Интегрированный урок по немецкому языку и математике
методическая разработка по немецкому языку (5 класс) на тему

 

  1. Что же такое интеграция предметов?

  2. Интегрированный урок по немецкому языку и математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что же такое интеграция предметов?

Под словом «интеграция» понимается объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин.

Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно и подробно увидеть картину материала. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык с информатикой.

Актуальность

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории так и для практики.

Цель современной системы образования - формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

И в этом большую роль играет межпредметная связь.

Трудности

Но, к сожалению, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Порой можно услышать от детей такой вопрос: «Зачем нам химия? Нам она в жизни не пригодится». Не зная, что ответить, мы начинаем ругать учеников: «Вы ничего не хотите знать. Вам ничего не нужно…». Хотя вопрос по существу. Учебная программа должна быть построена так, чтобы темы предметов совпадали и учащиеся понимали смысл изучаемых предметов. Могли полученные знания на одном уроке, применить и расширить на других предметах и, конечно же, применить в жизни.

«Межпредметные движения» педагогов.

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.

А между тем 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной  работы. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела.

Вспомним урок черчения. Нас учили специальному шрифту. Для чего? Чтобы применить знания на уроках географии и истории при выполнении работ с контурной картой. И с нас спрашивали строго. Урок электротехники? Связь с физикой и практика в жизни.

Можно сделать вывод, что в советские времена большую значимость имела межпредметная связь. То есть свои знания мы применяли не только на других предметах, но и в жизни.

В настоящее время по разным причинам тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин  перестала быть научно актуальна, а решение реально существующей проблемы оказалось переданным учителю.

        Каждый учитель при аттестации должен дать открытый урок. От учителя вечно требуют каких-то инноваций, часто даже не понимая, что традиционный, правильно составленный урок  в сто раз более эффективен как для учителя, так и для ученика. Учитель не может дать обычный рабочий урок. А от него требуют "изобрести" и показать что-то новое!

Поэтому учитель хватается за интеграцию. Это действительно очень трудно - интегрировать предметы!  В зарубежной практике этим занимаются профессора и методисты, которые имеют экспериментальные площадки и их труд соответствующим образом оплачивается. А у нас кто во что горазд.

Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных предметов в рамках 40 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

В настоящее время интегрированные уроки имеют творческий характер.

Задачи

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных уроков. 

Вот некоторые из таких задач: 

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметах;
  • организация работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

В настоящее время интегрированные уроки имеют творческий характер.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Эффективность интеграции зависит от нескольких факторов:

  • удачного сочетания учебных предметов  и изучаемых тем,
  • тщательной подготовки учителя и настроя ребят на работу;
  • отбора и сочетания методов, приемов с учетом возрастных возможностей детей.

К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым материалом из параллельной дисциплины;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при более подробном изучении материала, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить два предмета, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав объединяемых компонентов;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность)  расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.

В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.

Особенности проведения интегрированного урока

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины.

Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Когда возможна интеграция предметов?

Она предполагает выполнение трёх условий:

- объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.

Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Взаимодействие учителей при этом может строиться по-разному.

Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них;

один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом;

весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Вариации интегрированных уроков

Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.

Современная направленность среднего образования тесно связана с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в интеграции с информатикой. В частности, такой комплекс часто используется в начальной школе. Математика и языки чаще всего интегрируются с информатикой. Дети закрепляют новые знания с помощью персонального компьютера. Современным детям доставляет большое удовольствие работа с компьютером и учёба для них становится более увлекательной. Дети могут выполнять на компьютере как обычные задания стандартного урока, так и новые, непривычные для них упражнения. Основная цель такого урока – изучение нового материала (либо закрепление темы) наряду с освоением приёмов работы на компьютере.

Современное образование предполагает такие уроки сделать обязательными и отрегулировать их регулярность (например, раз в четверть). Это не означает, что компьютеризация постепенно лишает человека почерка, но образование преследует цели социализации. Школа выполняет общественный запрос и готовит детей к требованиям производства.

Наверное, самый распространённый вариант интегрированных уроков – предметы эстетического цикла. Синтез музыки и хореографии, изобразительного искусства наиболее полно преподносит ребятам учебный материал. Знания становятся более осмысленными, ученики глубже вникают в изучаемый вопрос. Такие уроки продуктивны: они не только дают знания ребятам, но и вдохновляют их на собственное творчество.

Эффективны уроки лингвистической направленности. Обычно они имеют сравнительный характер, например, анализируется какой-нибудь аспект грамматики русского и английского языков.

Как подготовить интегрированный урок

Начинается подготовка с составления подробного плана урока.

Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап.

Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.

В конце урока все ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. То есть цель должна быть достигнута. На этапе закрепления учителя должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы.

Уже упоминалась перегрузка, которой, к сожалению, не удаётся избежать некоторым учителям. Нагромождение материала, наглядностей, активных видов работы утомляют ребёнка, и он перестаёт воспринимать учебный материал. Наша цель – изучение темы в межпредметном контексте, а не погоня за объёмами знаний.

Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространённая практика. Семинары, в свою очередь, подразделяются на семинар-исследование, семинар-дискуссию и семинар- «круглый стол».

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка.

Интегрированный урок по немецкому языку и математике

Косарькова Элла Юрьевна, учитель немецкого языка

Класс: 5

Тема урока: «Применение вычислительных навыков».

Форма проведения урока: Командная игра.

Тип урока: интегрированный урок по математике и немецкому языку.

Цели урока:

  •   Образовательная: формирование математических и лингвистических навыков в  нестандартных ситуациях; гуманизация обучения математики.
  •   Развивающая: развитие познавательного интереса; развитие мышления, смысловой памяти; формирование речевых иноязычных компетенций в процессе обучения математике.
  • Воспитательная: развитие коммуникативных навыков обшения; умения слушать и слышать.
    Используемые технологии: игровые, развивающие, технология коллективного взаимодействия, ИКТ.

Оборудование: схема – карта станций, названия станций, таблицы длин измерений,  рисунок тарелки, магнитофон, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор,  компьютер, экран, компьютерные презентации, подготовленные учащимися.

Ход урока

Liebe Gäste, heute findet in unsere Schule das Mathematikspiel statt. Wir werden heute rechnen und zahlen auf die deutsche Sprache. In unseres Fest nehmen drei Mannschaften teil. Sie heißen „Kleine Wikinger“, „Gespensterkinder“  und „Piraten“. Also, liebe Leute! Wer die Antwort auf die Frage hat, hebt die Hand.

Für jede richtige Antwort bekommt die Mannschaft:

Wer am Ende des Spiels mehr Münzen hat, ist Sieger. Also, los! Viel Erfolg beim Spiel.  

1 РАУНД:  

К доске вызывается по одному человеку из каждой команды. Упр .92 стр.22

„Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

Работа со зрителями. Zuschauer

Прочитайте числа.

1 hundert – 100

1 Tausend -1000

1 -1000000

1 – 1000 000 000

„Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

502

6 001

90 050

7000 850 127

56 000 709 000

340 004 090 300

1 000 000 031

1 000 100 999

15

152

514

2 537

5 007

52 615

86 820 000 800

383 365  409 707

380

907

60 239

102 400

999 999

21 085 000 000

63 009 000 050

56 000 709 000

[Н.Я. Виленкин математика 5 класс cтр. 7,  упр. 5;стр. 6, упр. 1;cтр. 8, упр.12]

«Das Lied».

Жюри подсчитывают баллы.

1. Zehn kleine Wikinger, die bauten’s Schiff zu klein,

Der eine ging nicht mehr hinein, da waren’s nur noch neun.

2. Neun kleine Wikinger, die fuhren durch die Nacht.

Der eine ritt auf’nem Delfin, da waren’s nur noch acht.

3. Acht kleine Wikinger, die sahen Land und blieben,

Der eine woll’t nicht weiter gehen, da waren’s nur noch sieben.

4. Sieben kleine Wikinger, die trafen dort’ne Hex’.

Der einer fand die Hexe nett, da waren’s nur noch sechs.

5. Sechs kleine Wikinger, die wuschen ihre Strümpf.

Der rutschen in den See, da waren’s nur noch fünf.

6. Fünf kleine Wikinger, die tranken sehr viel Bier.

Der eine wurde furchtbar krank, da waren’s nur noch vier.

 7. Vier kleine Wikinger, die blieben bis zum Mai.

Der eine wollte schnell zurück, da waren’s nur noch drei.

8. Drei kleine Wikinger, die kamen an die Schlei.

Der eine schwamm nach Haithabu, da waren’s nur noch zwei.

9. Zwei kleine Wikinger, die kaufen Met und Wein.

Der eine krank zuviel davon, da war es nur noch ...

10. Ein  kleiner Wikinger, der lud zur Hochzeit ein.

Die Sigrid wurde seine Frau, da waren’s wieder zwei. [Das Deutschmobil, Lehrbuch 2, Mass Media, Москва 1994, стр.39]

2 РАУНД:  

Гонг

[Н.Я. Виленкин математика 5 класс: cтр. 21, упр 83]

К доске вызывается по одному человеку из каждой команды. Выдаю карточки. Ребята записывают примеры на доске, решают  и комментируют на немецком языке.

„Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

35+5=

43-6=

6х7=

65х10=

72:9=

59+1=

30-1=

9х4=

50:10=

48:6=

37+3=

51-4=

8х8=

10х70=

56:7=

Работа со зрителями. Zuschauer [Н.Я. Виленкин математика 5 класс: cтр. 21, упр 83]

Работа по цепочке.

Wir rechnen! 

 „Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

Muster: У1.Wie viel ist 3+4=? У2.3+4 ist 7.

Muster: У1: 14-4 ist 10. Stimmt das? → У2: Ja, das stimmt. 14-4 ist 10.

Muster: У1: Ist sechs plus sechs zwoelf? → У2:Ja, es ist richtig. Sechs und sechs ist zwoelf.

44+6=

27-8=

5х9=

100:100=

81:9=

28+12=

24-7=

9x6=

100x100=

40:8=

35+5=

30-1=

8х8=

50:10=

10х70=

«Das Lied».

Жюри подсчитывают баллы.

3 РАУНД:  

Гонг

Задание: расшифруй тайнопись.

Аа

Вв

Сс

Dd

Ee

Ff

Gg

Hh

Ii

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Jj

Kk

Ll

Mm

Nn

Oo

Pp

Qq

Rr

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ss

Tt

Uu

Vv

Ww

Xx

Yy

Zz

 

19

20

21

22

23

24

25

26

 

„Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

9,3,8→12,9,5,2,5→4,5,21,20,19,3,8

9,3,8→12,9,5,2,5→

13, 1, 20, 8, 5, 13, 1, 20, 9, 11.

9,3,8→12,9,5,2,5→

19,15,13,13,5,18,6,5,18,9,5,14

Работа со зрителями. Zuschauer

– Ребята, я буду диктовать по-немецки, а вы записываете в тетрадях цифры: 13, 1, 20, 8, 5, 13, 1, 20, 9, 11. Победит та команда, которая первая расшифрует тайнопись, (MATHEMATIK).

«Das Lied».

Жюри подсчитывают баллы.

4 РАУНД:  

Гонг

Задание: Каждой команде я читаю текст (2 раза), а вы должны внимательно прослушать его, понять и сказать сколько раз в тексте употреблялись числительные и назвать их.

„Kleine Wikinger“,

„Gespensterkinder“  

„Piraten“

Ich habe am ersten Juni Geburtstag. Ich feiere meinen Geburtstag am Samstag, dem dritten Juni, und mache eine Party im Garten. Die Party fängt um 4 Uhr nachmittags an. Ich bin schon 11 Jahre alt. Ich lade 8 Freunde ein.

Der Elefant ist stark und kräftig. Er ist bis zu 6000 kg schwer. Er kann 4 m hoch und 6 m lang werden. Die Ohren sind sehr groβ. Sie können 1,80 m breit werden. Die Stoβzähne können 3 m lang werden.

«Das Lied».

Жюри подсчитывают баллы.

5 РАУНД:  

Гонг

In der Klasse lernen 11 Jungen und 9 Maedchen. Wie viel Kinder lernen in der Klasse?



lernen – учиться

«Das Lied».

Жюри подсчитывают баллы.

6 РАУНД:  

Гонг

Задачи на движение.

Домашнее задание.

Домашнее задание: Приготовить сообщение о великих немецких математиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по немецкому языку, 3 класс.

интегрированный урок (немецкий язык и музыка) на тему "Der Herbst" можно провести в 3 классе для закрепления изученного во 2 части учебника и для знакомства с немецким композитором....

интегрированный урок музыка+немецкий язык

интегрированный урок музыка +немецкий язык по сказке "Теремок" во 2классе....

Интегрированный урок по немецкому языку "Путешествие в Бонн" для 5 класса

Разработка интегрированного урока (немецкий язык - музыка - ИЗО - драматизация) в форме витруального путешествия по небольшому, но очень известному городу Германии с богатой и непростой историей. Ребя...

" In my free time"Интегрированный урок ( Английский + немецкий языки)

Урок для  учащихся 10 класса ,изучающих два языка....

Интегрированный урок по немецкому языку и географии "Диалог культур"

Урок обобщения и систематизации знаний. Направлен на формирование следующих задач: воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности, развивать языковые способности и устойчивый интерес...

Интегрированный урок по немецкому языку и географии "Planet der Wunder"

Познавательный урок, направленный на расширение знаний детей о космосе и космонавтике; формирование у длетей чувства патриотизма; воспитание чувства уважения к немецко-говорящим странм....

Методическая разработка "Интегрированный урок: литература, немецкий язык. Баллада Ф.Шиллера«Водолаз» и В.А.Жуковского«Кубок»"

Данный интегрированный урок разработан для учащихся 6-х классов школы с углубленным изучением немецкого языка. Целью урока является более глубокое ознакомление со страной изучаемого языка и ее культур...