Программа предпрофильного курса на немецком языке для учащихся 9 класса "Немцы в истории Санкт-Петербурга"
методическая разработка по немецкому языку (9 класс) на тему
Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.
Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.
Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_515_korotina_n.e._predprofilnyy_kurs_9_klass_nemtsy_v_istorii_spb._doc.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Уважаемые родители и учащиеся!
Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.
Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.
Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов школ с углубленным изучением немецкого языка. Она состоит из 13 модулей и рассчитана на 35 учебных часов. По типу данный курс является межпредметным и содержит материал, выходящий за рамки школьной программы, обеспечивающий расширение лингвокультуроведческой компетенции учащихся.
Цель программы:
Основной целью программы является углубление и расширение государственной учебной программы по немецкому языку, что, в свою очередь обеспечит учащимся успешную сдачу ЕГЭ на повышенном уровне, а также успешное поступление в ВУЗ на факультет иностранных языков и даст возможность в дальнейшем использовать приобретенные знания в будущей профессии.
Задачи программы:
- Расширение общеучебной компетенции и общего кругозора учащихся.
- Развитие навыков исследовательской работы в области истории, иностранного языка и искусства.
- Углубление лингвистических знаний по всем видам речевой деятельности.
- Углубление знаний о родном городе, о его истории, культуре и традициях.
- Развитие творческих способностей и коммуникативной культуры.
- Овладение учащимися дополнительными умениями и навыками для успешной самостоятельной исследовательской деятельности и групповой проектной работы.
Программа имеет модульное построение и представляет собой хронологическое предъявление исторического материала. Каждый модуль программы отражает конкретный период истории, т.е. осуществляется знакомство учащихся с историческим и культурным развитием Санкт-Петербурга по эпохам, а также с условиями жизни немецких поселенцев в городе, с их бытом, традициями и деятельностью.
Программа использует исторические очерки современников, тексты оригинальных исторических документов, материалы по истории, географии и культуре города, материал печатных изданий на немецком и русском языках. Используемые пособия доступны учащимся и не требуют дополнительных временных затрат.
Каждый модуль программы снабжен богатым наглядным материалом. На занятиях используются картины, фотографии, схемы, таблицы, исторические карты.
Основной формой работы является занятие с использованием интерактивных методов обучения, а также проектно-творческих заданий.
Методы обучения:
- работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом,
- индивидуальная и групповая исследовательская деятельность;
- работа в парах и группах сменного состава;
- игры, конкурсы, творческие задания;
- творческие мастерские;
- заочные экскурсии;
- работа по методу «круглый стол»,
- проектные работы;
- ролевые игры
- работа с коллажами.
Предполагаемый результат:
В ходе работы над программой учащиеся должны:
- расширить и углубить свои знания по истории и культуре Санкт-Петербурга;
- познакомиться с историей появления первых немецких поселений в России и в нашем городе, а также с жизнью, традициями и профессиональной деятельностью петербургских немцев;
- научиться самостоятельно находить информацию по определенной теме в различных источниках;
- обогатить словарный запас;
- усовершенствовать навыки работы с текстами, направленными на понимание полного, основного или выборочного содержания;
- усовершенствовать навыки работы со словарем.
Формы контроля:
Программа предполагает выставление оценок в ходе занятия отдельным учащимся, а также аттестацию в рамках каждого модуля, которая проводится в следующих формах:
- викторина;
- реферат;
- устное сообщение по теме;
- тест;
- презентация проектной работы,
- презентация исследовательской работы по выбранной теме, посвященной истории петербургских немцев,
- конкурс экскурсий,
- круглый стол.
Содержание программы
9 класс
Модуль 1.Русско-немецкие отношения и династические связи.
Первые контакты русских и немцев. История появления первых немецких поселенцев на территории России. Этапы, причины, пути переселения немцев на территории России. Немецкие принцессы.
Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа.
Итоговая аттестация: презентация исследовательской работы.
Практическая работа: исследовательская работа, посвященная поиску актуальной информации о династических связях российских императоров с немецкими принцессами.
Модуль 2. Первые немцы на берегах Невы.
История появления первых немецких поселенцев в Санкт-Петербурге. Этапы и причины поселения немцев в Петербурге.
Основные методы: работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение.
Итоговая аттестация: тест.
Практическая работа: групповая работа, в ходе которой учащиеся изучают этапы поселения немцев в Санкт-Петербурге.
Модуль 3. Немецкая слобода.
Условия жизни первых немцев на берегах Невы, их положение в обществе, привилегии.
Основные методы: информативное чтение, работа в парах.
Итоговая аттестация: устное сообщение по теме.
Практическая работа: коллаж – «Жизнь первых немецких поселенцев на берегах Невы».
Модуль 4. Немцы на государственной и военной службе.
Немецкие политические и военные деятели, их вклад в развитие молодой столицы.
Основные методы: работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение, работа с викторинами.
Итоговая аттестация: презентация реферата.
Практическая работа: викторина, которую учащиеся составляют самостоятельно для своих сверстников.
Модуль 5. Немецкие ученые.
История основания Петербургской Академии наук. Знаменитые немецкие ученые и исследователи. Их вклад в развитие российской науки.
Основные методы: информативное чтение, групповая работа, аудирование.
Итоговая аттестация: тест.
Практическая работа: групповая проектная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с деятельностью немецких ученых.
Модуль 6. Немецкие врачи и аптекари.
Деятельность немецких аптекарей в городе на Неве. Вклад врачей-немцев в развитие российской медицины.
Основные методы: исследовательская работа в парах, викторина, аудирование.
Итоговая аттестация: презентация реферата.
Практическая работа: составление каждым учащимся теста для проведения его со своими партнерами по группе
Модуль 7. Немцы в экономической жизни Петербурга.
Немецкие ремесленники, купцы. Немецкие фирмы в городе. Деятельность немецких предпринимателей. Вклад немцев в развитие промышленности Петербурга.
Основные методы: видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение.
Итоговая аттестация: презентация проектной работы.
Практическая работа: коллаж «Немецкие фирмы: вчера и сегодня».
Модуль 8. Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников.
Выдающиеся немецкие архитекторы, скульпторы, художники, жившие и творившие в Петербурге.
Основные методы: видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра –экскурсия «Петербург немецких архитекторов».
Итоговая аттестация: конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов».
Практическая работа: ролевая игра, в ходе которой учащиеся в роли экскурсоводов проводят экскурсию по «Петербургу немецких архитекторов».
Модуль 9. Немецкие общины в Санкт-Петербурге.
Лютеранские общины Петербурга: св. Петра, св. Анны, св. Екатерины; их деятельность и значимость для петербургских немцев.
Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах.
Итоговая аттестация: устное сообщение.
Практическая работа: составление викторины каждым учащимся.
Модуль 10. Немецкие школы и учителя в нашем городе.
История возникновения первых немецких школ на берегах Невы. Петришуле. Деятельность выдающихся немецких учителей.
Основные методы: аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра.
Итоговая аттестация: презентация проектной работы: «Немецкая школа: вчера и сегодня».
Практическая работа: ролевая игра, в которой учащиеся инсценируют занятие в немецкой школе.
Модуль 11. Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе.
История появления в Петербурге регулярных печатных изданий, их значимость для петербургских немцев. Обзор прессы.
Основные методы: работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра».
Итоговая аттестация: презентация проектной работы.
Практическая работа: коллаж «Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе».
Модуль 12. Общественная жизнь петербургских немцев.
Традиции петербургских немцев. Благотворительные организации. «Санкт-Петербургский немецкий клуб».
Основные методы: работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование.
Итоговая аттестация: Выступления в рамках «круглого стола»: «Значимость немецких клубов для петербургских немцев».
Практическая работа: ролевая игра, в которой учащиеся представляют себя членами « немецкого клуба».
Модуль 13. Вторая Мировая война в истории петербургских немцев.
Положение немцев после войны. Судьбы петербургских немцев.
Основные методы: видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах.
Итоговая аттестация: реферат.
Практическая работа: презентация – «Петербургские немцы: люди и судьбы».
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Формы работы | Контроль |
Модуль 1 | ||||
1. | Русско-немецкие отношения и династические связи. | 3 | Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа. | Презентация исследовательской работы. |
Модуль 2 | ||||
2. | Первые немцы на берегах Невы. | 3 | Работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение. | Тест. |
Модуль 3 | ||||
3. | Немецкая слобода. | 2 | Информативное чтение, работа в парах. | Устное сообщение по теме. |
Модуль 4 | ||||
4. | Немцы на государственной и военной службе. | 2 | Работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение, работа над рефератами. | Презентация реферата. |
Модуль 5 | ||||
5. | Немецкие ученые. | 2 | Информативное чтение, групповая работа, аудирование, проектная работа. | Тест. |
Модуль 6 | ||||
6. | Немецкие врачи и аптекари. | 2 | Исследовательская работа в парах, викторина, аудирование, работа с тестами. | Презентация реферата. |
Модуль 7 | ||||
7. | Немцы в экономической жизни Петербурга. | 2 | Видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение, работа с коллажами. | Презентация проектной работы. |
Модуль 8 | ||||
8. | Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников. | 4 | Видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра. | Конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов». |
Модуль 9 | ||||
9. | Немецкие общины в Санкт-Петербурге. | 3 | Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах. | Устное сообщение по теме. |
Модуль 10 | ||||
10. | Немецкие школы и учителя в нашем городе. | 3 | Аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра. | Презентация проектной работы. |
Модуль 11 | ||||
11. | Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе. | 2 | Работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра». | Презентация проектной работы. |
Модуль 12 | ||||
12. | Общественная жизнь петербургских немцев. | 3 | Работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование, ролевая игра. | Выступления в рамках «круглого стола». |
Модуль 13 | ||||
13. | Вторая Мировая война в истории петербургских немцев. | 4 | Видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах, работа над рефератами. | Презентация реферата. |
Литература
I. Для учащихся
- Основная
Saslawskaja T, Krutschinina M. St. Petersburg. Geschichte und Mythen. СПб., Лингва, 2000
Schuschlebina E. Drei Jahrhunderte von Sankt-Petersburg. СПб., «Паритет», 2004
- Дополнительная
Немцы в России: петербургские немцы. СПб., 1998.
Семенова Л.Н. Быт и население Петербурга ( XVIIIв.). СПб., 1998.
Чернова Т.Н. Российские немцы: отечественная библиография. М., 2001.
Чеснокова А.Н. Немцы в Петербурге. СПб., 2001.
II. Для учителя
Busch M. Deutsche in Sankt-Petersburg. 1865-1914. Essen, 1995.
Dahlmann D., Heller K., Igumnowa T., Petrow J., Reschke K., Eine Grosse Zukunft. Deutsche in Russland. Wirtschaft. Berlin; Bonn, 2000.
Deutsch-Russische Beziehungen im 18 Jahrhundert. Kultur, Wissenschaft und Diplomatie. Wolfenbeutel; Wiesbaden, 1997.
Fleischhauer J. Die Deutschen im Zarenreich. Zwei Jahrhunderte deutsch-russische Kulturgemeinschaft. Stuttgart, 1986.
История немцев Санкт-Петербурга. Каталог выставки. СПб., 1999.
Кабузан В.М. Немецкое население в России в XVIII – начале XX вв.// Вопросы истории. 1989. № 12.
Кириков Б.Н., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.
Немцы в России: историко-документальное издание. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., 2004.
Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.
Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., «Росток», 2005.
Российские немцы. Историография и источниковедение. М., 1997.
Россия – Германия. Контакты и взаимовлияния. XVIII-XIXвв. М., 1994.
Юхнева Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге. – «Немцы в России. Люди и судьбы», СПб., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»
Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием 13 занятий, определяет план...
Презентация по немецкому языку для 7 класса по теме "Санкт-Петербург".
Данный материал содержит материал о достопримечательностях города Санкт-Петербурга и может быть использован в качестве вспомогательного демонстрационного материала при изучении данной темы....
Презентация к уроку немецкого языка в 7 классе. Тема "Москва. Санкт-Петербург"
Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Презентация знакомит учащихся с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга....
Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки "Страницы британской истории".
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизн...
Предпрофильный курс по немецкому языку для 9 класса ,,Страна и люди,,
В нашей школе с 9 класса обучающиеся имеют возможность получить дополнительные знания об интересующем их предмете.Они выбирают различные направления.Мой курс предназначен для обучающихся,к...
Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса
Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....