Интегрированный урок немецкого языка в 10-11 классе по теме "Немцы в России"
план-конспект урока по немецкому языку (10 класс) по теме

Чадина Елена Евгеньевна

 

Цель: Использовать возможности межпредметных связей для совершенствования коммуникативной компетенции на старшей ступени.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей появления немцев в России и Златоусте; с тем, какой вклад они внесли в экономику, культуру  России.
  2. Учить читать текст с полным пониманием и с извлечением информации.
  3. Развивать навыки монологической речи.
  4. Расширять общий кругозор учащихся и страноведческие знания с опорой на межпредметные связи.
  5. Развивать чувства патриотизма и интернационализма.
  6. Воспитывать учебную самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemtsy_v_gorode.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

План интегрированного урока (10-11 классы)

Тема: Немцы в России

(история и немецкий язык)

Цель: Использовать возможности межпредметных связей для совершенствования коммуникативной компетенции на старшей ступени.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей появления немцев в России и Златоусте; с тем, какой вклад они внесли в экономику, культуру  России.
  2. Учить читать текст с полным пониманием и с извлечением информации.
  3. Развивать навыки монологической речи.
  4. Расширять общий кругозор учащихся и страноведческие знания с опорой на межпредметные связи.
  5. Развивать чувства патриотизма и интернационализма.
  6. Воспитывать учебную самостоятельность.

План урока

  1. Начало урока
  1. Вступление учителя истории
  2. Контроль домашнего задания
  3. Задание: Прочитать текст на немецком языке и найти ответы на вопросы

 Обучение чтению с полным пониманием

  1. Вступление учителя немецкого языка
  2. Снятие языковых трудностей (слова на полях текста стр.71)
  3. Контроль понимания прочитанного текста
  4. Задание: На стр.72 найдите текст по заголовку текста и фотографиям предположите, о чем пойдет речь.
  5. Задание: Прослушайте сообщения из истории немецкой колонизации Поволжья. Примеры нужно будет найти потом в тексте – хронике на немецком языке.
  1. История российских немцев в Поволжье
  1. Контроль домашнего задания (сообщение ученика)
  2. Комментарий учителя
  3. Задание: Прочитайте хронику «Из истории российских немцев» на немецком языке. Найдите информацию о Поволжье.
  1. Обучение чтению с извлечением информации
  1. Чтение текста про себя
  2. Контроль понимания
  1. Немцы в Златоусте. Задание: Расскажите, что вы узнали о Златоустовских немцах
  1. Сообщения учащихся на русском языке
  2. Сообщения учащихся на немецком языке
  1. Закрепление изученного материала. Викторина
  2. Заключение. Подведение итогов

Ход урока

  1. Начало урока
  1. Вступление учителя истории

Россия и Германия издавна исторически связаны. За это время между двумя странами было все: и войны, и сотрудничество. В России проживает много этнических немцев.  Сегодня мы узнаем, как немцы появились в России. За время подготовки к занятию было проведено следующее:

1) Посетили Златоустовский краеведческий музей,

2) Посмотрели видеофильмы «Немцы в России»,

3) Приняли участие в научно-практической конференции «Немцы на Урале»,

4) Работали самостоятельно в библиотеках, подбирали материалы к сообщениям «Немецкая община в Москве», «История российских немцев в Поволжье», «Немцы в Златоусте».

Итак, что мы узнали?  История отношений России и Германии уходит глубоко корнями в средние века, когда в Новгороде проживали купцы Немецкой Ганзы.

Немецкая община Москвы прошла долгий путь от автономной Немецкой слободы XVI – XVIII вв. до этнической общности, глубоко интегрированной в экономическую и культурную жизнь древней столицы.

В XVII веке политика в отношении немецкого населения города определялась двумя противоречивыми факторами: православная церковь стремилась оградить русское население от влияния иностранцев-«еретиков», в связи с чем в 1643 году последовал указ о сносе лютеранских церквей в Москве. Но в то же время московские цари сознавали необходимость привлечения иностранных специалистов для модернизации разных сторон общественной жизни, прежде всего для создания армии по европейскому образцу. Это стремление нашло выражение в указе царя Алексея Михайловича 1652 года «Об отводе земли под строения на Немецкой слободе служилым немцам». Эта слобода была расположена за чертой города у впадения в Яузу ручья Кукуй. Большинство ее обитателей составляли военные, остальные были искусными ремесленниками – оружейниками, ювелирами, аптекарями и т. п., а также купцами.

Приглашенные на службу немцы не становились, как правило, подданными московских царей и сохраняли религию предков, но подчинялись русским законам. В допетровскую эпоху они служили главными проводниками европейской культуры в России. Первый театр в Москве, к примеру, был создан по инициативе лютеранского пастора Иоганна Готфрида Грегори (1631-1675), которому было поручено организовать и первую в России театральную школу. Многие реформаторские замыслы Петра I своим возникновением обязаны частыми визитами молодого царя в Немецкую слободу, которая, по выражению историка С. М. Соловьева, стала для него «ступенькой к Петербургу». Опорой для царя послужили полки «нового строя», сформированные на европейский лад при содействии офицеров из Немецкой слободы, прежде всего швейцарца Франца Лефорта, чье имя вошло в название одного из исторических районов Москвы.

Со второй половины XVIII века, особенно в годы правления императрицы Екатерины II, немки по происхождению, в Россию хлынул поток переселенцев из Германии, многие из которых осели в древней столице. Со временем сложились целые династии московских немцев, плодотворно трудившихся в новой стране обитания, которая стала восприниматься ими как вторая родина. Новый толчок к переселенческому движению в Россию дала эпоха наполеоновских войн, когда из разоренных обедневших германских княжеств в богатую дружественную империю приехали тысячи молодых энергичных людей, жаждущих сделать там деловую, военную или ученую карьеру.

  1. Контроль домашнего задания

- Расскажите, что нового и интересного вы узнали о вкладе немцев в экономику и культуру России?

Ответы:

  1.  Наследие, которое немцы оставили, - неотъемлемая часть российской истории. Тут можно назвать такие символы российской державности, как Кремлевские куранты, изготовленные в 1851-1852 годы на фабрике сельскохозяйственных машин братьев Ивана и Николая Бутенопов. Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата и храм Христа Спасителя, созданные по проектам и при участии зодчего Константина Тона (1794-1881).

Лев (Людвиг) Герасимович Кноп (1821-1894) содействовал тому, чтобы в России открылись более 120 прядильных и отделочных предприятий. Это про него говорили в народе: «Что ни церковь, то и поп, что ни фабрика – то Кноп».

В Москве торговый дом Кнопа владел Даниловской мануфактурой, изготовлявшей платочные ткани, и крупнейшей ситценабивной фабрикой. Оба предприятия, национализированные после революции, продолжают работать в российской столице.

  1. Особого упоминания заслуживает «Байер», один из крупнейших в мире химико-фармацевтических концернов, который пришел в Россию 103 года назад, уже через 13 лет после своего основания. В конце позапрошлого - начале прошлого века фабрика этой фирмы на Лужнецкой набережной Москвы-реки помимо красителей производила фотореактивы и лекарства, в том числе знаменитый аспирин. На предприятии действовали те же, что и в Германии, нормы социального обеспечения рабочих, резко отличавшиеся – естественно, в лучшую сторону – от порядков на большинстве российских фабрик: 9-часовой рабочий день, страхование от несчастного случая на производстве, оплаченные отпуска, премии за качественную работу. Поэтому рабочий люд Москвы стремился туда попасть.
  2. Наиболее влиятельную группу в составе московской немецкой общины XIX – начала XX века составляли предприниматели, сумевшие реализовать в России признанные деловые качества своей нации – трудолюбие, аккуратность и точность в расчетах.

Фирма Сименса имела филиалы в Москве и Петербурге, ею была получена концессия на электрическое освещение древней столицы и во время коронации Николая II в 1896 году устроена эффектная иллюминация центральной части города. Российский рынок был настолько притягательным для германских промышленников, что даже после Первой мировой войны Карл Сименс призвал своих коллег по бизнесу «не только сохранить этот географически притягательный рынок, но и проложить туда новые пути».

Помимо коммерции, немцы в Москве вели образовательную и педагогическую деятельность, содержали театры и увеселительные заведения, активно участвовали во всех сферах общественной жизни. «Матушкой Москвой» (Muetterchen Moskau) звали многие из них этот город, где поселились еще их отцы и деды. С Москвой связаны имена немцев по происхождению, ставших крупными государственными деятелями и подвижниками российской культуры, такие как граф Андрей Иванович Остерман (1686-1747), канцлер во времена императрицы Анны Иоанновны, ректор Московского университета Иван Андреевич Гейм (1759-1821), возродивший университет после пожара 1812 года, «святой доктор» Федор Петрович Гааз (1780-1853).  

  1. Переселенцы из Германии зачастую настолько глубоко проникались русским духом, что искренне считали себя коренными русаками. Германских кровей были такие вполне обрусевшие личности, как автор «Недоросля» Д. И. Фонвизин, друг Пушкина, поэт А. Дельвиг, генерал Барклай де Толли, шеф жандармского корпуса А. Бенкендорф.

  1. Актуализация опорных знаний и умений:

В тексте, который вы будете читать на немецком языке, найдите ответы на следующие вопросы:

- Кто из немцев приехал в Россию в средние века?

- Кто назначал немцев на важные государственные посты в России?

- Какой вклад немцы внесли в развитие России?

Эти же вопросы по-немецки

-Wer aus den Deutschen kam nach Russland im Mittelalter ?

-Wer besetzte verantwortliche Posten mit Deutschen ?

-Wie wirkten die Deutschen an der Entwicklung Russlands mit?

II.   Обучение чтению с полным пониманием

1. Вступление учителя немецкого языка

Сегодня мы будем работать с текстами из учебника «Hallo, Nachbarn!», специально разработанного для регионов России в сотрудничестве с институтом им. Гете г. Мюнхена.

(Учащиеся работают с текстом – план, II часть, 2-4)

  1. Задание: Прослушайте сообщения из истории немецкой колонизации Поволжья. Примеры нужно будет найти потом в тексте – хронике на немецком языке.

III.   История российских немцев в Поволжье

  1. Контроль домашнего задания (сообщение ученика)

История немецкой колонизации Поволжья восходит к царствованию Екатерины II, хотя, по единодушному утверждению многочисленных дореволюционных историков, эта идея зародилась еще раньше, при Елизавете Петровне.

А все началось с того, что в сороковых годах восемнадцатого столетия в аристократических кругах Европы разразился настоящий бум вокруг моды на женские одеяния из шелка. Женское шелковое платье стоило тогда целое состояние. Вот тут-то советники и подали Елизавете Петровне мысль: почему бы не организовать шелковое производство в России? Что же касается мастеров этого дела, то можно призвать их из Европы. Так было и решено, но смерть дочери Петра I задержала реализацию проекта.

Прошла четверть века, и новая российская императрица Екатерина II, взялась довести до конца задуманное. 14 октября 1762 года был обнародован указ, в котором повелевалось «раз и навсегда…без дальнейшего доклада»  принимать на жительство в Россию всех иностранцев. Этим самым императрица энергично принялась решать проблему заселения пустынных пространств в России. Всем переселенцам гарантировались: свобода вероисповедания, безвозмездная ссуда на обустройство дома и хозяйства, 30 десятин земли на семью, освобождение мужчин от воинской повинности и многое другое.

2. Комментарий учителя

Первые поселенцы появились на Волге в 1764 году, а уже через три года на ее берегах обосновалось 104 колонии, в которых жило около тридцати тысяч человек. Первыми переселенцами были выходцы не только из Германии, но и Швейцарии, Голландии, Дании, Франции, Скандинавии.

Жизнь первых колонистов не отличалась ни благополучием, ни порядком. Порученец Александра I тайный советник К. Габлиц, обследовавший в 1802 году состояние саратовских и самарских колоний, обрисовал увиденное самыми мрачными красками. Прошло еще 20-30 лет, когда о поволжских колониях стали писать, как о процветающем регионе Российской империи.

В середине позапрошлого столетия немецких колоний было уже 189, в них проживало около 250 тыс. человек, располагающих 871471 десятиной земли. Используя передовые агроприемы, колонисты собирали невиданные урожаи отборной пшеницы по 300-400 пудов с десятины (50-60 центнеров). В поволжских колониях обороты от хлебной торговли достигали десятков миллионов; появилось немало миллионеров, особенно среди колонистов-степняков.       

3. Задание: Прочитайте хронику «Из истории российских немцев» на немецком языке. Найдите информацию о Поволжье.

(Учащиеся работают с текстом, план, IV часть, 1-2)

V. Немцы в Златоусте.

Расскажите, что вы узнали о златоустовских немцах

1. Сообщения учащихся по теме «Немцы в Златоусте» (на русском языке)

1) Первые иностранные мастера, в основном немцы, прибыли в Златоуст 1809-1810 годах из Ижевского завода. Они были законтрактованы из Германии, Дании, Швеции несколькими годами раньше для устройства производства стальных изделий.

Заводом владел московский купец Андрей Андреевич Кнауф. Завод был в расстроенном состоянии. Кнауф хотел его укрепить приглашением соотечественников.

Прибывшие умели делать: разные долота и стругалы, топоры, шарнирные петли, тиски – воскотрубцы, каминные, сахарные и орешные щипцы, рессоры, клещи, ножницы садовые, портновские, дамские, гвозди и т.п. Тут были мастера литейщики, шлифовщики, якорные, кирпичные, а также мастера по изготовлению циркулей, кофейных мельниц.

Была организована фабрика, но изготовлению бытовых изделий. Смотрителем стал немец Гаврила Зак, главным управляющим Давыд Гильгер.

2) В 1814 г. в Златоусте по указу царя Александра 1 началось строительство оружейной фабрики. Для организации производства фабрика нуждалась в специалистах, знающих технологию изготовления холодного оружия. Царское правительство пригласило на Златоустовскую оружейную фабрик>' большое количество мастеров из Германии из городов Золинген и Клигенталь. Потомки этих мастеров до сих пор живут в Златоусте.

3)        Приглашенные в Златоуст иностранные мастера щедро оплачивались и находились на фабрике в привилегированном положении. Они обособленно жили в своей колонии, где имели дома, земельные наделы, школу, церковь и клуб.

4)        Иностранные мастера и подмастерья получали жалование в размере 600-2500 рублей в год. В то время как русские мастеровые, как правило, получали по 15 копеек в день. Рабочий день взрослых составлял 12 часов в сутки, подростков 8 часов.

5)        В 1815 г. в Златоуст прибыл известный, обладавший большим опытом украшения клинков золингенский мастер Вильгельм Николай Шаф с тремя сыновьями. Отец и старший сын Шафы до начала 1818 г. являлись единственными мастерами, украшавшими клинки на Златоустовской фабрике. Согласно условиям контракта с иностранными мастерами. Шафы обязаны были обучать русских мастеровых своему искусству. Однако они долгое время уклонялись от выполнения этого обязательства, стремясь как можно дольше сохранить свое монопольное положение. И только под настоятельным давлением директора фабрики Л.Ф. Фурмана, они были вынуждены приступить к обучению русских учеников.

  1. Сообщение учащихся на немецком языке

Wollen wir Brücken zu den Städten Klingenthal und Solingen bauen! Was können wir der Nachkommenschaft deutscher Meister über Slatoust heute erzählen?

Ich möchte über meine Heimatstadt Slatoust erzählen. Die Stadt wurde im Jahre 1754 gegründet. Das ist eine große Stadt im Tscheljabinsker Gebiet. Slatoust liegt in einer malerischen Gegend. Die Umgebung nennt man die Schweiz im Ural: bewaldete Berge, viele große und kleine Seen. Slatoust ist eine ideale Stadt für die Touristen. Warum? Na, denkt nur: man kann hier im Naturpark ,, Taganai’’ Schi laufen, durch wunderschöne Landschaften Wanderungen machen, die Natur bewundern.  

Der Sport ist in Slatoust traditionell populär- besonders Schilauf, Fußball, Boxen, Schwimmen, Schlittschuhlauf und Schachspiel. Die Stadtverwaltung schenkt große Aufmerksamkeit der Entwicklung des Sportes in der Stadt. Sie möchte auch Slatoust zu einem Touristenzentrum machen. Ich finde das toll! Die Stadt hat alte historische und kulturelle Traditionen. In einigen Museen kann man über die Geschichte der Stadt erfahren, z. B. im Landeskundemuseum. Viele Gebäude sind historische Denkmäler der russischen Architektur. Einige davon wеrden restauriert, z. B. das Gebäude der Waffenfabrik. Es gibt alte und neue Denkmäler, z. B. das Anosow-Denkmal, das Lenin-Denkmal, das Bashow-Denkmal und andere. Das Dramatheater ,,Omnibus’’ ist immer voll von Besuchern. Viele Gäste der Stadt bewundern nicht nur die malerische Natur, sondern auch die Sehenswürdigkeiten, z.B. den Kulturpalast ,,Metallurg’’, den Palast des Sieges , den Kirchturm Ioann Slatoust zu Ehren. Die Stadt hat einige Wahrzeichen. Das bekannteste Symbol ist die Gravüre.

Slatoust ist die Heimat vieler bekannter Persönlichkeiten. Unsere Landsleute L.Skoblikowa, A.Karpow, S.Ischmuratowa, N.Snytina, die Frauenwasserballmannschaft ,,Uralotschka’’ haben unsere Stadt weltberühmt gemacht. Und wir sind stolz darauf! Wir wollen auch, dass unsere Heimatstadt noch schöner und moderner wird.  

VI. Закрепление изученного материала.

1. Учитель истории:

В заключение мы проведем викторину «Что вы узнали из истории российских немцев?» Каждый получит карточки. С одной стороны написан вопрос, с другой - ответ. Вы должны друг другу задавать вопрос и услышать ответ. В случае незнания или неправильного ответа, зачитайте с карточки правильный ответ.

Викторина:

1. Назовите первых русских   учеников Шафов

Среди учеников Шафов были Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов и др.

2. Какое место в Златоусте называется «Фрейденталь»? Почему?

Это поляна за городским прудом в живописном сосновом бору. Здесь любили отдыхать собираться в выходные и праздники немцы. Они отдыхали, танцевали и пели

3.  Как раньше  называлась главная улица    города - улица    Ленина? Почему?

Большая  немецкая улица.  Верхняя ее часть была застроена казенными домами для немецких мастеров. Во второй   половине   XIX   века   здесь
был построен католический костел.

4.  Знаете   ли    вы,   откуда   пошло выражение «лодыря гонять»?

В Москве жил немец Х.К. Лодер, профессор медицинского

факультета Московского университета. Друг Гете и учитель великого русского хирурга Пирогова прославился на берегах Москвы-реки своей лечебницей искусственных минеральных вод, пациенты которой в перерыве между процедурами прогуливались по саду. Это дало жизнь поговорке «Лодера гонять». т.е бездельничать. А в искаженном виде в русский язык вошло слово «лодырь», т.е. лентяй.

5.Когда   и   в   связи   с   чем   стали переселяться немцы в Златоуст?

В1813-1814гг. в Златоусте строили оружейную фабрику и для работы приглашали специалистов из Германии, из Золингена и Клингенталя  

  1. Как называется место поселения   западноевропейцев в Москве?

Немецкая слобода

  1. Назовите фамилию художников-   оружейников из Золингена, работавших на Златоустовской оружейной фабрике

Шафы (отец и сыновья)

8. Когда и при какой императрице была образована колония немцев в Поволжье?

При Екатерине II в 1764 году

9. Назовите фамилии немецких предпринимателей, которые внесли большой вклад в экономику России

Кноп, Сименс, Байер, Феррейн, Штиглиц, фон Дервиз и др.

10. Какая династия правила в России и под какой фамилией?

Гольштейн-Готторпы под фамилией Романовых

  1. Заключение. Подведение итогов

               Подводя итог сегодняшнему уроку, мы приходим к выводу: русские и немцы органично дополняли друг друга. Какой же удивительной страной была Россия, если иностранцы, в том числе немцы, переселяясь в нее в поисках лучшей жизни, обретали тут вторую родину! Разве могли бы они в ином случае так охотно творить в русских традициях, воплощая национальную идею в памятниках искусства, приумножая материальные и духовные богатства нашей страны? Крайне важно всмотреться не только в недавнее, но и далекое прошлое российско-германских отношений. Чтобы, осмыслив их историю во всей полноте, уверенно продолжать лучшие традиции этих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история) по теме "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."

Интегрированное занятие, объединяющее предметы – музыка, история и ИЗОИдея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история  - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинар...

Интегрированный урок-презентация по математике "Недаром помнит вся Россия...."

Разработка представляет собой интегрированный урок  по математике и истории.Благодаря подбору математических заданий и сочетанию их с познавательной инф...

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Урок английского языка в 6 классепо теме "Что едят британцы"

Данная  разработка урока  предназначена для закрепления лексического материала по теме «Еда. Что едят британцы?» в 6 классе общеобразовательной школы. Параллельно на уроке  проводится р...

Урок английского языка в 9 классепо теме «Конфликты, пути их решения».

Урок английского языка в 9 классе по теме «Конфликты, пути их решения»....