Содержание и технология работы с одаренными детьми
статья по немецкому языку по теме

Власкина Наталья Петровна

Содержание и технология работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_i_tekhnologiya_raboty_s_odarennymi_detmi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Власкина Наталья Петровна,

учитель немецкого языка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Содержание и технология работы с одаренными детьми

Актуальность и важность темы моей статьи продиктована временем, когда не мы выбираем себе учеников, а они нас. Кроме того, она определяется современными требованиями к знаниям наших выпускников, которые, окончив школу, должны выдержать сложный экзамен, а затем найти себя, проявляя высокую активность, умения и способности нестандартного мышления.

Не каждый учитель может признать, что у него в классе или в группе есть одаренные дети, в особенности, если речь идет об обыкновенной средней школе, как например та, в которой работаю я. Но дети с высокой познавательной мотивацией найдутся всегда, в каждом классе, в каждой группе. Раннее выявление, обучение и воспитание таких детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Да и все мы знаем, насколько важно поддерживать блеск в глазах малышей, их огромное желание научиться чему-то новому. И так вплоть до 11 класса.

Основная ответственность ложится на учителя. Семья и социальная среда могут способствовать или, наоборот, препятствовать развитию незаурядных способностей ребенка. Также бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Существуют разные формы обучения одаренных детей, о которых мы хорошо знаем: это и раннее поступление в школу, форма перевода учащихся через класс, спецклассы, спецшколы. Я подробнее остановлюсь на том примере, когда в обычном классе имеются как ученики с ЗПР, так и ученики с отсутствием какой-либо мотивации, так  и талантливые дети

Талантливые ученики нуждаются в индивидуальном подходе. Личность учителя является ведущим фактором такого вида обучения. Успешный учитель для одаренных детей - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет, постоянно совершенствующий свои знания. Для этого сейчас существует много возможностей: это и постоянно действующие курсы, и обучающие семинары в МРИО, в университете, педагогическом институте, и большой выбор художественной литературы в книжных магазинах, возможности компьютера и сети Интернет. Даже не выезжая из страны можно общаться с коллегами из других стран, было бы желание. Одним словом, учитель должен быть интересен своим ученикам. Нельзя забывать также о необходимости хорошо знать психологию одаренных детей.

Учитель для одаренных учеников создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, поощряет творчество и работу воображения.

На мой взгляд,  важную роль на уроке играет использование как можно большего количества дополнительных источников информации. Это видеофильмы, иллюстрированные книги, журналы и газеты из Германии, компьютерные презентации, обучающие сайты, т.е. разнообразная визуализация. При этом менее способных к языку ребят обязательно заинтересуют картинки, а сильные к тому же еще овладеют текстом.

Способные ученики не нуждаются в долгих объяснениях учителя, им достаточно указать источник информации. Они овладеют этим самостоятельно, и на каком- то этапе урока могут заменить учителя.

Для достижения прочных знаний ученик должен иметь возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные уровни.

Способным ученикам нужно чаще предлагать высказывать не зазубренную тему, а собственное мнение по данной теме, аргументы «за» и «против». Кто-то возразит и скажет, что на уроках иностранного языка при 2-3 часах в неделю добиться свободного говорения невозможно. В этом есть доля правды. А как быть с ЕГЭ, где требования к ученику приближены к уровню мировых стандартов, и где свободное говорение является одним из основных требований. К счастью, пока ЕГЭ по иностранному языку не является обязательным для всех выпускников. А вот тех нескольких учеников из выпуска с определенными способностями к языку, и может быть мечтающих поступить на факультет иностранных языков или смежные специальности, мы должны уметь подготовить. Я не хочу отрицать большую роль репетиторства, которое в последние годы становится все более популярным. Но ведь именно учителю отдаются все лавры, если его ученик получил большое количество баллов на экзамене. И ведь именно учителю краснеть и переживать за недостаточное количество баллов.

Итак, для успешной сдачи экзамена ученик должен в совершенстве владеть грамматикой, иметь богатый словарный запас и свободно говорить. Этому научить реально. Но для этого в первую очередь нужно тесное взаимодействие «ученик-учитель-родители». Огромное желание ученика, увлеченный талантливый учитель, который всегда готов пожертвовать свободным временем; и родители, которые готовы поддержать морально и материально. Всем известно, что подготовиться к экзамену при помощи одного учебника и даже, имея КИМы, невозможно. Для этого нужны современные электронные словари, грамматические пособия, дополнительная литература, компьютер, свободный доступ в Интернет, работа со специальными программами в режиме онлайн, развивающие игры, диски с обучающими программами, видеозаписи.

Интернет открывает возможность общения с зарубежными сверстниками, переписка по почте постепенно отходит на второй план. Используя Интернет, дети в свободной непринужденной форме учатся писать письма.

Как правило, нам в школе всегда предлагают на старшей ступени групповые занятия или элективные курсы с учащимися, которые в этом заинтересованы. На этих занятиях мы углубленно изучаем грамматику. Например, сложнейшую тему «Склонение имен прилагательных» в 7-ом классе в мере, необходимой для экзамена не усваивает никто. Здесь проблема решается за 2-3 занятия. Учимся писать личные и деловые письма, читаем немецкие журналы, смотрим видео. Но упор всегда ставится на говорение, ведь на экзамене ученик, который говорит и пишет с грамматическими ошибками, получит балл выше, чем тот, который хорошо знает грамматику, но молчит и не может выразить свои мысли в письменной форме.

Вот уже несколько лет мы поддерживаем тесный контакт с немецкой гимназией города Притцвальк (федеральная земля Бранденбург, Германия). Трое детей выезжали по приглашению гимназии в гостевые семьи. Мы постоянно обмениваемся информацией, готовим проекты. В этом году был подготовлен проект о праздниках в России. Отвечали на вопросы анкеты, тема которой была «Проблемы молодежи». Происходит обмен творческими работами на самые различные темы. Естественно, в подготовке проектов участвуют все ученики, но моей опорой являются мои «звездочки».

И все-таки у многих детей, как и у нас взрослых, существует языковой барьер, «смогу ли я заговорить вне ситуации урока, поймут ли меня». Чтобы преодолеть этот страх, этот барьер, ребенок должен оказаться в языковой среде. В школах Германии это  само собой разумеющийся факт, что учитель вместе с учениками выезжает в страну изучаемого языка,  или же детей индивидуально отправляют в гостевые семьи заграницу. В этом отношении наши возможности ограничены, в первую очередь в материальном плане. Но такие программы существуют, и их много.

Мои ученики вместе с учениками других школ города уже несколько лет участвуют в программе «Гостевые ученики в Германии» и выезжают на 3 месяца в гостевые семьи.

Трудно сказать, что результаты бывают ошеломляющими, но языковой барьер, о котором говорилось выше, зачастую снимается полностью. С детьми происходит метаморфоза. Ученики становятся более общительными, открытыми, приветливыми. Они не боятся говорить. Дети знакомятся с немецкой школой, так как все 3 месяца посещают гимназию, знакомятся с бытом, обычаями, ведь к тому же живут в гостевых семьях. А самое главное- это, наверное, культура, и такие понятия, как немецкая пунктуальность, порядок. Дети испытывают в буквальном смысле культурный шок. Естественно, этому предшествует большая подготовка и серьезный отбор. Так как вся ответственность за поведение ребенка в чужой стране ложится на учителя.

В заключение я хотела бы подчеркнуть, что прошли времена, когда мы с вами получали детей и обучали их, используя различные формы и методы, стремясь к эффективности, а конечный результат корректировали обстоятельства. Те немногие, кому был нужен немецкий язык в избранной профессии, изучали его самостоятельно

Сегодня, когда престиж иностранного языка находится на достаточно высоком уровне, наши ученики выбирают нас. И мы должны быть готовы разбудить мотивацию, увидеть талантливых и способных детей, поддержать и развить их способности и достойно выпустить. А когда еще твои воспитанники побеждают в олимпиадах и конкурсах, а что важнее всего дети из семей с достаточно скромными материальными возможностями  поступают на бюджетные места в ВУЗе, это доставляет учителю несказанную радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с одаренными детьми.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,...

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Содержание и методы работы с одаренными детьми

Расскрываеться опыт работы с одаренными детьми. Применение различных форм и методов работы по раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка....

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...