именно, краткость, точная рифма, простая сбалансированная форма.
На разных этапах обучения в школе пословицы и поговорки помогают решать различные задачи.
- С помощью пословиц и поговорок можно совершенствовать и корректировать фонетические навыки, такие как:
- твёрдый приступ (Knacklaut): Ende gut- alles gut; Aller Anfang ist schwer; Anfang gut, alles gut; Keine Antwort ist auch eine Antwort;
- чтение и произношение дифтонгов: “Morgen, morgen nur nicht heute.’’- sagen alle faulen Leute; Ohne Fleiß kein Preis; Eile mit Weile; Die Zeit teilt, heilt, eilt; Einmal ist keinmal;
- произношение звуков, например, [O], [E]: Keine Rose ohne Dornen; Morgenstunde hat Gold im Munde;
- интонацию различного рода предложений: Herz, was begehrst du?; Das Herz lügt nicht.
2. Пословицы и поговорки помогают автоматизировать и активизировать грамматические формы и конструкции, например:
- порядок слов в придаточных предложениях, например, в придаточных условия: Ist der Bauch satt, so ist das Herz froh;
- употребление глагола-связки: Ein Herz ist des andern Spiegel; Das Herz ist reich oder arm, nicht die Kiste;
- употребление модальных глаголов: Vom Herzen gern, sagen die Bauer, wenn sie müssen; Wer nicht arbeitet, soll auch nicht essen; Wer will, der kann; Wer “A” sagt, muss auch “B” sagen.
3. Можно использовать пословицы и поговорки для того, чтобы формировать навыки продуктивной устной и письменной речи:
- развивать навыки устной диалогической речи (работа в парах или группах): составьте диалог или полилог на тему «Morgenstunde hat Gold im Munde»;
- развивать навыки письменной речи (работа индивидуально или в группах): напишите сочинение или сочините сказку в группе на тему «Erst wägen, dann wagen».
На старшем этапе обучения работа с пословицами продолжается, возрастает жизненный опыт учащихся, они могут выразить своё отношение к конкретной ситуации, поэтому возможно использований задания проблемного характера:
- Опишите картину, употребив следующие пословицы.
- Составьте диалог по данной ситуации с пословицами, соответствующими теме.
- Какая из приведённых пословиц может служить заголовком текста?
- Какая пословица соответствует содержанию данной картины? Почему?
- Составьте план по тексту, используя пословицы.
- Составьте рассказ, употребив максимальное количество пословиц.
Работа с пословицами и поговорками может проводиться как в классе, так и во внеурочной деятельности (конкурсы, викторины). Варианты заданий могут быть следующими:
1.«Салат из пословиц и поговорок».
Учащимся даются вперемешку слова из известных им пословиц и поговорок и предлагается объединить их в группы, расположить их в правильном порядке и дополнить недостающими словами.
2. «Сходные пословицы».
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся называют аналогичные русские.
3.«Угадай пословицу».
Участвуют команды по пять человек в каждой. Учитель даёт задание – комически изобразить три пословицы. Пословицу угадывает команда противника. В случае затруднения ей помогают болельщики.
4. «Беспроигрышная лотерея полезных советов».
Во вращающийся барабан кладут свёрнутые карточки, на которых написаны полезные советы в виде пословиц.
5. «Сочиним пословицу».
Задача – сочинить пословицу, которая отражала бы сегодняшний день.
6.«Нарисуй и узнай пословицу».
Участники игры (их может быть до пяти) подходят к учителю и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: на мольберте нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать её.
7. «Аукцион пословиц поговорок».
Аукцион можно проводить на различные темы. Побеждает тот, кто последним назовёт пословицу и поговорку по данной теме.
Некоторые исследователи, такие как Л.Б. Савенкова, Д.Г. Мальцева и другие отмечают, что, изучая пословицы и поговорки на иностранном языке, мы можем лучше понять носителей этого языка. В пословицах отражаются особенности истории, культуры, быта народа. Каждый народ аккумулирует в пословице свой собственный опыт [Мальцева 1991; Савенкова 2002].
Например, в пословице «Die Kanzlei ist eines Fürsten Herz» отражены права чиновников и власти. В Германии их приказы и решения вступали в силу лишь тогда, когда они были заверены в канцелярии. Пословица также подтверждает, что канцелярия монарха, это место, где составляются и подписываются важные факты, письменные поручения и контракты [Seiler 2011: 250].
Наиболее сложные для понимания пословицы и поговорки можно использовать с примечаниями. Это поможет учащимся легче усваивать информацию об истории и культуре страны изучаемого языка. Пословицы — не самая обширная, но самая характерная часть фольклорного наследия народа. Учащиеся старших классов могут выполнять задания по определению происхождения пословицы. Для этого им необходимо работать с разными источниками информации, приводить жизненные примеры. Такой вид работы следует отнести к проектной деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что пословицы являются очень важным дополнением к урокам. Актуальным представляется использование пословиц на разных этапах урока, например, в ходе разминки и на основном этапе. Пословицы и поговорки полезно использовать на всех ступенях обучения: младшей, средней и старшей.
Список литературы:
- Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС)/Гл. ред. В.Н.Ярцева.— М.: Сов. энциклопедия, 1990 — 683 с.
- Мальцева, Д.Г. Страноведение через фразеологизмы/ Высшая школа, М.: 1991 – 173 с.
- Савенкова, Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокуль-турологический аспекты Текст. / Л.Б. Савенкова. — Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 2002- 240 с.
- Duden-online [Электронный ресурс] [Офиц. сайт] URL: http://www.duden.de/rechtschreibung/Sprichwort (дата обращения 15.04.2015).
- Seiler, Friedrich: Deutsche Sprichwörterkunde. Barsinghausen, 2011- 472 S.
- Simrock, Karl : Die deutschen Sprichwörter. Einl. v. Wolfgang Mieder. Stuttgart, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в школе.
Использование пословиц и поговорок в обучениианглийскому языку в школе....
Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе
Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу...
Использование пословиц и поговорок в обучении анг-лийскому языку в средней школе.
Цель данной работы – познакомить учащихся с возникновением, образованием и особенностями устойчивых словосочетаний в английском и русском языках и показать, как национальная окраска этих выражен...
методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...
Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.
Материал содержит подбор пословиц по изучаемым темам....
Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку.
Пословицы и поговорки прошли долгий и славный путь в классах наших школ. Это благодатный материал, используемый в обучении. Трудно отыскать курс английского языка, который бы обхо...