Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по оригами»
учебно-методическое пособие по теме

Ткаченко Галина Глебовна

Одним из эффективных средств развития интереса к изучаемому материалу является использование на занятиях дидактических игр и упражнений, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Занимательность в дидактическом упражнении может быть заданна неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычайной формой ведения занятия. Сущность  дидактического упражнения  заключается  в  том,  что  дети   решают умственные задачи, предложенные  им  в  занимательной    форме,  сами находят  решения,  преодолевая  при  этом  определённые  трудности. 

Учитывая важность обучающих, то есть дидактических упражнений в педагогическом процессе, возрастные  особенности воспитанников, посещающих объединение «Бумагопластика» (дети 7-12-ти лет) и необходимость для освоения оригами умения читать схемы, педагогом были разработаны  дидактические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

«Сборник упражнений

по оригами»

        Автор-составитель: Ткаченко Галина Глебовна,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого  объединения

«Бумагопластика»

        

Санкт- Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Психологами доказано, что знания, усвоенные ребёнком без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает заинтересованности. Он пассивен. Конечно, что-то ребёнок усвоит, но пассивное восприятие учебного материала  не может быть опорой прочных знаний.

Одним из эффективных средств развития интереса к изучаемому материалу является использование на занятиях дидактических игр и упражнений, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Задание в игровой форме ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания.

        Занимательность в дидактическом упражнении может быть заданна неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычайной формой ведения занятия. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей.

        Сущность  дидактического упражнения  заключается  в  том,  что  дети   решают умственные задачи, предложенные  им  в  занимательной    форме,  сами находят  решения,  преодолевая  при  этом  определённые  трудности.  Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает  его умственную активность.

        Учитывая важность обучающих, то есть дидактических упражнений в педагогическом процессе, возрастные  особенности воспитанников, посещающих объединение «Бумагопластика» (дети 7-12-ти лет) и необходимость для освоения оригами умения читать схемы, педагогом были разработаны  дидактические упражнения.

        Все эти упражнения включены в сборник «Дидактические упражнения на занятиях оригами», который постоянно пополняется. Сборник создан в дополнение к образовательной программе «Бумагопластика».

 

Сборник содержит:

  • пояснительную записку;
  • цели и задачи;
  • схемы упражнений;
  • приложение (ответы);
  • список литературы.

         Работу над данными упражнениями предлагается проводить при изучении базовых форм оригами[1]: простых форм, форм средней сложности и сложных базовых форм.

Упражнения могут закреплять пройденное, предварять изучение нового. Можно  давать детям упражнение в качестве разминки или при смене видов деятельности. Предлагаемые материалы позволят лучше организовать контроль знаний обучающихся. Работа может проводиться фронтально, то есть со всей группой сразу, или каждый ребёнок разбирает  свою схему.

Сборник упражнений может быть использован педагогами дополнительного образования  и учителями на занятиях оригами, а также – родителями, занимающимися с детьми оригами.

Цель создания сборника упражнений

Развитие у детей способности решения мыслительных задач с опорой на «внутренние», визуальные образы. 

Задачи

Образовательные:

  • учить по рисунку, паттернам[2] и силуэту  представлять изделие в объёме;
  • обучать умению мысленно складывать в заданной последовательности, поясняя словами свои действия;
  • закреплять знание базовых форм.

Развивающие:

  • Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз-рука»;
  • развивать логическое, интуитивное, образное мышление;
  • развивать внимание, память, глазомер;
  • Закреплять навыки пространственного ориентирования.

Воспитательные:

  • Формировать уверенность в собственных силах;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей, считаться с мнением и интересами других.

I.Узнай базовую форму по рисунку

А. Простые базовые формы

1.

Оригами базовые формы - Мастер класс 2015 год + фото

2. Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

3.       Оригами базовые формы - Мастер класс 2015 год + фото

4. Оригами базовые формы - Мастер класс 2015 год + фото


Б. Базовые формы средней сложности

5.

Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

6. Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

7.       Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

8. Базовая форма «Двойной квадрат»

9.Базовая форма "Дом" - Оригами из бумаги

В. Сложные  базовые формы

9.

Базовые формы

10. Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

11.      

Базовые формы оригами - Мастер-класс своими руками 2014-2015

I.Узнай базовую форму по силуэту

А. Простые базовые формы

1.

2.

3.      

4. 


Б. Базовые формы средней сложности

5.

6.

7.      

8. 

9.


В.Сложные  базовые формы

9.  

10.

11.      


I.Узнай базовую форму по паттерну

А. Простые базовые формы

1.

C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисуноку.jpg

2. C:\Users\DNS\Pictures\Рисунок4.png

3.       C:\Users\DNS\Pictures\Рисунокъ.png

4. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунокф.jpg

\

Б. Базовые формы средней сложности

5. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок2.jpg

6. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок1.jpg

7.       C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок3.jpg

8. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок4.jpg

9. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок5.jpg

В.Сложные  базовые формы

9.  C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок7.jpg

10. C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок6.jpg

11.      C:\Users\DNS\Desktop\уч-мет пособие\Рисунок9.jpg


Приложение

  1. Книга
  2. Треугольник
  3. Воздушный змей
  4. Дверь
  5. Рыба
  6. Блинчик
  7. Двойной треугольник
  8. Двойной квадрат
  9. Катамаран
  10. Птица Лягушка

Список использованной литературы

  1. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников.- Начальная школа. - 1996. - № 12.
  2. Путляева Л.В. Развиваем мышление.- Начальная школа.-2007.-№18.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.- М.: Аким, 1995.
  4. Сержантова Т. Б., Оригами. Новые модели. М.:Айрис-Пресс, 2004.
  5. Зеленина Е. Л. Играем, познаём, рисуем.- М.; Просвещение, 1996.


[1] Базовая форма оригами – это бумажная заготовка, сложенная из квадратного листа бумаги определённым способом.

[2] Паттерн – это один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Сборник контрольных работ для 7 класса"

Представляю вашему вниманию контрольные работы по различным грамматическим темам для 7 класса школ с углублённым изучением немецкого языка....

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»

Учебно-методическое пособие«Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»...

Учебно-методическое пособие - сборник грамматических упражнений по теме "Настоящее, прошедшее время в английском языке."

Сборник упражнений по грамматике по теме: Настоящее и прошедшее время. Задания на сравнение времен, употребление нужной формы глагола....

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Учебно методическая разработка (PPT). Театральные упражнения/ ГОЛОС-дыхание, скороговорки!!!!

В данной разработке представлены различные театральные игры и разминочные упражнения. Использовать эти упражнения рекомендуется в начале, в середине или в конце  театрального занятия....

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...

Методическое пособие "Сборник упражнений по спортивному ориентированию"

Методические            рекомендации            включают...