Программа предпрофильного курса на немецком языке для учащихся 9 класса "Немцы в истории Санкт-Петербурга"
методическая разработка по немецкому языку (9 класс) на тему

Коротина Наталья Евгеньевна

 

      Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.

      Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.

Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Аннотация

Уважаемые родители и учащиеся!

      Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.

      Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.

Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка.

Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для учащихся 9 классов школ с углубленным изучением немецкого языка. Она состоит из 13 модулей и рассчитана на 35 учебных часов. По типу данный курс является межпредметным и содержит материал, выходящий за рамки школьной программы, обеспечивающий расширение лингвокультуроведческой компетенции учащихся.

Цель программы:  

    Основной целью программы является углубление и расширение государственной учебной программы по немецкому языку, что, в свою очередь обеспечит учащимся успешную сдачу ЕГЭ на повышенном уровне, а также успешное поступление в ВУЗ на факультет иностранных языков и даст возможность в дальнейшем использовать приобретенные знания в будущей профессии.

Задачи программы:

  • Расширение общеучебной компетенции и общего кругозора учащихся.
  • Развитие навыков исследовательской работы в области истории, иностранного языка и искусства.
  • Углубление лингвистических знаний по всем видам речевой деятельности.
  • Углубление знаний о родном городе, о его истории, культуре и традициях.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативной культуры.
  • Овладение учащимися дополнительными умениями и навыками для успешной самостоятельной исследовательской деятельности и групповой проектной работы.

    Программа имеет модульное построение и представляет собой хронологическое предъявление исторического материала. Каждый модуль программы отражает конкретный период истории, т.е. осуществляется знакомство учащихся с историческим и культурным развитием Санкт-Петербурга по эпохам, а также с условиями жизни немецких поселенцев в городе, с их бытом, традициями и деятельностью.

    Программа использует исторические очерки современников, тексты оригинальных исторических документов, материалы по истории, географии и культуре города, материал печатных изданий на немецком и русском языках. Используемые пособия доступны учащимся и не требуют дополнительных временных затрат.

    Каждый модуль программы снабжен богатым наглядным материалом. На занятиях используются картины, фотографии, схемы, таблицы, исторические карты.

Основной формой работы является занятие с использованием интерактивных методов обучения, а также проектно-творческих заданий.

Методы обучения:

  • работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом,
  • индивидуальная и групповая исследовательская деятельность;
  • работа в парах и группах сменного состава;
  • игры, конкурсы, творческие задания;
  • творческие мастерские;
  • заочные экскурсии;
  • работа по методу «круглый стол»,
  • проектные работы;
  • ролевые игры
  • работа с коллажами.

Предполагаемый результат:

   В ходе работы над программой учащиеся должны:

  • расширить и углубить свои знания по истории и культуре Санкт-Петербурга;
  • познакомиться с историей появления первых немецких поселений в России и в нашем городе, а также с жизнью, традициями и профессиональной деятельностью петербургских немцев;
  • научиться самостоятельно находить информацию по определенной теме в различных источниках;
  • обогатить словарный запас;
  • усовершенствовать навыки работы с текстами, направленными на понимание полного, основного или выборочного содержания;
  • усовершенствовать навыки работы со словарем.

Формы контроля:

Программа предполагает выставление оценок в ходе занятия отдельным учащимся, а также аттестацию в рамках каждого модуля, которая проводится в следующих формах:

  • викторина;
  • реферат;
  • устное сообщение по теме;
  • тест;
  • презентация проектной работы,
  • презентация исследовательской работы по выбранной теме, посвященной истории петербургских немцев,
  • конкурс экскурсий,
  • круглый стол.

Содержание программы

9 класс

Модуль 1.Русско-немецкие отношения и династические связи.

Первые контакты русских и немцев. История появления первых немецких поселенцев на территории России. Этапы, причины, пути переселения немцев на территории России. Немецкие принцессы.

Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа.

Итоговая аттестация: презентация исследовательской работы.

Практическая работа: исследовательская работа, посвященная поиску актуальной информации о династических связях российских императоров с немецкими принцессами.

Модуль 2. Первые немцы на берегах Невы.

История появления первых немецких поселенцев в Санкт-Петербурге. Этапы и причины поселения немцев в Петербурге.

Основные методы: работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение.

Итоговая аттестация: тест.

Практическая работа: групповая работа, в ходе которой учащиеся изучают этапы поселения немцев в Санкт-Петербурге.

Модуль 3. Немецкая слобода.

Условия жизни первых немцев на берегах Невы, их положение в обществе, привилегии.

Основные методы: информативное чтение, работа в парах.

Итоговая аттестация: устное сообщение по теме.

Практическая работа: коллаж – «Жизнь первых немецких поселенцев на берегах Невы».

Модуль 4. Немцы на государственной и военной службе.

Немецкие политические и военные деятели, их вклад в развитие молодой столицы.

Основные методы: работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение, работа с викторинами.

Итоговая аттестация: презентация реферата.

Практическая работа: викторина, которую учащиеся составляют самостоятельно для своих сверстников.

 

Модуль 5. Немецкие ученые.

История основания Петербургской Академии наук. Знаменитые немецкие ученые и исследователи. Их вклад в развитие российской науки.

Основные методы: информативное чтение, групповая работа, аудирование.

Итоговая аттестация: тест.

Практическая работа: групповая проектная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с деятельностью немецких ученых.

Модуль 6. Немецкие врачи и аптекари.

Деятельность немецких аптекарей в городе на Неве. Вклад врачей-немцев в развитие российской медицины.

Основные методы: исследовательская работа в парах, викторина, аудирование.

Итоговая аттестация: презентация  реферата.

Практическая работа: составление каждым учащимся теста для проведения его со своими партнерами по группе

Модуль 7. Немцы в экономической жизни Петербурга.

Немецкие ремесленники, купцы. Немецкие фирмы в городе. Деятельность немецких предпринимателей. Вклад немцев в развитие промышленности Петербурга.

Основные методы: видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение.

Итоговая аттестация: презентация проектной работы.

Практическая работа: коллаж «Немецкие фирмы: вчера и сегодня».

Модуль 8. Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников.

Выдающиеся немецкие архитекторы, скульпторы, художники, жившие и творившие в Петербурге.

Основные методы: видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра –экскурсия «Петербург немецких архитекторов».

Итоговая аттестация: конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов».

Практическая работа: ролевая игра, в ходе которой учащиеся в роли экскурсоводов проводят экскурсию по «Петербургу немецких архитекторов».

Модуль 9. Немецкие общины в Санкт-Петербурге.

Лютеранские общины Петербурга: св. Петра, св. Анны, св. Екатерины; их деятельность и значимость для петербургских немцев.

Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах.

Итоговая аттестация: устное сообщение.

Практическая работа: составление викторины каждым учащимся.

Модуль 10. Немецкие школы и учителя в нашем городе.

История возникновения первых немецких школ на берегах Невы. Петришуле. Деятельность выдающихся немецких учителей.

Основные методы: аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра.

Итоговая аттестация: презентация проектной работы: «Немецкая школа: вчера и сегодня».

Практическая работа: ролевая игра, в которой учащиеся инсценируют занятие в немецкой школе.

Модуль 11. Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе.

История появления в Петербурге регулярных печатных изданий, их значимость для петербургских немцев. Обзор прессы.

Основные методы: работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая  мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра».

Итоговая аттестация: презентация проектной работы.

Практическая работа: коллаж «Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе».

Модуль 12. Общественная жизнь петербургских немцев.

Традиции петербургских немцев. Благотворительные организации. «Санкт-Петербургский немецкий клуб».

Основные методы: работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование.

Итоговая аттестация: Выступления в рамках «круглого стола»: «Значимость немецких клубов для петербургских немцев».

Практическая работа:  ролевая игра, в  которой   учащиеся  представляют  себя   членами  « немецкого клуба».

Модуль 13. Вторая Мировая война в истории петербургских немцев.

Положение немцев после войны. Судьбы петербургских немцев.

Основные методы: видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах.

Итоговая аттестация: реферат.

Практическая работа: презентация – «Петербургские немцы: люди и судьбы».

Тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Контроль

Модуль 1

1.

Русско-немецкие отношения и династические связи.

3

Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа.

Презентация исследовательской работы.

Модуль 2

2.

Первые немцы на берегах Невы.

3

Работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение.

Тест.

Модуль 3

3.

Немецкая слобода.

2

Информативное чтение, работа в парах.

Устное сообщение по теме.

Модуль 4

4.

Немцы на государственной и военной службе.

2

Работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение,

работа над рефератами.

Презентация реферата.

Модуль 5

5.

Немецкие ученые.

2

Информативное чтение, групповая работа, аудирование, проектная работа.

Тест.

Модуль 6

6.

Немецкие врачи и аптекари.

2

Исследовательская работа в парах, викторина, аудирование,

работа с тестами.

Презентация реферата.

Модуль 7

7.

Немцы в экономической жизни Петербурга.

2

Видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение, работа с коллажами.

Презентация проектной работы.

Модуль 8

8.

Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников.

4

Видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра.

Конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов».

Модуль 9

9.

Немецкие общины в Санкт-Петербурге.

3

Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах.

Устное сообщение по теме.

Модуль 10

10.

Немецкие школы и учителя в нашем городе.

3

Аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра.

Презентация проектной работы.

Модуль 11

11.

Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе.

2

Работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая  мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра».

Презентация проектной работы.

Модуль 12

12.

Общественная жизнь петербургских немцев.

3

Работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование, ролевая игра.

Выступления в рамках «круглого стола».

Модуль 13

13.

Вторая Мировая война в истории петербургских немцев.

4

Видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах, работа над рефератами.

Презентация реферата.


Литература

I. Для учащихся

  1. Основная

Saslawskaja T, Krutschinina M. St. Petersburg. Geschichte und Mythen. СПб., Лингва, 2000

Schuschlebina E. Drei Jahrhunderte von Sankt-Petersburg. СПб., «Паритет», 2004

  1. Дополнительная

Немцы в России: петербургские немцы. СПб., 1998.

Семенова Л.Н. Быт и население Петербурга ( XVIIIв.). СПб., 1998.

Чернова Т.Н. Российские немцы: отечественная библиография. М., 2001.

Чеснокова А.Н. Немцы в Петербурге. СПб., 2001.

II. Для учителя

Busch M. Deutsche in Sankt-Petersburg. 1865-1914. Essen, 1995.

Dahlmann D., Heller K., Igumnowa T., Petrow J., Reschke K., Eine Grosse Zukunft. Deutsche in Russland. Wirtschaft. Berlin; Bonn, 2000.

Deutsch-Russische Beziehungen im 18 Jahrhundert. Kultur, Wissenschaft und Diplomatie. Wolfenbeutel; Wiesbaden, 1997.

Fleischhauer J. Die Deutschen im Zarenreich. Zwei Jahrhunderte deutsch-russische Kulturgemeinschaft. Stuttgart, 1986.

История немцев Санкт-Петербурга. Каталог выставки. СПб., 1999.

Кабузан В.М. Немецкое население в России в XVIII – начале XX вв.// Вопросы истории. 1989. № 12.

Кириков Б.Н., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.

Немцы в России: историко-документальное издание. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., 2004.

Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.

Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997.

Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., «Росток», 2005.

Российские немцы. Историография и источниковедение. М., 1997.

Россия – Германия. Контакты и взаимовлияния. XVIII-XIXвв. М., 1994.

Юхнева Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге. – «Немцы в России. Люди и судьбы», СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Презентация по немецкому языку для 7 класса по теме "Санкт-Петербург".

Данный материал содержит материал о достопримечательностях города Санкт-Петербурга и может быть использован в качестве вспомогательного демонстрационного материала при изучении данной темы....

Презентация к уроку немецкого языка в 7 классе. Тема "Москва. Санкт-Петербург"

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Презентация знакомит учащихся с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга....

Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.

Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...

Предпрофильный курс по немецкому языку для 9 класса ,,Страна и люди,,

В нашей школе с 9 класса  обучающиеся имеют возможность получить дополнительные знания об  интересующем их предмете.Они выбирают различные направления.Мой курс предназначен для обучающихся,к...

Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса

Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....