Обобщение опыта по методической теме
статья по немецкому языку на тему
1. Личностно-ориентированное обучение как отражение гуманистической концепции обучения и воспитания.
2. Использование принципов личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках немецкого языка (из опыта работы):
1) разнообразные формы, приемы и методы ведения урока;
2) стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию способов проработки учебного материала;
3) проблемные задания на уроках немецкого языка:
а) предтекстовые задания при восприятии иноязычного текста;
б) задачи на стимулирование высказываний, требующих умения комбинировать, объединять изученный материал;
в) тестовые задания;
г) клоуз-тексты;
д) кроссворды;
4) использование творческих заданий для развития познавательной активности учащихся;
5) работа с аутентичными текстами на уроках немецкого языка
3.Личностно-ориентированное обучение - эффективная технология развития познавательных способностей каждого ученика и повышения полученных им знаний, умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_metodicheskoy_teme.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по методической теме «Личностно-ориентированное обучение на уроках немецкого языка»
учителя 1 категории Харламовой О.Н.
Выступление на заседании МО учителей иностранного языка МАОУ «Лицей №36» г. Саратова, апрель 2012 г.
План выступления
1. Личностно-ориентированное обучение как отражение гуманистической концепции обучения и воспитания.
2. Использование принципов личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках немецкого языка (из опыта работы):
1) разнообразные формы, приемы и методы ведения урока;
2) стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию способов проработки учебного материала;
3) проблемные задания на уроках немецкого языка:
а) предтекстовые задания при восприятии иноязычного текста;
б) задачи на стимулирование высказываний, требующих умения комбинировать, объединять изученный материал;
в) тестовые задания;
г) клоуз-тексты;
д) кроссворды;
4) использование творческих заданий для развития познавательной активности учащихся;
5) работа с аутентичными текстами на уроках немецкого языка
3.Личностно-ориентированное обучение - эффективная технология развития познавательных способностей каждого ученика и повышения полученных им знаний, умений и навыков
Методика обучения иностранным языкам находится в постоянном развитии, в постоянном поиске. Методический поиск способствовал развитию современных методических концепций обучения иностранным языкам: коммуникативно - ориентированного метода, интенсивного, раннего, интегрированного, развивающего и т.п. При всем многообразии известных сегодня концепций обучения и воспитания существуют две основные: автократическая и гуманистическая. Автократическая концепция предполагает неуклонное поддержание авторитета учителя как главного организатора, стимулятора и контролера в учебном процессе, а также единого учебника как универсального источника знаний и способов их усвоения.
Гуманистическая концепция означает, что в учебном процессе создаются самые оптимальные условия для раскрытия, педагогической коррекции и развития личности ученика. Первым следствием внедрения гуманистической концепции в учебный процесс является стремительный рост авторитета ученика в классе, который начинает занимать доминирующую позицию и оказывает непосредственное влияние на выбор целей, содержания и способов обучения. Другим следствием внедрения гуманистической концепции в учебный процесс является привлечение альтернативных учебников, а также работа по гибким учебным планам и программам. Гуманистическая концепция преобразует и деятельность учителя, которая развивается в направлении более полного раскрытия возможностей каждого ученика. При возрастающей роли гуманистической концепции образования традиционный компонент учебно - воспитательной работы не теряет своего значения.
Гуманистическая концепция нашла свое отражение в так называемом личностно- ориентированном обучении. Что же понимается под личностно- ориентированной системой обучения? Признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития, признание его неповторимости и уникальности, индивидуальности его психологических возможностей и природных задатков. Цели личностно- ориентированного развивающего обучения акцентируются на следующем: развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Личностно- ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно- ориентированного обучения предоставляет каждому ученику возможность, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
Личностно- ориентированный подход влияет на выбор формы проведения урока, приемов (технологий) обучения. Наряду с традиционными формами ведения урока я использую нетрадиционные: урок- игра, урок- экскурсия, урок- путешествие, урок- смотр знаний, урок- представление творческих работ и т.д. При выборе формы проведения урока я учитываю не только интересы, склонности, но и возрастные особенности учащихся. Так, обобщающий урок по теме «Времена года» в 3 классе я провожу в форме урока-праздника, а открытый урок в 10 классе по теме «Вартбург - музей национальной культуры немецкого народа» в форме урока-семинара. Для того чтобы сделать ученика активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу практическую направленность, я отдаю предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве», «метод проектов». Начиная с 3 класса, учу учащихся работать в группах. Так, готовясь к обобщающему уроку по теме «Времена года», учащиеся самостоятельно в группах подбирают рифмованный материал, диалоги о любимом времени года, готовят выставки рисунков, фотографий, мастерят костюмы. Такая работа обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, изобразительную, эстетическую, развивает инициативу, трудолюбие, творческую фантазию детей. В 10 классе, готовясь к уроку-семинару, учащиеся также объединяются в группы. Каждая группа самостоятельно подбирает, изучает материал по выбранной теме, готовит реферат и устное сообщение. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией с другими группами, к оценочным суждениям по поводу прочитанного или услышанного от других.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Работая по государственным программам и основным учебникам, я широко использую на уроках дополнительные материалы: аудиотексты из немецкого учебника «Deutsch einfach», тексты для чтения из детской немецкой книги «Kinderduden: Sprechen, Schreiben, Lesen», различные материалы из немецких журналов « Mucke», « Juma». Это позволяет на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Работая над темой «Защита окружающей среды» (7 класс), я предлагаю учащимся кроме материалов основного учебника самостоятельно подобрать для чтения рассказы и статьи о значении леса в нашей жизни из журнала «Mucke». При этом происходит совместное - ученика и учителя- конструирование программной деятельности, которая учитывает индивидуальную избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. Объединяясь в пары или группы, учащиеся читают статьи “Hallo, Kinder!”, “Der grune Wolf» и другие, опираясь на иллюстрации, словарь, языковую догадку. Такой способ предъявления учебного материала дает возможность стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Задание, предлагаемое ученику, может иметь словесное, графическое, условно- символическое решение, а ученик выбирает, рассчитывая на успех, что усиливает его учебную мотивацию. В данном случае я предлагаю учащимся предъявить полученную из статей информацию или устно в форме рассказа, или графически в виде схемы, или в форме теста.
На уроках иностранного языка преобладают задания с мнемической направленностью, цель которых – запоминание языкового материала и репродуктивное его воспроизведение. Внедряя в практику своей работы принципы личностно- ориентированного развивающего обучения, я даю учащимся проблемные задания, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и формируют практические умения пользоваться языком как средством общения.
Проблемный характер носят предтекстовые задания при восприятии иноязычного текста (на слух или при чтении). Целью подобных заданий является актуализация личного опыта учащихся, активизация интеллектуальной деятельности и стимулирование познавательной активности, которая направлена на получение определенной информации. Например, прочитав название текста и рассмотрев сопровождающие его иллюстрации, ученики отвечают на следующие проблемные вопросы: Was konnen wir aus der Uberschrift raten? Was erwarten wir von dem Text? Welche Bedeutung haben die Bilder zu diesem Text? Was wurden wir zu einem solchen Titel schreiben? Wovon wird die Rede sein?
Проблемными можно считать также следующие задания к тексту: Gliedert den Text in Sinnabschnitte und findet dazu kurze Uberschriften. Stellt die wichtigsten Informationen aus dem Text fest.
Проблемный характер носят задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над темой по основному учебнику и из дополнительной учебной литературы.
Проблемными считаются также тестовые задания. Использование на уроках лексических, грамматических, страноведческих тестов дает мне возможность повышать эффективность преподавания иностранного языка, совершенствовать не только методику обучения, но и контроль обученности учащихся.
Проблемный характер носят и так называемые клоуз-тексты, т.е. деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Такие тексты есть в учебниках и рабочих тетрадях, но в небольшом количестве, поэтому я подбираю их в других учебных пособиях или составляю сама. Работа с клоуз-текстами вызывает большой интерес у учащихся с высоким уровнем обученности.
К проблемным заданиям на уроке относятся и кроссворды на немецком языке. Для работы с кроссвордами учащиеся объединяются в группы, что позволяет, с одной стороны, каждому ученику группы выполнять посильные функции, с другой, осуществлять взаимодействие, взаимопомощь. Решение кроссвордов активизирует страноведческие знания учащихся, способствует закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение обучающихся. Для обобщения и систематизации знаний по темам «Школьные принадлежности », « Одежда », « Покупки », «Продукты питания », « Путешествие », « Животные », « Спорт » и т.д. я предлагаю детям составить свои кроссворды, что вызывает большой интерес у учащихся. Такие домашние задания обеспечивают выход речевой деятельности в другие виды деятельности: изобразительную, эстетическую; стимулируют самостоятельный поиск учащимися новых слов; требуют развития творческой фантазии.
Таким образом, одним из критериев деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью является использование творческих заданий, которые стимулируют познавательную активность учащихся, дают возможность каждому ученику проявить свои индивидуальные способности.
Творческие задания я предлагаю учащимся при работе с поэтическими произведениями. После знакомства учащихся в 7 классе со стихотворением Е.Гуггенмоса «Ich weiss einen Stern » я предлагаю учащимся домашнее задание на выбор: выучить стихотворение наизусть, сделать его поэтический перевод или нарисовать к нему иллюстрацию. Каждый ученик выбирает задание по своему желанию. Работая над темой « Защита окружающей среды» в том же классе, я знакомлю учащихся со стихотворением Г. Браэма «Ich schenke dir diesen Baum» и иллюстрацией к нему художника Ренэ Магритте из немецкого журнала « Mucke » и также предлагаю детям задание на выбор: сделать поэтический перевод стихотворения, или изобразить, как ты представляешь себе чудо-дерево, и прокомментировать свой рисунок. На следующий урок появляется целая выставка рисунков и поэтических переводов.
Работа над поэтическими произведениями на уроке немецкого языка не только совершенствует произносительные и коммуникативные навыки учащихся, но и обеспечивает создание эстетической и творческой мотивации.
Для развития умений и навыков чтения и устной речи я использую дополнительно аутентичные тексты из различных источников. При подборе таких текстов учитываю возрастные особенности, интересы и потребности учащихся. Не менее важным при этом является само содержание текстов, новизна и практическая значимость имеющейся в них информации. Чтение аутентичных текстов способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние учащихся. Включение аутентичных текстов в работу над разговорной темой создает благоприятную почву для развития коммуникативных умений учащихся, обеспечивает активность и личную заинтересованность школьников на уроке, опору на имеющийся опыт в языке и общении. В рамках беседы учащиеся учатся выражать свое мнение, делать выводы, формулировать свое отношение к данной проблеме.
Работа с аутентичными текстами предусматривает продуктивный вид деятельности, одним из вариантов которого являются творческие задания. Например, после чтения с полным пониманием аутентичного текста « Der Hund, der lieber ein Auto gewesen ware » я предлагаю учащимся задания на выбор: придумать продолжение истории, написать сценарий к диафильму или нарисовать эту историю в форме комикса.
В конце урока я обсуждаю с учащимися не только то, что « мы узнали » (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось)и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. При выставлении отметки учащимся оцениваю не только правильность ответа, но и самостоятельность, оригинальность выполненного задания.
Использование личностно-ориентированного подхода на уроках немецкого языка позволяет индивидуально подойти к каждому ученику, дать поверить ему в свои силы. Ученик получает возможность выбора задания в соответствии со своими интересами, способностями, желаниями. Это важно для реализации его индивидуальных способностей. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности позволяет раскрывать субъектный опыт учащихся. Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, стремление находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Использование личностно-ориентированного подхода на уроках немецкого языка дает мне возможность поддерживать устойчивый интерес к предмету, мотивирует учащихся, активизирует их познавательную деятельность, повышает уровень обученности школьников.
Использованная литература:
Якиманская И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе», М, 1996
Селевко Г. К. «Опыт системного анализа современных педагогических систем», «Школьные технологии», 1996, №3
Шадриков В. Д. «Личностно-ориентированное обучение», «Педагогика», 1994, №4
Бим И. Л. «Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы», «Иностранные языки в школе», 2002, №2
Министерство образования Саратовской области
Главная аттестационная Комиссия
Портфолио
учителя немецкого языка
МОУ «Лицей №36»
Певцовой Ирины Николаевны
г. Саратов 2007-2008
Общие сведения об учителе
Певцова Ирина Николаевна родилась 22 апреля 1958 г.
Окончила в 1980 г. Саратовский государственный педагогический институт по специальности немецкий и английский языки.
Присвоена квалификация учителя немецкого и английского языков средней школы.
Трудовой стаж 27 лет.
Педагогический стаж 27 лет.
Стаж работы в МОУ «Лицей №36» 13 лет.
В 2000 году прошла курсы повышения квалификации учителей немецкого языка 1 категории в СарИПКРО.
15.02.2002 присвоена первая квалификационная категория по должности учитель немецкого языка.
В 2004 году приняла участие в работе семинара повышения квалификации учителей немецкого языка в рамках международной программы, осуществляемой российскими мультипликаторами в г. Саратове
10.11.2004 подтвердила первую квалификационную категорию по должности учитель немецкого языка.
В 2006 году прошла обучение в ГОУ ДПО «СарИПКРО» по программе повышения квалификации «Интернет-технологии для учителя-предметника».
2002 г. награждена Почетной Грамотой отдела образования администрации Ленинского района.
2003 г. награждена грамотой директора средней школы №36.
2005 г. награждена Почетной Грамотой министерства образования и науки Российской Федерации.
2007 г. награждена грамотой директора МОУ «Лицей «36».
Научно- методическая деятельность
Аналитический отчет
В последнее десятилетие в нашей стране происходят большие общественно-политические, экономические, социальные преобразования. Меняются ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Мы все понимаем, что выпускник школы должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую. Он должен также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
По сути, сегодняшняя реформа школы означает переход на новую парадигму образования и воспитания – личностно-ориентированную. Это нашло отражение в структурных изменениях в системе школьного языкового образования.
МОУ «Лицей №36», в котором я работаю, рассматривает обучение ИЯ в качестве одного из приоритетных направлений современного образования наряду с информатикой и основами экономических и правовых знаний. Базисный учебный план, по которому работает наше образовательное учреждение, предусматривает обязательное изучение ИЯ со 2 по 4 класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. В основной школе с 5 по 9 класс количество учебных часов увеличено: 4 часа в неделю (1 час добавляется из школьного компонента). В старшей школе: 3 часа в неделю + элективный курс по выбору.
Этому базисному учебному плану соответствует программа начального общего образования по немецкому языку и УМК по немецкому языку для 2, 3, 4 классов общеобразовательной школы (авторы И.Л.Бим и Л.И.Рыжова).
Данные УМК соответствуют новой парадигме образования: они написаны в русле личностно-ориентированного, деятельностного, культуроведчески направленного подхода к обучению младших школьников. Это проявляется в нацеленности данных УМК на развитие интеллектуальных способностей младших школьников, на расширение их самостоятельности и креативности. Личностно-ориентированный подход находит отражение и в содержании обучения: с одной стороны, отобранная тематика, тексты, песни, рифмовки, иллюстрации соответствуют возрастным особенностям младших школьников, их стремлению к игровой деятельности, перевоплощению, с другой стороны, ориентированы на зону их ближайшего развития, стимулируют их познавательную активность: дети побуждаются к наблюдению, сравнению, самостоятельным выводам, рефлексии. Личностная ориентация проявляется и в организации учебно-воспитательного процесса, в опоре на принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Школьники часто ставятся в ситуацию выбора заданий в соответствии со своими склонностями, а в УМК имеется факультативный материал повышенной трудности для желающих, используются такие технологии обучения, как обучение в сотрудничестве и проектная методика.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения ИЯ. Программа основного общего образования по немецкому языку для 5-9 классов обеспечивает преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Для того чтобы обеспечить плавный переход детей от начальной школы к основной школе я работаю по УМК для общеобразовательных учреждений тех же авторов (И.Л. Бим, Л.И.Рыжова), которые построены на единой авторской концепции. Дополнительный учебный час в неделю позволяет больше внимания уделять работе с упражнениями повышенной трудности, имеющимися в данных УМК, а также использовать на уроках дополнительные аутентичные материалы из других печатных источников, в том числе из Интернет.
Обучение немецкому языку в старшей школе в нашем лицее проводится по программе среднего (полного) образования по немецкому языку (базовый уровень) по УМК для общеобразовательных школ «Немецкий язык. Контакты 10-11» авторов Г.И.Ворониной, И.В. Карелиной. Данный УМК предназначен для учащихся завершающей ступени обучения как общеобразовательных школ, так и лицеев и гимназий гуманитарного типа. Он является результатом творческого поиска авторского коллектива в условиях вариативности и широкой профильной дифференциации учебного процесса. Целевая установка, отбор формируемых коммуникативных умений, выбор тем, ситуаций и сфер общения соответствуют требованиям программы. УМК обеспечивает высокую мотивацию к изучению и использованию ИЯ в разнообразных формах общения, развивает коммуникативно-речевую и социокультурную компетенцию, формирует сознательный подход к овладению речевыми и языковыми средствами общения, дает широкую информацию о молодежной культуре, которая является частью общенациональной культуры Германии. Проблемные задачи и проектные задания способствуют развитию коммуникативной культуры и духовного потенциала учащихся.
Результаты педагогической деятельности
Использование личностно-ориентированного подхода на уроках немецкого языка позволяет мне повышать интерес к предмету и уровень обученности учащихся по немецкому языку. Среди моих учащихся нет неуспевающих. Качество знаний:
в 2004-2005 учебном году: 82%;
в 2005-2006 учебном году: 84%;
в 2006-2007 учебном году: 90,5%.
Мои учащиеся ежегодно принимают участие в школьной, районной, городской олимпиадах по немецкому языку. Победители школьных олимпиад:
2005-2006 уч.г.:
Швыряева Л.(10 кл.) -1 место
Грендыш А.(10 кл.) – 2 место
Балабаев Д.(10 кл.) - 3 место
2006-2007 уч.г.:
Зарипов Р.(10 кл.), Швыряева Л.(11 кл.) - 1 место
Пиксанова М.(10кл.), Новиков В.(11кл.) -2 место
Павлов М.(10кл.), Прокудин Р.(11кл.) - 3 место
Победители районных олимпиад:
2003 г:
Клишенцова Ксения(10кл.) -1 место
Буйновский Павел(10кл.) -2 место
2004 г.:
Клишенцова Ксения(11кл.) –2 место
Кульбачко Аня(11кл.) - 2 место
Калин Денис(11кл.) -3 место
Николаева Аня(10кл.) 3 место
2005 г.:
Дубовицкая Марина(11кл.)- 2 место
Николаева Аня(11кл.) -3 место
2006 г:Швыряева Лена(11кл.) -3 место
Калин Денис является медалистом (серебро) 2003-2004 уч.г. Итоговую аттестацию выдержали на «отлично» Клишенцова Ксения, Кульбачко Аня в 2004 г., Николаева Аня, Шитько Марина в 2005 г.
Кульбачко Аня получила похвальную грамоту за успехи в изучении немецкого языка, является студенткой ф-та психологии СГУ, продолжила изучение немецкого языка в группе переводчиков.
Николаева Аня получила похвальную грамоту за успехи в изучении немецкого языка, является студенткой ф-та филологии и журналистики СГУ.
Дубовицкая Марина является студенткой 3 курса отделения романо-германских отношений СГУ.
Второй год работает учителем немецкого языка в нашем лицее моя ученица, выпускница школы 2001г., Попова Ольга Николаевна.
С 1989-1999 учебного года я являюсь председателем методического объединения учителей иностранного языка МОУ «Лицей №36».
В нашем МО 13 учителей ИНО (4 учителя немецкого языка и 9 учителей английского языка). Из них 2 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 4 - первую, 4 – вторую, 3 учителя являются молодыми специалистами.
Наше методическое объединение работает по теме: «Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам». Работа МО планируется в соответствии с общешкольной темой «Повышение качества обучения и воспитания школьников в условиях модернизации системы образования РФ».
Ежегодно на первом заседании в сентябре я даю анализ работы МО за предыдущий учебный год и предлагаю членам МО рассмотреть составленный мною план работы на новый учебный год. Мы также рассматриваем учебные программы и календарно-тематические планы, заслушиваем вопросы о готовности кабинетов к началу учебного года и о начале работы учителей по самообразованию. В нашем МО работают творческие группы по следующим направлениям: личностно-ориентированное обучение, проектная методика, коммуникативно-развивающее обучение, социокультурный метод на уроках иностранного языка.
В течение года проходит не менее 5 заседаний МО, на которых мы обсуждаем доклады по вопросам методики преподавания ИЯ, по темам самообразования, обмениваемся опытом работы, анализируем результаты срезовых и контрольных работ учащихся, планируем коррекционную работу. Ежегодно я планирую проведение теоретического семинара и семинара- практикума, где не только подводятся итоги работы по самообразованию, но и даются открытые уроки, проводятся круглые столы.
Каждый год наше МО проводит школьную олимпиаду по ИЯ, с победителями школьного тура учителя работают по индивидуальным графикам, готовя их к участию в районных и городских олимпиадах. Ежегодно наши ученики занимают призовые места на районной олимпиаде и участвуют в городской олимпиаде. Наши опытные учителя готовят учащихся к участию в городских и региональных научно-практических конференциях, на которых ученики успешно выступают со своими докладами и рефератами на ИЯ.
Наше МО готовит учащихся к участию и в международных конкурсах и программах. В 2001 году группа учеников приняла участие в международном конкурсе проектов немецкой фирмы Siemens, заняла 2 место и была награждена поездкой в Германию на Ганноверскую ярмарку. С 2003 года учащиеся, изучающие английский язык, успешно принимают участие в международной программе FLEX по обмену студентами и обучаются в течение года в США.
В этом учебном году наши ученики впервые приняли участие в городском лингвистическом турнире по английскому языку и получили высокие баллы в различных видах учебной деятельности.
Учителя нашего МО уделяют большое внимание внеклассной работе с учащимися по предмету. Ежегодно мы проводим неделю иностранного языка, в подготовку к которой включаем учащихся 2-11 классов. Каждый выбирает занятие по душе: одни готовят газеты на английском и немецком языке, подбирают для них страноведческий материал, другие разучивают песни и готовят сценки и сказки к конкурсу инсценирования, третьи участвуют в различных играх, викторинах, конкурсах, ток-шоу, литературных вечерах.
Каждый год наше МО успешно принимает участие в районном и городском фестивале иноязычной культуры, готовя с детьми сказки на английском и немецком языке. Дети, учителя и родители с большим энтузиазмом относятся к участию в этих фестивалях.
Таким образом, наше МО осуществляет личностно-ориентированный подход в воспитании школьников и достигает большой мотивации к изучению ИЯ.
В 2003-2004 учебном году на базе нашего лицея был проведен районный семинар для учителей иностранного языка по теме »Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка». Открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые показали учителя нашего МО, получили высокую оценку коллег из других школ и руководителей МО учителей иностранного языка Ленинского района.
На этом семинаре я также дала открытый урок в 10 классе по теме «Вартбург - музей национальной культуры немецкого народа» (Конспект урока прилагается).
Открытый урок немецкого языка в 10 классе по теме «Вартбург – музей национальной культуры немецкого народа»
Учитель: Певцова Ирина Николаевна
Форма проведения урока: урок – семинар
Дата проведения: 22.01.2004
Цель урока: познакомить учащихся с историей и культурой Германии, в частности, с музеем национальной культуры немецкого народа Вартбургом и великим немецким реформатором Мартином Лютером.
Задачи урока: 1.Учить учащихся самостоятельно работать в группах, подбирать и изучать материал по теме, готовить коллективно реферат и делать по нему устное сообщение. 2.Развивать умения и навыки учащихся в монологической и диалогической речи. 3.Учить учащихся высказывать свое мнение по обсуждаемым проблемам и проводить аналогии с событиями и выдающимися личностями русской истории и культуры. 4.Учить учащихся понимать на слух (с аудиозаписи) басни М.Лютера и высказываться на основе услышанного.
Оборудование урока: видеокассета о Тюрингии, аудиокассета с записью басен М. Лютера, портрет М. Лютера, открытки с видами Вартбурга и Айзенаха, кодоскоп.
Ход урока
1.Начало урока
Преподаватель (П): Guten Morgen, liebe Freunde! Guten Morgen, liebe Gaste!
Wir beginnen unsere Stunde. Zuerst Fragment aus einem Film
2.Введение в тему урока
Ученики смотрят фрагмент видеофильма о Тюрингии, о Вартбурге.
П: Was habt ihr euch hier angesehen? Was habt ihr Neus erfahren?
Ученик (У): Wir haben uns das deutsche Land Thuringen angesehen, seine beruhmte Wartburg.Wir haben erfahren, dass hier die Minnesanger waren, dass M.Luther sich hier vor Papst und Reiser versteckt hatte.Er ubersetzte hier in Wartburg in seiner Stube das neue Testament und schuf die Grundlage fur die hochdeutsche Schriftsprache.
П: Also, das Thema unseres Seminars heisst “Die Wartburg ist eine Gedankstatte des deutschen Volkes”.Das heutige Jahr ist der 520 Geburtsjahr des grossen deutschen Reformators M. Luther. Das Leben und das Werk Luthers sind eng mit der Wartburg verbunden. Deshalb haben wir ein grosses Interesse fur dieses Thema.
Vor zwei Wochen haben wir uns in drei Gruppen geteilt. Jede Gruppe hat das Thema gewahlt und einen Referat vorbereitet.Heute horen wir diese Referate und besprechen sie.
3.Развитие умений и навыков монологической и диалогической речи по теме П: Die erste Gruppe hat das Wort. Ihr habt 3-4 Minuten, dann stellt ihr Fragen
an andere Gruppen. Die Schuler konnen Notizen machen, um spatter die Fragen zu beantworten.
- Первая группа представляет свой реферат по теме ”Die Wartburg. Geschichte der Aufstehung.”
После сообщения учащиеся этой группы задают другим группам вопросы: Welche Rolle spielte die Wartburg im 12.Jahrhundert?
Was wurde die Wartburg in den Jahren 1521 bis 1522?
Wo liegt die Wartburg?
- Вторая группа представляет реферат на тему “ Die Wartburg als Zentrum der mittelalterlichen Dichtkunst”, затем задает другим группам вопросы: Was wird die Wartburg Ende des 12.Jahrhunderts?
Welche grossen Dichter dieser Zeit waren Gaste auf die Wartburg? и др.
- Третья группа представляет реферат по теме “Martin Luther in der Wartburg” и задает другим группам вопросы:
Aus welcher Familie stammte M.Luther?
Was studierte er? и др.
П: Aus eueren Referaten haben wir viel Neues uber die Wartburg und ihre grosse Bedeutung fur die deutsche Kultur erfahren.Die Referate werden logisch aufgebaut und mit Bildern und Fotos illustriert. Die Sprache ist verstandlich und reich.
- Und jetzt die Diskussionsfragen:
- Welche Bedeutung haben solche Gedenkstatten wie die Wartburg in Deutschland oder Zarskoje Selo in Russland fur die Kultur des deutschen und des russischen Volker?
- Gibt es in der russischen Geschichte vergleichbare Personlichkeiten
- Wie gross ist die Bedeutung solcher Personlichkeiten fur dir Geschichte eines Landes und eines Volkes? Eure Meinungen bitte!
У1: Meiner Meinung nach haben solche Gedenkstatten wie die Wartburg in Deutschland oder Zarskoje Selo in Russland fur die Kultur des deutschen und des russischen Volker die grosse Bedeutung. Im Mittelalter war die Wartburg Zentrum der deutschen Kultur. Hier trafen sich grosse deutsche Dichter Minnesanger zu ihrem Weltstreit, hier sangen sie ihre schone Lieder. Martin Luther ubersetzte in Wartburg das neue Testament und schuf die Grundlage fur die hochdeutsche Schriftsprache.
In Zarskoje Selo befand sich in 18-19 J. das beruhmte Lyzeum, in dem der grosse russische Dichter A.S.Puschkin lernte. Hier dichtete er seine ersten Gedichte. Seine Lyzeumsfreude nahmen spater am Dezemberaufstand aktiv teil. Die Wartburg und zarskoje Selo sind schone Denkmaler fur diese beruhmte Menschen. Das deutsche Volk und das russische Volk sind auf ihre historische Denkmaler stolz.
У2: Ich wurde M.Luther mit dem russischen Zaren Peter 1. vergleichen. Peter 1. war auch ein grosser Reformator. Er fuhrte viele grosse Reformen, nicht nur staatliche, sondern auch kirchliche. Viele Vertreter der Kirchenmacht waren damit unzufrieden. Er trat gegen die Faulheit der Monchen, die dem Staat nicht dienen wollten. Bei Peter 1. wurde Russland grosser und starker.
У3: Ich bin mit Marina einverstanden. Peter 1. ist der grosse russische Reformator.
У4: Meiner Meinung nach kann man M.Luther mit dem Patriarchen Nikon vergleichen. Er lebte im 16 J. Er machte eine neue Ubersetzung der kirchlichen Bucher von der grichischen Sprache ins Russische und korrigierte Fehler.
У5: Man kann M.Luther mit dem anderen bekannten Vertreter der russischen Kirche vergleichen. Mit Protopop Avakum. Er lebte auch im 16 J. Er trat gegen die Kirchenreformen von Nikon fur alte Ordnung in der russischen Kirche auf.
У6: Ich kann M.Luther mit dem russischen Fursten Dmitrij Donskoj vergleichen.
Mit seinem nationalen Kampf gegen mongoloisch-tatarischen Truppen mobilisierte Donskoj russische Menschen und stand an der Spitze des Kampfes fur die Freiheit des russisches Volkes auf.
У7: V.W.Lomonosow ist auch eine vergleichbare Personlichkeit in der russischen Geschichte. Er ist Begrunder der russischen Sprache. Wie M.Luther verteidigte Lomonosow die Freiheit des Individums.
Diese Personlichkeiten spielten eine grosse Rolle in der Geschichte .Sie vereinigten die fortschrittlichen Krafte ihrer Volker.Wir sind auf solche Menschen stolz.
П: Ich sehe, dass ihr euch gut im Bereich der russischen Geschichte auskennen. Sie konnen logisch denken und eure Meinungen aussern.
4.Обучение пониманию на слух аудиозаписи басен М.Лютера
П: M.Luther ist auch als Fabeldichter bekannt. Aus dem Literaturunterricht wisst ihr, dass die Fabel eine literarische Form ist Das ist eine kurze satirische Erzahlung, die in knapper Form menschliche Nachteile auslacht. Die handelden Personen sind Fabeltiere. Die Entstehung der Fabel ist mit dem Namen Asop verbunden. M.Luther ubersetzte die Fabel von Asop in die deutsche Sprache.
Hort euch die erste Fabel von M.Luther und beantwortet dann die Fragen:
Wer sind die handelden Personen?
Welche Nachteile der Menschen lacht man aus?
Wie ist die Lehre der Fabel? Formuliert sie der Fabeldichter?
Учащиеся слушают басню “Untreu. Vom Frosch und der Maus”, обсуждают в группах и отвечают на предтекстовые вопросы.
П: Hort euch die zweite Fabel. Sie heist “Geiz. Vom Hunde im Wasser”.
Учащиеся слушают басню. После прослушивания каждая группа получает текст басни с пропусками букв. Учащиеся заполняют пропуски в клоуз-тексте. Затем один ученик читает восстановленный текст.
5. Заключительный этап
П: Also, wollen wir Schlussfolgerungen machen. Wir haben heute viel Neues uber einige Etappen der deutschen Kultur erfahren. Auf allen Etappen spielte die Wartburg eine ganz besondere Rolle. Jetzt konnen wir besser verstehen, warum die Wartburg eine bedeutende Gedenkstatte der deutschen Kultur ist. Wie jede solche Statte ist die Wartburg eine Kollektiv arbeit vieler Menschen. Diese Menschen bauten fur Jahrhunderte, schrieben schone Gedichte, sangen schone Lieder, kampften fur die Freiheit ihres Volkes. Die Wartburg ist ein schones Denkmal fur diese Menschen.
При личностно-ориентированном обучении все учащиеся признаются успевающими. Это базовый критерий, который берется за основу для выявления уровня достижений учащихся. У одних учащихся темп усвоения быстрый: они легко «схватывают» информацию, быстро ее перерабатывают. Другие воспринимают информацию порциями, им требуется больше времени для ее переработки и усвоения. У третьих темп восприятия информации значительно замедлен и им требуется больше времени для ее усвоения. Таким образом, учителю необходимо при оценке уровня достижений обучающихся учитывать физическое, психическое, социальное развитие ребенка.
При определении качества знаний учащихся по ИЯ объектами контроля и оценивания являются четыре вида учебной деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Каждое из этих умений предполагает несколько составляющих. Критерии оцениваний каждого вида речевой деятельности должны учитывать их особенности. Чтение и аудирование проверяются с помощью задания закрытого типа (выбор правильного ответа из нескольких предложенных), письмо проверяется по следующим параметрам:
- решение коммуникативной задачи,
- относительная грамотность,
- корректность употребления лексических единиц.
Параметры для оценивания устной речи:
- решение коммуникативных задач,
- связанность речи,
- лексико-грамматическое оформление речи,
- фонетическое оформление речи.
При этом также необходимо учитывать особенности каждого этапа обучения. На начальном этапе обучения (2-3классы) в качестве контролирующих упражнений используются упражнения на подстановку, на завершение высказываний, на обобщение и систематизацию лексики, тестовые задания, носящие однозначный характер. Функцию контроля уровня достижений обучающихся в начальной школе выполняют также проекты, которые являются смотром достигнутого. Начиная с 4 класса, один урок отводится на контроль и самоконтроль усвоенного материала, в основном навыков и умений устной речи по изученной теме. Для этого в рабочей тетради имеются таблицы, в которых обозначены достижения учащихся с дифференциацией по уровню сложности высказывания и соответствующая этому отметка. Каждый ученик может сам выбрать уровень, к которому он будет стремиться. Это повышает его ответственное отношение к процессу обучения.
Уровень сформированности коммуникативных умений учащихся за курс начальной школы проверяется с помощью итогового теста, который состоит из двух частей: письменной и устной. Тест включает в себя 5 разделов, а именно: чтение, лексика и орфография, аудирование, письмо и говорение. В разделе «Чтение» предлагаются задания для контроля двух видов чтения: с пониманием основного содержания и с полным пониманием текста. Разделы «Аудирование» и «Письмо» включают в себя также два задания. Для разделов «Письмо» и «Говорение» разработаны схемы оценивания, учитывающие уровень решения учащимися коммуникативных задач, а также произносительные, грамматические и лексические знания, умения и навыки.
Уровень достижений учащихся за курс основной школы проверяется с помощью итогового теста, содержащего 7 разделов. Это задания для проверки умений и навыков:
- в чтении с пониманием основного содержания;
- в чтении с полным пониманием содержания;
- в чтении с пониманием заданной информации;
- в понимании речи на слух;
- в письменной речи;
- в монологической речи;
- в диалогической речи.
На старшей ступени обучения (10-11классы) контроль овладения коммуникативными умениями и речевыми навыками осуществляется систематично и целенаправленно. В процессе усвоения учебного (речевого и языкового) материала проводится тестирование как одна из форм контрольно-оценочной деятельности учащихся. Тесты информационно-тематического блока включают задания, позволяющие оценить усвоение лексико-грамматического материала по изученной теме или нескольким темам. Итоговый контрольный тест позволяет определить уровень овладения всем лексико-грамматическим материалом, предназначенным для изучения в 10-11классах, а также уровень обученности учащихся в четырех видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо). В ходе проведения итоговой контрольно-оценочной деятельности учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки в овладении ИЯ, которые определены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» программы среднего (полного) образования по немецкому языку (базовый уровень).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год
Обобщение опыта работы методического объединения учителей математики за 2012-2013 учебный год...
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
Обобщение опыта работы методического объединения учителей французского языка как второго иностранного ГОУ Гимназии № 63 Калининского района Санкт-Петербурга
В данной статье представлен опыт работы методического объединения учителей гимназии 63 г. Санкт-Петербурга....
Обобщение опыта работы методического объединения по проведению литературного брейн-ринга как способа проверки знаний учащихся
На основе материалов Жирновой С. Ю., Чигиренкова В. А., Хаеровой Н. В., Стребличенко Е. А. Обобщение: Бусс Н. И....
Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...