Использование музыкального материала на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку (8 класс) на тему
Статья содержит методические рекомендации по использованию музыкального материала на уроках немецкого языка, фрагмент урока по теме: "Путешествие по ФРГ. 8 класс".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika.docx | 457.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя немецкого языка МОУ «Тюбукская СОШ №3» Халиковой Л.В.
по теме: Использование музыкального материала на уроках иностранного языка
Задача гуманизации образования, то есть приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, может успешно решаться в процессе изучения иностранного языка.
Немаловажную помощь в этом может оказать использование аутентичных образцов музыкального, в частности песенного, творчества на уроках.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка, воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память, содействовать эстетическому воспитанию детей.
Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой стороны, носителем культурологической информации. Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том, чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке- это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства.
Песни на уроке оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Исполнение песен под фонограмму самым благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развиваются навыки аудирования. К тому же песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дают возможность повторять грамматические явления. Использование песенного материала на уроке помогает поддерживать интерес к изучаемому языку. Песня на иностранном языке имеет большое воспитательное значение. Она помогает приобщать учащихся к культуре страны изучаемого языка.
К принципам отбора песенного материала можно отнести:
- Принцип аутентичности, обеспечивающий расширение лингвострановедческого кругозора учащихся, в соответствии с этим принципом исходным пунктом отбора музыкального материала служат народные песни, короткие рифмовки и припевки.
- Принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учетом возрастных особенностей и интересов детей; данный принцип позволяет отобрать из большого количества аутентичного материала песни с яркой, запоминающейся мелодией.
- Принцип методической ценности для формирования и совершенствования базовых и речевых навыков и умений детей, который обеспечивается соответствием песенного материала тематике устной речи и чтения на данном этапе обучения с учетом действующих учебных программ ,а также методических условий данного урока.
Использование песен на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам.
Во- первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре.
Во – вторых, при работе с лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
- Для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- На этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
- На любом этапе урока. как стимул для развития речевых навыков и умений;
- В качестве релаксации в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы ,
характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки.
Примерная последовательность работы над песней.
- Учитель сообщает краткую информацию о песне, ее характере, основном содержании, истории создания и логически связывает работу с ней с предыдущим этапом урока. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции лучше использовать дословный перевод на родной язык.
- Перед первым предъявлением песни школьникам предлагается обратить внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т.п.), на аккомпанемент и манеру исполнения.
- Учащиеся прослушивают песню.
- После первого предъявления учитель с помощью вопросов проверяет степень понимания текста песни.
- Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление. На более продвинутом этапе обучения полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка.
- Фонетическая отработка текста песни: учитель обращает внимание детей на темп и правильность произношения отдельных слов и текста в целом.
- Песня прослушивается повторно с опорой на текст
- Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни.
- На последующих уроках песню повторяют один-два раза до полного ее усвоения. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
В качестве примера использования музыкального материала на уроке предлагаю фрагмент урока немецкого языка в 8 классе по теме: «Путешествие по Федеративной республике Германии».
Тема: Путешествие по Федеративной республике Германии
Задачи: 1.Совершенствование речевых навыков по теме «Германия»
2.Формирование аудитивных умений учащихся
3.Повышение уровня мотивации в изучении немецкого языка. Расширение страноведческих знаний учащихся.
Оснащение урока: карта Германии, наглядный материал на доске, раздаточный материал: текст песни, страноведческая викторина, ЦОР «Немецкий для школьников 5-9 классов», аудиозапись песни «Deutschvergnügen»
Ход урока 1 Начало урока
П:Wie geht` s?
П:Da habe ich einige Farben. Sie sind rot, blau, gelb, grün, grau, weiss…. Wie ist eure Stimmung heute? Warum?
П:Nun gut. Meine Stimmung ist orange. Ich bin heute froh. Ich sehe viele Gäste,und das freut mich sehr.
2Цель урока
Используется ЦОР ,учащиеся формулируют тему урока
П: Stimmt. Wir sprechen über Deutschland, über die deutschen Städte, wir singen heute ein neues Lied.
3Фонетическая зарядка
П:Sprecht mir nach! (используются слова по теме «Германия»)
4 Речевая зарядка
П:Schlagt eure Bücher auf Seite 105 auf!
Gebraucht diese Landkarten! Beantwortet meine Fragen!
-Wo liegt Deutschland? An wieviel Staaten grenzt Deutschland? An welche Staaten grenzt Deutschland?
Hat die BRD Meeresgrenzen?
Aus wieviel Bundesländern besteht die BRD?
Wie heissen diese Bundesländer?
Wie heissen die grössten Städte Deutschlands?
Wo liegt Dresden, München, Köln, Hamburg…..?
Wie sind die Staatsfarben der BRD?
Wie heisst die Hauptstadt der BRD?
П: Also, was fällt euch ein ,wenn ihr das Wort «Deutschland» hört?
(Используется ассоциограмма)
5. Обучение аудированию
П:Das schönste , was es in der BRD gibt, sind die Städte.
a)Hört aufmerksam zu und ratet, von welcher Stadt hier die Rede ist?
(См. тест в приложении, «Методическая мозаика» №5, 2005г.)
б)Stellt eine kleine Erzählung über eine dieser Städte zusammen. Ihr könnt phantasieren. Sagt, welche Stadt wollt ihr besuchen und warum?(2-3чел.)
в)П:Und jetzt bekommen wir noch eine neue und schöne Information über Deutschland.Wir arbeiten an einem Lied. Das Lied heisst «Deutschvergnügen». Wie meint ihr ,was bedeutet es?
Задания по работе с песней
1)П:Da habt ihr ein Blatt Papier.Schreibt 3-5 Wörter,die ihr vermutet ,im Text zu finden.
2)Прослушивание песни
3)П:Habt ihr ihre Wörter im Lied gefunden(gehört)? Wieviel? Welche? 4)Учащиеся получают текст песни. Далее следует фонетическая отработка наиболее трудных слов.
Deutschvergnugen
1. Strophe:
Ja und Nein. Apfelwein.
Loreley ist am Rhein.
Eisberg, Goldberg und ein Stein.
Fein, fein, fein ist Calvin Klein.
Refrain:
Deutsch hat Klasse,
Deutsch hat Stil
und Romantik und Gefühl.
Deutsch hat Rhythmus,
Deutsch hat Schall,
Deutschvergnügen überall.
2. Strophe:
Ja und nein. Apfelwein.
Ludwigshafen ist am Rhein.
Dummkopf, Kohlhopf, Marzipan
Porsche, VW, Autobahn
Refrain…
Deutsch hat Klasse,
Deutsch hat Stil
und Romantik und Gefühl.
Deutsch hat Rhythmus,
Deutsch hat Schall,
Deutschvergnügen überall
3. Strophe:
Ja und nein. Apfelwein.
und Karlsruhe ist am Rhein
Bauhaus, Brauhaus, Wetter, Wind
Kindergarten, Wunderkind
Refrain…
4. und letzte Strophe:
Ja und nein. Apfelwein.
Und Berlin ist nicht am Rhein.
Sauerkraut und Tannenbaum,
Deutschmusik und Liebestraum.
Refrain…
Deutsch hat Klasse,
Deutsch hat Stil
und Romantik und Gefühl.
Deutsch hat Rhythmus,
Deutsch hat Schall,
Deutschvergnügen überall.
5)Повторное прослушивание текста песни, проговаривание с диктором
6)П: Das Lied heisst «Deutschvergnügen». Wie kann man das Lied anders betiteln?
7) П: Von welchem Fluss ist hier die Rede?
8)П: Findet im Text die Benennungen deutscher Städte. Zeigt diese Städte auf der Landkarte!
9)Учащиеся хором поют песню.
6.Заключительный этап урока
П:Und wie ist jetzt eure Stimmung?(orange, grün,gelb….?)
Das freut mich.
In der nächsten Stunde beginnen wir unsere Arbeit am Projekt.
Материал, рассмотренный в данной статье, поможет учителям разнообразить уроки, повысить мотивацию учащихся и просто улучшит настроение.
Литература:
- Лебедева Г.Н. «Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения»., М., «Глобус» 2010г.
- Романовская О.Е. «Методика работы с музыкально – поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе», ИЯШ №8 2008г.
- «Рождественские песни на немецком языке» ИЯШ №6 , 2003г.
- Синькевич Г.С. «Песни на уроке английского языка» ИЯШ №1, 2002г.
- Лащикова И.А «Песни на уроках немецкого языка» ИЯШ №2, 2003г.
- «Использование музыкального материала на уроках иностранного языка» ИЯШ № 2, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе
Недалеко от города Нестеров Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...
Использование музыкального материала на уроках физической культуры
Методические особенности использования музыки на уроках физической культыры в школе....
Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка
Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка способствует развитию мотивации учения и патриотическому воспитанию обучающихся....
Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка
Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка...
Методическая разработка "Использование музыкального материала на уроках физической культуры".
Делюсь опытом по использованию музыкального материала на уроках физической культуры (модуль ритмика)....
Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка (выступление на заседании РМО учителей иностранного языка, 26.08.2021)
Обобщение опыта...
использование краеведческого материала на уроках немецкого языка
данный материал можно применять для выступления на РМО, ШМО...