«Роль образования в ресоциализации личности»
материал по немецкому языку (10 класс) на тему
Тема раскрывается на примере работы над лексическими темами на уроках немецкого языка и во внеклассных мероприятиях. Участвуя во внеклассных мероприятиях, обучающиеся показывают своё отношение к той или иной проблеме, и задача педагога помочь обучающимся в коррекции свойств его личности в направлении черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни в определённой позитивной или нейтральной, с точки зрения безопасности, социальной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Роль образования в ресоциализации личности»
Реализация данной проблемы на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.
Подготовила Воропаева Н. И.
Ухтинский филиал ГВ(с)ОУ «РЦО»
23 ноября 2011 г.
Основная направленность социальной реабилитации человека связана с восстановлением его статуса в обществе. В социологии социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. При этом учитывается понятие социальной роли: «Статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей»1. Таким образом, социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у обучающихся психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.
Ресоциализация представляет из себя усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Ресоциализация – деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения, переориентация социальных установок и за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически ориентированной среды3.
Представленные трактовки понятий ресоциализации и перевоспитания во многом соотносятся друг с другом: оба понятия предусматривают систему действий, направленных на замену предшествующих качеств и ценностных установок личности на новые. Но данные понятия можно развести: перевоспитание предусматривает изменение качеств личности, а ресоциализация – повторное накопление социального опыта или освоение нового социального опыта. Между тем и ресоциализация, и перевоспитание являются составными частями процесса педагогической реабилитации.
В каждом человеке есть доброе начало, и это начало необходимо только беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен, обязана быть положена в базу всей деятельности пенитенциарной школы. Потенциальные способности души каждого человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто сделал грех.
Каждый человек нуждается в психологической защите, утешении, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубочайшего психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.
В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована и малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию обязана делать школа.
Школа обязана не лишь передавать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.
В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги таких школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Основная задача пенитенциарных школ - обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества.
На уроках и во внеурочной деятельности наряду с образовательными задачами педагог ставит и воспитательные как то:
· развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные свойства личности;
· развивать творческие способности;
· наметить профессиональную ориентацию, психологически приготовить их к труду на свободе;
· переключить способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.
Проанализировав учебный план по иностранному языку, я пришла к выводу, что многие лексические темы используются в процессе ресоциализации обучающихся:
9 класс. Тема «Молодёжь сегодня» (Подтемы: проблемы молодёжи, конфликты с родителями, вредные привычки), «Средства массовой информации» (подтема : влияние СМИ на формирование личности).
10 класс. Тема «Дети-родители-контакты» (Подтемы: отношения родителей и детей, идеальная семья. Обсуждение текста о Дани, у которого были трудности в семье, и который оказывается в тюрьме).
11 – 12 классы. Темы: «Нация», «Иностранцы» (Проблемой, рассматриваемой при изучении этих тем, является толерантное и уважительное отношение к людям разной национальности)
Тема «Экология» (Подтемы: экологические проблемы, отношение к окружающей среде).
Тема «Работа на каникулах» (Подтемы: Молодёжь о работе летом, разнообразие работы на каникулах, первый заработок).
В выпускных классах тема «Профессия» (Подтемы: способности и сфера деятельности; иностранный язык в профессии; завершение учёбы, возможности, моя визитная карточка, автобиография). Этой темой завершается курс изучения иностранного языка в средней школе. На уроках мы обсуждаем классификацию профессий, качества личности, свойства характера, необходимые знания для овладения той или иной профессией.
Во внеклассной деятельности тема семьи встречается в полной мере, когда мы готовимся к празднику «День Матери».
Ко Дню Конституции проводятся беседы с обучающимися о правах и обязанностях Гражданина Российской Федерации, записанные в Основном Законе.
Чтобы помочь обучающимся в выборе профессии, психологом проводится углублённое тестирование и даются рекомендации пригодности той или иной профессии.
На протяжении всего учебного года проводится анкетирование и беседы по здоровому образу жизни. В этом учебном году я запланировала обобщение проведённых бесед по ЗОЖ в виде оформления коллажей «Великие футболисты» и «Вредные и полезные привычки», т. е. коллективные проекты.
Участвуя во внеклассных мероприятиях, обучающиеся показывают своё отношение к той или иной проблеме, и задача педагога помочь обучающимся в коррекции свойств его личности в направлении черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни в определённой позитивной или нейтральной, с точки зрения безопасности, социальной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в становлении личности
Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....
Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"
· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"
Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...
Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности" можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...
«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...