«Роль образования в ресоциализации личности»
материал по немецкому языку (10 класс) на тему

Воропаева Надежда Ивановна

Тема раскрывается на примере работы над лексическими темами на уроках немецкого языка и во внеклассных мероприятиях. Участвуя во внеклассных мероприятиях, обучающиеся показывают своё отношение к той или иной проблеме, и задача педагога помочь обучающимся в коррекции свойств его личности в направлении черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни в определённой позитивной или нейтральной, с точки зрения безопасности, социальной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

 «Роль образования в ресоциализации личности»

Реализация данной проблемы на уроках иностранного языка и во внеклассной работе.

Подготовила Воропаева Н. И.

Ухтинский филиал ГВ(с)ОУ «РЦО»

23 ноября 2011 г.

Основная направленность социальной реабилитации человека связана с восстановлением его статуса в обществе. В социологии социальный статус определяется как ранг или позиция индивида в группе. При этом учитывается понятие социальной роли: «Статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей»1. Таким образом, социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у обучающихся психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.

Ресоциализация представляет из себя усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Ресоциализация – деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения, переориентация социальных установок и за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически ориентированной среды3.

Представленные трактовки понятий ресоциализации и перевоспитания во многом соотносятся друг с другом: оба понятия предусматривают систему действий, направленных на замену предшествующих качеств и ценностных установок личности на новые. Но данные понятия можно развести: перевоспитание предусматривает изменение качеств личности, а ресоциализация – повторное накопление социального опыта или освоение нового социального опыта. Между тем и ресоциализация, и перевоспитание являются составными частями процесса педагогической реабилитации.

В каждом человеке есть доброе начало, и это начало необходимо только беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен, обязана быть положена в базу всей деятельности пенитенциарной школы. Потенциальные способности души каждого человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто сделал грех.

Каждый человек нуждается в психологической защите, утешении, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубочайшего психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.

В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована и малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию обязана делать школа.

Школа обязана не лишь передавать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги таких школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

Основная задача пенитенциарных школ - обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества.

На уроках и во внеурочной деятельности наряду с образовательными задачами педагог ставит и воспитательные как то:

· развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные свойства личности;

· развивать творческие способности;

· наметить профессиональную ориентацию, психологически приготовить их к труду на свободе;

· переключить способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.

Проанализировав учебный план по иностранному языку, я пришла к выводу, что многие лексические темы используются в процессе ресоциализации обучающихся:

9 класс. Тема «Молодёжь сегодня» (Подтемы: проблемы молодёжи, конфликты с родителями, вредные привычки), «Средства массовой информации» (подтема : влияние СМИ на формирование личности).

10 класс. Тема «Дети-родители-контакты» (Подтемы: отношения родителей и детей, идеальная семья. Обсуждение текста о Дани, у которого были трудности в семье, и который оказывается в тюрьме).

11 – 12 классы. Темы: «Нация», «Иностранцы» (Проблемой, рассматриваемой при изучении этих тем, является толерантное и уважительное отношение к людям разной национальности)

Тема «Экология» (Подтемы: экологические проблемы, отношение к окружающей среде).

Тема «Работа на каникулах» (Подтемы: Молодёжь о работе летом, разнообразие работы на каникулах, первый заработок).

В выпускных классах тема «Профессия» (Подтемы: способности и сфера деятельности; иностранный язык в профессии; завершение учёбы, возможности, моя визитная карточка, автобиография). Этой темой завершается курс изучения иностранного языка в средней школе. На уроках мы обсуждаем классификацию профессий, качества личности, свойства характера, необходимые знания для овладения той или иной профессией.

Во внеклассной деятельности тема семьи встречается в полной мере, когда мы готовимся к празднику «День Матери».

Ко Дню Конституции проводятся беседы с обучающимися о правах и обязанностях Гражданина Российской Федерации, записанные в Основном Законе.

Чтобы помочь обучающимся в выборе профессии, психологом проводится углублённое тестирование и даются рекомендации пригодности той или иной профессии.

На протяжении всего учебного года проводится анкетирование и беседы по здоровому образу жизни. В этом учебном году я запланировала обобщение проведённых бесед по ЗОЖ в виде оформления коллажей «Великие футболисты» и «Вредные и полезные привычки», т. е. коллективные проекты.

Участвуя во внеклассных мероприятиях, обучающиеся показывают своё отношение к той или иной проблеме, и задача педагога помочь обучающимся в коррекции свойств его личности в направлении черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни в определённой позитивной или нейтральной, с точки зрения безопасности, социальной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении личности

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...