Написание эссе , как важный коммуникативный элемент урока немецкого языка.
материал для подготовки к егэ (гиа) по немецкому языку (11 класс) на тему

Верещагина Светлана Юрьевна

Основные положения для написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ по немецкому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Написание  эссе  и письма,

 как важный коммуникативный элемент урока  немецкого языка.

                                                                      Учитель Верещагина С.Ю.

В последнее время в обучении немецкому языку немало внимания   уделяется такому аспекту языка, как письмо. Долгое время этот процесс представлял собой развитие навыков правописания и изложения материала по изучаемой теме. При коммуникативно-ориентированном подходе к обучению уделялось больше внимания устной речи, а письменные умения сводились в 
основном к написанию личного письма или поздравительной открытки.
Современные требования к обучению немецкому языку включают широкий спектр письменных умений: полностью решать коммуникативную задачу, логично и связно строить письменное высказывание, выбирать адекватный стиль речи, делить текст на абзацы и правильно использовать средства связи между предложениями и абзацами. Единый государственный экзамен по немецкому языку выявил недостаточные умения учащихся в написании эссе.
Эссе представляет собой прозаическое произведение небольшого объема с ярко выраженной субъективной точкой зрения относительно рассматриваемой проблемы.

В немецкой журналистике эссе относится к «meinungsbetonte Darstellungsformen», в российской – к художественно-публицистическим жанрам.

 Требования к написанию эссе различаются в российской и немецкой журналистике. Если в российской публицистике эссе понимается как субъективная (личностная) трактовка темы или проблемы в свободной форме, то особенности его в немецкой публицистике заключаются в том, что в эссе автор рассматривает столкновение мнений и позиций по определенному вопросу, а также отчетливо выражает и доказывает своё отношение относительно рассматриваемой проблемы. В центр внимания ставится некий тезис, который должен быть либо аргументировано подтвержден, либо аргументировано опровергнут. При этом эссе должно быть весьма четко структурировано.

Структура эссе:

1.Вводная часть:

- интересное вводное предложение;

 - в первых абзацах обозначаются темы и проблемы эссе;

  - краткий обзор существующих позиций по данной проблеме;

    - определение собственной позиции.         Объем: 2 предложения

2.Основная часть:

Содержит более подробный анализ различных мнений по рассматриваемой проблеме, усиление своей позиции вескими аргументами, подтверждение собственного мнения убедительными примерами. Взгляд с одной стороны (или аргументы «за») – 7-8 предложений. Взгляд с другой стороны (или аргументы «против») – 7-8 предложений.

3.Заключение:
Дается краткое обобщение аргументации, выводы, как практически может быть решена проблема, указание на аспекты проблемы, которые требуют дальнейшего анализа. Заключительное предложение, которое побуждает к размышлению.
Объем: 3 предложения.   Объем всего эссе 240 – 250 слов.

                                                Как    начать   эссе?

Вступление – это введение читателя в суть вопроса, но оно не должно в точности копировать задание. Для этого используются синонимичные выражения.


Вступление может иметь вид

- фразы, принадлежащей герою дискуссии и ее комментария,

 - согласия или несогласия с одним из участников спора,

 - риторического вопроса,

  - вопроса–ответа,

  - собственного высказывания,

  - предложения, констатирующего актуальность темы,

   - прямого обращения к читателю,

   - зарисовки какой-то необычной ситуации.

        
Как писать эссе на немецком языке?

«Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

                                                            Большой энциклопедический словарь

Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».

Цель написания эссе – высказать и доказать свое мнение, убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону. При этом большое внимание уделяется критике противоположной позиции. Важно сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая. Не менее важно выразить в эссе свои эмоции, доставить удовольствие себе и читателю, развлечь.

В какой форме выразить свои мысли и чувства?

  • аналогии, т.е. способ рассуждения, построенный на сравнении (если А и Б схожи по некоторым направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства)
  • ассоциации, т.е. первая пришедшая в голову реакция на слово
  • рассуждения, т.е. формулировка и доказательство мнения.
  • предположение, т.е. утверждение, не подтвержденное доказательствами
  • суждение – предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно это или ложно?
  • доводы, т.е. факты, ссылки на авторитеты, законы, доказательства.

Где найти нужную информацию?

        личный опыт, случаи из жизни

        учебники, словари, справочники, худ. литература

        Интернет-ресурсы

Структура эссе:

Вступление

Важно сообщить цель своей работы, обозначить свою позицию и сделать это оригинально, заинтересовать читателя. Здесь уместны афоризм, шутливое замечание, обращение к читателю, вопрос. (Около 50 слов)

Основная часть

Последовательное изложение темы, развитие основных идей.

Определите подход:

- прямой (дедуктивный) – от общего к частному. За каждой  идеей следуют конкретные поясняющие детали, аргументы (доказательства, факты) и примеры из собственного опыта или из истории, худ. литературы и т.д.

- обратный (индуктивный) – от частного к общему, т.е. вначале приводятся примеры и доводы, а затем формулируется идея.

Здесь уместны цитаты, разнообразные средства выразительности (метафора, ирония, парадокс, намек, риторические восклицания  и вопросы и др.)

Обратите внимание на логичность, точность, краткость и выразительность изложения.

 (Около 200 слов – на основные идеи, примерно 200 – на аргументы и примеры, подтверждающие основные идеи).

Заключение

Подведение итогов. Усилить смысл написанного, создать определенное впечатление, настроение.

(Около 50 слов)

Вначале мы внимательно читаем тему и проверяем, каких аргументов требует данная тема: аргументов общего характера или есть возможность высказать свое собственное мнение.

Затем обдумываем содержание, полноту выполнения задания. При планировании эссе с аргументацией “за” и “против” располагаем материал в четырех абзацах:

1.       вступление – постановка проблемы;

2.       аргументы “за”;

3.       аргументы “против”;

4.       заключение.

Первый абзац – вступление – включает в себя несколько предложений, которые представляют тему и выражают ее двойственный характер.

Можно использовать следующий языковой материал:

         Man sagt, dass…

  • Es wird gemeint, dass… 
  • Laut (der Verfassung)…,
  • Nach den Worten von … 
  • Es ist sehr interessant, … 
  • Es ist eine Frage, (ob)…

Работая над аргументами, помним, что аргументы “за” и “против” пишем в отдельных абзацах.

Высказывая несколько аргументов “за” или “против”, мы ставим их в логической последовательности, соединяя их союзами или союзными словами. Второй, третий аргументы, подтверждая и расширяя первый, вводят следующие союзы и союзные слова: Dazu,  dabei, аußerdem,  ich würde sagen.

Например,

Ich verstehe mich gut mit meinen Eltern. (+) (положительный аргумент)

Sie lieben mich. (+)

Sie helfen mir immer, wenn ich Hilfe brauche. (+)

Dabei akzeptieren sie meine Meinung. (+)

Dazu geben sie mir genug Taschengeld.

Außerdem verbringen wir viel Zeit zusammen.(+)

Ich würde sogar mehr sagen: meine Eltern sind meine Freunde.

Die Erwachsenen können die Jugendlichen nicht verstehen. (-) (отрицательный аргумент)

Dabei meinen sie, dass die meisten Jugendlichen nur Spaß vom Leben haben wollen. (-)

Dazu sind sie oft zu autoritär. (-)

Außerdem akzeptieren sie nie die Meinung ihrer Kinder. (-)

Ich würde sagen, die Menschen haben zu wenig Liebe zueinander.(-)

Для введения контрастирующих аргументов используются следующие союзы и союзные слова: aber, andererseits, trotz (G.),  trotzdem, obwohl,  im Gegensatz zu.

Например,

Man sagt, dass die heutigen Kinder wenig lesen. (-)

Trotz der Bemühungen der Lehrer und der Eltern sehen sie lieber fern. (-)

Im Gegensatz zum Buch ist das Fernsehen attraktiv und unterhaltsam.(-)

Andererseits lesen die meisten Kinder sehr gern Comics. (+)

Obwohl die meisten Jugendlichen nur wenig lesen, ist Lesen mein Hobby. (+)

Trotzdem bleibt ein gutes Buch auch heute ein schönes Geschenk zum Geburtstag.

В основной части эссе мы также употребляем союзы и союзные обороты, выражения: also, deshalb, darum,  in erster Linie, vor allem, erstens (zweitens, drittens), meiner Meinung nach, was mich anbetrifft, was mich angeht, zum Beispiel.

В последнем абзаце следует обобщить высказанное и сделать заключение: снова пишем предложение, отражающее противоречивость темы, но в то же время, дающее надежду на нахождение компромисса. Если тема позволяет, здесь четко можно выразить свое мнение. Используем выражения: zum Schluss,  im Ergebnis, also, im großen und ganzen, zusammengefasst.

При написании эссе с аргументами “за” и “против” мы помним –

1.       Структуры предложений должны быть сложными.

2.       Постарайтесь использовать больше безличных предложений.

3.       Не употребляйте сокращений (z.B., usw).

4.       Давайте примеры, где возможно.

     5.      Соблюдайте правила орфографии и пунктуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Написание эссе , как важный коммуникативный элемент урока немецкого языка.

Основные положения для написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ по немецкому языку....

Написание эссе , как важный коммуникативный элемент урока немецкого языка.

Основные положения для написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ по немецкому языку....

Написание эссе , как важный коммуникативный элемент урока немецкого языка.

Основные положения для написания эссе в рамках подготовки к ЕГЭ по немецкому языку....

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Материалы для совершенствования коммуникативных навыков в области говорения в старших классах на уроках немецкого языка и написания эссе по формату ОГЭ

Материал содержит аутентичные тексты - эссе носителей немецкого языка на самые актуальные темы современности, темы, которые содержатся в УМК по немецкому языку для 9-11-х классов, а также вопросы, кот...