Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»
учебно-методическое пособие по немецкому языку по теме

Богданова Антонина Федоровна

Учебно-методическое пособие

«Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикль.

Существительные в немецком языке имеют грамматические категории рода, числа и падежа и обычно употребляются с артиклем - служебной частью речи. Артикль выражает категорию определенности и неопределенности, рода, числа и падежа имени существительного.

Артикль бывает 3 видов: 
определенный (der bestimmte Artikel) 
неопределенный (der unbestimmte Artikel)
отсутствующий (der fehlende Artikel)

Неопределенный артикль имеет следующие формы: 
ein - для мужского рода единственного числа - ein Vater (папа)
ein - для среднего рода единственного числа - ein Kind (ребёнок)
eine - для женского рода единственного числа - eine Frau (женщина)

Определенный артикль имеет следующие формы:
der - для мужского рода единственного числа - der Vater (папа)
das - для среднего рода единственного числа - das Kind (ребёнок)
die - для женского рода единственного числа - die Frau (женщина)
die - для множественного числа - die Kinder (дети)

Общая таблица по определённому/неопр. артиклю:

Падеж

Мужской род

Средний род

Женский род

Множественное число

Nom.

der Vater
ein Vater

das Kind
ein Kind

die Frau
eine Frau

die Kinder

Gen.

des Vaters
eines Vater
s

des Kindes
eines Kind
es

der Frau
einer Frau

der Kinder

Dat.

dem Vater
einem Vater

dem Kind
einem Kind

der Frau
einer Frau

den Kindern

Akk.

den Vater
einen Vater

das Kind
ein Kind

die Frau
eine Frau

die Kinder

  1. Hier steht der/ein Vater, ein/das Kind, eine/die Frau; Die Kinder sind schon da
  2. Das Buch des/eines Vaters, des/eines Kindes, der/einer Frau.; Das Buch der Kinder
  3. Ich antworte dem/einem Vaterdem/einem Kindder/einer Frau; Mit Kindern spielen
  4. Ich verstehe den/einen Vater, das/ein Kind, die/eine Frau; Für Kinder leben wir

Неопределенный артикль

Неопределенный артикль имеет следующие формы:

ein — для мужского рода единственного числа — ein Hund (собака)
ein — для среднего рода единственного числа — ein Loch (дыра)
eine — для женского рода единственного числа — eine Maus (мышь)

Во множественном числе обозначения неопределенных лиц или предметов употребляется без артикля.

Неопределенный артикль употребляется в случаях:

  1. При первичном упоминании предмета:

Ich brauche einen Bleistift. - Мне нужен карандаш.

При вторичном упоминании лица или предмета используется определенный артикль:

Der Bleistift liegt auf dem Tisch. - Карандаш лежит на столе.

  1. Если лицо или предмет неизвестны слушающему (читающему):

Ein Schüler betritt die Klasse. - Ученик входит в класс.

  1. Если речь идет о любом лице или предмете:

Ein Brötchen kostet etwa 1 Euro. - Булочка стоит приблизительно 1 евро.

  1. Если безразлично, о ком или о чем идет речь:

Da steht ein Tisch. - Там стоит стол.

К примеру, при сравнении:

Sie ist geschmeidig wie eine Katze. - Она гибкая как кошка.

  1. Когда 1-но существительное определяет другое существительное:

Das Buch ist ein Substantiv - Книга - это существительное.

  1. Если перед существительным стоит прилагательное:

Sie ist eine gute und fleißige Studentin Она хорошая и прилежная студентка.

  1. При сравнении:

Er schwimmt wie ein Fisch – Он плавает как рыба.

  1. После глаголов haben, brauchen и оборота es gibt: 
    Ich habe einen Hund und eine Katze – У меня есть собака и кошка 
    Du brauchst ein Heft und einen Bleistift – Тебе нужна тетрадь и карандаш 
    Hier gibt es einen Stuhl und einen Tisch – Здесь есть стол и стул

Склонение неопределенного артикля.

Падеж (Kasus)

мужской род (Maskulinum)

женский род (Femininum)

cредний род (Neutrum)

Именительный (Nominativ)

ein

eine

ein

Винительный (Akkusativ)

einen

eine

ein

Дательный (Dativ)

einem

einer

einem

Родительный (Genitiv)

eines

einer

eines

Определенный артикль

Определенный артикль имеет следующие формы:

der — для мужского рода единственного числа — der Hund (собака)
das — для среднего рода единственного числа — das Loch (дыра)
die — для женского рода единственного числа — die Maus (мышь)
die — для множественного числа — die Hunde (собаки)

Определенный артикль употребляется в случаях:

  1. Если предмет имеет обобщающее значение:

Der Elefant ist ein von grössten Tieren der Welt.

  1. Если предмет конкретизирован:
  2. повторным упоминанием:

Der Bleistift liegt auf demTisch. — Карандаш лежит на столе.

  1. ситуацией (т.е. предмет хорошо известен для говорящего и собеседника или является для данной ситуации единственным в своем роде):

Machen Sie bitte die Tür zu! — Закройте, пожалуйста, дверь!
Er setzt 
den Hut auf. — Он надевает шляпу.

  1. определением, выраженным существительным в родительном падеже или в дательном падеже с предлогом:

Der Koffer meiner Kusine ist im Gästezimmer. — Чемодан моей двоюродной сестры в комнате для гостей.
Die Gedichte von Schiller sind sehr romantisch. — Стихотворения Шиллера очень романтичны.

  1. предложным определением:

Das Buch über die Katzen ist interessant. — Книга о кошках интересна.

  1. определительным придаточным предложением:

Die Pflanze, die sie gekauft hat, steht am Fenster. — Растение, которое она купила, стоит у окна.

  1. инфинитивом в качестве определения:

Der Versuch, die idiomatische Wendung zu verstehen, ist mir nicht gelungen. — Попытка понять идиоматическое выражение мне не удалась.

  1. прилагательным в превосходной степени или порядковым числительным:

Der Mount Everest ist der hochste Berg der Erde. — Эверест — высочайшая гора Земли.
Heute ist 
der 20. Juni. — Сегодня двадцатое июня.

  1. Если называемый предмет является единственным в своем роде. Сюда относятся географические названия, названия планет, созвездий, времен года, дней недели, месяцев:

die Sonne, der Herbst, der Montag, der Juli, der Nekar, das Schwarze Meer, der Peloponnes, die Sahara.

  1. Если после существительного стоит определительное наречие:

Das Mädchen rechts ist meine Schwester - Девочка справа моя сестра
Der Junge links ist mein Bruder - Мальчик слева мой брат

Склонение определенного артикля.

Падеж (Kasus)

мужской род (Maskulinum)

женский род (Femininum)

cредний род (Neutrum)

Именительный (Nominativ)

der

die

das

Винительный (Akkusativ)

den

die

das

Дательный (Dativ)

dem

der

dem

Родительный (Genitiv)

des

der

des

Отсутствие артикля при именах существительных

Без артикля употребляются:

  1. Имена собственные, названия городов, стран и континентов:

Schiller ist der bekannte deutsche Dichter. Шиллер — известный немецкий поэт.
Moskau ist eine grosse Stadt. Москва — большой город.
Russland liegt in Norden. Россия лежит (находится) на севере.
Ural ist die Grenze zwischen 
Europa und Asia. Урал — граница между Европой и Азией.

Исключение составляют следующие названия стран, употребляющиеся с артиклем:

мужской род (Maskulinum)

женский род (Femininum)

Множественное число (Plural)

der Libanon
der Sudan
(der) Irak
(der) Iran
(der) Jemen

die Schweiz
die Turkei
(и другие названия, заканчивающиеся на -ei)
die Antarktis

die Niederlande
die USA

В названиях стран, в которые входит их политическое обозначение, употребляется артикль политического обозначения:

Die Gemeinschaft Unabhängiger Staaten. — СНГ.
Die EU (Europeische Union) — Европейский союз.

Примечание: Если перед именами собственными, названиями городов, стран и континентов стоит прилагательное или за ним следует определение в родительном падеже, то данные существительные употребляются с определенным артиклем:

das alte Moskau, das Moskau der Sovjetzeit.

  1. Если перед существительным стоит определение, выраженное местоимением или количественным числительным:

Ich habe deinen Breif bekommen. — Я получил твоё письмо.
Die Reisegruppe besteht aus 
vierzehn Menschen. — Группа туристов состоит из четырнадцати человек.

  1. Неисчисляемые понятия без определения, например, Brot, Geld, Wärme, Luft:

Hast du Geld? — У тебя есть деньги?
Die Planzen fühlen sich bei Wärme wohl. — Растения хорошо чувствуют себя в тепле.
Die Pflanzen fühlen sich auf 
der frischen Luft wohl. — Растения хорошо чувствуют себя на свежем воздухе.

Здесь используется определение frisch, следовательно, существительное используется с артиклем.

  1. Наименования веществ, жидкостей, предметов без определения, например: Wasser, Benzin, Alkohol, Holz, Glas, Beton:

Ich trinke Kaffee. - Я пью кофе. Но: Ich trinke den schwarzen Kaffee. — Я пью чёрный кофе.

  1. Наименования качеств характера или чувств без определения:

Ich habe Angst. Но: Die grösste Angst habe ich vor Spinnen.

  1. Если обозначения профессии, звания, принадлежности к партии, нации, время года, отрезок дня и т.п., используется без определения:

Diese Frau ist Arztin. — Эта женщина врач.
Es ist 
Nacht. — Ночь.
Er studiert 
Chemie. — Он изучает химию.
Sie ist eine 
gute Verkäferin. — Она хорошая продавщица.

  1. Имена существительные, стоящие после обозначения меры, веса, количества:

Er kauft ein Kilo Wurst. - Он покупает килограмм колбасы.
Wir haben 20 Grad 
Kälte. - 20 градусов мороза.

  1. Если перед существительным употребляется определение в родительном падеже:

Wessen Buch liegt auf dem Tisch? - Чья книга лежит на столе?
Brigittes 
Schwester backt leckere Kuchen. - Сестра Бригиты печет вкусные пироги. Но, Die Schwester von Brigitte backt leckere Kuchen.

  1. В некоторых устойчивых выражениях, пословицах и поговорках:

Schach spielen - играть в шахматы.
Fußball spielen - играть в футбол.
zu Hause - дома.
nach Hause - домой.
Frieden schlissen. - заключать мир.
Ende gut, alles gut.

  1. Часто артикль отсутствует после предлогов ohneabaußbeinachvor:

Zu Wiehnachten - к Рождеству, ohne Hilfe - без помощи, vor Beginn - перед началом, nach Ende - после окончания.

Слияние определенных артиклей с предлогами.

Артикли могут сливаться с некоторыми предлогами.

  1. Определенный артикль мужского и среднего рода рода в дательном падеже (Dativ) может сливаться с предлогами anbeiinvonzuüberunter,hinter

an + dem = am, bei + dem = beim, in + dem = im, von + dem = vom и т.д.
am Rande, beim Essen, im Wald

Wie komme ich zum Bahnhof?

Как мне пройти к вокзалу?

  1. Определенный артикль женского рода в дательном падеже (Dativ) может сливаться с предлогом zu

zu + der = zur

Zur Zeit bin ich sehr beschäftigt

Я сейчас очень занят.

  1. Определенный артикль среднего рода в винительном падеже (Akkusativ) может сливаться с предлогами: anaufdurchfürhinterinüberum,untervor

an+ das = ans, in + das = ins и т.д.
ans Meer, ins Wasser

Der Junge springt ins Wasser.

Мальчик прыгает в воду

  1. Исключительно в разговорной речи употребляется слияние предлогов hinterüberunter с артиклем den

hinter + den = hintern, über + den = übern, unter + den = untern

Leg das Zeug hintern Zaun!

Положи это за забор!

Лексические трудности немецкого языка

В этом разделе предлагается рассмотреть слова, которые учащиеся очень часто путают, ошибочно подменяя одно другим, или неправильно переводят с/на русский язык. Чтобы избежать подобных ошибок лексико-семантического и лексико-грамматического характера, каждая пара слов сопровождается наглядными примерами их употребления. Завершает каждый раздел упражнение на закрепление пройденного.

Теоретический курс набран специально таким образом, чтобы при желании можно было распечатать и, разрезав на 4 части, использовать в виде карточек. Далее располагается тест на проверку усвоения материала с первого листа.

Gegensatz – Gegenteil

Разница - противоположность

Unterschied (отличие):
- der Gegensatz (-,e): Unterschied, Widerspruch (разница, противоречие)
- das Gegenteil: das Umgekehrte, Entgegengesetzte (противоположность)

“Gegensatz” oder “Gegenteil”? Ergänzen Sie bitte die Lucken (заполните пропуски):

  1. Was ist d___ ____________ von “schön”?
  2. Er ist d___ ____________seiner Tante.
  3. Im ___________ zu ihrem Mann ist sie klug und freundlich.
  4. Dein Verhalten steht im __________zu deinen Worten.

Lösungsblatt

Betrachten – Beobachten

Наблюдать

Unterschied (отличие):
- betrachten (j-n/etw.): etw. Stillstehendes genau in Ruhe ansehen (за чем-то неподвижным)
- beobachten (j-n/etw.): etw. Bewegtes mit den Augen aufmerksam verfolgen (за движущимся)

“Betrachten” oder “beobachten”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Der Verbrecher wird rund um die Uhr ____________________.
  2. ________________ bitte dieses Foto.
  3. Das Kind _____________ jede Bewegung seiner Mutter.
  4. Die ganze Nacht hat sie sein Gesicht ________________.

Lösungsblatt

Ausgang – Ausweg

Выход

Unterschied (отличие):
- er Ausgang (ä,e): Tür, Öffnung, durch die man hinausgehen kann (проем, через который можно выйти)
- der Ausweg (-e): Hilfe, Lösung in einer schwierigen Situation (выход из сложной ситуации)

“Ausgang” oder “Ausweg”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Wollen wir uns am ___________treffen?
  2. Kannst du einen __________ aus dieser Situation finden?
  3. Optimisten finden immer einen ________.
  4. Wir müssen uns beeilen, wo ist der _______?

Lösungsblatt

Anrufen – Telefonieren

звонить, разговаривать по телефону

Unterschied (отличие):
- anrufen (j-n/bei etw.): mit j-m telefonisch Verbindung aufnehmen (набирать номер)
- telefonieren (mit j-m): mit j-m per Telefon sprechen (разговаривать по телефону)

“Anrufen” oder “telefonieren”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Mit wem __________ du so lange ___?
  2. Ich ___________sofort die Polizei___.
  3. Er ____________ nicht gern ___.
  4. Wann soll ich Sie ________________?

Lösungsblatt

Anscheinend – Scheinbar

якобы

Unterschied (отличие):
- anscheinend: wie man sieht, vermutlich (как кажется)
- scheinbar: nur dem äußeren Eindruck nach (nicht wirklich!) (якобы, не на самом деле)

“Anscheinend” oder “scheinbar”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. ________________ ist er sehr reich.
  2. Die Sonne dreht sich nur _____________ um die Erde.
  3. Heinz sieht schlecht aus. ______________ ist krank.
  4. Gabi ist heute nicht im Büro. Sie ist ________________ krank.

Lösungsblatt

Kennen – Wissen

знать

Unterschied (отличие):
- kennen (j-n/etw.): setzt die Beschдftigung mit j-m oder etw. voraus j-m oder etw. voraus (кого-то)
- wissen (j-n/etw.): etw. im Gedächtnis haben; es wird oft mit einem Nebensatz verbunden (что-то; используется всегда, если дальше идет придаточное предложение)

“Kennen” oder “wissen”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Ich __________ seine Adresse.
  2. Aber ich __________ seine Handynummer nicht mehr.
  3. __________ Sie nicht, wie man zum Theater kommt?
  4. Ich bin auch fremd hier. Leider __________ ich den Weg nicht.

Lösungsblatt

Begrenzen – Beschränken

ограничивать

Unterschied (отличие):
- begrenzen: die Grenze von etw. bilden, die Geschwindigkeit ~, die Zeit ~ (скорость, время)
- beschränken: jmds. Rechte ~, die Zahl ~, die Ausgaben ~, die Mittel ~ (урезать расходы, средства, количество)

“Begrenzen” oder “beschränken”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Wer reich ist, muss seine Ausgaben nicht __.
  2. Unsere Gesprachszeit ist leider __________.
  3. Die Wiese ist von einem Wald __________.
  4. Modernes Fernsehen ________den Horizont.

Lösungsblatt

Entdecken – Erfinden

открывать – изобретать, придумывать

Unterschied (отличие):
- entdecken (j-n/etw.): etw. Vorhandenes, aber noch Unbekanntes/Vermisstes als Erster finden (открыть что-то доселе неизвестное)
- erfinden (etw. Akk.): durch Forschen oder Fantasie etwas Neues hervorbringen (придумать что-то новое)

“Entdecken” oder “erfinden”? Ergänzen Sie bitte die Lücken (заполните пропуски):

  1. Popow hat Radio ___________________.
  2. Die Geschichte ist frei _______________.
  3. Die Eltern haben das Kind unter dem Bett __________.
  4. Kolumbus hat Amerika ______________.

Lösungsblatt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по грамматике немецкого языка "Сильное склонение прилагательных"

Die Deklination der AdjektiveStarke Deklination MaskulinaNeutraFemininaPluralNominativ      Genitiv      Dativ ...

Учебно-методическое пособие \'\'Сборник заданий по грамматике для учащихся 4-5 классов\'\'

Учебно-методическое пособие \'\'Сборник заданий по грамматике для учащихся 4 класса\'\'...

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по оригами»

Одним из эффективных средств развития интереса к изучаемому материалу является использование на занятиях дидактических игр и упражнений, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызыв...

Сборник упражнений по грамматике английского языка

Данный сборник упражнений предназначен для закрепления полученных на занятиях знаний по грамматике....

Учебно-методическое пособие и упражнения по грамматике английского языка для студентов 3-4 курса

Учебно-методическое пособие и упражнения по грамматике английского языка для студентов 3-4 курса.      Основной целью данного пособия является обеспечение студентов достаточны...

Учебно-методическая разработка «Технология литературного салона на уроках немецкого языка как способ формирования читательской грамотности»»

В данной методической разработке представлен опыт работы с технологией литературного салона в виде теоретического обоснования и технологических карт занятий, рассматривается технология на уроках иност...

Учебно-методический комплекс по немецкому языку для начинающих

Учебно-методический комплекс содержит учебный план, календарный учебный график, мониторинг, конспекты занятий., список литературы....