Порядок слов в предложении
учебно-методический материал по немецкому языку (9 класс) на тему
В данном грамматическом материале содержится информация о порядке слов в простом и распространённом предложении с прямым и обратным порядком слов, в вопрорсительном предложении с вопросительным словом и без него, в побудительном предложении. Теория сопровождается примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poryadok_slov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания.
Так же как и в русском, в немецком языке различают:
- повествовательные предложения (Aussagesätze), z.B. Der Student liest ein Buch.
- вопросительные предложения (Fragesätze)
- с вопросительным словом, z.B. Was liest er?
- без вопросительного слова, z.B. Liest er viel?
- побудительные предложения (Befehlsätze), z.B. Lies dieses Buch!
Нераспространенное и распространенное простое предложение
Простое нераспространенное предложение состоит из подлежащего и сказуемого.
Подлежащее может быть выражено любой именной частью речи. Особенно часто в роли подлежащего выступают имена существительные и местоимения, z.B.
Die Studenten lesen. Sie lesen.
Формальным признаком сказуемого является глагольная форма, которая согласуется с подлежащим в лице и числе (спрягаемая форма глагола), z.B.
Ich arbeite. Du arbeitest. Wir arbeiten.
Сказуемое в немецком языке может быть простым и сложным.
Простое сказуемое выражено одним глаголом в какой- либо спрягаемой форме (в любом времени, залоге, наклонении, т.е. может состоять из нескольких частей), z.B.
Die Studenten arbeiten. Die Studenten werden arbeiten.
Сложное сказуемое может быть глагольным (состоит, как правило, из модального глагола и неопределенной части основного глагола, z.B. Der Student will lesen.)
или именным (в центре находится предикатив, т.е. именная часть сказуемого, соединенный с подлежащим при помощи глагола- связки sein , z.B. Er ist Flieger. Er ist jung. Er ist 14 Jahre alt.
Простое распространенное предложение включает кроме подлежащего и сказуемого второстепенные члены предложения:
- определение (das Attribut), z.B. Dieser Student liest viel.
Die Studenten unserer Gruppe lesen viel.
- дополнение (das Objekt), z.B. Der Student schreibt den Eltern einen Brief.
Порядок слов в предложении с 2 дополнениями:
- если оба дополнения выражены существительными, то дополнение в Dativ стоит перед дополнением в Akkusativ, z.B.
Wir schenken der Mutter ein Album.
- если оба дополнения выражены личными местоимениями, то дополнение в Akkusativ стоит перeд дополнением в Dativ, z.B.
Wir schenken es (das Album) ihr (der Mutter).
- если одно дополнение выражено местоимением, а другое существительным, то местоимение стоит перед существительным, z.B.
Wir schenken es (das Album) der Mutter.
Wir schenken ihr (der Mutter) das Album.
- дополнение с предлогом стоит после дополнения без предлога, z.B.
Paul schreibt seinem Opa über den neuen Film.
- обстоятельство (das Adverbiale), z.B. Er lebt jetzt in Moskau.
Порядок слов в простом предложении
Прямой порядок слов: - подлежащее
- спрягаемая часть сказуемого
- второстепенные члены предложения
- неизменяемая часть сказуемого
z.B. Wir gehen ins Kino.
Meine Studenten werden bald nach Minsk fahren.
Mein Bruder ist Student.
Alle haben diesen Artikel gelesen.
Der Lehrer liest den Text vor.
Обратный порядок слов - второстепенный член предложения
- спрягаемая часть сказуемого
- подлежащее
- второстепенные члены предложения
- неизменяемая часть сказуемого
z.B. Im Januar fährt unsere Gruppe nach Kiev.
Bald werden die Ferien.
In Moskau hat er zehn Tage verbracht.
Vielleicht ist der Dekan beim Rektor.
Порядок слов в вопросительном предложении
с вопросительным словом - вопросительное слово или
вопросительное слово + существительное
- спрягаемая часть сказуемого
- подлежащее
- второстепенные члены предложения
- неизменяемая часть сказуемого
z.B. Wer ist heute zu spät gekommen?
Wessen Buch ist das?
Wohin wird er im Sommer fahren?
без вопросительного слова- спрягаемая часть сказуемого
- подлежащее
- второстепенные члены предложения
- неизменяемая часть сказуемого
z.B. Ist er Architekt?
Werden diese Studenten im Labor arbeiten?
Studiert er an der Universität?
Порядок слов в побудительном предложении
- сказуемое (перед сказуемым может стоять только обращение)
- остальные члены предложения
- отделяемая приставка
z.B. Liebe Freunde, seid aufmerksam!
Gib mir bitte dein Heft!
Schreibt den Text ab!
Machen Sie die Tür zu!
Lesen wir den Text!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Порядок слов в предложении
Упражнения...
Порядок слов в предложении
Презентация к интересному исследованию на уроке русского языка. В презентацию вошли слайды с вопросами к карточкам - исследовательскому материалу (подобрать можно свои примеры предложений), а та...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Урок по развитию речи в 8 классе. Построен с учётом требовании ФГОС. Имеет очевидную практическую направленность. Работа по учебнику чередуется с работой над репродукциями. Осо...
«Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.
Тип урока: урок изучения и первичности закрепления нового материала Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);- расширять знания об отечест...